Использование технологии коллективного взаимообучения на уроках русского языка и литературы
Давидович З.В.
Введение
Об уроке написано множество книг, статей, защищено несметное количество диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы и модернизации, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа.
Современные дети отличаются широкой информированностью, рационализмом, расчетливостью, потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей (как следствие - рост отчужденности, отсутствие интереса друг к другу). Проблемы организации работы в школе - теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания. Так быть не должно.
В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. коллективных, групповых форм работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель – ученик (ученики), ученик – ученик, общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе. Практика обучения при внедрении коллективных форм работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно организационная форма обучения ''ученик – ученик'' (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом.
Многолетний анализ учебно-воспитательного процесса в школе дал основания, чтобы самым главным, самым важным в учебно-воспитательном процессе считать два «кита»: самостоятельность и коллективизм. Поэтому задачу современного учительства можно сформулировать в самом общем виде так: коренная перестройка учебно-воспитательного процесса на основе решительного повышения самостоятельности учащихся и всемерного усиления коллективизма. Самостоятельность и коллективизм – это то решающее звено, которое поможет вытянуть всю цепь, т.е. успешно, победно справиться со всеми задачами, которые сегодня стоят перед школой и всей системой просвещения (4, с.7).
При систематической организации коллективной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.
Быть учителем трудно: он должен быть педагогом, осуществляющим личностно ориентированное обучение ученика, специалистом, проникающим в индивидуальную суть каждого ребенка. Он стоит перед выбором определенной методической системы обучения школьников. Все это требует от учителя соответствующей квалификации, высокого профессионального мастерства.
Исследование на данную тему особенно актуально сейчас, так как традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе, школе.
Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.
Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.
Особое место в укреплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.
Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к учебной деятельности, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами своего коллектива. Главное в коллективизме - общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.
Задача взрослых заключается в такой организации деятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, для которого общественное дело - потребность. Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения детей не только к цели данного коллектива (при сохранении ее конкретной значимости), но и к общему делу вообще.
Ученическая группа давно признана эффективной формой и… средством обучения. Объединение детей для обучения – неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Уйти от неё нельзя не только потому, что нет средств для индивидуализации образования, а потому, что объединение – в различных формах – всегда выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником (5, с. 238).
Использование коллективных способов обучения диктуется важнейшими целями и задачами языкового и литературного образования на современном этапе. А именно:
- формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся, культуры устной и письменной речи;
- развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;
- развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью и др. (1, с.2)
Ничто так не способствует решению данных задач и осуществления данных целей, как взаомообучение учащихся и коллективные формы работы на уроке.
Коллективная форма обучения
В современной педагогике выделяются 4 формы обучения:
- индивидуальная:
- парная:
- групповая;
- коллективная.
При индивидуальном обучении удается наиболее полно реализовать индивидуальные возможности ученика, учесть его личностные свойства. Не случайно именно в этой форме ведется обучение будущих актеров и пилотов, да и аспирантов любой специальности. Повсеместному осуществлению индивидуального обучения препятствует, прежде всего, такой недостаток: при ней каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников.
Групповой способ обучения (ГСО) всё чаще и чаще используется в средней школе. Возможность применять несколько форм обучения - групповую, парную и индивидуальную – позволила учителям творчески подойти к составлению целых тематических циклов программы, организовать нетрадиционные уроки, интегрированные уроки.
Творческая самореализация учащихся и воспитанников происходит через индивидуальные и групповые занятия учеников школы в различных кружках, секциях, факультативах, как на базе школы, так и вне ее; олимпиады и конкурсы - по желанию и выбору самих учащихся;
При групповой форме обучения учитель систематически излагает материал группе учеников, проверяет, организует учет знаний и осуществляет перевод ребят в следующий класс.
Самой эффективной, по моему мнению, считается коллективная форма обучения, так как коллективное обучение происходит при наличии связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися. Учитель устанавливает, организует, поддерживает эти связи, не дает им прерваться и выродиться в бесполезные разговоры.
Технология коллективной формы обучения дает возможность строить учебный процесс в соответствии с зоной ближайшего развития каждого школьника. Это задача, которая в 30-е годы была поставлена выдающимся психологом Л.С. Выготским.
При классно-урочной системе все учащиеся класса продвигаются вперед одним и тем же темпом. Все одновременно приступают к изучению каждой новой темы и в одни и те же сроки заканчивают ее изучение.
Поэтому одновременно сдают экзамены и переходят в следующий класс. Такой одновременный переход от темы к теме и перевод из нижестоящего в вышестоящий класс мог бы быть оправдан, если бы у всех учащихся были одинаковые способности, т.е. одинаковая зона ближайшего развития. Но способности к учению у школьников разные. У каждого из них своя зона ближайшего развития.
