Обобщающий урок "Атмосфера"
Оценка 4.8

Обобщающий урок "Атмосфера"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
6 кл
25.01.2018
Обобщающий урок "Атмосфера"
Цель урока: Совершенствование ученических компетенций на основе изученного материала по блоку «Атмосфера». Задачи урока: 1. Определить уровень знания учащихся: - основных понятий, терминов и определений по теме; - состав атмосферы и её значения основных свойств воздуха, элементов погоды и климата; - приборов и способов изучения атмосферы и её элементов. 2. Сформировать и совершенствовать составляющие функциональной грамотности учащихся в области метеопрактики: - выполнять практические работы по характеристике элементов погоды (анализировать графики температур, розы ветров, диаграммы количества осадков, решать простейшие задачи); - объяснить причины образования ветра, облаков, атмосферных осадков. 3.Определить жизненно-важные аспекты атмосферы и выявить компетентностное отношение учащихся к пониманию значимости атмосферы для жизни и деятельности людей.
Урок Атмосфера.docx
Гаюк Н.А. – учитель географии КГУ «Школа­лицей №20 города Темиртау» Открытый урок по географии. План урока Класс:  6 Тема урока:  Обобщение по блоку «Атмосфера» ­ «Путешествие на воздушном шаре». Цель урока: Совершенствование ученических компетенций на основе изученного  материала по блоку «Атмосфера». Задачи урока: 1. Определить уровень знания учащихся:              ­ основных  понятий, терминов и определений по теме;              ­ состав атмосферы  и её значения основных свойств воздуха, элементов погоды и  климата;              ­ приборов и способов изучения атмосферы и её элементов.                2. Сформировать и совершенствовать составляющие функциональной грамотности учащихся в области метеопрактики:              ­ выполнять практические работы по характеристике элементов погоды  (анализировать графики температур, розы ветров, диаграммы количества осадков, решать  простейшие задачи);              ­ объяснить причины образования ветра, облаков, атмосферных осадков.              3.Определить жизненно­важные аспекты атмосферы и выявить компетентностное  отношение учащихся к пониманию значимости атмосферы  для жизни и деятельности  людей. Тип урока: обобщение знаний Структура урока:  1.Организационный момент. Мотивационный блок. 2. Повторение изученного материала. 3.Обобщение пройденного материала. Работа в группах (компетентностно­ ориентированные задания). 4. Итог работы. Оценивание. 5. Рефлексия. Мозговой штурм. Материально­техническое оснащение урока: нарисованный воздушный шар, схема  «Строение атмосферы», диаграмма «Состав воздуха», конверты с заданиями, маршрутные  листы. Ход урока 1. Орг.момент. Мотивационный блок. Каждому из нас хотелось бы подняться над землёй, чтобы с высоты птичьего полёта  посмотреть на свой дом, улицу, школу, степь.. У нас нет сейчас возможности осуществить реальный полёт, но мы можем сделать это в  своём воображении. Я приглашаю вас в путешествие на «воздушном шаре». Чтобы наше путешествие вам запомнилось, было увлекательным, вы должны показать свою  компетентность в решении  различных жизненно важных задач или ситуаций, которые  могут встретиться вам в путешествии….. Но, прежде, обратите внимание на свой маршрутный лист, именно в нём вы будете  предлагать решения, записывать свои ощущения и оценивать свои знания по баллам. Мы  будем делать 5 остановок, на каждой остановке вам будут предложены задания для  каждого участника группы. Все они разные, решать вы будете самостоятельно, но если вам  понадобиться помощь, вы можете обратиться к членам своей группы. Правильность  решения вы проверите в конце урока. Оценивать  себя будете по критериям, которые тоже  получите при проверке.  Я, верю, что вы обязательно справитесь со всеми испытаниями, которые встретятся у вас  на пути. А сейчас, запишите свои ожидания от нашего предстоящего путешествия. Все готовы к путешествию? Тогда в путь! 2. Повторение изученного материала. Отгадайте загадку: Он похож на одеяло. Им окутана Земля. Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало? Ни сложить, ни развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускает дождь и свет, Есть оно, а вроде нет? Воздух Какими свойствами обладает воздух? Подпишите на диаграмме названия газов соответственно их процентному содержанию в  воздухе: 78% – Азот,     21% – Кислород, 1%   Инертные газы,  0,03% ­   Углекислый газ,  0,01% ­   Водяной пар, примеси ( пыль, аммиак, сернистый газ)  Компонентом, какой оболочки Земли  является воздух? (Атмосфера) Космонавты говорят,  что атмосфера очень красива! Голубоватой нежной дымкой она как  бы окутывает землю. Люди всегда стремились к тому, чтобы познать атмосферу. ­ Ребята, давайте построим схему «Строение атмосферы».  