Обобщение опыта
Из опыта работы
учителя изобразительного искусства
Якушиной Лидии Николаевны.
Тема опыта: Использование современных технологий в обучении ИЗО.
Я - учитель изобразительного искусства . Свою задачу, как учитель этого предмета, вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.
Но в современных условиях, когда многие дети знакомы с Интернет, имеют дома компьютеры, оснащение урока только привычными, традиционными учебными пособиями становится, с моей точки зрения, скучным, а может и несколько устаревшим. В то же время мне как педагогу хотелось бы, чтобы дети использовали компьютер не только в развлекательных целях, но и для образования, получения полезной информации.
Поэтому передо мной встала задача внедрения современных компьютерных технологий в образовательный процесс, в том числе и Интернет-ресурсов
Компьютерные технологии я использую в образовательном процессе уже шестой год. За это время накоплен материал по разным курсам ИЗО для разных этапов урока, презентационные разработки для внеурочной деятельности по предметам.
Сегодня я хочу поделиться опытом использования компьютерных технологий на уроках ИЗО.
На местном сайте ученики имеют возможность выложить свои творческие работы для просмотра. Многие учащиеся применяют полученные на уроках и в кружках знания для создания компьютерной графики.
|
|
В сети Интернет несколько образовательных сайтов: «Школьникам о живописи», «Основы рисунка». Они созданы для того, чтобы учащиеся могли получать необходимую справочную информацию, теоретические сведения по предмету «Изобразительное искусство», почерпнуть необходимые знания, которые недоступны на страницах стандартного учебника. Это я делаю с целью приобщения детей к миру искусства, чтобы сделать обучение интересным, увлекательным. На страницах сайта учащиеся могут познакомиться с различными приёмами работы красками, с различными живописными техниками. Приятно, когда ученики перед уроком или после уроков задают вопросы по тем материалам, которые размещены на сайте.
Современное техническое оснащение кабинета позволило мне использоватьвать комкомпьютерные технологии в уроке. Мой выбор в пользу ИКТ на разных этапах урока обусловлен уверенностью в том, что с компьютерными технологиями связан завтрашний день школы. Но не только это определило мой выбор.
|
Предмет изобразительного искусства специфичен. Помимо отработки определенных умений, предусмотренных программой, вижу свою задачу и в том, чтобы приобщить учащихся к мировым шедеврам изобразительного искусства и архитектуры.
Не у всех, к сожалению, есть возможность побывать на выставках, в музеях. И подчас школьный урок становится чуть ли не единственным источником знаний и представлений о мировых достижениях.
Я начала
создавать мультимедийные презентации обучающего характера, рассчитанные на
конкретную тему, на конкретный урок. При создании презентации я ставлю
следующие задачи:
Приведу несколько примеров созданных мною презентационных проектов для уроков ИЗО, предназначенных к использованию на этапе изучения нового материала.
![]() |
Презентации содержат не только иллюстративный материал, но и теоретические положения.
В практике моей работы созданы разноплановые компьютерные презентации.
|
Главное преимущество компьютерных технологий – это актуальность на сегодняшний день и их мобильность.
Проверка знаний учащихся на уроках ИЗО несколько отличается от контроля знаний по русскому языку или математике. Конечно же, главным показателем результата является рисунок ученика на уроке изобразительного искусства. Но программа предусматривает проверку и теоретических знаний. В этом тоже мне помогает компьютер, а для учащихся «отвечать» компьютеру более привлекательно, чем беседовать с учителем или давать письменный ответ на вопрос. Для осуществления контроля знаний по теоретическим вопросам использую следующие наработки:
Оценка результатов учащихся - еще одна составляющая часть работы учителя. И здесь я использую различные способы и формы диагностики:
- традиционные опросы, проверочные работы;
- специальные разработанные по теме задания;
- функциональная диагностика, позволяющая определить состояние уровня знаний во время учебной работы при фиксации реакции на воздействие (то есть по тому, какова реакция класса, конкретного ученика, – можно определить уровень знаний, показать решение какого-либо задания с заранее допущенной ошибкой. Если учащиеся хорошо усвоили материал, то реакция будет незамедлительной, а дальше можно искать пути правильного решения… );
- оценка деятельности ученика происходит не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения (ИЗО – предмет особенный и не каждому он даётся с лёгкостью. Здесь многое зависит от способностей, данных природой. Это не значит, что ученики, не имеющие особых способностей к живописи, не смогут получить наивысшую оценку. Во время наблюдения за работой можно заметить, что при выполнении индивидуального задания или коллективной работы, а также проекта ученик предлагает какие-то нестандартные решения, интересный замысел, проявляет творческую активность, заинтересованность, старание. И, несмотря на не совсем качественно выполненную практическую работу, такой ученик заслуживает оценки «отлично»);
- с использованием компьютерных технологий (виртуальное тестирование, интерактивный опрос можно использовать небольшие компьютерные программы с заложенными вопросами и ответами. Результаты фиксируются или в %, или компьютер выставляет «виртуальную» оценку сам. Обычно такие программы декоративно оформлены, включают анимацию и очень интересны детям. Такие программы можно разработать самостоятельно или использовать уже имеющиеся, которые включены во многие обучающие компакт-диски по искусству (часто бывают в продаже)
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности, урока с использованием Интернет-ресурсов, - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Другой причиной является использование детской заинтересованности в современных технологиях, что тоже способствует мотивации учебной деятельности.
