Обобщение опыта "Развитие мелкой моторики при коррекции звукопроизношения"
Оценка 5

Обобщение опыта "Развитие мелкой моторики при коррекции звукопроизношения"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
дефектология
26.05.2020
Обобщение опыта "Развитие мелкой моторики при коррекции звукопроизношения"
Данный опыт обобщён при работе с учащимися начальных классов и детей с ОВЗ, имеющими нарушения звукопроизношения.
Ивашкина Опыт Мелкая Выступление).docx

МКОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа»

https://yanovskaya-ds24himki.edumsko.ru/uploads/32700/32637/section/654212/.thumbs/409099c6-5045-4450-b9ba-a5e3e3d2fa3d-2.JPEG?1509471683

 

Обобщение опыта работы

 «Развитие мелкой моторики как средство коррекции звукопроизношения»

учителя-логопеда

                                     Ивашкиной Ольги Ивановны

 

 

 

 

 

                                                                     Альменево

2016                                                                                                              

                         

 

 

Содержание

 

1.   Информационно-справочные сведения об опыте…………………………  3

2.   Технологические сведения об опыте……………………………………  .

                  1.  Актуальность опыта …….………………………………………  4

                  2. Теоретическое обоснование опыта……………………………  4-5

                   3. Диагностика …………………………………………………….6-8

                   4. Задачи   …………………………………………………………    6

                   5.  Новизна опыта…………….…………………………………… 6

                  6. Технология опыта ……………………………………………   6-17

                  8 . Анализ проведённой работы…………………………………     17

3. Заключение …………………………………………………………………   18

4. Библиография………………………………………………. . …………. …   18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Информационно – справочные сведения об опыте.

1.                  Тема опыта: Развитие мелкой моторики как средство коррекции звукопроизношения

2.                  Автор опыта:  Ивашкина Ольга Ивановна, учитель-логопед

3.                  Место функционирования опыта: МКОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа»

4.                  Материалы, иллюстрирующие опыт: опыт представлен описанием и следующими приложениями:

Приложение 1: Программа по самообразованию.

Приложение 2: Диагностика готовности ребёнка к школе. Тест Кёрна-Иерасека.

Приложение 3: Рабочая тетрадь для развития артикуляционной и мелкой моторики.

 Приложение 4: Игры на развитие мелкой моторики при автоматизации слогов.

Приложение 5: Картотека пальчиковых игр с предметами.

Приложение 6: Буклет для родителей по данной теме.

Приложение  7: Дидактическая игрушка «Лягушка-говорушка».

Приложение 8: Презентация игр с пояснительными материалами.

Приложение 9: Конспект занятия с самоанализом.

Длительность функционирования опыта: 2012-2016 гг.,4 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 2016 году обобщила свой опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики как средство коррекции звукопроизношения». В течение трех последних лет активно внедряю его в свою практическую деятельность.

Условия возникновения.

Данный опыт обобщён при работе с учащимися начальных классов и детей с ОВЗ, имеющими нарушения звукопроизношения.

 

Актуальность выбранной темы.

Для успешного обучения в современной школе, в условиях модернизации начального образования и его перехода на новые стандарты, главным направлением является формирование полноценной личности младшего школьника, где ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью. Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей с различными нарушениями устной речи, которые затрудняются в овладении программы. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные дефекты, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики бесспорна. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат. Поэтому на логопедических занятиях целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать в занимательной форме коррекционно - развивающую работу с детьми, имеющими различную речевую патологию.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании дополнительных условий, которые содействуют повышению эффективности процесса коррекции звукопроизношения у младших школьников.

 

Теоретическое обоснование опыта

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П, Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев считал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

      Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение  « созидательной работе рук » для развития мышления и речи детей.

         Сухомлинский писал, что  истоки  способностей  и   дарований   детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут  тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности  и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше  взаимодействие  руки с   орудием   труда,   тем   сложнее   движения,   необходимые   для   этого взаимодействия, тем ярче  творческая  стихия  детского  разума.  Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка.

