ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Использование пальчиковых игр и упражнений в коррекции речевых нарушений»
Оценка 4.9

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Использование пальчиковых игр и упражнений в коррекции речевых нарушений»

Оценка 4.9
docx
20.03.2021
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА    «Использование пальчиковых игр и упражнений в коррекции речевых нарушений»
Общеизвестно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее от пальцев.
опыт работы.docx

 

 

 

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

 

 

«Использование пальчиковых игр и упражнений в коррекции речевых нарушений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Воспитатель: Рассказенкова О.Н.

 

 

 

                                                     

 

 

Содержание:

                  I. Введение

1.1 Проблемы

1.2 Причины

1.3 Опыт решения сходных проблем

1.4 Актуальность

              II. Концепция деятельности

III. Обобщение опыта.

3.1. Использование пальчиковых упражнений в комплексной системе коррекции речевых нарушений.

3.2. Критерии обследования мелкой моторики.

3.3. Подготовительный этап – массаж пальцев рук и кистей.

3.4. Пальчиковые фигурки, использование их в коррекции звукопроизношения.

3.5. Роль пальчиковых игр в развитии словарного запаса детей.

3.6. Игры-драматизации с использованием пальчиковых упражнений.

IV. Выводы

V. Список литературы

VI. Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 Общеизвестно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Это объясняется тем, что в ходе развития человеческого общения, движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в коре головного мозга. Примерно также происходит процесс развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

                              

 

1.1   Проблемы

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

У детей с нарушениями речи имеются и другие, более сложные отклонения. Так сниженный тонус сенсорной и моторной сферы усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке общего развития. Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи.

 

1.2 Причины

Причинами возникших проблем является незрелость определенных зон мозга ребенка, либо их дисфункция. Поэтому, определяя содержание коррекционной работы, мы стремимся учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывают дети. Чтобы достичь

 

высокой степени реабилитации детей, формирующую и восстановительную работу ведем с учетом нейропсихологического подхода.

В логопедические группы нашего детского сада поступают дети с различными видами речевой недостаточности. Зачастую речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь, как мы уже сказали, с различными нарушениями психической деятельности. Если таким детям не оказать квалифицированную помощь учителем- логопедом и воспитателями, нетрудно представить, что ожидает таких детей в школе. Трудности школьного обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет словесный характер. А дефицит речевых средств приводит к  серьезным деформациям психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.

Таким образом, ключевая проблема, которую я  хотела  решить в ходе своей педагогической деятельности с помощью специальных игр и упражнений, совершенствовать сенсомоторное развитие детей и, таким образом создать фундамент речевого и умственного развития дошкольника.

 

 

1.3 Опыт решения сходных проблем

Начиная работу по этой теме, я проанализировала труды следующих авторов: Л.С.Выготского, М.Гросс, У.Вильсон, Г.А.Волковой, Г.А.Каше, С.А.Мироновой, Т.Б.Филичевой, М.Ф.Фомичевой и др. Главными задачами в работе с детьми, по их мнению, является постановка звуков и закрепление их в спонтанной речи, формирование правильного произношения звуков, их дифференциация, а также развитие фонематического восприятия, умения проводить звуковой анализ, подготовка к обучению грамоте. По моему мнению, важнейшим средством оптимизации корректирующих воздействий является проведение комплексных занятий, на которых совершенствуются все компоненты речевой системы дошкольника. Одним из важных звеньев такого занятия станет развитие мелкой моторики детей.

1.4 Актуальность

Работа с детьми в логопедической группе продолжается в течение двух лет до поступления детей в школу.

Учитывая индивидуальные особенности  детей с нарушениями речи, можно сказать, что перед педагогами стоят очень трудные задачи, решать которые нужно незамедлительно. Использование пальчиковых игр и упражнений, занимательных заданий, двигательной активности делают занятия более живыми, интересными, результативными. Кроме того, пальчиковые игры, речь с движением способствуют развитию зрительной и

 

 

речевой памяти, координации движений, что, в конечном счете, поможет педагогу качественно подготовить ребенка к обучению в школе.

 

2. Концепция деятельности

Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть следующую гипотезу: пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые в непосредственно-образовательной и в совместной деятельности, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Пальчиковые игры и упражнения способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

Целью моей работы является четкое построение системы коррекционных мероприятий с детьми, имеющими речевые нарушения, по преодолению задержки развития речи путем тренировки движений пальцев рук.

