Использование технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы
Давидович З.В.
Изучению в средней школе русской литературы на современном этапе развития общества придаётся большое значение. Целью этого изучения является приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических способностей, читательской и речевой культуры, формирование гражданского сознания, патриотизма, нравственно-эстетических ориентаций [2, с.4].
Подлинное искусство – всегда художественное исследование действительности, и прежде всего тех его явлений и закономерностей, которые непосредственно связаны с человеком, его деятельностью, ролью в обществе, борьбой, идеалами, миром чувств и переживаний. Все явления входят в сферу искусства, однако важно, что индивидуальность художника, его мировоззрение и идеалы, его отношение к жизни и обязательная оценка её обусловливают своеобразное «очеловечивание» действительности. Великие писатели и художники – это всегда открыватели нового в жизни общества, в человеческой личности, в судьбе народа. Высокие гражданские, нравственные, эстетические идеалы, которыми они руководствуются в своём творчестве, помогают им видеть жизнь в её развитии, замечать в ней ростки будущего, выявлять существенные закономерности общественной жизни, определять ведущие социальные и психологические типы, главенствующие человеческие характеры эпохи [1, с.10-11].
Полноценное общение с творением художника невозможно без эстетических переживаний. Чувства воспитываются чувствами, а отношения – отношениями. Поэтому читатель, чтобы испытать от общения с книгой эстетическое наслаждение, должен обладать развитым воображением. Чувство и фантазия в процессе восприятия художественного произведения очень тесно связаны. Чем ярче в воображении читателя воссоздаются писательские образы, тем сильнее он их переживает и, наоборот, чем схематичнее их представляет, тем более вялые чувства он испытывает.
Воздействие любого литературного произведения значительно увеличивается, если школьник не только читает его текст, но и старается «увидеть» героев, создать иллюстрации, стать участником драматического действия, то есть он умеет творчески трансформировать текст в другие виды искусства.
Опыт самостоятельной творческой деятельности приобретается учащимися лишь при условии полноценного первичного восприятия текста на эмоционально-образном уровне, самостоятельного его интерпретирования, проявления личностного отношения к произведению.
Творческий процесс – это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей. Узлом, главной загадкой творческого процесса является, несомненно, его кульминация – момент открытия, озарения. В этот узел стягивается всё: и противоречивая напряжённость поискового мышления, и насыщенность психики переживаниями, и проникающая в неизвестное интуиция, и скрытая работа бессознательного [2, с.14-15].
Какие только катализаторы приближения к состоянию «озарения» не известны человечеству! Импульсами вдохновения могут служить запахи, звуки, цвета, времена года и бесчисленное множество других, сугубо индивидуальных благоприятных условий творчества. На уроках русской литературы наиболее часто используются звуки (музыкальные произведения) и слова (цитаты из художественных произведений), которые помогают «почувствовать» текст, «услышать» автора, «увидеть» героев, «осознать» гармоничное их сочетание.
Типичный творческий процесс подобен сюжету увлекательного романа. В нём есть интригующая завязка (в нашем случае это индукция), может быть бурное развитие, которое порой сменяется спокойным течением (самоконструкция и социоконструкция), кульминация (разрыв) и развязка (рефлексия). В завязке творчества сознание сталкивается с чем-то необычным, новым, неизвестным, волнующим, захватывающим. Завязка сменяется развитием действия, в котором противоречие поддерживает и направляет поиск сознания. Кульминация разрешает противоречия завязки, в результате происходит коренное преобразование взглядов – развязка [2, с.15-16].
Попытка провести аналогию между развитием творческого процесса и этапами построения педагогической мастерской помогает представить всю значимость данного формы работы на уроках русской литературы для развития личности учащегося, формирования его творческого воображения и наиболее полного усвоения художественного произведения, что наиболее ценно именно для учителя-филолога.
Исходя из того, что цель учителя – это воспитание творческой, самоответственной личности, стремящейся к самоорганизации на всех этапах обучения, можно сделать вывод, что именно технология педагогических мастерских позволяет достичь этой цели. Различные творческие задания, предлагаемые на уроке-мастерской, направлены на развитие литературных способностей учащихся. Работа над ними способствует не произвольному фантазированию детей, уводящему от текста, а развитию фантазии, опирающейся на постижение произведения в единстве его содержания и формы. Задания предполагают активизацию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего и творческого воображения учащихся, развивают творческое мышление, чувство художественного слова и способность к речевому оформлению словесного высказывания. Поэтому, как правило, целью таких уроков является развитие у школьников умения эмоционально воспринимать поэтическое произведение, чувствовать его настроение и соотносить его со своим или развивать творческое воображение, эмоциональную сферу учащегося.
Любой урок литературы предполагает решение некоей проблемы, что помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Урок-мастерская обычно начинается с организации именно такого рода проблемной ситуации. Французские учителя начало мастерской называют индуктором. Индуктор (лат. Inductor, от induco – ввожу, побуждаю) – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
По мнению А.А. Окунева, индуктор – будильник. «Мы спим, и вдруг в нашу жизнь врывается нечто. Индуктор – момент разбуживания, который раскачивает маятник чувств. Главное, чтобы чувства были вызваны. Даже, если индуктор вызывает раздражение – это тоже хорошо».