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М.Я. Аксенова, О.С. Бот, Л.С. Рузина, В. Кудрявцева, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, А.К. Толбанова и др.).

Т.А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей .

В.В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками .

Теоретическая база опыта.

Теоретической базой опыта являются основные программные документы и логопедические технологии.

Согласно им, работа  по автоматизации звуков в условиях логопункта подчинена ряду задач (Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина, 1989):

·         развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия.

·         устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений.

·         постановка звука.

·         автоматизация звука.

·         дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

По мнению М.Ф. Фомичёвой (1989) в задачи коррекции также включается

·         развитие фонематического слуха.

·         отработка опорных звуков.

При автоматизации  во фразе должно учитываться то, что сложные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепен­но, по мере их уточнения (Ф.Ф. Pay, Е.Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.А. Никашина, ГА. Каше, 1975).

На основе этих научных идей в условиях логопункта мною  применяются игры для формирования правильного звукопроизношения и развития  познавательных  процессов, способствующих успешному обучению в начальных классах школы.

 

Концептуальность

Цель: коррекция устной речи школьников с помощью игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

Задачи:

         Проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе.

         Провести диагностику устной речи и мелкой моторики;

         Усовершенствовать предметно-развивающую среду;

         Систематизировать игры и упражнения, направленные на развитие руки ребёнка и коррекцию звукопроизношения;

         Внести изменения в содержание логопедической работы с детьми, включив в работу нетрадиционные методы   по развитию мелкой моторики;

         Отобрать наиболее эффективные формы взаимодействия с педагогами и родителями по этой проблеме.

 

Новизна опыта.

Заключается в оптимизации коррекции звукопроизношения за счёт включения в этот процесс деятельностного компонента, выраженного в игровой форме. Была разработана серия игр и игровых пособий и упражнений, где синтезировались сразу две задачи: развитие мелкой моторики рук и коррекция звукопроизношения. Игры эти  многофункциональны, применяются на любом этапе звукопроизношения. Их может использовать не только педагог в школе, но и родители дома. Главное они не требуют больших материальных затрат, многое можно найти под рукой.

 

Технология  опыта.

Ежегодный анализ результатов обследования мелкой моторики у детей с нарушениями звукопроизношения позволил выявить характерные особенности: недоразвитие тонких координированных движений, низкую способность регуляции мышечных усилий, несформированность навыков контроля и коррекции амплитуды движений, слабую переключаемость, быструю утомляемость, низкую работоспособность. Диагностическое обследование дало основание для работы по улучшению качества речи детей через развитие моторики.

На  школьном  логопункте время, отведенное для коррекции звукопроизношения, ограниченно. Кроме исправления звукопроизношения, логопеду необходимо работать и над другими сторонами речи. Со стороны родителей, особенно в сельской местности, помощь минимальная, часто бытует мнение: «Подрастет – сам научиться». К тому же дети приходят на занятия после уроков уставшие. Поставленная в такие сложные условия, мне пришлось искать наиболее эффективные пути обучения.

Игры на развитие мелкой моторики и речевые упражнения — уникальное средство для развития речи в их единстве и взаимосвязи.  Ни для кого не секрет, что чем больше анализаторов участвует в процессе обучения. Тем успешней будет результат. Ребёнок слышит, видит, чувствует, осязает.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия. С целью повышения эффективности работы по формированию правильного звукопроизношения предлагаю сочетать упражнения, традиционно используемые на каждом из этапов работы, с упражнениями на развитие мелкой моторики.

Работа по обобщению опыта позволила создать многообразие дидактических игр на развитие мелкой моторики, коррекции звукопроизношения, а также профилактики дисграфии,

Все игры я условно разделила на 5 групп:

1.      Игры с элементами пальчиковой гимнастики

ü  самомассаж кистей рук

ü  пальчиковая гимнастика

ü  пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

ü  кинезиологические упражнения

ü  тактильные пальчиковые игры

ü  театр пальчиков и язычка

ü  пальчиковый театр

2.      Игры на основе конструктивной деятельности

ü  конструирование из палочек

ü  конструирование из геометрических фигур

ü  конструирование из строительного материала

3.      Игры на основе продуктивной деятельности

ü  изобразительная деятельность

ü  штриховка

ü  лабиринты

ü  графические диктанты

4.      Игры с использованием предметов

ü  шнуровка

ü  игры с мелкими предметами

ü  пазлы, мозаика

5.      Настольно-печатные игры

Самомассаж

В настоящее время все чаще встречаются сочетанные нарушения речи, осложняющие процесс коррекции звукопроизношения, поэтому возникает необходимость использования приемов логопедического самомассажа, целью которого является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация тонуса данных мышц. При проведении самомассажа использую музыку для релаксации, что повышает его эффективность.

Считаю необходимым затронуть вопрос о массаже кистей рук и пальцев.  Исследования современных физиологов показывают, что утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на опре­деленный орган:

Массаж пальцев.

Пальцев мы массаж начнем нам простуда нипочем                     

Растираем сверху вниз закаляйся, организм!

Время мы не зря теряем –свое здоровье укрепляем.

 

 Разминаем указательный- чтобы желудок работал обязательно.                     

Средний палец мы погладим –работу кишечника наладим                    

 Безымянный потрем смело –что печень не болела

Разомнем мизинец мы –сердце бьется как часы

Большой палец –голова, чтобы думала она


Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук». Самомассаж можно проводить с помощью различных предметов. Мною создана картотека по данному разделу.
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными шариками. По свидетельству археологов люди играли каменными, мраморными и глиняными шариками многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, направляя их в специальные лунки.
3. Массаж; грецкими орехами. Предлагается катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между пальцами, удерживать несколько орехов между пальцев обеих рук.
4. Массаж; шестигранными карандашами. Грани карандаша, перекатываясь между ладоней, активизируют нервные окончания, снимают напряжен

5. Массаж четками. Перебирание четок развивает мелкую моторику пальцев, успокаивает нервы.
6. Самомассаж в сухом бассейне (из гречки, гороха, фасоли, риса)

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

7. Также на своих занятиях использую такую инновационную технологию, как Су-Джок терапия, которая очень нравиться детям и позволяет решать много задач.

Использование тренажеров Су-Джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Система Су-Джок, созданная талантливым корейским врачом, профессором Пак Чже Ву, представляет собой уникальную по своей эффективности и простоте лечебную методику, доступную абсолютно любому человеку. Чтобы начать пользоваться Су-Джок терапией нет необходимости изучать сотни специализированных книг, посещать многочасовые лекции, учиться долгие годы. Любой человек, вне зависимости от базовой подготовки способен освоить Су-Джок терапию и использовать эти знания для помощи себе и близким.
Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, при тактильной стимуляции в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо надевают на палец и проводят массаж до появления ощущения тепла. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за работу головного мозга человека. 
Главное правило в работе учителя-логопеда, применяющего Су-Джок терапию, не лечение, а коррегирование процессов речевой деятельности ребенка.

    Главная цель пальчиковой гимнастики — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
Упражнения пальчиковой гимнастики  делятся на расслабляющие, динамические и статистические.
Расслабляющие упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса. Статистические упражнения помогают ребенку удерживать пальцы в определенном положении. Динамические направлены на развитие подвижности пальцев.

К статистическим упражнениям можно отнести пальчиковую азбуку.
Пальчиковая азбука.
Система изображений 33 букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно-пространственный образ буквы.

Данные упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты букв. Игры с пальчиками активизируют работу мозга, повышают мышечный тонус. Задание построить букву радует ребенка, оживляет его.
Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя ее, можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.

Здесь важно помнить, что мало заставить ребенка выполнить упражнение, нужно, чтобы оно было ему интересно и непременно подкреплено речевым материалом.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Имитационные движения, воспроизводящие смысловое содержание стихотворения, значительно облегчают его запоминание и воспроизведение. Упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом, способствуют продуктивной реализации целей и задач урока, повышают активность учащихся. Многие игры требуют участия обеих рук. Это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. 
В ходе игр с пальчиками дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. На некоторые стихи созданы мнемотаблицы.