При классно-урочной системе приходится игнорировать зону ближайшего развития и всем ученикам навязывать одни и те же сроки обучения. Переход на технологию коллективной формы обучения, организация сотрудничества школьников "по горизонтали" и особенно "по вертикали" дает возможность каждому школьнику продвигаться вперед по его способностям, т.е. в соответствии с зоной ближайшего развития каждого.
А это означает, что школьники благодаря технологии коллективной формы обучения смогут оканчивать среднюю школу и успешно сдавать экзамены в разные сроки: одним ученикам понадобится не одиннадцать и не двенадцать лет, а всего лишь девять, другим - десять, третьим же - все двенадцать.
Технология коллективной формы обучения приводит к преобразованию всего педагогического процесса в школе в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ученика. А это означает, что переход на коллективную форму обучения обеспечит развивающий характер обучения.
Технологии коллективного обучения в школе
Попытка массового внедрения коллективного способа обучения была предпринята у нас в 20 – 30-е годы ХХ века. Её предпринял учитель Ривин, в 80-е годы способ развили в Красноярским и Ленинградском педагогических вузах, в основу этого эксперимента была положена теория учебного процесса профессора кафедры педагогики Красноярского пединститута В.К. Дьяченко.
КСО включает элементы индивидуальной, парной и групповой работы, но имеет ряд преимуществ:
Групповой способ обучения
|
Коллективный способ обучения |
Один одновременно учит многих, он говорит – другие молчат, общение между собой практически отсутствует |
Каждый учит каждого, ученик в течение 1-го урока несколько раз выступает то в роли ученика, то в роли учителя, все говорят, все общаются, сотрудничество становится нормой обучения |
Каждый работает на себя |
Каждый работает на себя и других, поэтому отношение ученика к усвоению материала становится более ответственным, происходит сплочение коллектива всего класса |
Сущность коллективного способа обучения: это такая организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических (сменных) парах, когда каждый учит каждого (5, с.252).
Задание, которое дается парам, – работать вместе, советоваться. Пары рассматриваются как гомогенные (роли участников одинаковы, точнее – ученики постоянно меняются ролями обучающего и обучаемого). Лишь в крайних случаях (при наличии в классе особо сильных и особо слабых детей) возможно образовать гетерогенные пары («учитель» + «ученик»). Так что снимается трудность распределения обязанностей между парами и внутри пар. Эта форма коллективной работы может и должна занять достойное место на уроках по любому предмету.
Введение коллективных занятий в классно-урочную систему постепенно ее преобразует. Все коллективные занятия (сотрудничество в парах сменного состава) можно разделить на две большие группы: по горизонтали и по вертикали. Первая - более простая. В принципе она позволяет применять некоторые коллективные методики в той или иной степени и при классно-урочной системе. Например, это могут быть взаимные диктанты, когда ученики, подиктовав текст один другому, расходятся и работают с остальными учениками. Или взаимообмен заданиями, работа по вопросникам и многое другое. Это предполагает взаимообучение на одном уровне, по горизонтали. А вот когда мы вводим сотрудничество по вертикали, тогда уже с самого начала исчезают как уроки, так и классы, а значит, ни о каком сочетании групповой формы обучения и коллективной формы обучения и речи быть не может. В этом случае обучение уже строится по принципу "лестницы": один ученик еще только начинает изучать тему, а другой уже заканчивает учебный курс, предположим, русского языка 6-го класса. И тогда уже взаимообучения нет, и тот, кто идет впереди, выступает в роли обучающего, а кто идет вслед за ним - обучаемого. Это и есть сотрудничество учеников по вертикали.
Что же в этот момент делает учитель? При коллективной форме обучения учителю совсем не обязательно систематически излагать новую тему. Есть методики, например, Ривина, при которой каждый ученик изучает новую тему самостоятельно. А затем дети, встречаясь друг с другом, прорабатывают по частям свои статьи. При этом система знаний по учебному предмету формируется у них благодаря самостоятельной работе и общению с товарищами. А учитель здесь только содействует, помогает формированию этой системы. Да, порой ему приходится излагать материал, но совсем с другой, чем при классно-урочной системе, целью. Учитель дает образец: как нужно изучать тему, как спрашивать, планировать, чтобы обучение шло успешно. Ведь ученик становится своего рода преподавателем. При переходе на коллективную форму обучения, особенно в процессе становления, учитель выступает и в роли организатора: ведь ему нужно всех учеников настроить, организовать, чтобы у них появился коллектив - вначале образовательный, а потом и самообразовательный. Последнее, пожалуй, является главной целью коллективного способа обучения.
Какие главные условия нужны для введения коллективных занятий в школе: учебники, расписание?..
