Обобщение опыта наставничества в общеобразовательном учреждении.
Оценка 5

Обобщение опыта наставничества в общеобразовательном учреждении.

Оценка 5
Документация
docx
физическая культура
09.07.2024
Обобщение опыта наставничества в общеобразовательном учреждении.
Описание своей системы наставничества. Для меня наставничество – это тоже стимул к профессиональному росту, шаг вперёд к постоянному поиску инновационных форм и методов работы с молодыми педагогами. 01 сентября 2019 года в МБОУ «СШ №7» города Новый Уренгой пришел молодой специалист Геннадий Николаевич Большаков, имея высшее - профессиональное педагогическое образование. Учитель физической культуры. Опыта преподавания в школе у него не было. Именно поэтому на заседании педагогического совета школы решено было назначить начинающему учителю педагога-наставника. Являясь учителем физической культуры высшей квалификационной категории и обладая опытом работы, я с удовольствием взяла на себя обязанности наставника.
Обобщение опыта _Наставник в образовании_.docx

 

Люди учатся, когда они учат.

                                                                                                                          Сенека.

                                                                                                                                                                                                             

 

                      Описание своей системы наставничества.

Для меня наставничество это тоже стимул к профессиональному росту, шаг вперёд к постоянному поиску инновационных форм и методов работы с молодыми педагогами.

 01 сентября  2019 года в МБОУ «СШ №7» города Новый Уренгой  пришел молодой специалист Геннадий Николаевич Большаков, имея высшее - профессиональное педагогическое образование. Учитель физической культуры. Опыта преподавания в школе у него не было. Именно поэтому на заседании педагогического совета школы решено было назначить начинающему учителю педагога-наставника. Являясь учителем физической культуры высшей квалификационной категории и обладая опытом работы, я с удовольствием взяла на себя обязанности наставника.

Согласно Положению о наставничестве, в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучением деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круг досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Геннадия Николаевича не только учебных и внеурочных занятий, но и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественной организации и проведения воспитательной и образовательной деятельности, анализировать и корректировать свою деятельность.

С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя мною был разработан ряд мероприятий, который включал:

-     составление плана работы наставника с молодым специалистом на каждый учебный год;

-     подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;

-     разработка методических рекомендаций для организации работы;

-     осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;

-     анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

При составлении плана работы  было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе. К таким проблемам относятся:

-     проблемы в отношениях с обучающимися, родителями (законными представителями);

-     проблемы в воспитательной и образовательной деятельности.

Диагностика Геннадия Николаевича   была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования  по трем направлениям:

·                   планирование работы;

·                   организация деятельности учителя;

·                   контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков Геннадия Николаевича).

Проанализировав анкеты, побеседовав с начинающим педагогом, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

-                   недостаток практических навыков в воспитательной и образовательной деятельности;

-                   сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходила на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали

перенапряжение, усталость, стал пропадать интерес к работе. С решения этой проблемы начала свою работу с Геннадием Николаевичем, так как считала своей

 

задачей дать молодому специалисту инструментарий для самостоятельного

проектирования урока, отвечающего современным требованиям.

Во-первых, у молодого педагога вызвало затруднение составление рабочих программ по предмету, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

С этой целью совместно с молодым педагогом подробно изучены нормативные документы МБОУ «СШ №7» и Программы по учебному предмету «Физическая культура», даны рекомендации и оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения каждого преподаваемого учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.

Во-вторых, определенные затруднения начинающим педагогом вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС. Положительным моментом в этой ситуации явилось то, что у педагога отсутствовал опыт разработки и проведения урока в традиционной форме, и мне не пришлось «ломать» устоявшиеся привычки работы Геннадия Николаевича.

С целью решения данной проблемы на очередном заседании школьного методического объединения учителей физической культуры (ноябрь 2019 г.) в ходе которого молодого педагога познакомили с особенностями современного урока, сделав акцент на то, что необходимый образовательный результат будет получен, если урок будет направлен на развитие личности обучающегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а обучающийся – активный

участник образовательной деятельности. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:

1.                 Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы обучающимися

2.                 Актуализация обучающимися своих знаний

3.                 Поиск решения проблемы обучающимися

4.                 Практическое применение знаний обучающимися

Кроме того,  были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.

В-третьих, проблемным для Геннадия Николаевича стало составление технологических карт к уроку. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет сделать учебный процесс более эффективным, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

В результате анализа анкет молодого педагога было выявлено, что для Геннадия Николаевича одной из наиболее приемлемых форм повышения профессионального уровня является самообразование. Видя стремление молодого педагога к инновационной деятельности, его умелое владение компьютерным и интерактивным оборудованием, мною была предложена следующая тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей школьников в учебной деятельности по средствам ИКТ». Положительным результатом в первый год работы по выбранной теме стало успешное представление пока еще небольшого опыта начинающего учителя в данном направлении на школьном  методическом объединении учителей физической культуры.

Так же для эффективной организации работы с документацией были проведены: 1 теоретическое (изучение локальных актов и нормативных документов) и 3 практических занятия: «Заполнение и ведение классного и электронного журналов», «Дневник обучающегося». По итогам был проведен инструктаж на рабочем месте.

