Обобщение опыта работы
«Использование здоровьесберегающих
технологий»
Цель
работы: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения
здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья ребенка –
дошкольника.
Задачи:
1. Сохранение здоровья детей, повышение
двигательной активности и умственно работоспособности;
2. Создание положительного эмоционального
настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
3. Обеспечить условия для сохранения и
совершенствования здоровья;
4. Сформировать необходимые знания для здорового
образа жизни;
5. Научить использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Актуальность:
ФГОС дошкольного образования ставит
первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья
воспитанников, а также их эмоционального благополучия.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии»
и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с
родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных
учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно
воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему
относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с
самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.
Перед детским садом в настоящее время остро
стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.
Анализируя данные посещения детьми нашего
дошкольного учреждения за 2021-2022гг. года, мы пришли к выводу, что процент
заболеваемости детей возрос.
Это небольшое исследование состояния здоровья
наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача,
стоящая перед нами, — снижение риска развития хронических заболеваний,
укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.
Таким образом, одним из направлений в своей
работе я выделила введение здоровьесберегающих технологий в организованную
образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни.
Основные принципы работы:
• «Не навреди» — Это принцип является
первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических
и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития
ребенка
• научности (использование научно – обоснованных
и апробированных программ, технологий и методик)
• доступности (использование здоровьесберегающих
технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)
• активности (участие всего коллектива
педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления
дошкольников)
• сознательности (осознанное понимание и
отношение детей к своему здоровью)
• систематичности (подчинение комплекса медико –
педагогических воздействий четко определенной цели)
• целенаправленности (подчинение комплекса
медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
- оптимальности (разумно сбалансированные
величины психофизической нагрузки).
Работа реализуется через следующие разделы:
• укрепление материально – технической базы ДОУ.
• работа с детьми.
• работа с педагогами.
• работа с родителями.
Укрепление материально – технической базы:
В спортивном зале имеется несколько
гимнастических скамеек, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли , скакалки,
гимнастические палки.
Приобрели: массажные коврики для профилактики
плоскостопия, массажеры для стоп, дорожки здоровья.
В детском саду есть различные виды картотек: подвижные игры, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, дидактические, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, комплекс кинезиологических упражнений, утренняя гимнастика, упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, зрительная гимнастика, комплексы самомассажа, ритмопластики, релаксационные упражнения, артикуляционная гимнастика.
В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.
Работа с детьми.
Работа с детьми осуществляется воспитателями,
помощниками воспитателей, педагогом – психологом., старшим воспитателем. Она
включает в себя: диагностику; полноценное питания; организацию двигательной
активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание
представлений о здоровом образе жизни.
1. Диагностику проводят: воспитатели групп; педагог –
психолог;
2. Принципы организации полноценного питания: гигиена
приема пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления
продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время
питания. Чесночно-луковые закуски, соки, фрукты.
3. Закаливание детей включает
систему мероприятий: элементы закаливания в
повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений,
правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой
спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе);
Здоровьесберегающие технологии, используемые в
работе с детьми:
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья:
• Ритмопластика проводится не раньше чем через 30
мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.
• Подвижные и спортивные игры — проводятся ежедневно
для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в
групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.
• Релаксация — проводится для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
• Пальчиковая гимнастика — проводится с младшего
возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям,
особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в
любое удобное время).
• Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
• Дыхательная гимнастика — обеспечить проветривание помещения. Проводится после интенсивных физических упражнений , как часть утренней гимнастики или НОД по физ.воспитанию.
• Гимнастика после сна.
• Артикуляционная гимнастика — Профилактике и
коррекции речевых нарушений с детьми. Проводится перед НОД по речевому
развитию.
• Физкультминутки.-на каждой образовательной
деятельности.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
• Утренняя гимнастика — проводится ежедневно 6-8
мин. Три дня общая, четверг, пятница – оздоровительная по профилактике
плоскостопия и нарушения осанки, хождение по «дорожке здоровья»
• Физкультурные занятия — проводятся 2-3 раза в
неделю в спортивном зале. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший
возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30
мин.
• Самомассаж — проводится
в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической
паузы на занятиях.
• Активный отдых — физкультурный досуг,
физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья».
• Проектная деятельность «Витаминный
калейдоскоп»- в старшей группе. …….
• Дидактические игры- проводятся в свободное
время.
3. коррекционные технологии:
• Технологии коррекции поведения (работа с
агрессивными, тревожными детьми). Проводится педагогом-психологом, как
специальное занятие в зависимости от поставленных задач.
• Психогимнастика — проводится по специальным
методикам, 1-2 раза в неделю.
Работа с педагогами:
С сотрудниками были организованы и проведены:
• консультации воспитателей по сохранению здоровья
детей и сохранению собственного здоровья.
• Обучение педагогов приемам личной
самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте.
• Участие в вебенаре на тему «ФГОС ДО о новых
подходах к укреплению здоровья дошкольников»
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию
физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически
здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский
сад, общественность.
С родителями была организована следующая работа:
• Участие в спортивных мероприятиях.
• Вооружение родителей основами психолого –
педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
• Оформлен стенд по валеологическому просвещению
родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
• Включение родителей в воспитательно –
образовательный процесс.
• Оформлены папки-передвижки «Здоровое питание»,
«Зимние(летние) виды спорта».
• Оформлен фотостенд «Спортивная семья»
Результаты работы:
Снижено количества наиболее часто
встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
У детей сформированы навыки личной гигиены,
желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься
спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов
движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым)
Улучшили психоэмоциональное состояние
дошкольников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.