Обобщающий урок по теме «Русская литература XIX века»
Оценка 4.9

Обобщающий урок по теме «Русская литература XIX века»

Оценка 4.9
docx
06.04.2020
Обобщающий урок по теме «Русская литература XIX века»
7 класс.docx

 

Обобщающий урок по теме «Русская литература XIX века»

Урок обобщения знаний и развития речи

Учитель Воротникова Ольга Григорьевна

 

Основное содержание урока: обобщение изученного в рамках темы «Русская литература XIX века».

Основные виды деятельности: работа с теоретическими понятиями (воспроизведение, систематизация и комментирование); различные виды пересказов, монологические рассказы о писателях и литературных героях. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования); игровые виды деятельности; ответы на вопросы викторины, решение кроссворда.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; способностей обучающихся к саморазвитию и самопознанию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать качество выполнения учебной задачи; овладение основами самоконтроля и самооценки.

Предметные: осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию.

Ход урока:

 

1. Вступительное слово учителя.

Знакомство с эпиграфом

Писать прекрасно — значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом.  Ж. Бюффон (французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель XVIII века).          

Эти слова французского ученого как нельзя лучше подходят к теме нашего сегодняшнего разговора – произведения русской литературы 19 века.

2. Объявление темы и целей урока.

Тема записана на доске:  «Литература — это совесть общества, его душа. Д. С. Лихачев». Слайд 3.

Цель нашего урока – не только вспомнить авторов, названия произведений, полюбившихся литературных героев, проверить свои знания, но и ещё раз соприкоснуться с творчеством русских писателей и поэтов, открыть для себя удивительный мир русской литературы 19 века, совершенствовать свои навык устного и письменного ответа на вопрос. 

3. Мотивационная беседа.

Познакомьтесь со значением слова «душа», которое дает словарь.

Слайд 4.

ДУША́

Женский род

1.     Внутренний, психический мир человека, его сознание.

"Предан душой и телом своему делу"

2.     То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

"Добрая д."

Какое значение слова для нашего разговора подходит больше?

4. Блок «Теория литературы»

Невозможно до конца понять литературное произведение, не владея знаниями в области теории литературы.  Фундаментом искусства слова является теория литературы и теоретико-литературные понятия. В рамках темы «Русская литература 19 века» мы с вами в основном рассматривали понятия связанные с категорией рода и категорией жанра.

Заполните, пожалуйста, схему: Слайд 5.

Продолжите перечисление жанров. Слайд 6.

Эпос – рассказ, новелла…(очерк, повесть, роман, роман – эпопея)

Лирика – стихотворение, ода…(песня, послание, дума, элегия, эпиграмма)

Драма – трагедия, драма…(комедия, водевиль, фарс, трагикомедия, мелодрама, мистерия)

 

5. Литературные персоналии.

Основа литературы  – это, безусловно, личности авторов. Кто же эти великие и известные всем без исключения люди. К творчеству многих из них мы обращались не впервые, ваши знания пополняются каждый год.

Итак, биография какого автора произвела на вас наибольшее впечатление и почему? (ответы с комментированием вступительных статей, уточняющие вопросы)

Вы хорошо знаете биографии классиков русской литературы. Значит, вам не составит труда узнать их по портрету.

Работа с портретами (презентация) Слайд 7

У каждого из этих авторов был  свой родной дом.

Вспомните, кому принадлежало имение Спасское-Лутовиново? Ясная Поляна? Красный рог? Кто из авторов, о которых мы говорим, родился в Москве? А кто был коренным петербуржцем? (ответы ребят)

На уроках мы говорили о биографиях писателей. Предлагаю вам решить кроссворд, вспомнив материалы уроков. Слайд 8 - 9

Кроссворд по предмету литературе - на тему 'Биографии писателей'

По горизонтали
3. Кто воспитывал М. Ю. Лермонтова
5. Какое природное явление очень пугало Н. В. Гоголя
7. Стихотворение М. Ю. Лермонтова об Отечественной войне 1812 года
8. В каком имении Пензенской губернии провел свое детство М. Ю. Лермонтов
10. Фамилия прадеда
А. С.Пушкина по материнской линии
12. Имя няни
А. С.Пушкина

