Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»
Бабак Елена Владимировна
учитель биологии высшей квалификационной категории
МКОУ ООШ № 6, с. Донское, Труновский район, Ставропольский край.
Тип урока: систематизации и обобщения изученного материала.
Методы обучения: репродуктивный, исследовательский
Формы контроля: индивидуальный опрос, работа в группе по карточкам, выполнение исследовательских работ.
Цель: Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов
Предметных: |
1. Формирование
общенаучных знаний: |
|
- создать условия для
участия обучающихся в формировании целей и задач урока; |
Личностных: |
Создание
условий для : |
Оборудование: иллюстрации по теме урока, раздаточный материал, учебники.
Структура урока:
• Организационный момент (1 мин)
– Приветствие
– Подготовка аудитории к работе
– Наличие учащихся
• Этап подготовки учащихся к активной умственной деятельности (4 мин.)
• Этап обобщения и систематизации изученного материала (35 мин.)
• Подведение итогов работы, сообщение домашнего задания (5 мин)
Презентации Power Point.: 10 слайдов.
Тема: «Анализаторы – щупальца мозга». Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»
Этап |
Время |
Содержание речи и деятельности учителя |
Деятельность учащихся |
Дидактические задачи |
Показатель результата решения задачи |
Организационный момент. |
1 мин. |
-Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на уроке биология. У вас на столах оценочные листы, которые вы должны заполнить на уроке. |
- Здравствуйте.
|
Организация учащихся к уроку |
Готовность к уроку. Создание эмоционального настроя. |
Подготовка к активной умственной деятельности. · Объявление темы и цели урока
§ Мониторинг знаний учащихся (Приложение 1)
· Актуализация и знаний
|
1 мин.
2 мин.
1 мин.
|
Какие чудеса света вы
знаете?
А я знаю иные чудеса света,
и их тоже 7! Слышать пение птиц О чем же сегодня мы будем вести разговор?
Сегодня у нас состоится обобщающий урок по теме: «Анализаторы- щупальца мозга». Взаимодействие и взаимозаменяемость». Кому пренадлежат эти слова? Почему И.П. Павлов так считал?
Какова же цель сегодняшнего урока? (открываю слайд с целью урока)
Ребята, сейчас вы получите листочки с перечнем знаний, которые у вас должны быть сформированы в ходе последних уроков по теме «Анализаторы».
Время подошло к концу, мониторинги уберите на край парты, в конце урока мы к ним вернёмся.
Я предлагаю вам ответить на вопросы:
|
Учащиеся перечисляют чудеса света.
Учащиеся формулируют тему урока.
Ответы учащихся: И.П. павлов. С помощью анализаторов мы получаем информацию об окружающем нас мире.
Учащиеся формулируют цель: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов.
Учащиеся работают с мониторингом.
Ученики убирают мониторинг на край стола.
Ответы учеников: 1. Зрительный, вкусовой, слуховой, обонятельный. 2. Составляющие анализаторов одинаковые: рецепторы, нервные пути, определённые зоны коры полушарий большого мозга. 3. Отличие – воспринимают разные раздражения – звуковые волны, температуру, яркость и т. п. |
Настраиваю детей на серьёзную и вдумчивую работу. Создаю направленность учебной деятельности.
Воспитание самостоятельности, ответственности, адекватной самооценки.
Актуализация знаний, погружение в урок.
Настраиваю детей на серьёзную и вдумчивую работу.
|
Организация внимания учащихся.
Выявление пробелов в знаниях по теме «Анализаторы», с последующей ликвидацией обнаруженных «недостатков».
|
· Этап обобщения и систематизации изученного материала.
- Индивидуальная работа учащихся
- Групповая работа на местах
· Этап самостоятельной творческой деятельности.
· Опережающее задание.
Динамическая пауза.
· Этап самостоятельной творческой деятельности.
· Просмотр видеофрагмента.
· Формулировка совместного вывода.
· Подведение итогов занятия.
|
5 мин.
|
Выполнить компьютерное тестирование (2 уч-ся)
Пока ваши одноклассники выполняют тестирование, остальным предлагаю выполнить в группах предложенные задания.
Время работы по карточкам подошло к концу. Проведем проверку заданий в группах.
Каждой группе накануне урока было дано задание подготовить и провести исследование по изучению работы различных анализаторов. Давайте начнем с органа зрения.
А какую информацию, помимо зрительной может дать человеку глаз?
Закройте глаза. Поднимите руки вверх, хорошо потянитесь. Опустите одну руку вниз. Поменяйте руки местами. Повторите несколько раз. Поставьте руки напояс. Поверните туловище вправо, влево. Повторите несколько раз. Откройте глаза. Благодаря какому анализатору мы могли ощущать положение своего тела в пространстве.