Игра «Где я нахожусь» 1) Сейчас мы находимся в том месте, где при температуре 0 градусов масса 1куб. метра  воздуха равна 1кг 175г. (Тропосфера у поверхности Земли, т. е. на уровне моря). 2) Теперь вы находитесь на высоте, где температура воздуха ­ 6 градусов при температуре  у поверхности Земли 0 градусов. (Тропосфера на высоте 1 км над уровнем моря)      3) Вы успели достичь максимальной концентрации озона, где его плотность в 10 раз больше его плотности у земной поверхности. Не забудьте, что воздух здесь сильно разрежен.  ( Стратосфера на высоте около 25 км над уровнем моря) 4) Мы снова опустились – на этот раз туда, где температура воздуха, при нулевой  температуре у поверхности Земли, достигает ­18 градусов. (Тропосфера на высоте 3 км над уровнем моря) 5) Мы достигли максимальной для воздушного шара высоты ­ 40 км. Здесь 1куб. метр  воздуха весит всего 4 г. (Стратосфера) А представьте себе, что вдруг воздушная оболочка исчезла. Что же тогда произойдёт на  нашей планете?  Разница между дневной и ночной температурами на земной поверхности была бы  такой же, как на Луне.  Днём поверхность Земли от прямых солнечных лучей нагревалась бы до 120º С. При этом вода не только в реках и озёрах, но и в океанах от дневной жары полностью бы  испарилась.  Ночью, наоборот, температура понизилась бы до ­100°С.  Такую жару и холод ни растения, ни животные не выдержали бы, и всё вокруг  превратилось бы в пустыню.  Без воздуха атмосферы невозможно жизнь на Земле. Человек может прожить без  воздуха около 1 минуты. Молодцы, ребята! Так для чего же нам нужна атмосфера? Игра «Осколки». Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый – начало предложения, второй ­  конец предложения. Нужно собрать предложения. 1.Атмосфера рассеивает днём солнечные  лучи, 2.Атмосфера предохраняет 3.Озоновый экран защищает человечество 4.Без атмосферы был бы невозможен 5.Кислород необходим всем живым  организмам ночью не даёт Земле быстро охлаждаться. Землю от метеоритов. от избыточных ультрафиолетовых  излучений. круговорот воды. для дыхания. 1) Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи, ночью не даёт Земле быстро охлаждаться. Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днём и не остывает  ночью так сильно, как поверхность Луны. Если бы не было атмосферы, земная поверхность  нагрелась бы более чем на+50 градусов, а ночью остывала бы до – 100 градусов. Как  невидимое одеяло удерживает тепло. 2) Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов. Атмосферу называют бронёй планеты Земли, так как сотни метеоритов – небесных камней  – не долетают до Земли, сгорая в атмосфере. Особенно хорошо это видно в летнюю  звёздную ночь. В народе такие сгорания в воздухе метеоритов иногда называют  «падающими звёздами». Луна испытывает целую метеоритную «бомбёжку». 3) Озоновый экран защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений. Роль озона велика. Хотя его в атмосфере мало, а концентрация наблюдается на высоте 20  ­25 км (озоновый экран), он поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца, большая доза  которых губительна для организмов. 4) Без атмосферы был бы невозможен круговорот воды. 5) Кислород необходим всем живым организмам для дыхания. Сегодня в полёте вы ещё многое  вспомните  про атмосферу, ведь без необходимых знаний  легко угодить в неприятную историю. Так в 1862 году естествоиспытатель Джеймс Глеймер и его друг решили отправиться в  полёт на воздушном шаре в костюмах. Поднявшись на высоту 4 км, они потеряли сознание,  а когда шар благополучно спустился на землю, оказалось, что путешественники ещё сильно и обморозились. Интересно, почему это произошло с ними? (чем выше, тем холоднее; воздух сильно разряжен, дышать трудно) Надеюсь, что с нами такого не произойдёт. 3. Работа в группах (Компетентностно­ориентированные задания) 1 станция – ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА Успех полета на воздушном шаре во много зависит от погодных условий. Погода в свою  очередь определяется изменением температуры воздуха тропосферы.  А замечали ли вы, что зимой при сильной затянутости неба теплее, чем при безоблачной  погоде. Интересно, почему? (облака удерживают тепло) А знаете ли вы, что полюс жары на Земле лежит в районе ливийского города Триполи, на  севере Африки. Здесь 13 сентября 1922 года была зафиксирована температура +35° С.  