Для решения поставленных целей и задач я  построила свою работу в следующей последовательности:

                   I.Подготовительный этап

 - проводим мониторинг;

 - обучаем детей самомассажу кистей рук и каждого пальца.

II этап. Учим детей изображать пальчиками различные фигурки и даже звуки.

III этап. Переходим к использованию рифмованных историй, которые изображаем руками, сопряжено с речью.

IV этап. Пальчиковые игры-драматизации.

V этап. Игры в теневом театре.

При переходе с одного этапа на другой пальчиковые упражнения усложняются. Поэтому нельзя переходить к следующему этапу, пока ребенок полностью не освоил предыдущий. Я  добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Сроки выполнения работы – два года, поскольку именно в течение этого срока обучаются и воспитываются дети в нашей логопедической группе. Мы проводим занятия со всеми детьми старшего дошкольного возраста, посещающими логопедическую группу.

Невербальные упражнения по развитию мелкой моторики органично связаны с развитием фонематического слуха, слухового внимания детей. Они также способствуют развитию координации движений как артикуляционных, так и двигательных.

 

Проводя работу по данной теме, я выяснила, что факторами, способствующими успешной реализации проводимой работы являются:

·                    четкое взаимодействие воспитателей и логопеда;

·                    взаимосвязь воспитателей и инструктора по физкультуре, продолжающего коррекционную работу с детьми на своих занятиях;

·                    заинтересованность и активная помощь родителей;

·                    создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе.

Я работаю в логопедической группе детского сада. Дети, посещающие  группу, имеют такие тяжелые речевые нарушения как: дизартрия, алалия, заикание, нарушение фонематического слуха, слоговой структуры слова, темпа и ритма речи. Мы проводим большую коррекционно-воспитателъную   работу:    непосредственно-образовательную деятельность    по   всем   разделам программы, индивидуальные занятия с детьми, физкультминутки, артикуляционные гимнастики, релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковые упражнения.

На первых этапах работы, когда дети еще не могут говорить правильно, когда необходимо ограничить их речевое общение (режим молчания), мы предлагаем им игры на развитие мелкой моторики.

В группе создана богатая развивающая среда для этой цели. Здесь
сосредоточены все пособия, игры и упражнения на развитие мелкой
моторики:        

·                  Мелкая и крупная мозаика;

·                  Леска, проволока, шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц;

·                  Пособия по застегиванию пуговиц разной величины;

·                  Коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;

·         Цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания
узоров на коврографе  «Рисуем ниточкой»;

·                  Пособия со шнуровкой;

·                  Наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки;

·         Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания
узоров из ракушек, семян и другого природного материала;

·         Счетные палочки и спички для выкладывания узоров с образцами рисунков;

·                  Головоломки «Собери картинку»;

·                  Пальчиковый театр;

·                  Конструкторы.

Упражнения на развитие мелкой мускулатуры всегда включаю в физкультминутки.

В начале учебного года  провела педагогическую диагностику детей по всем образовательным областям, особое внимание уделила состоянию мелкой моторики, динамической координации рук.

Для данной диагностики предлагала упражнения:

·   «Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя пальцами
большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

·   «Играем на пианино» - держа кисти рук горизонтально над столом
касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами.
Выполняется правой, левой и обеими руками.

·   Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак.
Синхронно, без напряжения, менять положение рук.

·   Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак, 2 - рука поставлена на ребро, 3 – ладошка  лежит на столе.

·   Показательной является проба на пространственную координацию  движений рук. Руки вытянуть вперед.

·   Левую руку ладонью вверх сжать
в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения рук. Сгибать руки в локтях нельзя.

 По итогам педагогической диагностики детей

  На начало учебного года выявился уровень речевого развития детей 18,5% детей имеют высокий уровень освоения программы,    33,3% - средний уровень,  48,2% детей – низкий уровень.

Исходя из этого, наметила план работы. Выяснилось, что у детей нашей группы недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений ее частей. Поэтому работу начинаем с массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Период с 4 до 7 лет считается сензитивным не только для речи, но и для развития ручной умелости, графомоторных навыков. Мускульная память в этот период очень цепкая, да и окостенение запястья и фаланг пальцев не закончилось. Самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в обоих полушариях.