- Первое, что нужно сделать, провести, как мы называем, запуск коллективного способа обучения. Для этого необходимо включение всех учеников класса в коллективные занятия, т.е. пары сменного состава. Это отнюдь не самая трудная вещь. Следующий шаг: учителю нужно включить все содержание данного года обучения в работу, сделать так, чтобы все ученики класса растянулись в большую "лестницу", и впереди идущие ученики (наиболее способные) пусть не в совершенстве, но знали бы всю программу предстоящего учебного года. Чтобы подготовить таких учеников, идущих в авангарде, учителю нужно самому хорошо знать и теорию, и практику, и плюс еще заручиться поддержкой коллег. Потому что, когда учитель готовит очередного ученика, класс в это время оказывается "бесхозным". Вот об этот "порог" больше всего и спотыкаются при запуске коллективной формы обучения. Кроме этого, каждый ребенок имеет учебник, карточки, чтобы себя проверить. А в дополнение к учебнику еще и программный вопросник с упражнениями, задачами, контрольными работами. Учитель же постоянно наблюдает, как каждая тема усваивается учеником, а затем и передается следующим. Конечно, в это сложное время большим подспорьем является помощь коллег. Они занимаются с классом по традиционной системе, в то время как один педагог формирует ученика-учителя. Конечно, эта работа требует определенных изменений в расписании. В школе по новой технологии должна работать группа, одному сделать это очень трудно. Учителя-единомышленники обязательно обсуждают, что у кого, получается, ходят друг к другу на занятия, поддерживают, помогают (3, с. 28).
Главный критерий технологии коллективной формы обучения - все дети учатся! Только с разными темпами и на разных уровнях: одни овладеют только базовым (стандартным), другие продвинутся на повышенный, а кому-то удастся освоить высокий. Школьную программу способны освоить практически все дети, только если они не больны. Более способные смогут закончить изучение учебных предметов досрочно, на 1,5-2 года раньше, а другим, возможно, потребуется увеличить срок обучения. Все зависит от природных способностей, состояния здоровья, трудолюбия, интересов и наклонностей. В нашей технологии дети ориентируются на положительные примеры, и мы не наказываем двойками тех, кто отстает. Но они "наказаны" своим положением, когда находятся где-то позади и видят, что их товарищи уходят вперед. Характерно, что в освоении разных предметов ученики могут двигаться с разным темпом. И разные уровни - это нормальное явление при коллективном способе обучения, где главным ориентиром становится не оценка, а качественное усвоение материала. Ученик может прекрасно его изложить, доказать, применить на практике и перейти на более высокий уровень.
Структура урока КСО:
1 этап – ввод учебного материала с помощью консультантов в группах (7 – 10 минут).
2 этап – работа учащихся в динамических парах (20 – 25 минут).
3 этап – тестовый контроль усвоения знаний, полученных на уроке (5 – 10 минут.
Учителю необходимо спланировать время так, чтобы была:
1. Лекция;
2. Самостоятельная проработка материала – работает каждый ученик и обменивается смыслом информации с другим учеником;
3. Практическая отработка – с несколькими сменными партнёрами группы;
4. Экспертная проверка между группами, докладывают свои результаты – самооценка.
Мурманская |
Методика |
Методика |
|
Отработка понятий |
Изучение нового |
Отработка умений, |
|
Методика Ривина “МР” |
Обратная методика “ОМ” |
||
Изучение нового материала, с дальнейшей поабзационной проработкой |
Изучение нового материала, |
||
Каким образом строится урок?
Зная тему урока:
1. Учитель ставит дидактическую задачу
контроль |
самоконтроль |
взаимоконтроль |
2. Конструирование урока по схеме:
1-2 урок – вводная лекция
3 урок – отработка материала лекции
4-5 урок – изучение темы по методике
6 урок – практическое занятие по методике КСО
7 урок – тематический учёт знаний
3. Определяется вид посадки учащихся. Это может быть парная (групповая) работа, работа в группах по 4 человека или по 6 человек
4. Обязательно ведётся листок учителя (готовый для контроля за ходом занятия). Например, такого плана:
Понятия |
Вопросы I части карточки |
Вопросы II части карточки |
Цвет
и № |
|
|
|
|
5. Ход занятий отражается на листке учёта, который представляет собой обычную таблицу следующего типа:
Фамилия |
№ карточки |
||
синий |
желтый |
красный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Следует чётко разделить контроль и учёт ученик контролируется в разных ситуациях: когда решает задачи, самостоятельно изучает тему, обучает товарища. Можно организовать специальные контрольные работы в виде выполнения индивидуальных заданий. Более подходящими являются зачёты и экзамены. Их можно организовать как промежуточные, по отдельным разделам, так и подытоживающие в конце четверти, полугодия или года.
Итак, при переходе к КСО ученики всё изучают сами, без предварительных объяснений учителя, так как от каждого ученика требуется, чтобы он научился самостоятельно изучать любую новую тему. Ученик должен научиться работать с любым трудным текстом, с любой трудной темой, так как в противном случае он не будет готов к непрерывному самообразованию, к самостоятельному творческому труду.