Кинезиологические упражнения

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. На занятиях использую кинезиологические упражнения, которые развивают межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Тактильные пальчиковые игры - это новый вид пальчиковых игр. Основная задача тактильных пальчиковых игр - развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка при контакте (ощупывании) разнофактурных  поверхностей. Хотя тактильные пальчиковые игры по своей сути - игры предметные (так как проводятся с привлечением предметов, разных по качеству своих поверхностей), их все же стоит выделить в отдельную группу.

   В отличие от предметных игр, работающих на развитие координации движений рук ребенка и практической умелости пальцев, тактильные пальчиковые игры развивают именно ощущения, моторное (кинестетическое) чувство, восприятие. Они учат определять и узнавать, сравнивать и различать и являются чрезвычайно полезными для общего развития ребенка. Этим  тактильные пальчиковые игры отличаются от массажа рук. Кожные ощущения, получаемые в тактильных пальчиковых играх,- это пища для ума, стимул для размышления о свойствах самых разных поверхностей.

     Театр пальчиков и язычка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка ( составлена картотека артикуляционных сказок). Использование этого вида деятельности существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка

Пальчиковый театр – это инсценировка каких-либо рифмованных историй с помощью кукол, одетых на пальчики. Они могут быть вязанные, бумажные, тканевые. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Игра с пальчиковыми куклами помогают ребёнку лучше управлять движениями собственных пальцев. Мною изготовлены куклы к сказкам «3 поросёнка», «Красная Шапочка», «Репка», «Колобок».

Также использую  куклы–топотушки . В изготовлении они просты,  управление такими пальчиковыми куклами понятно и удобно. Еще и интересно, ведь если пальцы продеть в дырочки, то у куклы появятся ножки - получится настольная шагающая кукла. В такой театр играть забавно и польза для развития мелкой моторики большая.  

Конструирование развивает конструктивный праксис, умение работать по образцу, пространственные представления, образное мышление, глазомер. Я в своей работе применяю конструирование из палочек, геометрических фигур ( Монгольская игра, Танграмм,  Колумбово яйцо), строительного материала.  Игры со строительным материалом (конструктором «Лего») используем во время работы над составлением схемы слова, предложения.                                           

 

Изобразительная деятельность. Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации. Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе будут трудности с письмом. Рисование, как и письмо, — сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими.   Рисование я стараюсь практиковать на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а так же в качестве домашнего задания. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета, развивает творческие способности, расширяет кругозор.

- Нарисовать предмет на автоматизируемый звук.

- Нарисовать предмет, дорожку двумя руками.

- Дорисовать круг(квадрат, прямоугольник) до предмета.

- Дорисовать предмет (по принципу симметрии)

- Нарисовать недостающую деталь.

- Раскрасить предметы на определённый звук, слог (раскраски).

- Найти и раскрасить заданную букву (профилактика дисграфию)

-Нарисовать на что похожа буква

Графический диктант

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. 

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя их, ребенок расширяет кругозор, увеличивает словарный запас, учится ориентироваться в тетради. Как работать с графическими диктантами?

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1.Ребенку предлагают образец геометрического рисунка, предмета и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2.Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. Графические диктанты могут быть дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой, а также звуковым анализом и упражнениями на подбор родственных слов. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, четкую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас. Задания подбираются по принципу «от простого к сложному». Для занятий необходима тетрадь в клеточку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию.  Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Важно помнить, что занятия для ребенка - не экзамен, а игра. Результат работы всегда должен радовать ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеточкам.

Штриховка является средством   развития   согласованных   действий зрительного и  двигательного  анализаторов   и   укрепления   мышц детской руки . Способствует подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.

 Также упражнения со штриховкой приучают ребёнка действовать по установленным правилам, учат усидчивости, развивают логическое мышление.

В 6—7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок:

  • прямые вертикальные (сверху вниз),
  • горизонтальные (слева направо),
  • наклонные,
  • клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити),
  • полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши),
  • крупными петельками.

Регулярные занятия с ребенком этими видами деятельности обеспечат правильное и красивое письмо.