По вертикали
1. Город в котором родился А. С.Пушкин
2. Какой регион Российской Империи сыграл ключевую роль в творчестве М. Ю. Лермонтова
4. Страна - родина Н. В.  Гоголя
6. В каком журнале, основанном А. С.Пушкиным, печатались стихи М. Ю. Лермонтова
9. Имя матери Н. В. Гоголя
11. В какую страну переехал И. С. Тургенев после окончания университета

Кроссворд по предмету литературе - на тему 'Биографии писателей'

6. Обзор содержаний литературных произведений

Установить соответствие между авторами и их произведениями:

1.А.С.Пушкин                                         А. «Злоумышленник»

2.Н.В.Гоголь                                            Б. «Медный всадник»

3. М.Ю.Лермонтов                                 В. «Русский язык»

4.Н.А.Некрасов                                       Г. «Детство»

5.И.С.Тургенев                                       Д.«Русские женщины»

6.Л.Н.Толстой                                         Е.«Вечера на хуторе близ Диканьки»

7.А.П.Чехов                                            Ж.«Как один мужик двух генералов….»

8.М.Е.Салтыков-Щедрин                       З. «Песня про царя Ивана Васильевича…»

 

1 –б

2 – е

3 – з

4 – д

5 – в

6 – г

7 – а

8 - ж

Групповая работа.

В составе малых групп (по три человека) вам необходимо подготовить короткую рекламу одной из книг.  Ваша реклама должна указывать на причины, по которым эта книга обязательно должна быть прочитана/ перечитана.

(Работа в группах) – 2 минуты.

Выступления групп – 2 минуты.

7. Презентация творческих работ.

Все эти произведения объединяет одно. Писателей 19 века волновала тема Родины, ее судьба.

Дома вы готовились к ответу на вопрос  «Какой предстает перед нами Россия на страницах книг русских писателей 19 века?». Думаю, что во время сегодняшнего урока у вас наверняка появились новые интересные мысли, которыми вам хотелось бы дополнить вашу работу. У вас есть 1 минута для того чтобы сделать это а затем мы проведем презентацию ваших эссе.

Выступления учащихся с презентацией эссе. Слайд 11

Анализ работ (при наличии времени) по вопросам:

·         можно ли сказать, что эссе начинается с яркой запоминающейся фразы?

·         сформулирована ли автором собственная позиция/мысль?

·         присутствуют ли в тексте примеры, иллюстрирующие авторскую мысль?

·         ясен ли вывод, который делает автор?

·         можно ли назвать авторскую речь грамотной, яркой, образной?

4. Заключительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы еще раз убедились в том, насколько богата и разнообразна русская классическая литература. В каждом произведения каждого автора мы можем найти огромное количество удивительных образов, прекрасных идей и глубоких размышлений. Безусловно, классики русской литературы XIX века - уникальные личности, великие художники и просто хорошие люди. Об этом нам рассказали их произведения. Надеюсь, что в вашей памяти эти авторы, их герои и сюжеты останутся навсегда, как образ прекрасного, гармоничного, уютного дома, в который всегда хочется вернуться.

 

5. Подведение итогов.

Слайд 12

К. Г. Паустовский писал: «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».

Я надеюсь, что произведения, которые мы вспоминали сегодня, станут вашими настоящими друзьями.

6. Задание на дом.

Напишите сочинение – рассуждение, взяв в качестве темы эпиграф урока, а качестве аргументов 2 -3 произведения русских писателей 19 века.

   


 

Скачано с www.znanio.ru

Обобщающий урок по теме «Русская литература

Обобщающий урок по теме «Русская литература

Мотивационная беседа. Познакомьтесь со значением слова «душа», которое дает словарь

Мотивационная беседа. Познакомьтесь со значением слова «душа», которое дает словарь

Вспомните, кому принадлежало имение

Вспомните, кому принадлежало имение

Обзор содержаний литературных произведений

Обзор содержаний литературных произведений

Выступления групп – 2 минуты. 7

Выступления групп – 2 минуты. 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020