Индуктор – индивидуальное задание, которое требует от каждого ребёнка принятия независимого решения, отражения в нём своего видения проблемы. На этом этапе могут быть использованы яркие музыкальные образы, может быть прочитано интересное стихотворение, насыщенная смыслом цитата, позволяющая создать и эмоциональный настрой у каждого учащегося, и «запустить» мыслительный процесс.
Наиболее привлекательны такие индукторы. Которые создают не учебные, а реальные проблемные ситуации. Так, например, на уроке, посвящённом изучению любовной лирики А.С. Пушкина, в качестве индуктора мною использовался отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова «Когда порой влюбляется поэт…». Музыка и строки из стихотворения позволили учащимся догадаться, что разговор на уроке пойдёт о любви в лирике поэта. Таким образом, начало данного урока получилось не только эффектным, но и интригующим, побуждающим к творческому поиску.
Индуктором может выступать цитата из изучаемого произведения, содержащая в себе особый смысл, необходимый для включения сознания учащихся. Так, например, на уроке русской литературы по изучению повести Л.Н. Толстого «Юность» в качестве индуктора я использовала цитату из изучаемой повести: «Но прошло время, когда эти мысли с такой свежей силою морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, в ту же секунду захотел прилагать эти мысли к жизни, с твёрдым намерением никогда уже не изменять им. И с этого времени я считаю начало юности». Музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» и слова из цитаты помогли создать необходимый эмоциональный настрой, подвести учащихся к состоянию «эмоционального беспорядка». Именно это состояние необходимо для того, чтобы на уроке проследить сложность и противоречивость изображённой Л.Н. Толстым юности и подтолкнуть учащихся к осознанию того, что юность является не только порой надежды, красоты чувств, поиска идеалов, но и первых неудач и разочарования.
С интересом и увлечением учащиеся работают на этапе индивидуальной работы (самоконструкции), на котором учащиеся выстраивают ассоциативные ряды к слову или словосочетанию. Например, к словосочетанию «моя любовь» учащиеся выстраивают такой ряд ассоциаций: ласка, нежность, свет, первый поцелуй, счастье, трепет и др. Или ассоциативный ряд к слову «юность»: свобода, любовь, желание, весна, надежды, дружба, неудачи и др. В индивидуальной работе каждый ученик обладает большой степенью свободы, сам принимает решение о продолжении или завершении работы.
Этот этап работы позволяет каждому ученику на уровне подсознания определить для себя картину чувств, эмоций и ощущений, связанных с данной темой, и сделать выбор самого значимого и точного слова. Выбор облегчается тем, что нет неправильных ответов, а есть одно слово, которое ближе и значимее именно этому ученику, который понимает, что это слово важно и значимо и для всех остальных, потому что именно он выбрал это слово. В результате повышается самооценка учащегося, активизируется его деятельность, он раскрепощается и не боится высказывать своё мнение, так как знает, что его выслушают. На этом этапе работы даже слабые ученики проявляют себя очень активно, они довольны своим результатом, ведь не так уж трудно записать ряд слов и выбрать одно. Поэтому этап самоконструкции и выбора всегда проходит очень активно, интересно и иногда даже неожиданно, так как учащиеся могут выдать такие ассоциации, что даже учителю приходится признать их оригинальность и смысловую глубину.
Намного сложнее проходит на уроках русской литературы этап социоконструкции (работы в парах, группах) по выполнению заданий мастера. Несмотря на то, что смена индивидуальной формы работы на групповую помогает разнообразить работу на уроке, многие учащиеся испытывают определённое затруднение в презентации своих идей группе. Здесь чрезвычайно важный момент – именно представление учениками своих мыслей и идей группе. Затруднения не представляет это задание тем учащимся, у которых достаточно высокий уровень знаний и хорошо развита речь; такие ученики, как правило, умеют отобрать нужные и важные слова, чтобы ярко и выразительно представить свою точку зрения. Сложнее ученикам, у которых слабо развита речь и низкий уровень знаний, но и они в процессе взаимодействия с другими расширяют свой опыт, развивают идею за счёт увеличения числа участников, размышляющих над проблемой. У каждого ученика в группе рождается ответственность за общее дело, так как продуктом работы в паре или группе является общий вариант решения, проект, конспект, рисунок, схема и т.п.
Кульминационным моментом мастерских является разрыв – сопоставление учащимися своих работ с научными текстами, культурно-историческими образцами и внутренне осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряжённости и потребности в получении нового знания. Под культурно-историческими аналогами принято понимать продукты, которые созданы специалистами в соответствующих областях науки, культуры, искусства. Именно с ними учащиеся сравнивают свои разработки на этапе разрыва. Важно, чтобы источник новой информации был достаточно авторитетным.
