30.01.24. РЯ/обучение письму/, 1 класс. Тема: «Обобщаем знания о согласных звуках».
Цели: закрепить умение распознавать согласные звуки в слове по их существенным признакам; развивать умение проводить звуко – буквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию; отрабатывать умение чётко произносить отдельные звуки в составе слова; воспитывать любовь к предмету.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся обозначать согласные звуки буквами; наблюдать над изобразительными возможностями согласных звуков в художественной речи; соотносить полученный результат с образцом; строить логические цепи рассуждений.
Ход урока
I. Организационный момент
Подготовка к письму. Проговаривание хором:
- Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою, ручку я вот так держу!
Разминка для пальчиков:
- Этот пальчик в лес пошёл.
Этот ягодку нашёл.
Этот ягодку сорвал.
Этот с сахаром смешал.
Этот сел, всё съел, оттого и потолстел!
II. Актуализация знаний
1. Чистописание
Письмо элементов букв.
2. Орфоэпическая работа
Читает учитель:
- Пугал крестьян окрестных сёл
Паривший в воздухе осёл.
- Что означают слова «паривший в воздухе»? Может ли осёл парить в воздухе? Что я заменила в последнем слове? (Неверно произнесён звук.) Не осёл, а орёл.
- Что вы знаете о звуках? (Они слышатся, их больше, чем букв, бывают гласные и согласные.)
- Какие звуки поменялись? ([ C’]и [ Р’]).
- Что вы можете о них сказать? (Оба звука согласные, мягкие; один – глухой, другой – звонкий.)
- Сегодня на уроке мы поговорим о согласных звуках и буквах. Какую особенность имеют согласные звуки при произнесении? ( Во рту эти звуки встречают преграду, поэтому они состоят из шума или шума и голоса.)
« Доскажи словечко»
- Согласные звуки бывают глухие и … звонкие, твёрдые и … мягкие, парные и … непарные.
3. Упражнение по развитию речи. Буква «потерялась».
- Послушайте объяснение.
- Какая разница между звуками и буквами? (Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы пишем, видим.)
Буква – это обозначение звука на письме.
Упражнение по развитию речи. Буква «потерялась».
а) Тает снег, течёт ручей,
На ветвях полно врачей. (Грачей.)
б) Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку. ( Корку.)
в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (На коне.)
г) Пугал крестьян окрестных сёл
Паривший в воздухе осёл. (Орёл.)
III. Орфографическая работа
- Запишите слова: осёл, конь, коза.
- Что общего в этих словах? (Это домашние животные. В словах по четыре буквы. В каждом слове две согласные буквы.)
- Определите количество звуков в каждом слове. Найдите слово с наименьшим количеством звуков. ( Конь - в слове три звука, т.к. мягкий знак звука не имеет).
Физкультминутка.
IV. Продолжение работы по теме урока
Запись слов в тетради.
Коза, козёл, козлик, козлята.
- Вы видите, что звуки в словах не всегда совпадают с буквой.
- Поставьте в каждом слове ударение. Выделите в словах общую часть – корень. Какое слово из этих мы выберем для проверки безударной гласной в корне.
- Синим карандашом подчеркните в словах буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки.
– Зелёным карандашом подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
- Как можно обозначить мягкость согласных звуков на письме? (При помощи гласных букв и ,е ,ю ,я, ё и ь.
V. Рефлексия
- Почему нужно чётко произносить согласные звуки?
(От этого зависит смысл слов.)
V. Подведение итогов урока.
- Что нам сегодня помогало общаться? (Речь.)
- Какую речь мы используем, когда говорим или слушаем? (Устную.)
- В каких случаях мы используем письменную речь? (При письме и чтении).
- Похвалите себя за хорошую работу на уроке!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.