Использование компьютерных технологий в моей практике занимает важное место в учебной деятельности и во внеклассной работе.
- Для внеурочных занятий – Портфолио (коллекция работ учащихся, в которых показаны индивидуальные достижения. Занимаясь на индивидуальных занятиях, учащиеся ведут подборку своих работ в течение нескольких лет. Просмотрев её, можно проследить динамику развития ученика, выяснить наиболее сильные и слабые его стороны (у кого-то сильнее рисунок, построение, у кого-то сильнее живопись, явное чувство цвета и т. д.) Опираясь на
накопленный материал, я планирую индивидуальную работу с каждым ребёнком, подбирая посильные индивидуальные задания с учётом тех или иных наклонностей.).
- Ребенку очень важна оценка его труда не только педагогом, но и сверстниками, поэтому часто я провожу выставку детских работ.
Компьютерные презентации, созданные мной, находят признание моих учеников. Моя работа подтолкнула наиболее способных учащихся к созданию собственных презентаций, а это уже проектное обучение, которое создают атмосферу творчества.
В идее проектной методики меня привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также даёт возможность использования исследовательских методов в обучении.
Проект пришкольный участок.
Этапы работы:
1. Первый этап (Актуализация темы, определение цели и задач проекта):
2. Второй этап (Сбор идей):
3. Третий этап (Оформление эскизов (каждой в отдельности), эскиза общего композиционного решения скульптурной группы, обсуждение композиционного решения коллективной работы):
4. Четвертый этап (Защита проектов, выбор лучшего).
5. Пятый этап – Реализация проекта. Выполнение коллективной работы: летний городской пейзаж с изображением детской площадки.
Проект современного интерьера.
Этапы работы.
1. Первый этап. Детская инициатива при изучении темы «Дизайн интерьера». Сбор информации. Сообщения учителя по данной теме.
2. Второй этап. Детские сообщения по данной теме (дизайн интерьера, роль цвета в интерьере.
3. Третий этап. Выполнение эскизов отдельных деталей интерьера: эскиз светильников, настенного панно, ковра, штор, предметов быта, эскиз росписи стен и т. д., детские рисунки с планом будущего интерьера.
4. Четвертый этап. Защита проектов.
5. Пятый этап. Реализация проекта. Выполнение коллективной работы: перспективное построение интерьера (комнаты, детского кафе), выполнение работы в цвете.
Использование мною проектной работы, целью которой является развитие учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придаёт им уверенность, положительно влияет на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес.
Метод проектов для меня сейчас не возможен без применения информационных технологий.
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными другими технологиями и методиками обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания.
А это значит, что внедрение компьютерных технологий в лицее на уроке просто необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны. Использование информационных технологий создаёт принципиально новые возможности для усвоения учебного материала учениками. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение. Мне компьютер облегчает задачу подготовки к занятиям, помогает развивать интерес к своему предмету. Мне импонирует то, что компьютерные технологии можно использовать на любом этапе урока для вовлечения в активную деятельность. Недаром говорят:
СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ,
ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ,
ВОВЛЕКИ МЕНЯ – И Я ПОЙМУ.
Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного:
никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.
Теоретическое обоснование опыта
Уже несколько лет Лидия Николаевна работает над проблемой “Развитие поликультурного сознания личности через аспекты системы художественного воспитания учащихся”.
Девиз работы Л.Н.Якушиной отражен в следующих строках:
Учитель!
Слово-то какое!
В нем даже звука некий свет.
И робость чувствуешь невольно
И радость будущих побед.
Растить детей, формировать умы,
Что может быть ответственней на свете?
Какими стали мы,
Такими станут завтра наши дети!
Концепция педагогического исследования – формирование художественной культуры как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого.
