Обобщающий урок
Оценка 4.6

Обобщающий урок

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
24.03.2017
Обобщающий урок
Обобщающий урок по теме: Неметаллы. Урок - игра.Наше учебное занятие посвящено тренировке и применению полученных знаний. Так же, как в жизни и спорте, тренировки укрепляют мышцы и мысли. Всё больше людей в наше время уделяют внимание укреплению своего физического, интеллектуального и духовного состояния. А для этого нужны специальные помещения, где можно потренироваться, культурно отдохнуть, набраться сил для последующей работы. Вот мы решили организовать свой химический фитнес – клуб и на правах его учредителя приглашаем вас на его презентацию! Уважаемые гости! Приветствую вас от лица организаторов химического фитнес – клуба “Неметаллы”. Наш клуб специализируется на оказании следующих услуг: укрепление красоты предмета химии, развитие мыслительных действий, совершенствование умения проводить эксперимент. А вы ещё не догадались, почему мы выбрали такое название Обобщающий урок по теме: "Неметаллы"
обобщающий урок по теме Неметаллы.docx

Обобщающий урок  по теме: "Неметаллы". (Химический фитнес-клуб)

Тип урока: урок-игра, обобщающий.

Цели урока:

·         Образовательная обобщить знание химических свойств неметаллов и их соединений, знание качественных реакций, закрепить умение составлять уравнения реакций в ионной и молекулярной форме, определять окислительно-восстановительные реакции и составлять для них электронный баланс.

·         Развивающая – развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся, формирование ключевых компетенций и универсальных способов действия.

·         Воспитательная – формирование научного мировоззрения и коммуникативных способностей обучающихся.

Задачи урока:

1.     Развитие умений в применении ранее полученных знаний.

2.     Развитие умений в установлении причинно-следственных связей.

3.     Расширить кругозор обучающихся, совершенствовать представления о физических и химических свойствах неорганических веществ - неметаллов.

4.     Закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать; создать условия для развития умений работать в группе.

Оборудование – мяч; видеоопыты, “Демонстрационный химический эксперимент”; путеводители; наклейки “Почётных членов клуба” - светлячки; растворы: фосфата натрия, нитрата серебра, пробирки; карточки с заданиями; плавленые сырки; видеомагнитофон или ПК с медиапроектором, запись с торжественной музыкой.

Ход урока:

Девиз урока:

"Жить - значит узнавать". Д.И. Менделеев

"Знать - значит победить!" А.Н. Несмеянов

"Просто знать - ещё не всё, знания надо уметь использовать" И. В. Гёте

 

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня вам предстоит участвовать в необычном уроке по изучению одной из самых необычных, загадочных и мистических наук на свете. Эта наука – химия.

Мы попробуем в игровой форме  проверить наши знания по неорганической химии.

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? 
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. 

Наше учебное занятие посвящено тренировке и применению полученных знаний. Так же, как в жизни и спорте, тренировки укрепляют мышцы и мысли.

Всё больше людей в наше время уделяют внимание укреплению своего физического, интеллектуального и духовного состояния. А для этого нужны специальные помещения, где можно потренироваться, культурно отдохнуть, набраться сил для последующей работы.

Вот и я решила организовать свой химический фитнес – клуб и на правах его учредителя приглашаю вас на его презентацию! (Звучит торжественная музыка).

Уважаемые гости! Приветствую вас от лица организаторов химического фитнес – клуба “Неметаллы”. Наш клуб специализируется на оказании следующих услуг: укрепление красоты предмета химии, развитие мыслительных действий, совершенствование умения проводить эксперимент.

А вы ещё не догадались, почему мы выбрали такое название

Обобщающий урок  по теме: "Неметаллы"

У каждого из вас есть путеводитель, в нашем клубе работают: конференц-зал, бар, видеосалон, тренажёрный зал.

Просим вас описывать свои впечатления после посещения каждого помещения и оценивать в баллах уровень своей подготовленности, в конце занятия каждый сможет выполнить самооценку.

1. Прежде чем приступить к нагрузке, проведём разминку .

Я задаю вопрос, кто знает ответ, поднимает руку и отвечает, за правильный ответ вы получаете бал.