 

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом. Эти игры я использую при автоматизации и дифференциации звука, при согласовании числительного с существительным, при расширении словаря

Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировке  в пространстве.

Игры с предметами.

Юла (маленький волчок). Проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).

«Лови – бросай». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн. ч., в уменьшительно – ласкательной форме и т. д.)

Бусинки. Собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р]. Другой вариант, например, красный – «са», желтый – «со», синий – «су», зеленый – «сы». Нанизывая большие бусины, ребенок произносит слог громко, а нанизывая маленькие – тихо.

        Веселые прищепки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Педагог предлагает сделать лучики солнышку (разноцветные или однотонные), колючки ежику, листочки дереву и т.д. Присоединение сопровождается произнесением речевого материала

        Игры с верёвочкой.

1-2-3-4-5

Будем узелки считать

Узелкисчитаем
Слоги повторяем.

Ла-ло-лу-лы-лэ

 

1-2 мы играем

Узелки считаем.

Звук Р повторяем.

 

1-2-3-4-5

Будем узелки считать

Узелки считаем и слова запоминаем.

 

        Игры с мячами. Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики я отвожу упражнениям с малыми мячами. Для этого использую несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.

Такое многообразие наборов малых мячей, во-первых, позволяет использовать те или иные из них, в зависимости от задачи педагога и индивидуальных возрастных, физических и других особенностей ребенка. Во- вторых, через мышечное чувство, зрительную и  тактильную чувствительность в процессе действий ребенок научается сравнивать предметы. Практика использования мяча в показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
- игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;
- освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;
- помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- регулируют силу и точность движений;
- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

Процесс автоматизации звуков часто малоподвижен, то есть дети в этот момент обычно сидят за столом с картинками. Для того, чтобы сделать этот процесс более интересным я предлагаю детям играть, двигаясь по кабинету. В этих играх развивается не только мелкая моторика, но и общая.
Игра «Кольцеброс»
Цель: автоматизация звуков в словах, слогах, развитие звукового и слогового анализа, общей  моторики.
Ребёнок называет слово. Если правильно говорит. Получает кольцо, которое бросает в кольцеброс.
Игра «Баскетбол»
Цель: автоматизация звуков в словах, слогах, развитие звукового и слогового анализа, общей  моторики.
Ребёнок называет слово. Если правильно говорит. Получает мяч, который бросает в кольцо.
Игра «Этажи»
Цель: автоматизация звуков в словах, слогах, развитие звукового и слогового анализа, общей  моторики.
Ребёнок называет слово. Если правильно говорит. Получает мяч, который бросает в сетку.
Игра «Прыжки»
Цель: автоматизация звуков в словах, слогах, развитие  слогового анализа, общей  моторики.
Ребёнок называет слово и прыгает на мяче. Можно прыгать столько раз, сколько в слове слогов.

Важной особенностью универсальных настольных логопедических игр с картинками является их полифункциональность.   Посредством использования универсальных логопедических игр решаются задачи по  формированию правильного речевого дыхания, развитию фонематического слуха, нормализации слоговой структуры слова,  активизации коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики, расширение, уточнение и активизации словарного запаса.

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

-  Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать

картинки по сходству.

-   Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой         карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д.

 - Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.

-  Разрезанные   картинки и складные кубики. Игры направлены         на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым   и частью.

- Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

В зависимости от игровых правил универсальные настольные логопедические игры с картинками можно классифицировать следующим образом.

1.Игры-ходилки:  шагалки,  бежалки, искалки, загонялк.

2. Игры карточного типа:  собиралки,  угадайки,  менялки.

1. Игры-ходилки:

     Главной особенностью игр-ходилок является наличие игрового поля, по которому с соблюдением определенных правил должны передвигаться фишки. В большинстве игр дети управляют своими фишками дистанционно, не прикасаясь к коррекционным картинкам. Соблюдение этого условия позволяет преобразовать игровую мотивацию детей в мотивацию коррекционную.  Конфигурация игровой дорожки и содержание коррекционного материала определяется логопедом и может каждый раз меняться в зависимости от задач конкретных логопедических занятий.   Изменяя длину дорожки, логопед получает возможность дозировать коррекционную нагрузку для ребенка. 

