Обобщающий урок "Подгруппа азота" 9 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обобщающий урок "Подгруппа азота" Повторение по теме « Подгруппа азота» Цель урока: повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Подгруппа азота». Уметь писать уравнения, решать задачи по данной теме. (Урок проводится в нетрадиционной форме – «ХИМИЧЕСКИЙ ОБЕД».) 9 классОбобщающий урок "Подгруппа азота" 9 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Обобщающий урок по теме: «Подгруппа азота» (нестандартный тип урока – химический обед) 9 класс 1Повторение по теме « Подгруппа азота» Цель урока: повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при  изучении темы «Подгруппа азота». Уметь писать уравнения, решать задачи по  данной теме. (Урок проводится в нетрадиционной форме – «ХИМИЧЕСКИЙ  ОБЕД».) 1. Вступительное слово учителя. ХОД УРОКА. Урок мы начнем с того, что вспомним технику безопасности при работе в  хим.  кабинете. Одним из пунктов там записано, что нельзя принимать пищу в химическом  кабинете и из химической посуды. А на сегодняшнем уроке мы это правило нарушим и  устроим себе «ХИМИЧЕСКИЙ ОБЕД». На этот урок я вам предлагаю МЕНЮ из следующих блюд: 1) На первое у нас будет азот, а съесть его надо полностью, но чтобы первое блюдо  лучше усвоилось, мы дадим характеристику жителям данной подгруппы 2) Вторым блюдом у нас будут самые интересные свойства азота, фосфора и их  соединений. 3) А на третье у нас – десерт  с изюминками, будем доставать и съедать изюм с  удовольствием. И если в течении урока мы все это съедим, то выполним то, что написано в нашем  лозунге:  «Усваивается хорошо то, что принимается с  аппетитом».                                      Приступим к первому блюду 1)   Дать общую характеристику элементам подгруппы  азота по положению их в  периодической                                                    2системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение их атомов.        (Ответ учащихся) Главная подгруппа V группы периодической системы химических элементов Д.И.  Менделеева включает 5 элементов: N,   P,  As,  Sb,  Bi. Каждый из этих элементов на  внешнем энергетическом уровне имеет 5 электронов (конфигурация  S2 P3) С увеличением порядкового номера свойства простых веществ образованных  атомами элементов этой подгруппы закономерно изменяются: ­ увеличивается плотность,                                                                                             ­ усиливается окраска,                                                                                              ­ уменьшается  электроотрицательность. Особенно большое значение из них имеют АЗОТ  и ФОСФОР 7N )2 )5   1S2 2  S  2   2   P  3                        степени окисления:      ­3,   +1,   +2,   +3,     +4,    +5.                                                                    Примеры:                    NH3  N2O  NO  N2O3  NO2  N2O5                                                                    N2O­ веселящий газ, имеет сладковатый запах, без  цвета,                                                                              Обладает анестезирующим свойством                                                                    NO ­    N2 +O2  =  2NO  (в природе)                                                                    N2O3 – соответствует азотистая кислота НNO2                                                                    NO2  ­бурый газ с резким удушливым запахом,  токсичен.                                                                    N2O5 – бесцветное, твердое, летучее вещество,  неустойчиво                                                                                2 N2O5 =  4NO2 + O2            15Р )2 )8  )5    1S2 2S2 2P6 3S   2   3P   3 3d0                                                                                        степень окисления:  ­3,                       +3,            +5    в возбужденном состоянии 3  S  1   3  P  3   3  d  1           Примеры:                  PH3 ; Ca3P2        P2O3         3P2O5       Тесты     на экране (или печатные таблицы на доске) 1) N2O  ­  P2O3  ­ As2O3  ­  Sb2O3  ­  Bi2O3    С ростом порядкового номера элемента кислотные свойства оксидов в ряду… а) усиливаются б) ослабевают                                           в) остаются неизменными 2) Азот в природе встречается преимущественно в виде соединения: а) Mg3 N2                                   в) NH3 б) KNO3                                      г) KNO2 (Отвечает учащийся у доски с использованием таблиц)     3) Электронная конфигурация атома азота представлена  следующим образом : а)    N                   б)    N                        в)     N                          г)    N  44) Отрицательная степень окисления азота проявляется в соединении: а) N2O         б)  NO       в)  NO2            г)  Na3N                  ответы: 1 б 2 б 3 в 4 г           С первым блюдом мы справились. Переходим ко второму блюду. Перейдем к наиболее интересным свойствам  азота, фосфора и их соединений. Молекула АЗОТА очень устойчива (3 ковалентных связи) , следовательно обладает  