Технологии коллективного способа обучения на уроках русского языка и литературы
Творческие способности личности на уроках русского языка и литературы могут осуществляться лишь в творческой деятельности в процессе обучения. Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия (6, с. 128). В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета. Учителю на уроке отводится роль соучастника диалога, полилога, способного к импровизации, умеющего быстро отреагировать на возможные версии; друга, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, для которого ход рассуждений так интересен и нов, сколько он интересен и нов для учащихся.
Все методики КСО можно распределить по задачам и желаемому результату на 4 основные группы:
Задачи методик |
Результат |
1.Изучение и первичное закрепление новых знаний (ОМР, Ривина) |
Восприятие и первичное осознание нового материала |
2. Закрепление новых знаний (ММ) |
Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению |
3. Комплексного применения знаний (ОМР, МРБ) |
Выработка умений самостоятельно применить знание, осуществлять их перенос в новые условия |
4. Обобщение и систематизация знаний (МВЗ, МРБ) |
Усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе |
5. Контроль, проверки, оценки |
Определение уровня овладения |
К первой группе относятся уроки русского языка и литературы, задача которых заключается в изучении новой темы и закреплении первичных знаний. к этой группе относятся методика Ривина и обратная методика Ривина (данные методики применимы к любой возрастной группе).
Приведем пример организации коллективного урока русского языка по методике Ривина (МР) в 9 классе (по программе 11-летней школы) по теме «Предложения с косвенной речью»:
Ученики в течение 90 минут решают дидактическую задачу по формированию знаний о строении и особенностях предложений с косвенной речью при чтении и поабзационной проработке параграфа учебника по русскому языку, который разделён на четыре смысловые части. Так как эта методика требует от учащихся умений читать, выделять главные мысли, пересказывать, вести диалог, то такой урок способствует не только усвоению нового материала, но и совершенствует навыки работы с учебником, планирования ответа, содействует формированию коллективизма и культуры межличностных отношений.
Каждый учащийся получает карточку определённого цвета (например, зелёного) с алгоритмом работы и выполняет задание 1-й части карточки. Например:
1. Прочитай материал § 32 (стр. 220 до абзаца “Предложения с косвенной речью...”).
2. Подели его на 3 смысловых абзаца (части).
3. Прочитай 1-й абзац.
4.Найди себе партнёра (соседа по парте), запиши его фамилию на полях, прочитай (расскажи) ему 1-й абзац.
5.Озаглавьте этот абзац. Запиши в тетрадь. Ответь на вопросы партнёра.
6.Выслушай соседа. Озаглавьте его абзац. Задай вопросы партнёру.
7.Поблагодарите друг друга.
8.Прочитай 2-й абзац.
9.Повернись к партнёру за соседней партой, запиши его фамилию на полях и расскажи ему два абзаца. Дайте заглавие 2-му абзацу. Запиши в тетрадь. Ответь на вопросы партнёра.
10. Выслушай соседа. Озаглавьте его второй абзац. Запишите в его тетрадь. Задай вопросы партнёру.
11. Прочитай 3-й абзац.
12. Повернись к партнёру за соседней партой по диагонали, запиши его фамилию на полях и расскажи ему три абзаца. Озаглавьте 3-й абзац. Запиши в тетрадь.
13. Выслушай соседа. Озаглавьте его третий абзац. Запишите в его тетрадь. Задай вопросы партнёру.
Затем учащийся находит себе партнёров с таким же цветовым сигналом, обсуждает данную тему в группе, выступает в ней и оценивает себя и партнёров, заполняя листок учёта. Затем находит партнёра с другим цветовым сигналом (например, жёлтого), обменивается с ним карточками и продолжает работать как с первой карточкой. Работать учащийся может не в тетради, а на рабочем листе ученика, в котором указывает свою фамилию и имя, маршрут, план проработанных абзацев, ведёт здесь же листок учёта, отмечая самооценку и оценку группы.
Данный вид работы достаточно сложен поэтому учитель заранее знакомит по одному учащемуся от группы с алгоритмом работы, чтобы на уроке ему и классу помогали ученики-консультанты. Использовать данную методику можно на уроках по изучению материала по русскому языку с достаточным освещением на страницах учебника, так как если параграф учебника небольшой интересной и содержательной работы не получится. Это могут быть уроки по морфологии: «Имя существительное как часть речи», по синтаксису: «Основные виды придаточных частей в сложноподчинённом предложении». Эта методика даёт возможность также подготовиться к написанию изложений и сочинений как по языку, так и по литературе по самым разным темам. Также можно эту методику использовать на уроках русской литературы, изучая вводные темы по изучению жизни и творчества писателя в средних классах.
В старших классах эту работу можно усложнить (так как материал объёмнее и сложнее), предложив учащимся работать по обратной методике Ривина. Например, на уроке в 10-м классе (по программе 11-летней школы) по теме «Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества. Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа» каждый учащийся получает карточку с определённым цветовым сигналом и сразу находит партнёра.