1.1.Игры-шагалки.

Правила игр-шагалок:   участники игры поочередно бросают игральный кубик, четко называют соответствующее количество расположенных на дорожке коррекционных картинок. Кубик не трясется в руках, а растирается ладонями (проводится массаж рук).  Игровая дорожка не должна уходить в никуда. Для создания эмоционально насыщенной игровой мотивации детям необходимо вести свои фишки к цели. 

1.2. Игры-бежалки.

В отличие от игр-шагалок, игры-бежалки наполнены драматизмом. Игры этого вида можно разделить на 2 группы: в одних игроки стремятся догнать и перегнать лидера; в других ждут своего хода, опасаясь, что не успеют вовремя убежать от преследователя.  Вместо коррекционных картинок можно использовать пиктограммы с образами гласных звуков или карточки с гласными буквами.

1.3. Игры-искалки.

В зависимости от сюжета коррекционного занятия логопед может выбрать игровое поле с изображением травы, леса и т. д.

Цель игры – найти спрятанную внутри игрового поля картинку с изображением нужного предмета или сказочного персонажа. Игральный кубик не нужен. Все участники игры поочередно самостоятельно передвигают свои фишки по полю на любые соседние карточки, сопровождая свои движения скороговоркой. Например, су-су-су я найду в лесу …(лису).

2. ИГРЫ КАРТОЧНОГО ТИПА:  для игр карточного типа ни фишки, ни игровые поля не нужны. В большинстве случаев для проведения игр достаточно коррекционных картинок,

1 или 3 игральных кубика. 

2.1. Игры-менялки

На двух полях разных цветов раскладываются коррекционные картинки с вырезанными силуэтами. Так, при автоматизации (Л) можно предложить белое и голубое поля (или голубое и жёлтое поля). Игрок бросает кубик и забирает определенное количество картинок. В процессе игры дети упражняются в произнесении фраз такого типа: «Была юля жёлтая, стала голубая».

2.2. Игры-собиралки.  В зависимости от сюжета занятия можно предложить детям сложить пирамиду, дом, рубашку и т. д.

На столе лежат коррекционные картинки. Игроки бросают кубик и называют определенное количество картинок, лежащих в куче. Из четко названных игроком картинок логопед строит постройку. Если у игрока на игральном кубике выпадает тройка, все картинки возвращаются в кучу. Игроки при этом четко скандируют: «Выпадает тройка – рушится постройка!»  

Итоговое занятие в конце учебного года-это результат проделанный работы. Его я провожу в виде инсценировки или  квест-игры. Квест-это путешествие к определённой цели через преодоление трудностей. Содержание, задания и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями младшего школьника. Содержание сценария необходимо наполнить разными видами деятельности, так как дети не могут выполнять однообразные задания в силу своих психологических и возрастных особенностей. Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря. Следует продумать квест-игру по времени так, чтобы дети смогли выполнить все задания и не потерять к ним интерес. Школьники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого). Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. И главное: у детей должна быть мотивация к достижению поставленной цели, а значит на финише должен быть приз!

 Взаимодействие с родителями.   

 Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Для того, чтобы родители могли оказывать помощь ребенку, они должны иметь определённый уровень знаний и практических умений. В кабинете был оформлен стенд «Приёмы развития мелкой моторики», подготовлена выставка пособий для развития мелкой моторики, выпущены буклеты. Проведены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в школе и в семье. Изготовлено совместными силами логопеда и родителей развивающее панно и бизиборд. Их я использую для развития всех сторон речи, а также математических представлений.

  

Взаимодействие с педагогами МКОУ

         Очевидно, что решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов МКОУ. 

          Все учителя начальных классов занимаются решением этой проблемы. Включение физминуток (динамических пауз) и пальчиковых игр в структуру каждого урока - необходимый компонент здоровьесберегающих технологий. При проведении физминуток они могут воспользоваться картотекой, составленной мною. Так же они могут воспользоваться рекомендациями, помещёнными в уголке логопеда в учительской.