Цели: определение роста интереса школьников к искусству и понимание роли художественного творчества в формировании личности человека в современном российском обществе; раскрытие возможностей и средств совершенствования учебно-воспитательного процесса для развития поликультурного сознания личности.
Достижение данных целей возможно через решение ряда задач:
Обоснование путей и средств совершенствования учебно-воспитательного процесса для развития поликультурности личности;
Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интереса и способностей каждого школьника, воспринимающего определенные духовные ценности через изобразительное искусство;
Создание оптимальных условий на уроках изобразительного искусства для самопознания, самоопределения личности, сообщение личности верного направления в выборе жизненных ориентиров;
Проведение в ходе эксперимента потребностей к саморазвитию и к научно-познавательной, творческой деятельности;
Выявление наиболее способных и одаренных детей, предоставление им возможности для развития творческих способностей;
Разработка рекомендаций по наиболее оптимальным методическим приемам в работе с одаренными детьми.
Технологические процедуры в границах данного опыта
Развитие поликультурного личности – важное условие формирования высоконравственной личности, ориентированной на творческую деятельность. Данная проблема может быть решена с помощью углубленной интеграции с такими предметами как МХК, музыка, литература, история, география, а также путем активизации творческого потенциала детей в условиях внешкольных учреждений.
Дети, проявляющие повышенный интерес к изобразительному искусству и имеющие определенные способности, как правило, получают дополнительное образование в школах искусств или художественных школах. Цели и задачи перед учителями ИЗО общеобразовательных школ и перед педагогами учреждений дополнительного образования должны быть одинаковы; здесь важна совместная, хорошо спланированная работа над решением важной проблемы современности – развитием личности ребенка как высоконравственной образованной личности в современных условиях.
В идеале разработка хода эксперимента предусматривает три этапа деятельности:
I этап – подготовительный и организационный: ведется проработка всех источников по данной проблеме.
II этап – непосредственная подготовка: разработка проекта исследования.
III этап – теоретическая база исследования: внедрение проектов в практику, его апробация, внесение корректив и экспертиза результатов внедрения.
В каждом этапе эксперимента предусматривается следующее.
I этап:
.1.Изучение литературы по данной теме.
.2.Проработка учебных программ с целью выбора программы, решающей поставленные цели.
II этап:
.1.Диагностика учебных, личностных и социальных достижений учащихся. Введение карт развития школьников.
.2.Создание форм изучения и контроля результатов работы учеников.
.3.Частичная апробация интегрированных уроков с использованием музыкальных произведений, образцов художественного слова, материалов истории, географии, иностранного языка, литературы. Подготовка методического материала.
.4.Поиск новых оптимальных форм и методов обучения, организация внеклассной и внешкольной работы.
III этап:
.1.Анализ результатов включения, внесения корректив и экспертиза результатов внедрения.
.2.Выявление наиболее одаренных детей и создание условий в организации их работы по индивидуальным планам.
.3.Разработка рекомендаций по наиболее оптимальным методическим приемам в работе с одаренными детьми.
.4.Пути создания оптимальных условий для выявления задатков, развития интереса и способностей каждого школьника.
IV. Методический инструментарий учителя
В настоящее время наблюдается рост интереса к искусству и понимание роли художественного творчества в формировании личности человека. Поэтому проблема влияния искусства на общественную жизнь сейчас как никогда стоит чрезвычайно остро.
Учитель, работающий над данной проблемой, должен прежде всего развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка, используя средства художественной деятельности, ориентированные на интеллект и творчество. Кроме традиционных занятий рисованием, лепкой, работой с бумагой, с природными материалами и другими видами художественной деятельности, можно проводить специальные занятия, имеющие главной задачей развитие творческого потенциала личности ребенка. На уроках и во внеурочной деятельности педагог устраняет психотравмирующие ситуации, вырабатывает с детьми навыки общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; оказывает медико-педагогическую помощь.
Механизмами развития и формирования поликультурного сознания личности служат различные методы и формы работы: интегрированные и нетрадиционные уроки, ролевые игры, исследовательская и краеведческая работа, различные беседы, экскурсии, встречи с художниками и т.д.
К формам и методам, развивающим и формирующим поликультурное сознание, относятся практические, наглядные, поисковые, словесные методы, а также индивидуальные и групповые формы работы.
Педагог организует мероприятия, связанные с социумом. И одно из направлений его работы – организация выставок, конкурсов рисунков. Выставки творчества учащихся проводятся с целью приобщения детей к искусству. В выставках также можно проследить качественные достижения детей.
V. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте
В ходе опытно-экспериментальной работы были разработаны критерии, определяющие уровень сформированности поликультурного сознания у учащихся:
I. Поликультурный кругозор:
1.Знание главных фактов истории отечественного и зарубежного искусства;
2.Знание специфики различных видов искусства, законов художественного творчества;
3.Информированность о заметных явлениях современной художественной культуры.
II.Сформированность эстетического отношения:
1.Проявление эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
2.Наличие разносторонних эстетических интересов, потребностей в том числе индивидуальных предпочтений;
3.Умение адекватно оценивать художественные произведения в единстве содержания и формы.
III.Вовлеченность учащихся в творческую деятельность:
.1.Установление активной позиции в отношении прекрасного и безобразного;
.2.Развитие тех или иных художественных способностей, участие в художественной творческой деятельности.
Методической основой разработки критериев стало пособие С.В. Масловской “Педагогические условия развития эстетической культуры учащихся”.
В качестве предполагаемого результата исследования темы “Развитие поликультурного сознания личности через аспекты системы художественного воспитания учащихся” выделяется:
Ø -Формирование личности, воспринимающей определенные духовные ценности через уроки ИЗО;
Ø -Самоопределение личности в познании ценностей в качестве интереса, входящего в уклад жизни учащихся;
Ø -Активизация личности в интеллектуально-творческой деятельности;
Ø -Развитие психологических особенностей личности, эмоциональных сфер и чувств.
VI. Культура освоения новой технологии обучения
Проделанная опытно-экспериментальная работа позволяет сделать выводы, что с помощью решения выдвинутых задач:
Ø -Развиваются интеллектуальные, нравственные и эстетические качества личности, эмоциональная отзывчивость у учащихся;
Ø -Раскрываются возможность и средства совершенствования учебно-воспитательного процесса для развития поликультурного сознания личности;
Ø -Улучшается материальное оснащение школьного кабинета изобразительного искусства;
Ø Определяются перспективы дальнейшей исследовательской работы.
В то же время, чтобы исследовательская работа дала эффективный результаты, современный учитель должен сам “гореть” желанием к работе, быть авторитетом, положительным примером для учащихся.
Учебный проект: ИЗО + Компьютерная графика
Учебный предмет: изобразительное искусство, информатика. Учебный проект охватывает следующие темы образовательной программы: историю изобразительного искусства и компьютерной графики, основные виды и формы изобразительного искусства и компьютерной графики и их взаимодействие между собой.
Участники проекта: 7 класс.
Проект реализуется в течении полугода.
В результате проведения проекта учащиеся смогут:
Ø находить информацию о творчестве известных художников,
Ø знакомиться с творчеством известных художников,
Ø осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контролировать ее ход и результат;
Ø получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки;
Ø осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы;
Ø осуществлять решение учебных задач с применением возможностей компьютера;
Ø изменять простые информационные объекты на компьютере.
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос:
Как сделать картину с помощью компьютерной графики в современной обработке?
Ø Вопросы учебной темы:
Ø Как определить цель и задачу проекта?
Ø Каким образом реализовать цели и задачу проекта?
Ø Может ли быть отрицательный результат проекта?
Вопросы по содержанию:
Ø Как знакомить с историей изобразительного искусства и компьютерной графики?
Ø Зачем посещать дистанционные мастер-классы по теме проекта?
Ø Что значит организация тематических выставок?
Ø Какое значение имеет исследовательская деятельность участников проекта?
Ø План проекта
Ø Предварительный этап
Перед началом реализации проекта проводится беседа с родителями на собрании, где учитель знакомит с целями и задачами данной проектной деятельности.
Родители получают приглашения – "Информационный лист".
Учитель формирует 3 группы учащихся по 3-4 человека в каждой, информирует об этом родителей. Назначается дни и время занятий.
Результатом этого этапа является информирование родителей, создание доброжелательной эмоциональной атмосферы.
Начало проекта
Наш благ
Получение опережающего домашнего задания – 15 минут на завершающем уроке предыдущей темы. Учитель озвучивает идею проекта, дает каждому задание .... Информирует учащихся о составе проектных групп. Учащиеся получают домашнее задание: .... Учащиеся объединяются в проектные группы, придумывают названия.
Результатом данного этапа является оценивание ситуации на входе в проект (формирующее оценивание), создание необходимой эмоциональной атмосферы, формирование группы.
Развитие проекта
Ø Проводится проблемное изложение материала учителем;
Ø Проходит беседа со всем классом, разбираются основные понятия, учащимися задаются вопросы;
Ø После получения всех ответов, учащиеся начинают работать в созданных группах, обсуждая план деятельности - определяют цели, задачи и конечный результат.