низкой реакционной  способность. ? что происходит с АЗОТОМ во время грозы? (ответ учащихся у доски): 5В воздухе 78% азота и 21% кислорода. При грозе высокая to ­ электрической дуги  30000 С. N2 – восстановитель        N2 + O2 = 2 NO – Q                     О2  ­  О3 ­  озоновый слой                                            NO  –  NO2  – HNO3  ­ нитраты ( в почве)                                                                     500  p k N2 –     окислитель               N2 +  3 H2 ==== 2 NH3            с активными металлами а) при комнатной температуре только с Li                                           6Li + N2 = 2Li3N­3                                                              (нитрид лития)                                                    б) при нагревании:                                            3Ca + N2  = Ca3N2                                                                                            (нитрид кальция) Ой, а знаете ли вы, что пшеница при среднем урожае из почвы берёт  в год ­  72 кг АЗОТА  и 30 кг ФОСФОРА. Что, плохо стало, закружилась голова? 6Приведем Вас в чувства, получим АММИАК. (ученик получает аммиак) (В 1 v воды растворяется 700v аммиака!!!)  Получение аммиака. 1.Нагреть смесь хлорида аммония и гидроксида кальция.2.Определить  выделение газа по влажной фенолфталеиновой бумажке. 3.Правильно нюхать выделяющийся газ.  При растворении в воде аммиак реагирует с ней. Образуя гидраты аммиака и в небольшой  концентрации­ ионы аммония и гидроксид­ионы ОНˉ: NH3+H2O  ↔ NH3 ∙H2O  ↔ NH3 +H+­ OHˉ ↔NH4 ++OHˉ Поэтому аммиак обладает свойствами слабого растворимого основания. Его раствор в  воде имеет щелочную среду (рН 7).˃ Тест ( на знание способа собирания аммиака.)  На доске вывешены таблицы с тестами­рисунками, учащиеся находят верный рисунок и  объясняют свой выбор. (1 моль возд =29;  1 моль аммиака =17)    О чем стихами Вам расскажу.  (учащиеся слушают стихотворение и дают ответ)                                                                   Вещества изобрели. Чтоб растения росли,    Хорошо бы нам такие,         Чтобы выросли большие.              В этом нет теперь сомненья,          Воздух стал теперь не тот. 7Стал он пищей для растений,            ??? что он нам теперь даёт? (удобрения даёт) Работа по вариантам для учащихся всего класса Получено письмо от молодого фермера, где он просит помочь в выборе  удобрений более богатых АЗОТОМ И ФОСФОРОМ.           1­ вариант                                                                2 ­ вариант Какое из удобрений богаче АЗОТОМ какое из удобрений богаче ФОСФОРОМ   А) KNO3              Б) NH4NO3               В) NaNO3  А) Ca3(PO4)2                      Б) Ca(H2PO4)2 Сделав в тетради расчеты, учащиеся помогают фермеру в выборе удобрений. Перейдем к десерту ( кто не любит вкусненькое?) ЗАЙМЁМСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ,  КТО  ШУСТРЕЕ И БЫСТРЕЕ  Осуществить превращения, 1 вариант против 2 варианта по очереди выбегают и пишут  уравнения. (у горы 2 склона кто быстрее выполнит свою цепочку превращений, та команда  устанавливает флаг на вершине горы как победитель)                                                                                                                                      1 вариант                                                                                        P Mg3 P2  PH3  P2O5  H3PO4  Ca3(PO4)2                                                           2 вариант                                        N2  NH3  NO  NO2  HNO3   NH4NO3 81) 2P +3Mg  t= Mg3P2                                                                               1) N2 + 3H2 =2NH3   2) Mg3P2 + 6H2O =3Mg(OH)2+ 2PH3                           2) 4NH3 +5O2  k= 4NO +6H2O   3)2PH3 + 4O2 = P2O5 + 3 H2O                                       3) 2NO + O2 = 2NO2    4) P2O5 + 3H2O = 2 H3PO4                                             4) 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3   5) 2H3PO4 + 3Ca(OH)2 = Ca3(PO4)2 +6H2O                  5) HNO3 + NH3 = NH4NO3    Задача – шарада. 1) Соль имеет состав NH5SO4                                                  2)Карбонат аммония получают  смешиванием  Как следует изменить формулу,                                      3­х веществ каких именно? Чтобы было видно, о какой соли                                    Составить уравнение. Идет речь, назвать её.                                                     Ответ: 2NH3 + CO2 + H2O =(NH4)2CO3 Ответ:(NH4HSO4 –гидросульфат аммония.)         Любителям  опытов. Экспериментально доказать, что выдано вещество: ( NH4)2SO4  (учащиеся выполняют практически) на  ион  NH4 +   + NaOH  = NH3(газ)            на  ион  SO4 2­    + BaCI2   = BaSO4  ( белый осадок)  Какой любитель химии не любит решать задачи. Задача. 10,5 г хлорида аммония смешали с 6 г гидроксида кальция, смесь нагрели. Какой  газ и сколько его по массе и объёму выделится.         (учащиеся решают задачу, проверяем у доски. Ответ: 2,76 г; 363 л аммиака) Рефлексия.  9Выводы по уроку, оценки. .                                                               10