Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют, как учатся дети в российской школе. Это огромный документ на минимум 60 страниц, в котором «стандартизировано» буквально все.
В этом году Минпросвещения опубликовало новую версию
ФГОС образца 2022-го года – изменилось многое.
Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Сегодня в документах прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике..
В документах отмечается, что ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями и пр.
Требования касаются следующих предметов: Русский язык, Литература, Иностранный язык, История, Обществознание, География, Математика (включая алгебру, геометрию, вероятность, статистику), Информатика, Физика, Биология, Химия, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности. Итого 16 учебных предметов
На данный момент считается, что принципиальным положительным отличием ФГОС – 3 от ФГОС – 2, это и есть наличие конкретных требований к конечному образовательному результату обучающихся в части освоения предметных и метапредметных результатов при их проверке, в рамках промежуточной и итоговой аттестаций
Принято считать, что ранее ФГОС практически никак не конкретизировал ни предметные результаты, ни тем более как их называют, компетентностные. Это то, что мы называем четырьмя группами УУД: личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными.
Не смотря на то, что во ФГОС – 3 достаточно подробно прописаны все конечные результаты освоения предметов по годам обучения, они тем не менее, относятся все к предметным. А то, что относится к результатам метапредметным, это по всей видимости придётся извлекать самим из того заложенного предметного результата, который предполагается проверять в рамках промежуточной и итоговой аттестаций.
Для начала нужно обратить внимание учителей на то, что все формулировки конечных предметных результатов, начинающихся со слов: уметь доказывать, оперировать понятиями, интерпретировать и т. п., это уже можно всё отнести к метапредметным образовательным результатам.
Здесь можно отметить, что это (получение результата и его проверка) распространяется и на внеурочную деятельность обучающихся, главной задачей которой является формирование метапредметных образовательных результатов в виде УУД. Пока можно сослаться на удачный пример того, что в рамках предметной деятельности, к примеру по физике или биологии ученики должны выполнить
лабораторную работу.
Эту же работу, возможно в сильно упрощенном варианте и с видоизменёнными целями можно предложить обучающимся на внеурочном занятии. Это может стать хорошим примером преемственности урочной и внеурочной деятельности при освоении предметного
содержания на уроке и выполнении ученического исследования на внеурочном занятии.
Разъяснения по вопросам изучения информатики
НОО | ООО | СОО |
Нет в обязательной части учебного плана | 5-6 классы - Нет в обязательной части учебного плана | - базовый уровень – 1 час в неделю; |
Задача #1.
Повышение качества физико-математического и естественнонаучного образования
Задача #3.
Популяризация физико-математического и естественнонаучного образования
Задача #2.
Повышение уровня мотивации обучающихся и педагогов в области физико-математического и естественнонаучного образования
В отношении математики: очень бедно выглядит исторический материал.
Изучение математики в культурно-историческом контексте даёт понимание математики, как части человеческой культуры, делает математику интересной и привлекательной для изучения, даёт лучшую связь изучаемого материала с жизнью, чем задачи про электрические счётчики и кредиты.
- требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – Программа); - требования к структуре освоения основной образовательной программыосновного общего образования; - требования к условиям освоения основной образовательной программыосновного общего образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.