Учитель направляет участников проекта на определение результатов работы каждой группы, представляет критерии оценивания деятельности групп.
Критерии оценивая:
Ø - Использование раздаточных материалов - 3 балла
Ø - Использование технических средств - 5 баллов
Ø - Завершенность проекта - 10 баллов
Учащиеся получают домашнее задание – создать план работы группы. Таким образом, учащиеся вовлекаются в совместное планирование проекта.
Вторым этапом проекта является реализация проекта. Учащиеся начинают работать над каждым этапом своего плана.
Учащиеся работают в группах – выполняют задания, работают с предложенной литературой, выполняют творческие работы.
Оформление результатов деятельности
Учащиеся оформляют работы с помощью презентаций. Распечатывают буклеты для слушателей. Для слушателей создают список информационных материалов. Здесь учащиеся систематизируют подобранный материал для своих работ.
На этом этапе учащимися осуществляется самооценивание своей работы, что даст ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и силы.
Завершение проекта
Заверщающий этап проекта проводится в форме защиты. Группы представляют результаты работы, совместно оценивают работы других групп, задают вопросы другим участникам. Рефлексия работы над проектом осуществляется через написание эссе на тему проблемных вопросов и размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах. Учащиеся рассказывают о том, что больше всего их удивило, поразило, расстроило и т.п.
Во время подведения итогов происходит оценивание по критериям результативности выполненного проекта, формулировка общего вывода. Отвечают на вопросы: "Что удалось сделать?, "Что не получилось?"
Публикация учителя
Посмотреть Буклет для родителей 1
Посмотреть Буклет для родителей 2
Публикация для родителей [... "Информационный лист"], в котором учитель сообщает о проведении проекта, приглашает на родительское собрание.
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
Презентация учителя
Деятельность учащихся (задания и результаты их выполнения)
Группа № 1- аналитическая (анализировали программные средства) Посмотреть результаты работы
Группа № 2 - техническая (создание презентации) Посмотреть презентацию учеников
До После
Ø Проблемный вопрос Задания
Ø Как ретушируются картинки? 1.определить особенности картинки.
2.описать основные этапы ретуширования картинки.
3.выразить ощущения, чувства, впечатления, возникающие при получении результата.
Почему картины так долго хранятся ? 1.выяснить мнение людей разных возрастов (провести опросы и интервьюирование с учащимися)
2.создать таблицу результатов.
3.разместить творческие работы в «Галерею проекта» с использованием социальных фотосервисов.
Заменит ли компьютерная мышка руку художника? 1.выяснить мнение людей разных возрастов (провести опросы и интервьюирование с учащимися)
2.провести сравнительный анализ (выявить общее и различия) проделанной работы
Формирующее и обобщающее оценивание
[План оценивания. Описание использования инструментов оценивания]
посмотреть "Контрольный лист по Презентации"
посмотреть Оценочный лист
[Критерии оценивания презентации]
[Критерии оценивания публикации]
[Вопросы для интервью с учащимися]
[Самооценка работы в группе]
Дидактические материалы
посмотреть "Контрольный лист по Презентации"
посмотреть "Шаблон разметки буклета"
посмотреть Буклет для родителей
посмотреть буклет Проектный метод обучения на уроках истории
посмотреть Оценочный лист
Городской пейзаж. Закат. 6 класс
Тема урока: Городской пейзаж. Закат. (2 урока)
Цель: Нарисовать городской пейзаж.
Задачи:
Образовательная:
1. Закрепить умение различать виды пейзажа.
2. Закрепление навыков изображения улицы города во фронтальной перспективе.
Развивающая:
1. Развивать графические навыки (подбирать цветовую гамму, соответствующую определенному времени суток; использовать различную живописную технику при изображении неба)
2. Развивать творческое воображение, память, умение анализировать пропорциональные отношения в композиции рисунка.
Воспитательная:
1. Содействовать воспитанию личности, воспитывать трепетное отношение к родной природе.
Материал и оборудование:
- Компьютер, проектор, интерактивная доска, диск с обучающей презентацией по теме «Виды портрета», дополнительное программное обеспечение.
- Листы бумаги 20х30, карандаш, краски, кисти (на каждого учащегося )
- Оформление доски:
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Организационный момент. Сообщить цели и задачи урока.
2. Проверка знаний учащихся
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о жанрах живописи, а об одном из видов поговорим подробнее.
- С какими жанрами живописи вы знакомы?