         Учитель физкультуры также вовлечен в процесс, так как для формирования речи необходима  сформированность и общей моторики.

         Воспитатель ГПД ведёт кружок ЛЕГО, что тоже способствует развитию мелкой моторики

Анализ проведённой работы

 

 Таким образом, в результате систематической работы над развитием речи и мелкой моторикой пальцев рук, добиваюсь положительных продвижений в устной и письменной речи у учащихся младших классов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма, дети демонстрируют хороший нажим на письме. Все это создает благоприятную базу для более успешного усвоения программного материала на уроках.

      Так же у детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, а также развились важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать, быть коммуникабельными, сочувствовать другим, сопереживать и развились творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей.

     В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности, а главное развитию речи.

Результативность опыта.

Представленный опыт работы, дал устойчивые положительные результаты в коррекции и нормализации речи, как устной, так и письменной, у детей младшего школьного возраста.

Итоговая диагностика, проведенная в конце учебного года, доказывает эффективность
системы коррекционно-логопедической работы по развитию пальцевой моторики как средства коррекции звукопроизношения.

 

Адресная направленность опыта.

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям-логопедам, заинтересованным педагогам и  родителям.

Библиография.

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -  1983. - №1.
  3. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика» Спб: «ЛИТЕРА», 2008г
  4. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. Логопедические игры. М: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010г
  5. Граб А.М. Развиваем графические навыки
  6. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
  7. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно!» Спб: «ЛИТЕРА», 2008г
  8. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры» Спб: «ЛИТЕРА», 2008г
  9. Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений» М: Айрис-пресс, 2011г
  10. Нишева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г
  11. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  12. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  13. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  14. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  15. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  16.  Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  17. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., „Чудеса на песке." Песочная игротерапия. С-Петербург, 1998.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МКОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа»

МКОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа»

Содержание 1. Информационно-справочные сведения об опыте………………………… 3 2

Содержание 1. Информационно-справочные сведения об опыте………………………… 3 2

Информационно – справочные сведения об опыте

Информационно – справочные сведения об опыте

В 2016 году обобщила свой опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики как средство коррекции звукопроизношения»

В 2016 году обобщила свой опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики как средство коррекции звукопроизношения»

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев

Цель: коррекция устной речи школьников с помощью игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики

Цель: коррекция устной речи школьников с помощью игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия

Считаю необходимым затронуть вопрос о массаже кистей рук и пальцев

Считаю необходимым затронуть вопрос о массаже кистей рук и пальцев

Чтобы начать пользоваться Су-Джок терапией нет необходимости изучать сотни специализированных книг, посещать многочасовые лекции, учиться долгие годы

Чтобы начать пользоваться Су-Джок терапией нет необходимости изучать сотни специализированных книг, посещать многочасовые лекции, учиться долгие годы

В ходе игр с пальчиками дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук

В ходе игр с пальчиками дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук

Лего») используем во время работы над составлением схемы слова, предложения

Лего») используем во время работы над составлением схемы слова, предложения

Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения…

Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения…

Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами

Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами

Процесс автоматизации звуков часто малоподвижен , то есть дети в этот момент обычно сидят за столом с картинками

Процесс автоматизации звуков часто малоподвижен , то есть дети в этот момент обычно сидят за столом с картинками

Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках

Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках

ИГРЫ КАРТОЧНОГО ТИПА: для игр карточного типа ни фишки, ни игровые поля не нужны

ИГРЫ КАРТОЧНОГО ТИПА: для игр карточного типа ни фишки, ни игровые поля не нужны

Взаимодействие с педагогами МКОУ •

Взаимодействие с педагогами МКОУ •

Результативность опыта. Представленный опыт рабо ты, дал устойчивые положительные результаты в коррекции и нормализации речи, как устной, так и письменной, у детей младшего школьного возраста

Результативность опыта. Представленный опыт рабо ты, дал устойчивые положительные результаты в коррекции и нормализации речи, как устной, так и письменной, у детей младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020