Наряду с Триполи самым жарким местом на Земле по праву можно считать город Даллас в  Эфиопии (Африка), где средняя температура воздуха +34°С, и Долину Смерти в  Калифорнии (США). Здесь летом 1917 года 43 дня подряд температура воздуха превышала +49° С. Полюс холода Земли – станция «Восток» в Антарктиде. Здесь 21 июня 1983 года  температура воздуха понизилась до – 89,2°С. При таких низких температурах человек не  может находиться на улице даже в специальном защитном снаряжении больше 5 минут. Для того  чтобы наш воздушный шар поднялся вверх, вам необходимо выполнить первое  важное испытание: возьмите конверт под №1 (записано название станции), возьмите  карточки с заданиями и выполните его в своих маршрутных листах. №  участника 1 Задание  2 3 4 Задача: Температура над уровнем моря +27°С. Какая температура будет на  высоте 2 км? Установи соответствие: Описание 1)Расположен озоновый слой 2)Наблюдается редкое атмосферное явление ­  серебристые облака 3)Содержится наибольшее количество влаги 4)Воздух сильно разряжен, наблюдается его свечение  (полярные сияния) Подумай и объясни: почему температура меняется в течение суток и в  течение года? Установи последовательность: нагревание земли – солнце – нагревание  воздуха Название слоя А.. Тропосфера Б. Стратосфера В.Термосфера Г. Мезосфера 2 станция – ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА Мы продолжаем путешествие, и наш шар поднялся вверх.  Интересно, а почему поднимаются вверх воздушные шары? (воздух в шарах нагревается  при помощи газовой горелки, а тёплый воздух лёгкий) Во время путешествия на корабле «Бигль» Чарльз Дарвин часто делал остановки в  различных пунктах земного шара и обследовал их. Однажды на привале на одной из  высоких вершин спутники Дарвина были удивлены тем, что у них долго не варился  картофель, хотя вода в котле кипела. Картофель, пробыв долгое время в котле с кипящей  водой, оставался твёрдым. В чём же тут дело? (температура кипения воды зависит от  атмосферного давления. На высоте горных вершин атмосферное давление пониженное и  вода закипает при более низкой температуре. В данном случае, хотя вода и кипела,  температура была недостаточной, чтобы картофель сварился. Подобное явление в  Казахстане можно наблюдать высоко в горах Тянь­Шаня, Жунгарского Алатау,  Тарбагатая). Надеюсь, что эти знания вам пригодятся для выполнения заданий, которые лежат в  конверте №2. Только выполнив их, мы сможем полететь дальше. № участн. 1 2 3 4 Задание  Установи последовательность: понижение давления – нагревание воздуха –  нагрев земной поверхности. Задача: Определи, какое давление будет на высоте 300 м, если на уровне  моря оно равно 760 мм рт.ст.. Установи соответствие: Ясная морозная погода Сила, с которой столб воздуха давит на поверхность  Земли 10, 5 м 1 кг.33 г 760 мм рт.ст. 1 мм рт.ст Нормальное атмосферное давление Подумай и объясни: в какой части отмечается самое низкое атмосферное  давление и почему? Высокое давление 3 станция – ВЕТЕР Вот мы и полетели по воздушному океану. Какая красота открывается сверху. Мы  набираем скорость и летим всё быстрее и быстрее. Воздушный океан никогда не бывает спокойным, воздух находится в постоянном  движении. Вы конечно, сразу догадаетесь о каком атмосферном явлении написал С  Маршак Сегодня старый ясень сам не свой – Как будто странный сон его тревожит. Ветвями машет, шевелит листвой, А почему – никто сказать не может. Ребята, а вы что ответите на это «почему»? (Ветер) Во время войны один из городов находился в оккупации. Немцы установили в городе  жёсткий контроль. Но несколько дней с неба на улицы города падали листовки, в которых  рассказывалась правда о победах советских войск на фронте. Немцы сбились с ног, но  найти виновника не могли. Самолётов в небе не было. Как выяснилось позже, это сделал  мальчик по заданию партизан. Он использовал заводскую трубу. Как вы думаете, как ему  удалось распространить листовки?(Он использовал разницу в атмосферном давлении,  которая существует между топкой и вершиной трубы.  В трубе воздух движется снизу  вверх. Внизу давление высокое, а наверху – низкое. При подъёме на 10 м атмосферное  давление понижается на 1 мм рт.ст. Мальчик сложил в топку стопку листовок, и  воздушный поток поднимал вверх по трубе по одной листовке) Возьмите конверт №3, достаньте свои задания и выполните их. №  участника 1 2 3 Задание  Подумайте и объясните: в чём сходство и различие муссона и бриза Установи последовательность:   образование ветра  ­ разница в нагревании моря и суши   ­  разница в  давлении Задача: заполни схему бриза 4 Установи соответствие: В каком случае ветер будет дуть сильнее,  и в каком направлении: 753 мм рт.ст      763 мм рт.ст 769 мм рт.ст.      769 мм рт. ст. 763 мм рт.ст.       764 мм рт. ст. 753 мм рт.ст.        770 мм рт.