При обучении детей самомассажу использовала массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, сгибание, разгибание пальчиков (всех вместе и поочередно). Использовала такие упражнения: катание грецкого ореха или шарика (при усложнении используем два), катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности.

 

 

Массаж  с детьми  выполняли  2-3 раза в день: на прогулке, в качестве физкультминутки в непосредственно-образовательной деятельности , дома. Для родителей была проведена обучающая консультация (см. приложение). Дети выполняют самомассаж 5-7 минут. Используется от 5 до 10 упражнений, между которыми проводится расслабление рук. Каждое упражнение выполняется 6 раз (по три раза для правой и левой руки). Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью, от кисти к локтю. После каждого упражнения делаем расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе, выполняя движения, взрослый проговаривает действия. Затем воспитатель делает самомассаж рук вместе с детьми, показывая его на себе. Потом дети делают упражнения по словесной инструкции взрослого. Затем кто-то из детей осуществляет показ упражнений. Иногда подключаем общее проговаривание прямого и обратного счета. Выполнение упражнений иногда сопровождаем музыкой, стихами, счетом на четыре для каждой руки.

Одновременно с этим в свободное время, во время дидактических игр, во время прогулки дети застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают узлы, используются различные шнуровки (см. приложение).

Следующий этап работы – обучение детей изображению пальчиками различных фигурок: «флажок», «очки», «бинокль», «стол», «солнечные лучи» и другое. Эти упражнения выполняются по образцу и словесной инструкции. Эти пальчиковые игры очень просты и эмоциональны, они отражают объективную реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Простые пальчиковые упражнения используются и при работе над звуками: с детьми разыгрываем различные сценки: «На птичьем дворе», «На скотном дворе», «Мама - птичка и птенчики» и т.д. Дети изображают кистями рук птиц, животных, подражают им.

Дети  научились изображать пальцами звуки. Услышав твердый согласный звук «Л», дети его изображают: «тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно двигает в ту или иную сторону». Этот звук  соотносится с толстым колокольчиком:

Толстый колокольчик песенку запел

И басисто, очень громко зазвенел: ла - ла - ла.

Мягкий согласный звук «ЛЬ» соотносим с тоненьким колокольчиком:

Тонкий колокольчик высоко звенел,

И тихонько песню он свою пропел: ля - ля - ля.

На звук «С» дети изображают кистями рук птичку. Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, сомкнутые пальцы-крылья. Помашите ими:

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала: «Писс - писсссс».

Играем с детьми: «Угадай по артикуляции губ, какой звук я хочу произнести, изобрази его пальчиками».

Развивая фонематический слух, фонематическое восприятие, учим детей различать заданный звук среди других звуков, слогов, слов. Услышишь звук «Л», изобрази его пальчиками. Ребенок еще не научился произносить какой-либо звук, но он научился его слышать и изображать. В процессе данных пальчиковых игр у ребенка развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений. Мы создаем базовую основу для формирования звуковой стороны речи.

Освоив свободное выполнение пальчиковых фигурок, упражнения усложняются, мы переходим к использованию рифмованных историй: «Дружба», «Апельсин», «Алые цветы» и другие (см. приложение). Используем народные игры-потешки: «Сорока-белобока», «Этот пальчик-дедушка», «Этот пальчик хочет спать».

На этапе ограничения речи («режим молчания», «режим шепотной речи») дети выполняют пальчиковые упражнения под декламацию воспитателя. В дальнейшем слова произносят сопряжено и производят соответствующие движения пальцев.

Мною разработано тематическое планирование пальчиковых игр со стихотворным сопровождением. К каждой лексической теме непосредственно-образовательной деятельности с детьми  учим и отрабатываем определенную рифмованную историю, скороговорки, потешки (см. приложение).

Пальчиковая гимнастика с рифмованным текстом - часть непосредственно-образовательной деятельности, с помощью которой развивается мелкая моторика и накапливаем предметный, глагольный словарь по теме.