Прошу принять позу как на слайде и постоять 16 секунд. Это был тест на работу какого анализатора?
А теперь предоставим слово представителям второй группы.
Прошу провести исследовательские работы 3 и 4 группе.
Итак, дорогие друзья, мы с вами провели эксперименты, а так же заслушали сообщения, посмотрели видеофрагмент. Какой вывод мы можем сформулировать?
Такое взаимодействие и взаимозаменяемость органов чувств свидетельствует о неисчерпаемых и до конца не познанных возможностях организма.
Дорогие друзья, наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам опять взять мониторинг и поработать с ним. Возможно, ваши пустые ячейки сейчас будут заполнены, т.к. в ходе сегодняшнего урока вы получили ответы на вопросы, на которые в начале урока затруднялись ответить.
Поднимите руку вверх те, у кого уменьшилось количество пустых ячеек. Передайте пожалуйста мониторинг и оценочные листы.
|
ученики выполняют компьютерное тестирование.
1 группа разгадывает кроссворд; 2 группа дополняет таблицу; 3 группа выполняет задание на соответствие 4 группа готовит сообщение о строении глазного яблока по макету.
Ответы учащихся.
Учащиеся 1 группы проводят исследовательскую работу. По результатам эксперимента учащиеся формулируют вывод.
Сообщение уч-ся о иридодиагностике.
Благодаря мышечному чувству.
Органа Равновесия.
Учащиеся проводят исследовательскую работу. По результатам эксперимента учащиеся формулируют выводы.
Ученики формулируют вывод: «В организме человека органы чувств работают согласованно, повреждение одних органов чувств может быть компенсировано за счёт других»
Учащиеся работают с мониторингом.
Те ученики, у кого в мониторинге произошли изменения поднимают руку и отвечают на вопрос учителя.
|
Индивидуальное задание позволяет включить в активную работу учеников, которые имеют средний или низкий уровень развития произвольного внимания и слуховой памяти.
Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний и обобщённых понятий по теме «Анализаторы».
Осуществляется дифференцирован ный подход.
Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность, организационная деятельность)
Формирование умения самостоятельно работать с источниками информации и ИКТ- компетенции.
Снятие эмоционального и физического напряжения.
Актуализация знаний.
Эксперимент позволяет активизировать внимание и переключиться с одного вида деятельности на другой. Формируется интерес к предмету
Активизация умственной деятельности учащихся.
Анализ успешности достижений цели урока каждым учеником.
|
Проверка объёма и качества усвоения материала отдельными учениками.
Умение учащихся общаться на заданную тему, делать выводы.
Создание положительного климата.
Правильность и осознанность ответов ученика в процессе беседы
Понимание материала учащимися.
Актуализация знаний полученных на уроке.
Мотивация на дальнейшую деятельность |
|
|
|
|
|
|
Литература:
Интернет-сайт: Фестиваль «Открытый
Приложение 1
Фамилия, имя_______________________ Мониторинг знаний учащихся
|
Приложение 2
Анализатор |
|
Локализация рецепторов |
Зрительный |
Кончики пальцев |
|
Слуховой |
Слизистая оболочка языка |
|
Кожно-мышечный |
Верхняя часть носовой полости |
|
Вкуса |
Полукружные канальцы |
|
Равновесия |
Сетчатка глаза |
|
Обоняния |
Перепончатый лабиринт |
Органы чувств |
Анализаторы |
Вкуса |
Вкусовые рецепторы вкусовой нерв вкусовая зона коры |
|
Сетчатка зрительный нерв зрительная зона коры |
Слуха |
|
|
Мешочки и полукружные каналы внутреннего уха слуховой нерв кора больших полушарий, средний мозг, мозжечок |
Обоняния |
|
|
Осязательные рецепторы нервы кора больших полушарий |
По горизонтали:
1.Одно из чувств, с помощью которого человек воспринимает окружающий мир на 90%.
2. Единая система, состоящая из рецепторов, проводящих путей и чувствительных зон коры полушарий.
3. Наружный покров тела, в котором находятся тактильные рецепторы.
8. Фоторецептор, обладающий высокой чувствительной к свету, но не различающий цвета
9. Одно из чувств, органом которого служит слизистая языка.
По вертикали:
4. Орган обоняния.
5. Передняя часть сосудистой оболочки глаза, в которой находятся клетки, содержащие пигмент и определяющие цвет глаза.
6. Орган слуха, реагирующий на звуковые волны.
7. Чувствительное образование,
воспринимающее раздражения и преобразующее их в нервные возбуждения. 10.
Прозрачная наружная оболочка глаза.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.