Люди учатся, когда они учат.
Сенека.
Описание своей системы наставничества.
Для меня наставничество – это тоже стимул к профессиональному росту, шаг вперёд к постоянному поиску инновационных форм и методов работы с молодыми педагогами.
01 сентября 2019 года в МБОУ «СШ №7» города Новый Уренгой пришел молодой специалист Геннадий Николаевич Большаков, имея высшее - профессиональное педагогическое образование. Учитель физической культуры. Опыта преподавания в школе у него не было. Именно поэтому на заседании педагогического совета школы решено было назначить начинающему учителю педагога-наставника. Являясь учителем физической культуры высшей квалификационной категории и обладая опытом работы, я с удовольствием взяла на себя обязанности наставника.
Согласно Положению о наставничестве, в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучением деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круг досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Геннадия Николаевича не только учебных и внеурочных занятий, но и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественной организации и проведения воспитательной и образовательной деятельности, анализировать и корректировать свою деятельность.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя мною был разработан ряд мероприятий, который включал:
- составление плана работы наставника с молодым специалистом на каждый учебный год;
- подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
- разработка методических рекомендаций для организации работы;
- осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
- анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
При составлении плана работы было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе. К таким проблемам относятся:
- проблемы в отношениях с обучающимися, родителями (законными представителями);
- проблемы в воспитательной и образовательной деятельности.
Диагностика Геннадия Николаевича была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:
· планирование работы;
· организация деятельности учителя;
· контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков Геннадия Николаевича).
Проанализировав анкеты, побеседовав с начинающим педагогом, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:
- недостаток практических навыков в воспитательной и образовательной деятельности;
- сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходила на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали
перенапряжение, усталость, стал пропадать интерес к работе. С решения этой проблемы начала свою работу с Геннадием Николаевичем, так как считала своей
задачей дать молодому специалисту инструментарий для самостоятельного
проектирования урока, отвечающего современным требованиям.
Во-первых, у молодого педагога вызвало затруднение составление рабочих программ по предмету, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
С этой целью совместно с молодым педагогом подробно изучены нормативные документы МБОУ «СШ №7» и Программы по учебному предмету «Физическая культура», даны рекомендации и оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения каждого преподаваемого учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.
Во-вторых, определенные затруднения начинающим педагогом вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС. Положительным моментом в этой ситуации явилось то, что у педагога отсутствовал опыт разработки и проведения урока в традиционной форме, и мне не пришлось «ломать» устоявшиеся привычки работы Геннадия Николаевича.
С целью решения данной проблемы на очередном заседании школьного методического объединения учителей физической культуры (ноябрь 2019 г.) в ходе которого молодого педагога познакомили с особенностями современного урока, сделав акцент на то, что необходимый образовательный результат будет получен, если урок будет направлен на развитие личности обучающегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а обучающийся – активный
участник образовательной деятельности. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы обучающимися
2. Актуализация обучающимися своих знаний
3. Поиск решения проблемы обучающимися
4. Практическое применение знаний обучающимися
Кроме того, были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.
В-третьих, проблемным для Геннадия Николаевича стало составление технологических карт к уроку. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет сделать учебный процесс более эффективным, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
В результате анализа анкет молодого педагога было выявлено, что для Геннадия Николаевича одной из наиболее приемлемых форм повышения профессионального уровня является самообразование. Видя стремление молодого педагога к инновационной деятельности, его умелое владение компьютерным и интерактивным оборудованием, мною была предложена следующая тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей школьников в учебной деятельности по средствам ИКТ». Положительным результатом в первый год работы по выбранной теме стало успешное представление пока еще небольшого опыта начинающего учителя в данном направлении на школьном методическом объединении учителей физической культуры.
Так же для эффективной организации работы с документацией были проведены: 1 теоретическое (изучение локальных актов и нормативных документов) и 3 практических занятия: «Заполнение и ведение классного и электронного журналов», «Дневник обучающегося». По итогам был проведен инструктаж на рабочем месте.