 Например, тема «Транспорт»:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай -

О них ты на улице не забывай,

В морях - корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Дети соединяют все пальцы с большим по-очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог. Слова, сопровождающие движения произносятся четко, неторопливо. При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темы, ритм, мелодику,

 

интонацию, выразительность, паузацию, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как единое целое, плавно, с выразительным интонированием.

Дети очень любят пальчиковые игры. При помощи пальцев мы с детьми инсценируем рифмованные истории, потешки. В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Из произведений детской литературы подбираю тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно. «Волк и лиса».

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Волк: Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса: Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем.

Одна фигурка вытекает из другой.

После того, как ребенок освоит свободное выполнение фигурок, упражнения можно усложнить, разыгрывая небольшие сценки, пересказывая короткие рассказы с сопровождением фигур из кисти и пальцев рук. В рассказе выделены слова, которые дети могут изобразить.

«Находчивый зайчишка»

·                   Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ноги?

·                   А все потому, Лисонька, что у тебя тихие шаги, да уж очень острые зубы!

Этюды пальчиковой драматизации (см. приложение).

Рекомендую родителям фантазировать вместе с детьми, рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

1.     Анализируя полученные данные , я пришла к выводу, что проделанная работа по  использованию пальчиковых игр и упражнений в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста имеет свои положительные результаты

2.       Они свидетельствуют, что к концу года удалось повысить уровень речевого развития детей. На конец учебного года    51,9 % детей имеют высокий уровень освоения программы,    29,6 % - средний уровень,  18,5 % детей – низкий уровень.

 

Такие результаты подтверждают выдвинутую гипотизу:
разностороннее воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста эффективно при следующих условиях:

1.     Разработка методики использования пальчиковых игр и упражнений.

2.     Внедрение методики в непосредственно-образовательную деятельность.

3.     Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Заключение:

Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности.

В театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, его речи, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением.

 Дети раскрепостились, научились управлять своими эмоциями, действиями, научились говорить красиво, ритмично, плавно, выразительно.

 По результатам проделанной работы можно сделать вывод: разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

 

1.     Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка.- М.,1973.

2.     Краузе Е.Н. Логопедия. Санкт-Петербург. КОРОНА принт. 2003.

3.     Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО “Издательский дом “Литера”. Санкт-Петербург. 2002.

4.     Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО “Издательство АСТ”.2000

5.     Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ “Кристалл”. Санкт-Петербург. 2000.

6.     Узорова О.В., Нефёдова Е.А. “Пальчиковая гимнастика”. Москва, АСТ* Астрель.2002.

7.     Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Из-во «Флокс» Нижний Новгород 1995                                                                                      

8.     Максаков А. И. Учите играя. – М., 1983.                                                              

9.     Скворцов И. В. 100 логопедических игр. – СПб., 2005.                                     

10. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание. 1973.                                                      

11. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение. 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27

Содержание:

Содержание:

Введение Общеизвестно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук

Введение Общеизвестно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук

Причины Причинами возникших проблем является незрелость определенных зон мозга ребенка, либо их дисфункция

Причины Причинами возникших проблем является незрелость определенных зон мозга ребенка, либо их дисфункция

Учитывая индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, можно сказать, что перед педагогами стоят очень трудные задачи, решать которые нужно незамедлительно

Учитывая индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, можно сказать, что перед педагогами стоят очень трудные задачи, решать которые нужно незамедлительно

Сроки выполнения работы – два года, поскольку именно в течение этого срока обучаются и воспитываются дети в нашей логопедической группе

Сроки выполнения работы – два года, поскольку именно в течение этого срока обучаются и воспитываются дети в нашей логопедической группе

Наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки; ·

Наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки; ·

При обучении детей самомассажу использовала массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, сгибание, разгибание пальчиков…

При обучении детей самомассажу использовала массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, сгибание, разгибание пальчиков…

Дети научились изображать пальцами звуки

Дети научились изображать пальцами звуки

Например, тема «Транспорт»: Автобус, троллейбус, машина, трамвай -

Например, тема «Транспорт»: Автобус, троллейбус, машина, трамвай -

А все потому, Лисонька, что у тебя тихие шаги, да уж очень острые зубы!

А все потому, Лисонька, что у тебя тихие шаги, да уж очень острые зубы!

По результатам проделанной работы можно сделать вывод: разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

По результатам проделанной работы можно сделать вывод: разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2021