ст. 4 станция – ВОДЯНОЙ ПАР И ОБЛАКА Красота и причудливость облаков всегда вызывали восхищение людей, будоражили их  воображение. Очень красиво пишут  об облаках поэты: Облака, облака, Пышные  и белые, Расскажите, облака, Из чего вас делали? Может вас, облака, Делали из молока, Может быть, из мела, Может быть из ваты? Может быть, из белой, Из бумаги мятой? Как вы думаете, почему Даль в своем толковом словаре дал такое определение облаку;  «Облако – туман в высоте?»(Как и туман – облако это скопление водяных капель, но  находящихся на значительной высоте, на земной поверхности). Какие опасности могут подстерегать путешественников на воздушном шаре при встрече с  кучево­дождевыми облаками. Какие меры предосторожности следует соблюдать? (Если потоки нагревающего воздуха  поднимаются быстро, то кучевое облако быстро разрастается в высоту, основание  становится темным, готово брызнуть дождем). Недавно прошёл дождь. Крыши домов мокрые, на дорогах большие лужи. Но вот появилось солнышко, подул ветер и всё уже высохло. Интересно, куда же исчезла дождевая вода?  (она превратилась в водяной пар). А знаете ли вы, что воздух в пустыне такой сухой, что свежий хлеб за один день  превращается в сухарь. Газета, привезённая утром, к вечеру так высыхает, что ломается на  куски. Интересно, а какая влажность воздуха сейчас в воздухе. И это можно узнать, решив  задания из конверта № 4. №  участника 1 2 3 4 Задание  Кучевые Перистые  Слоистые  Гало  Установи соответствие: Ливневые дожди или обильный снег Коронация Солнца или Луны Не сопровождаются осадками Самые низкие и тяжёлые, похожи на туман Подумайте и объясните: Утром туман рассеивается, а роса исчезает Почему? Установи последовательность: водяной пар поднимается вверх  ­   охлаждается – попадает в атмосферу – в виде осадков возвращается на  поверхность Земли – превращается в облака Задача: При температуре +30°С воздух может содержать 30 граммов воды.  Сколько граммов воды содержит воздух при данной температуре, если его  относительная влажность 50%? 5 станция –КЛИМАТ. Климат на Земле очень разнообразен. Чем это можно объяснить? (особенность освещения и нагревания Земли Солнцем в течение года) А знаете ли вы, что самый ровный климат на Земле – на Марианских островах в Тихом  океане. Перепады температуры за много лет наблюдений не превышают здесь 12°С. Человечество интересовалось воздушным океаном очень давно, но только 300 – 400 лет  назад были изобретены первые приборы  для изучения атмосферы.         Сегодня изучение атмосферы Земли ведётся под руководством Всемирной  метеорологической организации (ВМО).          Для наблюдения за состоянием Атмосферы создана сеть наземных  метеорологических станций, оборудованных различных  приборами. Сопоставьте: прибор  –для чего необходим Прибор  1)Термометр 2) Барометр Для чего предназначен 1)прибор для определения направления ветра 2)прибор для измерения количества выпавших осадков на  Землю. 3)прибор для определения температуры воздуха 4)прибор для измерения V (скорости) ветра. 5)прибор для измерения влажности воздуха. 6)прибор для определения давления воздуха. 3) Флюгер 4) Анемометр 5) Осадкомер  6) Гигрометр 4. Итог работы.  Ребята, вот и завершилось наше путешествие.  А для того, чтобы узнать правильно ли вы  выполнили свои задания, для этого мы образуем новые группы. (участники под №1  собираются в одну группу, участники под №2 – в другую и так далее). У нас образовалось  6 групп. Обсудите свои решения, докажите правильность своего выбора при решении той  или иной ситуации.  На ваших столах лежат голубые конверты, откройте их и проверьте свои результаты,  выставите себе баллы согласно критериям, оцените свой личный вклад на уроке. Подводится итог работы учащихся по критериям. 5. Рефлексия. Прочитайте, что вы ожидали от нашего путешествия, а рядом напишите, что у вас  получилось, какие трудности испытывали. Как вы думаете, пригодится ли вам эта тема в жизни и где? В 21 веке загрязнение окружающей среды стало одной из самых больших опасностей,  угрожающей существованию всего человечества. Подумайте и ответьте: как же спасти нашу планету от загрязнения атмосферного воздуха?  Необходимо использовать современные технологии, уменьшающие выбросы  вредных веществ промышленными предприятиями и автотранспортом.  Необходимо переходить к экологически безопасным производствам – широко  использовать энергию Солнца, ветра, рек и термальных вод. Атмосферу будем знать, защищать, охранять и сделаем её чистой.                                            Спасибо всем за работу.

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"

Обобщающий урок "Атмосфера"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018