Например, карточка жёлтого цвета:
Детс Детство и юность Л.Н. Толстого 1. Год и место рождения. 2. Семья Толстых. 3. Образование. |
Учебник «Русская литература», Минск, «Народная асвета», 2002, стр. 353 - 357 |
По После университета 1. Разочарование и уход из университета. Работа над повестью «Утро помещика». 2. Неудовлетворённость жизнью и поездка на Кавказ. |
Учебник «Русская литература», Минск, «Народная асвета», 2002, стр. 357 – 359
|
Учащиеся вместе работают по 1-му пункту план каждой карточки, обсуждают текст прочитанного и записывают в тетрадях один и тот же текст, составленный совместно по данному пункту. Так каждый ученик работает попеременно с различными партнёрами до конца карточки. Доходя до 5-го партнёра, он уже четыре раза пересказал, что способствует развитию монологической речи и помогает усвоить материал уже на уроке. Выполнив работу, каждый ученик должен отчитаться по своей карточке, что помогает выделить главное и зафиксировать его в своей памяти. Эта методика высшего уровня – дети полностью работают сами.
Эту методику также можно использовать при разучивании стихотворений. Если это одно стихотворение (как правило, в средних классах), например, стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» в 6-ом классе, то сначала стихотворение разбирается в классе, выписываются новые слова, выразительно читается учителем. Потом идёт его проработка в парах, ученики учат его наизусть по частям, работая друг с другом по очереди (по маршруту). Первый ученик читает и воспроизводит по памяти первые четыре строчки:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Второй ученик читает и воспроизводит, ученики расходятся, создавая новые пары. Первый ученик новому партнёру рассказывает первые четыре строчки, третий их воспроизводит (пусть не с первой попытки), затем по книге вслух зачитывает следующие четыре строчки. Оба ученики работают по заучиванию этих строчек, а затем воспроизводят уже восемь строк. Новому партнёру каждый из них рассказывает уже не четыре, а восемь строчек. Выучив полностью стихотворение, ученик декламирует его перед группой. Этот приём позволяет здесь урок по разучиванию стихотворения сделать менее однообразным и скучным, а также позволяет практически подготовить домашнее задание – выучить наизусть полностью стихотворение.
В старших классах при разучивании разных стихотворений без предварительной классной работы учитель сначала (заранее) прорабатывает стихотворение с одним учеником, затем это стихотворение ученик разучивает по частям, работая с разными партнёрами по очереди. Этот приём помогает подготовить следующий урок по изучению лирики того или иного поэта, на котором ученики декламируют разученные стихи, уже увязывая их с определённой тематикой лирики или этапом творчества поэта.
При вторичном закреплении усвоенных знаний, выработке умений по их применению используется мурманская методика, которая помогает усвоить понятия и термины, развивает умение пересказывать текст и вести диалог. Каждый учащийся получает карточку с цветовым сигналом и работает по алгоритму:
1. Получите карточку с цветовым сигналом.
2. Выучите самостоятельно (или со своим соседом) наизусть данные в первой части карточки (правила, определения, формулировки).
3. Выполните самостоятельно задание второй части карточки.
4. Отыщите по цветовому сигналу карточки, отличного от вашего партнёра, запишите его фамилию, цвет карточки на полях своей тетради.
5. Натренируйте его на первой части вашей карточки.
6. Обменяйтесь карточками и выполняйте задание второй части новой для себя карточки самостоятельно.
7. Обсудите результаты с партнёром.
8. Поблагодарите друг друга и ищите нового партнёра по цвету карточки.
9. Работайте с новым партнёром по алгоритму (см.п.4).
Например, на уроке в 11-ом классе (программа 11-летней школы) по теме «Основные сведения по культуре речи» карточка (жёлтая) может выглядеть так:
1. Пользуясь учебником (§ 126), выучите следующие понятия:
«говорение»
«аудирование»
«чтение»
«письмо»
Выпишите их в тетрадь.
2. Пользуясь статьёй учебника на стр. 271-272, ответьте на вопрос: Какие правила должен выполнять говорящий, чтобы его речь была правильной и интересной?
После работы в парах сменного состава учащиеся пишут понятийный диктант, который охватывает основные понятия, изученные на уроке:
1. Полилог – ?.. (разговор между несколькими лицами).
2. Говорение – ?… (вид речевой деятельности, который возникает в результате того, что в определённых условиях общения у людей появляется потребность что-то сказать друг другу).
3. Аудирование – ?… (вид речевой деятельности, при котором происходит восприятие информации на слух).
4. Речевая культура – ?.. (это владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи).
5. Речевой этикет – ?.. (система устойчивых формул общения, которые служат для установления и поддержания речевого контакта собеседников).
Эта методика может использоваться в классах разного возраста, проходят такие уроки интересно и эффективно, учащимся нравится работать по такому алгоритму. Как правило, с понятийным диктантом справляются все учащиеся класса.
