Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Оценка 4.9

Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
16.05.2021
Обобщение по теме "Имя прилагательное"
конспект урока Обобщение по теме «Имя прилагательное».doc

Открытый урок русского языка    в 4-ом классе                           

 

 

Шульская Елена Владимировна,                                          учитель начальных классов           МБОУ «СШ «15» г. Нижневартовска

 

 

2019г.

 


Урок русского языка в 4-ом  классе

 

Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»

 

Цель:                   обобщить знания об имени прилагательном как части речи

задачи: закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных;

                    способствовать совершенствованию речевых умений и навыков;

                    воспитывать любовь к русскому языку;

                    включить в творческую деятельность.

Литература: Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык/ Авт.-сост. В.В. Волина – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998

 

Ход урока

I Организационный момент

·        Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Будем работать начинать.

 

II Постановка темы и цели

·        Что нам делать предстоит?

Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить

Надо эту задачу решить.

Узнайте для начала

О чем я прочитала?

·        Определяю я предметы,

Они весьма со мной приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

( ответы детей)

Да, это замечательное-

Имя прилагательное.

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы с вами повторим

Все то, что нам известно и тест в конце решим… (разговор с говорящей буквой)

III Повторение

1 работа в тетради

·        Сейчас открыли все тетради

И записали дату в них.

Нет, стоп! Проверьте-ка сначала,

Как положили вы мне их.

Пряма ли спинка?

Чтоб ручка свой конец направила в плечо.

Поставьте ноги все на место.

Готовы. Пишем хорошо.

( запись даты)

2 работа со стихотворением

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

      Летит из кельи восковой.

      Долины сохнут и пестреют;

      Стада шумят, и соловей

      Уж пел в безмолвии ночей.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», учитель читает стихотворение)

      Стихотворение внимательно читаем,

      Сочетание существительных с прилагательными выбираем,

       И в тетрадь их помещаем.

(на фоне музыки дети выписывают словосочетания /7/)

·        На какие две группы можно их разделить,

            Ответ прошу обосновать,

            Свою точку зрения доказать.

·        Восхищаясь стихом Пушкина,  Виссарион Белинский писал:

«И что же это за стих!.. все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягок и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обстоятельная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем богатство мелодии и гармонии языка и ритма…»

(текст записан на доске)

·        Попробуйте из текста имена прилагательные убрать

И без них его прочитать.

(чтение текста)

·        Что стало с ним?

(ответы детей)

·        Для чего нужно в речи имена прилагательные употреблять?

(ответы детей)

·        Трудно без него,

Если пропадет оно.

Ну, представьте себе это:

Как без признаков предмета?

3 работа с деформированным текстом.

Даю вам сейчас задание это:

Текст нужно списать,

Подходящие по смыслу имена прилагательные подобрать.

(запись на доске)

·        На…… небе светило…… солнце. Его…. лучи играли на …… снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался, точно его посыпали …. порошком. Мы были очарованы красотой …. природы в …. день.

·        Если раньше закончил работу,

Чтобы время зря не терять,

Падежи имен прилагательных можно указать

Или первое предложение по членам разобрать.

(проверка)

·        Чей текст получился лучше?

физминутка

·        Чтобы все отличным стало,

 Разных признаков немало

 Будем всюду замечать

И к месту их употреблять.

·        А теперь повторим написание

Безударного окончания.

Что при этом надо знать,

 Чтобы грамотно писать?

(ответы детей)

·        Падеж надо указать,

Окончание выделять.

(работа по цепочке)

О трескучих морозах, у глубокого озера, на крайнем севере, в ближнем лесу, под плакучей ивой, о любимой земле, хорошим делам.

5  самостоятельная работа

·        А эту работу сделайте сами.

карточка

Допиши падежные окончания. Укажи падежи имен прилагательных во множественном числе.

Велика и прекрасна наша Родина! Ее границы проходят по высок… горн… хребтам, плоск… равнинам, песчан… пустыням, дремуч… лесам. Сколько у нас больш…рек, глубок… озер. Сколько син… морей, чудесн… лугов, плодородн…полей!

6 взаимопроверка

·        Сравните свой результат

С работой соседа.

Исправьте ошибки, если нашли.

Не просто исправьте, а докажите,

Что он не прав, а правы вы.

V Итог урока

·        Урок подходит уж к концу

И  требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?..

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

 

VI  Тестирование

·        Как говорила я вначале,

Осталось тест нам написать.

Если работали усердно,

Тогда все справитесь на пять.

 

Уровень 1

1 Выберите верное утверждение:

а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

2

а) Имя прилагательное изменяется по числам и падежам

б) Имя прилагательное не изменяется по числам и падежам

3

а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством

б) В предложении  имя прилагательное чаще всего бывает определением

 4

а) У имен прилагательных мужского и среднего рода  в родительном падеже окончания –  -о, -е.

б)  У имен прилагательных мужского и среднего рода  в родительном падеже окончания – -ого, -его.

5  Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:

а)  син… карандаш

б) у син… реки

в) свеж…  карп

г) свеж… зеленью

6 Сделайте морфологический разбор подчеркнутого имени прилагательного:

Тусклый закат багровым светом разлился на полнеба. (А. Толстой)

 

Уровень 2

1 Выберите верное утверждение:

а) Имена прилагательные относятся к одному из родов

б) Имена прилагательные изменяются по родам

2

а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным

б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом

3

У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания – ого, -его

У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания – ому, --ему

4

а) Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?,  имеют окончания только –ой

Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?,  имеют окончания -ой,- ый, -ий

5 Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:

а) зимн… сон

б) зимн… погодой

в) вечерн… зарей

г) вечерн… звон

6 Сделайте морфологический разбор всех имен прилагательных:

На высокой сосне висят крупные шишки

 

Уровень 3

1 Выберите верное утверждение:

а) Имя прилагательное во множественном числе по родам изменяется

б) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется

 

 

2

а) Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже

б ) Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные

3

а) В мужском роде не бывает окончания –ий, в женском роде не бывает окончания –ей

б) В мужском роде не бывает окончания –ей, в женском роде не бывает окончания –Ий

4

а) Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По числам они не изменяются.

Б) Имена прилагательные во множественном числе изменяются  по падежам и по числам

5 В каких из данных прилагательных в окончании пишется е:

а) худш…го

б) по син…му

в) чуж…го

г) ранн…м

д) о крайн…м

е) с зимн…й

6 Сделайте морфологический разбор всех имен прилагательных:

Опустели зимние квартиры в старом пне.

IV Домашнее задание

·        Попробуйте отгадать,

Кого пыталась я описать.

Огромный, темно-синий, толстокожий, хоботоносный, толстоногий….Стоп!..

             Вы уже догадались?

(ответы детей)

·        Теперь откроем дневники,

       Запишем в них задание.

       Дома загадку сочинить,

       При этом только прилагательные употребить.

    

 

 

 

 

 


Открытый урок русского языка в 4-ом классе

Открытый урок русского языка в 4-ом классе

Урок русского языка в 4-ом классе

Урок русского языка в 4-ом классе

Все то, что нам известно и тест в конце решим… (разговор с говорящей буквой)

Все то, что нам известно и тест в конце решим… (разговор с говорящей буквой)

И что же это за стих!.. все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот…

И что же это за стих!.. все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот…

Безударного окончания. Что при этом надо знать,

Безударного окончания. Что при этом надо знать,

VI Тестирование ·

VI Тестирование ·

Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом 3

Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом 3

Б) Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам и по числам 5

Б) Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам и по числам 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021