Один из этих двух элементов в виде простого вещества хорошо горит, а другой - поддерживает горение, а их соединение пригодно для тушения огня?

(Это водород и кислород, которые вместе образуют воду)

Аллотропное видоизменение какого элемента пахнет чесноком?

(Это белый фосфор)

Какое простое вещество-неметалл издавна включали в состав мазей для лечения кожных заболеваний?

(Это сера)

В атмосфере какого газа-неметалла хранят старинные рукописи?

(Этот газ азот)

Это простое вещество используют для очистки воды и воздуха от нежелательных примесей, для удаления сивушных масел из спирта.

(Это активированный уголь)

Каким элементом богата морская капуста - ламинария?

(Этот элемент - йод)

Из этого вещества при высоких температуре и давлении получают искусственные алмазы?

(Это вещество - графит)

Какое простое вещество обладает способностью светиться в темноте?

(Это белый фосфор)

Без этого элемента немыслима жизнь на Земле, ему обязана своим существованием органическая химия, в природе он существует в трёх лицах. О каком элементе идёт речь?

(Это углерод)

Образованное этим элементом простое вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему. О каком веществе идёт речь?

(Это хлор)

Этот неметалл издавна употребляли для отбеливания тканей, изготовления лекарственных препаратов, чернения оружия и приготовления чёрного пороха. О каком неметалле идёт речь?

(Это сера)

Второй элемент по распространённости в земной коре, в свободном виде в природе не встречается, его соединения входят в состав растительных и животных клеток, некоторые организмы обладают способностью его накапливать. Что это за элемент?

(Этот элемент кремний)

Первенство открытия этого химического элемента принадлежит китайскому учёному VIII века Мао-хао, который за 1000 лет до Лавуазье установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание. О каком газе идёт речь?

(Этот газ кислород)

Эту аллотропную модификацию серы можно получить в виде нитей.

(Пластическая сера)

Этот неметалл считается самым активным среди всех неметаллов.

(Это фтор)

Какой химический элемент называют "элементом жизни и мысли"?

(Это фосфор)

Оставьте свои отзывы в путеводителе и произведите самооценку.

2. А теперь проследуем в конференц-зал. Сегодня по поручению Совета директоров фитнес – клуба будут проведены выборы почётных членов клуба. Для того, чтобы стать ими, нужно правильно ответить на вопросы и получить особый знак отличия. (Наклейки с элементом - неметаллом).

Провести сравнительную характеристику неметаллов на примере углерода, азота, серы и хлора. Каждая группа получает таблицу и заполняет один столбец (по жребию) и совместно проверяем.

Параметры сравнения

Углерод

Азот

Сера

Хлор

Электронная схема

Возможные степени окисления

Химическая связь

Агрегатное состояние

Формула летучего водородного соединения

Формула высшего оксида

 

Вывод: для атомов неметаллов характерны четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне, тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, атомы элементов-неметаллов способны как принимать электроны, проявляя окислительные функции, так и отдавать их, проявляя восстановительные функции.

Неметаллы имеют 2 типа кристаллических решёток:

- молекулярные ( O2, O3, N2, Cl2),

- атомные (алмаз, графит).

Для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь.

Оставьте свои отзывы в путеводителе и произведите самооценку.

3. После полученной умственной и физической нагрузки, рекомендуем посетить наш бар. 

Вам нужно приготовить коктейли из выданных веществ.

Для этого вам необходимо вспомнить как доказать присутствие галогенидов в растворе ( с помощью раствора нитрата серебра).

1. Катионы серебра реагируют с хлорид - ионами с образованием белого осадка хлорида серебра.

2. Катионы серебра реагируют с бромид - ионами с образованием желтоватого осадка бромида  серебра.

3. Катионы серебра реагируют с иодидами - ионами с образованием желтого  осадка иодида  серебра.

Оставьте свои отзывы в путеводителе и произведите самооценку.

4. А теперь посетим видеосалон. Сегодня вашему вниманию предлагается демонстрация учебного видеоопыта.  Просмотрев их, одна половина класса пишет первую реакцию, а другая половина - вторую.