Усвоение знаний и способов действий в системе возможно на уроке, организованном по методике взаимопередачи тем, которая предназначена для организации изучения теоретического материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Каждый учащийся получает карточку с цветовым сигналом, алгоритм работы и маршрут, по которому он должен изучать данную тему. На карточке дан теоретический материал, указаны страницы учебника, на которых размещён основной материал по части темы и указаны задания (устные и письменные), которые он должен выполнить. Кроме этого на карточке расположены задания 3-х уровней, из которых ученик выбирает посильный для себя и выполняет. Например, по теме «Основные группы слов русского языка» в 5 классе зелёная карточка выглядит так:
Тема: «Неологизмы».
Неологизмы – слова, которые возникли в речи недавно и ещё не стали общеупотребительными.
Новые слова (неологизмы) появляются в речи по двум причинам: 1) для обозначения новых предметов (признаков, явлений); 2) для усовершенствования лексической системы. Так появляются многие синонимы для обозначения уже известных предметов или явлений; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель – «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов».
Неологизмы обычно являются плодом творчества всего народа-языкотворца, но известны новые слова, введённые в оборот конкретными людьми – писателями, учёными. Так, слова атмосфера, притяжение впервые употребил М.В. Ломоносов; слово стушеваться – Ф.М. Достоевский. Более всего неологизмов появляется в периоды существенных исторических изменений в обществе.
Появившись в речи, неологизмы носят отпечаток необычности, новизны. Потребность в назывании словом нового предмета (признака, явления) заставляет всё чаще употреблять тот или иной неологизм, и он, теряя впечатление новизны, становится общеупотребительным словом.
Специальных словарей неологизмов нет. Новые слова попадают в токовые словари, уже став общеупотребительными.
1. Прочитай текст на стр. 359 – 360.
2. Повтори текст про себя.
3. Выпиши значение новых понятий, которые встречаются в тексте.
4. Перескажи текст партнёру (соседу по парте).
5. Послушай его пересказ.
6. Выполни задания:
1 уровень
- Какие слова относятся к группе неологизмов?
- Почему они так называются?
2 уровень
- Перечислите причины, по которым в русском языке появляются новые слова.
- Выполните упр. 615.
3 уровень
- Приведите примеры новых слов, употребляемых в нашей речи.
- Выполните упр. 616.
7. Передай карточку соседу, возьми его карточку и выполни задание.
Основное отличие данной методики в том, что после работы в парах по усвоению материала следует небольшая проверочная работа в целях контроля за усвоением новых понятий и коррекции на следующем уроке. По данной теме можно дать такую работу:
1. Найдите в следующих пословицах устаревшие слова и подчеркните их.
1) Нос с локоть, да ума с перст.
2) Добрый швец с запасом шьёт.
3) Много храбрых после рати, как залезут на полати.
2. Какое слово в каждом ряду самое «молодое»? Подчеркните.
1) Хлопок, капрон, шерсть, шёлк.
2) Корабль, парусник, пароход, атомоход.
3. Объедините данные слова в группы и запишите: кисти, ноты, краски, мольберт, пюпитр, палитра, гуашь, полотно, клавиатура, галерея.
1) ________________________________________________________________
________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________
________________________________________________________________
4. К чему приводит неуместное употребление устаревших или профессиональных слов? __________________________________________
5. Выберите какую-либо профессию и напишите 2-3 слова, употребляемые людьми этой профессии._______________________________
При работе по данной методике ученик одни темы изучает сам, другие передают товарищи. Есть опасность недостаточно качественного освоения темы при самостоятельном её изучении, искажения фактов и потери информации при взаимообучении. Поэтому-то каждая тема, которая изучается самостоятельно, в обязательном порядке сдаётся преподавателю. А для предупреждения потери информации обучение следует вести строго по пунктам темы, который должен быть достаточно подробным.
Следует отличать данную методику от методики взаимообмена заданиями. Они существенно отличаются и по назначению, и по организации работы. Методика взаимообмена заданиями более подходит к случаю, когда необходимо освоить способы решения типовых (стандартных) задач, ознакомиться с новыми фактами и формулами, научиться ими пользоваться в стандартных ситуациях. В начале учитель проводит тест на зону развития (по вариантам), учащиеся проверяют его по ключу, исправляя свои же ошибки. Например, на уроке русского языка в 6 классе по теме «Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя числительное» тест и ключ к нему может выглядеть так:
ТЕСТ (I вариант)
1. Выпишите имена числительные и определите их разряд по значению.
Двухметровая лестница, семизвездие, тысячелетие, трёхсотый километр, четверо друзей, тысяча слов, стометровка.
2. Решите примеры, записывая числительные словами.
От 936 – 154 =…
КЛЮЧ к тесту (I вариант)
1. Трёхсотый километр, четверо друзей, тысяча слов.