Так, я использовала на этапе разрыва продолжение стихотворения Э. Асадова «Когда порой влюбляется поэт…», отрывком из которого начинался урок:
На всей планете и во все века
Поэты тосковали и любили.
И сколько раз прекрасная рука
И ветер счастья даже вполглотка
Их к песенным вершинам возносили!
А если песни были не о них,
А о мечтах или родном приволье,
То всё равно в них каждый звук и стих
Дышали этим счастьем или болью.
Ведь если вдруг бесстрастна голова,
Где взять поэту буревые силы?
И как найти звенящие слова,
Коль спит душа и сердце отлюбило?!
И к чёрту разговоры про грехи.
Тут речь о вспышках праздничного света.
Да здравствуют влюблённые поэты!
Да здравствуют прекрасные стихи!
Этот отрывок позволил вернуться к эпиграфу урока и определить суть образа любви в лирике А.С. Пушкина: любовь – «вспышка праздничного света».
Современный урок невозможно себе представить без рефлексии как завершающего этапа урока. Без неё урок, будь то мастерская или модель, незавершён в целостный творческий образ. Это отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской, это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской, это осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате его преодоления.
В процессе рефлексии проводится разнообразная мыслительная работа: могут обсуждаться и фиксироваться способы деятельности, которые применялись на мастерской и которые освоили учащиеся; осознаются те образовательные продукты, которые созданы отдельными учениками, в группах и всем классом; обозначаются нерешённые проблемы, очерчивается «область незнания»; принимаются решения о дальнейшей поисковой деятельности: отбираются темы проектов, предлагаются вопросы для изучения и обсуждения и т.п. Способов организации рефлексии большое множество, поэтому учитель сам подбирает самый оптимальный для данного класса, именно для этой темы, чувствуя настроение учащихся.
На таких уроках по технологии педагогических мастерских мне больше всего интересны начало урока (индукция) и заключительная часть (рефлексия). Они необычны, всегда непредсказуемы: вначале ты не знаешь, как класс воспримет твой индуктор, а в конце можешь только предполагать, что услышишь от учеников.
Технологию педагогических мастерских можно использовать и на уроках русского языка для развития речи учащихся. Общая цель обучения русскому языку – дать знания о языке и речи, научить школьников эффективно пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение) в избранных сферах его применения.
Развитие речи школьников тесно связано с их литературным развитием, с расширением и обогащением их художественного восприятия, с формированием способности мыслить словесно-художественными образами, с развитием воссоздающего воображения, широкой сферы чувств, наблюдательности, логической и эмоциональной памяти, творческих (литературных) способностей. Художественное восприятие осуществляется на основе понимания языка литературного произведения. Чем точнее понято поэтическое слово, чем больше ассоциаций оно вызывает в сознании читателя, тем шире и глубже протекает само художественное восприятие, тем сильнее идейное и эстетическое воздействие читаемого произведения на юного читателя [1, с.52.].
Как тысячи лет назад, так и сейчас, слово остаётся мощным инструментом воздействия на мысли и поступки людей. Темп современной жизни настолько высокий, что человек в суете бесконечных важных дел не успевает заметить прелесть восхода солнца и почувствовать грусть уходящего дня, уделить больше времени эмоциональному общению с близкими и друзьями. А порой, когда чувства переполняют нас, оказывается, что мы не можем найти достойное словесное выражение для того, чтобы поделиться с родными радостью, описать удивительную красоту и величие храмов, которые увидели во время туристической поездки.
Поэтому представляется очень важным именно сейчас, пока такое бесцветное общение не вошло в привычку и не стало нормой жизни, в процессе обучения в школе больше внимания кропотливой работе над яркостью и выразительностью речи. Развитие речи учащихся средних классов лучше всего проходит по темам, которые близки и понятны детям, особенно в 5-ом классе: «Папа», «Мама – чудо земли», «Берегите природу!» и др.
Таким образом, технология педагогических мастерских очень хорошо ложится и на уроки русской литературы, и языка, и на занятия по внеклассной работе по предмету. Технология замечательна тем, учитель (мастер) находится как бы в тени, на разных этапах мастерской он умело управляет работой учащихся с помощью различных заданий, «солидирует», когда, наравне с детьми, представляет свои проекты, решения, идеи, гипотезы. Могут быть ситуации, когда мастер сообщает дополнительную информацию, если она оказалась востребованной учащимися. Но всегда это урок сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения и корректности. Такой урок не может быть неудачным! После таких уроков дети стремятся к творческой деятельности: пишут стихи, мини-сочинения, участвуют в различных литературных конкурсах
Так, урок или мастерская… Что выбрать? На чём остановиться? Каждый учитель выбирает сам. На опыт использования данной технологии на уроках языка и литературы показывает, что такие уроки помогают выявить в каждом ученике его талант, раскрыть его личность. Творческие задания мастерской развивают ассоциативное мышление детей, углубляют их представление об окружающем мире. Каждый такой урок – это творческий поиск, в процессе которого приобретаются знания.
Список использованной литературы
1. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., «Педагогика», 1976.
2. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. – М.: Знание, 1988.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.