- Сейчас мы с вами проверим, хорошо ли вы их отличаете друг от друга ( проверка знаний с использованием тестовой презентации)
- Внимание на экран:
- сейчас мы отправимся в картинную галерею. И в каждом зале нам необходимо будет выполнить некоторое задание…, надеюсь, вы с ними справитесь…
Есть ли среди представленных картин пейзажи?
- Ученик подходит к доске и дотрагивается до пейзажа – он начинает мигать, значит, ответ верный.
- Переходим в следующий зал:
- нет
- а к каким же жанрам относятся данные картины? (ученик работает у доски, дотрагивается до картины – называет жанр – картинка мигает)
- по последней картине: в ней смешаны два жанра: анималистический и пейзаж
- какие еще жанры могут смешиваться в картине? (учащиеся приводят примеры)
- переходим в следующий зал нашей виртуальной картинной галереи:
![]() |
- Ученик называет жанр «лишней» картины – дотрагивается до неё – картинка исчезает…Т. о. остаются на экране только пейзажи.
- Эти картины такие разные… неужели всё это пейзажи? Назовите их разновидности ( сельский, городской, морской)
- А как называется картина, на которой нарисовано море? (марина)
- Вспомните, как называется художник, рисующий морские пейзажи? (маринист)
- Каких маринистов вы знаете? (Айвазовский)
- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.
3. Подготовка к восприятию темы урока
- Мы с вами часто восхищаемся красотой природы. Мы легко можем изобразить великолепие просторов полей, лугов, озёр и рек, можем показать в рисунке красоту цветущего сада тили величавость могучего дуба….Многое можно изобразить в рисунке. Наша сегодняшняя задача – показать красоту городского пейзажа. Города…. Большие и маленькие, с современными небоскрёбами и узкими улочками…. Они такие разные….
- показ видеорепортажа о городах мира
Вот несколько кадров…
Задание : нарисовать улицу современного города во фронтальной перспективе. За основу композиции рисунка взять предложенную схему:
- уточнить с учащимися принцип построения во фронтальной перспективе, вспомнить основные законы линейной перспективы
- предложить учащимся проложить оттенками серого цвета основные плоскости: стены домов, дорогу.
- показ отдельных элементов построения зданий учителем на доске.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся рисуют свой город
- указания:
- обратить внимание на изображение окон – вдали они лишь слегка обозначены или вовсе отсутствуют.
- обратить внимание на передачу объёма в рисунке, на распределение светотени на поверхности форм; оттенки серого не делайте слишком темными.
5. Итог урока
- анализ построения композиции рисунков учащихся;
– оценка работ.
6. Домашнее задание
- прорисовать некоторые мелкие элементы на переднем плане, наметить растительность, транспорт….
Урок 2
Завершение работы в цвете.
1. Организационный момент. Сообщить цели и задачи урока.
2. Проверка знаний учащихся
- Сегодня мы продолжаем работу над городским пейзажем. Но вначале давайте повторим разновидности пейзажа:
- у меня на доске все картинки перемешались…
- Задание: распределить разновидности пейзажа по группам
- Ученик путём «перетаскивания» группирует картинки на интерактивной доске
- Проверка выполнения задания, исправление ошибок.
- по каким признакам ещё можно разделить пейзажи? Чем они могут отличаться?
- 2 художник нарисовали пейзажи и 1 и 2 пейзажи сельские, на обоих изображен лес вдали речка, берёзка. Но они разные. Чем они могут отличаться? (цветом, колоритом, ещё чем?) Верно, если 1 художник нарисовал лето, а другой зиму, то они будут отличаться по временам года.
- И снова 2 художника нарисовали пейзажи, но теперь и композиция схожа и оба нарисовали осень, но они снова разные…. Чем ещё могут отличаться пейзажи? (если 1 художник нарисовал закат, а другой полдень, то пейзажи будут отличаться по времени суток)
- вот и мы с вами будем рисовать закат в городе, внимание на экран:
Подготовка к восприятию темы урока
- давайте посмотрим, какие разные бывают закаты….
- слайд-шоу на экране сопровождается поэтическими строками:
Вы видели, как исчезает солнце?
Оно кричит об этом небу и, оставляя алый след ,цепляется лучами
за синие его одежды в надежде задержаться хоть на миг.
Но что-то так неотвратимо тянет за грань земного рубежа,
и солнце медленно стекает туда. И угасает. Небеса, смутившись сопричастностью, темнеют.
Ведь в темноте уже не разглядеть оставленные солнцем пятна.
Закат - прекрасное явленье,
Его уж нет, но на мгновенье
Луч солнца землю осветил
И вот исчез...
И нет уж сил
Ему бороться с облаками,
Борясь он днями и веками,
Устал, уснул... но утром вновь
Прольется солнечная кровь.