Для успешной адаптации к педагогической деятельности  молодого специалиста был составлен план профессионального становления молодого педагога . План состоит из этапов :

·                    Первый этап  (адаптационно-диагностический этап) был  рассчитан на первый год работы (2019-2020 уч.г.). На данном  этапе  был определен круг обязанностей и полномочий молодого педагога, а также выявлены недостатки в его умениях и навыках, на основе которых была выработана программа адаптации

·                   Второй этап  (коррекционно-развивающий этап)

Планирование деятельности молодого педагога было рассчитано на два учебных года (2019-2020 и 2020-2021 уч. годов).  так как происходит оценивание результатов, обучающихся через отметочную систему. На данной  этапе была разработана и реализована программа адаптации, осуществлялась корректировка профессиональных умений молодого педагога, оказывалась помощь в выстраивании  собственной программы самосовершенствования.

·                   Третий этап  (аналитический этап)

Совместно составлен план деятельности по проверке уровня профессиональной компетентности молодого педагога, была определена степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Стержнем прогрессивных форм моей методической работы является активизация познавательной деятельности педагога. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствует развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с обучающимися и их родителями (законными представителями), оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

    Формы методической работы с молодыми специалистами выбираются в зависимости от цели воздействия. Нормативной деятельности специалист обучается с помощью памяток. Усвоение уверенного правильного поведения

осуществляется через проигрывание (ролевые игры, проблемно-деловые игры,

психологический тренинг, анализ педагогических ситуаций). Прослушивание или проигрывание практической ситуации формирует умение ставить себя в ситуацию стороннего наблюдателя, что создает условия для проведения более объективного анализа деятельности, необходимого для ее коррекции уже на самом первом этапе освоения профессии.

Средством получения оперативной помощи являются также индивидуальные и групповые консультации. Для коллективного проведения рекомендуется заранее определить тематику, отобрать интересующие слушателей вопросы. Наиболее эффективно проведение консультаций в форме «круглый стол» или «мозговой штурм». Среди наиболее активно используемых форм - посещение уроков. Эффективной формой организации помощи молодым педагогам является мастер-класс, в котором преподаватель высшей категории делится опытом работы по внедрению в практику новых технологий.

Существуют  многочисленные традиционные формы работы, в которые всегда можно привнести элементы новизны. Не стоит отказываться от  педагогических чтений. В настоящее время проводятся многочисленные  вебинары . Получив ценную информацию на вебинаре, полезно совместно обсудить её на семинаре, заседании «круглого стола», методическом совещании. Ежегодно в школе проводится предметная методическая декада, дающая как широкий простор для творчества, так и для ознакомления с новым материалом. В ходе проведения методической декады необходимо устраивать ярмарки педагогических идей, творческие педагогические конкурсы, «педагогические мастерские», «мозговой штурм». Ежегодно в школе проводятся  практикумы, и молодые специалисты должны посетить максимально возможное количество уроков своих старших коллег. Посещение творческой лаборатории опытного педагога и  работа с материалами обобщённого педагогического опыта могут послужить для молодого специалиста наглядным примером практической деятельности. Учитель учится всю жизнь, и неоценимой формой становления личности педагога было и остаётся самообразование. Поиск материалов по определённой тематике с последующим выступлением на заседаниях методических объединений и научно-практических конференций не только  содействует повышению интеллектуального уровня молодого специалиста, но и развивает навыки публичного выступления перед

компетентной аудиторией. Молодому специалисту просто необходимо составление

портфолио, главная цель которого проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет не только учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, но и проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя. В результате этой работы вырос профессионализм Геннадия Николаевича.

          В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с учащимися проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, во время которых разбирается каждый шаг молодого специалиста. Необходимо предлагать молодым учителям различные психолого-педагогические  ситуации с выбором позиции учителя и обсуждать эти ситуации с психологом для формирования индивидуального стиля творческой деятельности. Наряду с консультациями психолога начинающему педагогу предлагаются памятки-советы, памятки-приказы и памятки-заповеди, которые он должен усвоить как «Отче наш» на всю оставшуюся педагогическую жизнь и неукоснительно следовать им.

Считаю, что правильно выбранные  формы методического сопровождения позволили начинающему педагогу раскрыть свои творческие способности, талант,  организаторские возможности.

Наставник молодого педагога: Кудря Марина Викторовна

          Синквейн Наставничество.

Профессиональное, развивающее.

Взаимодействовать, самосовершенствоваться, планировать.  Надо учиться на опыте.

Профессиональный рост.                                                                                                                                                                           


 

 


 

Люди учатся, когда они учат.

Люди учатся, когда они учат.

При составлении плана работы было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в…

При составлении плана работы было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в…

Во-первых, у молодого педагога вызвало затруднение составление рабочих программ по предмету, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования

Во-первых, у молодого педагога вызвало затруднение составление рабочих программ по предмету, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования

Актуализация обучающимися своих знаний 2

Актуализация обучающимися своих знаний 2

Первый этап (адаптационно-диагностический этап) был рассчитан на первый год работы (2019-2020 уч

Первый этап (адаптационно-диагностический этап) был рассчитан на первый год работы (2019-2020 уч

Средством получения оперативной помощи являются также индивидуальные и групповые консультации

Средством получения оперативной помощи являются также индивидуальные и групповые консультации

В результате этой работы вырос профессионализм

В результате этой работы вырос профессионализм

Обобщение опыта наставничества в общеобразовательном учреждении.

Обобщение опыта наставничества в общеобразовательном учреждении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2024