2. К пятистам шестидесяти пяти прибавить девятьсот восемьдесят четыре получится тысяча пятьсот пятьдесят один; от девятисот тридцать шести отнять сто пятьдесят четыре получится семьсот восемьдесят два.
Работа на уроке идёт в парах, причём цель каждого учащегося научить партнёра по первой части так, чтобы он самостоятельно мог выполнить вторую часть новой карточки. Например, красная карточка выглядит так:
1. Прочитай § 57 на стр. 203 – 205.
Прочитайте, чётко произнося окончания числительных.
Одна простая миля равна 1609 метрам, а одна морская миля – 1852 метрам. В одном метре около 39 дюймов, а в одном ярде около 91 сантиметра.
2. Спишите, заменяя цифры словами. Обозначьте падеж числительных.
Работая по алгоритму по определённому маршруту, учащийся готовится к проверочному тесту в конце урока. По данной теме этот тест может выглядеть так:
1. Запишите загадки и подчеркните имена числительные.
Семьдесят одёжек и все без застёжек.
Один вход да три выхода.
Что за шустрый старичок? Восемьдесят восемь ног, все по полу шаркают за работой жаркою.
2. Спишите предложения, запишите числительные словами.
Рекордсмены долголетия – черепахи. Они живут 300 лет. Белки и зайцы живут около 10 лет, а их родственник бобр – в 3-4 раза дольше. Жизнь волка продолжается до 15 лет, а лисицы 12-13 лет.
3. Запишите словами пропущенные имена числительные.
Мне … лет. Родился я в … году. Сейчас учусь в … классе. Школу окончу в … году. Моей маме … лет, а папе - … .
4. Решите примеры, записывая цифры словами:
От 940 – 486 = …
К 111 + 1 694 000 = …
5. Составьте и запишите связный текст о скорости полёта насекомых, используя следующие данные:
Пчёлы – 23,5 км/час.
Комары – от 1 до 3 км/час.
Стрекозы от 99 до 144 км/час.
Шмели – около 18 км/час (См. приложение 5).
Самыми интересными по организации и проведению являются уроки по отработке умений, навыков и контроля знаний по методике Ривина-Баженова, которая может использоваться в разных возрастных группах. Цель каждого ученика на таком уроке – отчитаться по заданию, а не обучать. Материал, по которому работают учащиеся, объединён в блоки по 4 карточки, причём одинаковых карточек нет, они отличаются по содержанию, хотя сходны по типу заданий. Например, на уроке русского языка в 10-м классе по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах разных частей речи» блок карточек жёлтого цвета «Правописание -н- и -нн- в суффиксах имён прилагательных» может выглядеть так:
Карточка 1
1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы и графически объясните их правописание.
Письмен..ый стол, пустын..ая улица, недюжин..ый характер, подлин..ое искусство, румян..ое яблоко, свин..ая колбаса, туман..ое утро, ураган..ый ветер, башен..ый кран, истин..ое происшествие, камен..ая ограда.
2. Из 1 – 3 предложений (упр. 422) выпишите имена прилагательные на данную орфограмму, графически её объясните. В скобках запишите производящую основу.
Карточка 2
1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы и графически объясните их правописание.
Свин..ые ножки, сметан..ый соус, солян..ая кислота, струн..ый квартет, таможен..ый досмотр, телефон..ый разговор, тыквен..ая каша, экзаменацион..ая работа, бедствен..ое положение.
2. Из 1 – 5 предложений (упр. 417) выпишите имена прилагательные на данную орфограмму, графически её объясните. В скобках запишите производящую основу.
Карточка 3
1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы и графически объясните их правописание.
Безветрен..ый день, бульон..ый кубик, ворон..ой конь, глинян..ый горшок, грачин..ое гнездо, диван..ая подушка, искусствен..ый шёлк, картин..ая галерея, лекарствен..ое растение, овчин..ый полушубок, почтен..ый старик.
2. Из 1 – 5 предложений (упр. 411) выпишите имена прилагательные на данную орфограмму, графически её объясните. В скобках запишите производящую основу.
Карточка 4
1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы и графически объясните их правописание.
Анимацион..ый фильм, беспичин..ое беспокойство, булан..ый конь, ветрен..ый день, восторжен..ый смех, длин..ая очередь, истин..ая история, камен..ый дом, машин..ый ряд, монотон..ые звуки, обыкновен..ый человек.
2. Из 6 - 11 предложений (упр. 411) выпишите имена прилагательные на данную орфограмму, графически её объясните. В скобках запишите производящую основу (См. приложение 6).