Тихо меркнет вечерний закат.
Что красивей его может быть?
В восхищении шепчу я: «Виват!..»
Ради этого следует жить...
Есть ли что-нибудь лучше на свете?
Может быть что-то лучше и есть.
Только я не замру перед этим –
Посмотреть на закат - это честь.
Вот и солнце спряталось разом.
Так рождаются чудеса.
Хоть увидеть одним бы глазом
Погибающие небеса.
Какой-то призрак мутно-розовый,
Пришелец из другого века.
А в небе просинь, в небе прозелень,
И тьму не отделить от света.
На горизонте в дымном холоде
Садится Солнце, замирает. Я знаю,
Солнце в темном городе
Надежно на ночь запирают
4. Объяснение нового задания
- Необходимо нарисовать на рисунке небо.
- Показ учителем нескольких способов тонирования неба: по-сырому, когда краски осторожно вливаются цвет в цвет, можно изобразить контрастные переходы цвета, можно нарисовать небо отдельными мазками.
- Не забываем, что небо на нашем рисунке не само по себе отдельно. Оно отражается в окнах домов, его отблески будут присутствовать и на дороге, на стенах домов, поэтому не забываем добавить соответствующих рефлексов в работу.
5. Самостоятельная работа учащихся.
- Учащиеся рисуют небо. У каждого свой неповторимый закат.
- Учитель предлагает ученикам вспомнить, какой закат они видели, наблюдали в природе и нарисовать его.
6. Итог урока.
- рассмотреть галерею работ, вывешенную на доске, результаты обсудить с детьми;
– оценка работ, отметить наиболее оригинальные, выразительные работы.
7. Домашнее задание
Нет.
![]() |
"Выполнение эскиза декоративного панно" 5 класс
![]() |
Урок на тему: "Выполнение эскиза декоративного панно"(мозаика)
Цель:
Выполнить эскиз декоративного панно в стиле мозаики
Задачи:
Образовательная:
2. • Дать понятие «живопись», познакомить с видами живописи.
3. • Закрепить знания учащихся по теме «цветоведение».
4. • Учить выполнять эскиз декоративного панно (в технике мозаики), творчески используя цвет.
Развивающая:
1. • Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
2. • Создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
Воспитательная:
• Содействовать эстетическому воспитанию.
Оборудование урока:
Ø • Бумага, краски (гуашь, акварель), акварельные карандаши (по выбору учащихся), баночки с водой, кисти, бумажные салфетки, палитра
Ø • Компьютерная презентация по теме урока
Ø • Учебные таблицы и плакаты
Ø • Карточки для составления алгоритма задания
Оформление классной доски:
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
План урока:
1.Оргмомент. Отметить отсутствующих.
2. Сообщение темы, цели урока.
3. Проверка знаний учащихся по теме «Цветоведение»
- назовите основные цвета
- на какие группы делятся цвета (тёплые и холодные)
- что такое цветовой контраст
- что такое светлотный контраст
4. Подведение к изучению нового материала.
Знания по цветоведению очень важны для художников. Они позволяют им создавать очень выразительные работы. Выполненные в цвете красками картины называют живописью.
5. Объяснение нового материала:
- показ обучающей презентации на тему «Живопись»
ЖИВОПИСЬ – вид изобразительного искусства.
Живописные произведения выполняют красками, нанесёнными на какую – либо поверхность.
Живопись – огромная чарующая, волшебная область в стране искусства. Она родилась на заре развития человечества, в пещерах наших исторических предков. На протяжении многих веков менялись идеи, руководившие художниками, менялись их устремления, один стиль приходил на смену другому, но всё равно, живопись жила и развивалась.
“Среди других искусств живопись способна, быть может, наиболее полно передать все, что увидит зоркий глаз художника. Многие сотни лет она училась у природы, восхищенно изобретала новые и новые способы изобразить все, чем пленяет мир. Бесконечно богатыми стали её изобразительные средства. Острая непреклонность линий, богатая звучность красок, смелые, неожиданные контрасты света и тени… дразнящая игра фантазии - все призвано живописью для решения своих задач…”
Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который можно назвать станком. Отсюда и название «станковая живопись».
Само слово «монументальная» говорит о чём-то большом и значительном.
Монументальная живопись – это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий.
6. Объяснение задания: выполнить эскиз декоративного панно в технике мозаики.
На вашем рисунке должны соединиться цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.
- показ техники учителем.
- составление алгоритма с помощью карточек-операций. ( На магнитной доске карточки в разброс, уч-ся выбирают их и размещают в предполагаемом порядке).