Оставьте свои отзывы в путеводителе и произведите самооценку.

5. Чтобы ваши знания были прочными, а вы уверены в них, как и в спорте, вам нужна тренировка. Но каждый понимает, что уровень его химической подготовки разный. Наш комплекс тренировочных упражнений позволит каждому выбрать свой уровень нагрузки (по самочувствию). Если кому то необходимо, вы можете обратиться за помощью к тренеру.

Образец карточки для каждого ученика:

ХИМИЧЕСКИЙ ФИТНЕС-КЛУБ

“Неметаллы”

ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ

Пусть эти превращения
Дадут вам уравнения.
Красный фосфор я сжигаю,
К дымку воду приливаю.
Проверяю лакмусом,
Станет сразу красным он!
Добавим натрия гидроксид - 
Цвет фиолетовый в колбе возник,
Потом получаю фосфат серебра,
Цветом - лимонная кожура.
Растворяю осадок жёлтый
Добавлением кислоты азотной.
И на доске превращения эти
Вы запишите, умные дети!

Ответ: Генетический ряд фосфора выглядит следующим образом:

P => P2O=> H3PO=> Na3PO4 => Ag3PO4 => H3PO4

1) 4P + 5O2=>2P2O5

2) P2O5 + 3H2O=>2 H3PO4

3) 3NaOH + H3PO4=> Na3PO+ 3H2O

    3Na+ + 3OH- + 3H+ + PO3-=>3Na+ + PO3- + 3H2O

    OH- + H+=> H2O

4)  Na3PO4 + 3AgNO3=> Ag3PO4  + 3 Na NO3

    3Na+ + PO3- + 3Ag+ + 3NO- => Ag3PO4 + 3Na+ + 3NO-

    PO43- + 3Ag+=> Ag3PO4

5)  Ag3PO+ 3HNO3=> H3PO+ 3AgNO3

И снова оставьте свои записи в путеводителе, оценив работу на этом этапе.

Наша встреча близится к концу. Оставьте свои отзывы в путеводителе и произведите самооценку.

Ребята, а с какими элементами очень любят взаимодействовать неметаллы? (с металлами)

Я взяла три элемента - металла, правда они не очень активные и хочу предложить вам подойти к золоту ребят набравшие   17-15   баллов "5", к серебру 14-12    баллов "4", к  железу менее 11  баллов "3".

Вы все потрудились сегодня на славу. Желаю, чтобы ваши мышцы и мысли были всегда прочными и надёжными.

Домашнее задание будет индивидуальным для каждого из вас. Обратившись к путеводителю, определите свои слабые места и дома доработайте материал по теме. А впереди вас ещё ожидают уроки с практическими заданиями, решением расчётных задач по теме, обобщения и систематизации знаний по теме и итоговый контроль. Чтобы лучше подготовиться к нему, необходимо правильно оценить свои знания и устранить выявленные пробелы. Желаю вам, чтобы ваша самооценка всегда совпадала с итоговой оценкой во время контроля знаний. А наш урок окончен.

Ребята, выходя из кабинета возьмите элемент со своим настроением, я думаю оно у вас не ухудшилось и улыбнитесь друг другу.


 

Обобщающий урок по теме: "Неметаллы"

Обобщающий урок по теме: "Неметаллы"

Мы попробуем в игровой форме проверить наши знания по неорганической химии

Мы попробуем в игровой форме проверить наши знания по неорганической химии

Этот газ азот) Это простое вещество используют для очистки воды и воздуха от нежелательных примесей, для удаления сивушных масел из спирта

Этот газ азот) Это простое вещество используют для очистки воды и воздуха от нежелательных примесей, для удаления сивушных масел из спирта

Какой химический элемент называют "элементом жизни и мысли"? (Это фосфор)

Какой химический элемент называют "элементом жизни и мысли"? (Это фосфор)

После полученной умственной и физической нагрузки, рекомендуем посетить наш бар

После полученной умственной и физической нагрузки, рекомендуем посетить наш бар

Ответ: Генетический ряд фосфора выглядит следующим образом:

Ответ: Генетический ряд фосфора выглядит следующим образом:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017