Уроки по КСО очень трудоёмки в плане подготовки учителя к уроку, но очень выигрышны в плане проведения, так как учитель только координирует работу учащихся, которые самостоятельно, помогая друг другу, достигают поставленной на уроке темы. Главным в деятельности ученика становится не ответ учителю и не получение высокой отметки, а совсем другое: учащийся изучает статью об авторе художественного произведения для того, чтобы рассказать об этом другим, дать знания об этом авторе своим товарищам. Он готовит свою тему, чтобы учить других. Именно это требует от каждого качественной подготовки, основательной проработки. Ученик знает хорошо, что ему придётся обстоятельно рассказывать нескольким товарищам. И только когда темой овладеет в совершенстве, ученик будет выступать перед группой.
Сочетание индивидуальной и коллективной работы открывает для каждого ученика возможность продвигаться вперёд своим темпом. Кто более трудолюбив, настойчив, более способен, может изучить программный материал в два-три раза быстрее, чем предусмотрено учебным планом и программами.
Заключение
Среди многих причин, которые в той или другой степени обуславливают кризисное состояние образования во всем современном мире, есть причины, которую обычно не называют, ее как бы «не замечают» или не придают особого значения. Полагают, что образование в школах и других учебно-воспитательных учреждениях можно исправить, улучшить, вывести всю систему образования из кризиса, если увеличить сроки обучения в школах, ввести единый государственный экзамен (ЕГЭ), государственный образовательный стандарт, обновить и минимилизировать содержание образования, подвергнуть решительному сокращению разросшиеся по объему учебные предметы естественно-математического цикла, выделить больше средств на учебники и учебное оборудование, ремонт и строительство школ, на зарплату учителям и обслуживающему персоналу, больше уделить внимания физической культуре и воспитательной работе, ввести «подушевое» финансирование, повысить правовой статус школ и вузов… Кризис не ослабевает, а, напротив, только возрастает.
Если же мы знаем, что обучение - это общение, то из этого следует, что обучение происходит так и только так, как осуществляется общение между людьми, а общение между людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:
1) опосредованное общение (в основном через письменную речь);
2) общение в паре;
3) групповое общение;
4) общение в парах сменного состава.
Применение этих четырех структур общения в учебном процессе дает четыре формы организации процесса обучения: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Поэтому мы их называем основными или базисными. Они - формы существования процесса обучения. Содержание обучения (образования) становится достоянием сознания и деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм. Наглядные и технические средства могут их совершенствовать и дополнять, но при этом основа сохраняется. В практике обучения на протяжении ряда столетий использовались не четыре, а лишь три организационные формы обучения: групповая, парная и индивидуальная. Это традиционные формы. К ним все привыкли, они давно освоены учителями, и признаны официальной педагогикой и органами управления образованием во всех странах мира. Только четвертая структура - общение в парах сменного состава для массовой школьной практики и теории обучения на протяжении всего XX столетия была принципиально новой. Ее мы назвали "коллективная форма организации процесса обучения", противопоставив тем самым ее индивидуальной и групповой форме. Преимущество таких методик в том, что:
1. Они охватывают 3 уровня обучения: репродуктивный, конструктивный и творческий.
2. “Не учитель даёт, а ученик берёт”, а ученик берёт на себя ответственность за выполнение учебной работы.
3. Позволяет уменьшить нагрузку ученика.
4. Способствует индивидуальному развитию школьников (коммуникативные способности во время общения; внимание; ответственность за себя и каждого в группе, абстрактное мышление; речь; усидчивость).
5. Повышает мотивацию учения.
6. Позволяет направить максимум усилий школьника в область его учебных возможностей и интересов.
7. Отрицательные моменты: лишний рабочий шум.
Чтобы учение было посильным всем детям, используются разноуровневые задания на уроке и в качестве домашнего задания, разноуровневые контрольные работы, карточки дозированной помощи. Учитель предоставляет детям возможность выбирать содержание и форму домашнего задания.
Использование методик КСО на уроках русского языка и литературы способствуют высокому темпу индивидуального продвижения, так как каждый ученик может проявить свою индивидуальность и работать по своим способностям. Если он, работая индивидуально, испытывает затруднения и задерживается, то ему оказывается своевременная помощь, что ускоряет темп его продвижения. В свою очередь, добиваясь высокого темпа продвижения вперёд, ученик оказывает своим товарищам помощь с целью поднять их темпы изучения программного материала (3, с. 60).
Если бы общество не развивалось, то не возникло бы никаких противоречий и в учебно-воспитательном процессе. Постоянное развитие экономики, техники, науки, искусства, морали, языка, то есть всей материальной и духовной жизни людей, приводит к необходимости производить более или менее глубокие изменения в содержании и методиках обучения и воспитания. Нововведения в обучении и воспитании необходимы, поскольку изменяется реальная жизнь общества и выдвигаются новые требования к работнику, выпускнику учебных заведений.
Список используемой литературы:
1. Инструктивно-методическое письмо. Русский язык и литература, «Настаўніцкая газета», 10 июля 2007.
2. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психол. 1991. N 6.
3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., Педагогика, 1989.
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. – М., Просвещение, 1991.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.
6. Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения. Практический курс. — г. Саяногорск, Мысль, 1990.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.