Для успешной адаптации к педагогической деятельности молодого специалиста был составлен план профессионального становления молодого педагога . План состоит из этапов :
· Первый этап (адаптационно-диагностический этап) был рассчитан на первый год работы (2019-2020 уч.г.). На данном этапе был определен круг обязанностей и полномочий молодого педагога, а также выявлены недостатки в его умениях и навыках, на основе которых была выработана программа адаптации
· Второй этап (коррекционно-развивающий этап)
Планирование деятельности молодого педагога было рассчитано на два учебных года (2019-2020 и 2020-2021 уч. годов). так как происходит оценивание результатов, обучающихся через отметочную систему. На данной этапе была разработана и реализована программа адаптации, осуществлялась корректировка профессиональных умений молодого педагога, оказывалась помощь в выстраивании собственной программы самосовершенствования.
· Третий этап (аналитический этап)
Совместно составлен план деятельности по проверке уровня профессиональной компетентности молодого педагога, была определена степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Стержнем прогрессивных форм моей методической работы является активизация познавательной деятельности педагога. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствует развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с обучающимися и их родителями (законными представителями), оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Формы методической работы с молодыми специалистами выбираются в зависимости от цели воздействия. Нормативной деятельности специалист обучается с помощью памяток. Усвоение уверенного правильного поведения
осуществляется через проигрывание (ролевые игры, проблемно-деловые игры,
психологический тренинг, анализ педагогических ситуаций). Прослушивание или проигрывание практической ситуации формирует умение ставить себя в ситуацию стороннего наблюдателя, что создает условия для проведения более объективного анализа деятельности, необходимого для ее коррекции уже на самом первом этапе освоения профессии.
Средством получения оперативной помощи являются также индивидуальные и групповые консультации. Для коллективного проведения рекомендуется заранее определить тематику, отобрать интересующие слушателей вопросы. Наиболее эффективно проведение консультаций в форме «круглый стол» или «мозговой штурм». Среди наиболее активно используемых форм - посещение уроков. Эффективной формой организации помощи молодым педагогам является мастер-класс, в котором преподаватель высшей категории делится опытом работы по внедрению в практику новых технологий.
Существуют многочисленные традиционные формы работы, в которые всегда можно привнести элементы новизны. Не стоит отказываться от педагогических чтений. В настоящее время проводятся многочисленные вебинары . Получив ценную информацию на вебинаре, полезно совместно обсудить её на семинаре, заседании «круглого стола», методическом совещании. Ежегодно в школе проводится предметная методическая декада, дающая как широкий простор для творчества, так и для ознакомления с новым материалом. В ходе проведения методической декады необходимо устраивать ярмарки педагогических идей, творческие педагогические конкурсы, «педагогические мастерские», «мозговой штурм». Ежегодно в школе проводятся практикумы, и молодые специалисты должны посетить максимально возможное количество уроков своих старших коллег. Посещение творческой лаборатории опытного педагога и работа с материалами обобщённого педагогического опыта могут послужить для молодого специалиста наглядным примером практической деятельности. Учитель учится всю жизнь, и неоценимой формой становления личности педагога было и остаётся самообразование. Поиск материалов по определённой тематике с последующим выступлением на заседаниях методических объединений и научно-практических конференций не только содействует повышению интеллектуального уровня молодого специалиста, но и развивает навыки публичного выступления перед
компетентной аудиторией. Молодому специалисту просто необходимо составление
портфолио, главная цель которого проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет не только учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, но и проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя. В результате этой работы вырос профессионализм Геннадия Николаевича.
В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с учащимися проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, во время которых разбирается каждый шаг молодого специалиста. Необходимо предлагать молодым учителям различные психолого-педагогические ситуации с выбором позиции учителя и обсуждать эти ситуации с психологом для формирования индивидуального стиля творческой деятельности. Наряду с консультациями психолога начинающему педагогу предлагаются памятки-советы, памятки-приказы и памятки-заповеди, которые он должен усвоить как «Отче наш» на всю оставшуюся педагогическую жизнь и неукоснительно следовать им.
Считаю, что правильно выбранные формы методического сопровождения позволили начинающему педагогу раскрыть свои творческие способности, талант, организаторские возможности.
Наставник молодого педагога: Кудря Марина Викторовна
Синквейн Наставничество.
Профессиональное, развивающее.
Взаимодействовать, самосовершенствоваться, планировать. Надо учиться на опыте.
Профессиональный рост.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.