1. Продумать сюжет.
2. Выполнить контурный рисунок.
3. Подготовить палитру красок.
4. Роспись.
5. Обвести контуры мозаичных элементов.
7. Практическая работа учащихся.
В соответствии с алгоритмом учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы. Учащиеся придумывают сюжет декоративного панно для оформления помещения (например, детского кафе, детской комнаты). Продумывают цветовое решение, колорит панно и выполняют его эскиз.
8. Контроль за выполнением творческого задания
9. Анализ практической деятельности.
- Выставка работ
Рисование портрета 6 класс Тема урока: Рисование портрета
Цель:
Нарисовать портрет человека по памяти
Задачи:
Образовательная:
• Познакомить с видами портрета.
• Закрепление навыков изображения головы человека, соблюдая пропорции.
Развивающая:
• Развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм)
• Развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.
Воспитательная:
• Содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.
Материал и оборудование:
- Компьютер, проектор, проекционная доска, диск с обучающей презентацией по теме «Виды портрета»
- Листы бумаги 20х30, карандаш, краски, кисти (на каждого учащегося )
- Оформление доски:
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Организационный момент. Сообщить цели и задачи урока.
2. Проверка знаний учащихся
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о портрете.
- Что означает слово «портрет»? (Правильно, портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, - строение лица, черты характера, отношение к людям)
- Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.
3. Подготовка к восприятию темы урока
- Портрет! Что может быть проще и сложнее! Послушайте, что говорил о красоте человеческих лиц писатель Заболоцкий.
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Иные, как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен,
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот!
- Какие же бывают портреты?
4. Объяснение нового материала: показ обучающей презентации «Виды портрета»
Сейчас мы познакомимся с различными ВИДАМИ портрета:
5. Задание: нарисовать поясной портрет. Портрет может быть женским, мужским или детским. Это работа творческая.
6. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся по памяти рисуют портрет любого человека (это может быть папа, мама. Бабушка, сестра или брат, друг, учитель, сосед и т.п.)
- указание: обратить внимание на схему пропорций головы человека и частей лица
(таблица расположена на доске)
- обратить внимание на передачу объёма в рисунке, нараспределение светотени на поверхности форм
7. Итог урока – выставка работ «Портретная галерея», выставление оценок.
- какие виды портрета здесь представлены?
- какие ещё виды портрета вы знаете?
8. Домашнее задание
- Подобрать портреты из журналов, газет, книг. Подготовить небольшое описание этого портрета.
![]() |
«Осенний пейзаж в нашем творчестве» 6 класс
Тема урока: «Осенний пейзаж в нашем творчестве»
«Осень – радость, осень – грусть»
Цель:
Нарисовать осенний пейзаж.
Задачи:
Образовательная:
• Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра.
• Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении.
Развивающая:
• Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы.
Воспитательная:
• Воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой.
• Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.
Оборудование урока:
• бумага,
• краски акварельные, гуашевые,
• кисти (широкие, узкие),
• баночка с водой,
• палитра,
• тряпочка,
• компьютерная презентация на тему «Осень в произведениях великих художников»
• компьютерная презентация на тему «Жанры живописи. Тест».
• аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского. Оформление классной доски:
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся.
- Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж.
- Что же такое пейзаж?
- С какими ещё жанрами, кроме пейзажа вы уже знакомы?
Компьютерная презентация – тест «Жанры живописи». (При помощи компьютерного теста проверить умение учащихся отличать пейзаж от других жанров)
3. Беседа на тему «Роль цвета в живописи» с использованием презентации «Осень в произведениях великих художников»
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.
- Почему так велика роль цвета в живописи?
- Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке?
- Что такое колорит?
- Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании пейзажа?
(желтые, золотистые, охристые, багряные….. или серые, охристо-коричневатые, бурые….)
- Отчего зависит выбор цветовой гаммы?
Показ презентации «Осень в произведениях великих художников»
Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана “Золотая осень”, мы вспоминаем слова Пушкина
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...
4. Самостоятельная работа учащихся.
Учащимся предлагается задание на урок - выполнить осенний пейзаж.
- Для кого-то осень – это радость, для кого-то – грусть.
- Попробуйте показать это в своём рисунке
В течение самостоятельной работы звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”. Учитель в течение всего задания подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся.
5. Итог урока.
Когда работы будут готовы, разложить их в два ряда — сделать две улицы (радость-грусть), «пройтись» по ним... Напомнить детям, что они изобразили осенний пейзаж. Одни передали в рисунке радость, другие – грусть.
Примеры детских работ:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.