Урок географии в 8 классе
Тема: Обобщение раздела «Природа России»
Цель: Повторить и обобщить знания, полученные о природе России. Развить умения работать с картой. Задуматься о вопросах охраны природы.
Ход урока
«Любить Родину, значит знать её»
В. Г. Белинский
I.Оргмомент.
II.Обобщение знаний учащихся.
Мы живём с вами в России, нашей стране, которую должны знать и любить. Эти знания вам пригодятся в дальнейшей жизни. Урок мы проведем в форме соревнования: 1 ряд- 1 команда.
1 задание- разминка в форме викторины.
а) Через какие ворота может пройти даже ледокол? (Карские Ворота)
б) Какое название полуострова говорит о его величине? (Ямал)
в) Какая земля никогда не старится? (о. Новая земля)
г) Каким поясом не подпояшешься? ( Часовым)
д) Какой город может парить в воздухе? ( Орёл)
е) Столица Российской Федерации? ( Москва)
ж) Какой город России называют «Северной Венецией»? ( С. Петербург)
з) Ответьте быстро:
· бриз- это не город, а…….(ветер)
· айсберг- это не вулкан, а…….(отколовшаяся часть ледника)
· тундра- это не река, а…….(природная зона)
· гейзер- это не растение, а…….(фонтанирующий горячий источник)
и) Назовите реку с притоком, который превышает по длине саму реку (Обь, Иртыш)
к) Назовите самую большую реку, не имеющую стока в океан. (Волга)
л) Объясните поговорку «Река Ока- Волги правая рука». Что называют левой рукой Волги? (приток, Кама)
м) Я город-герой. Стою над Невой. О каком городе идёт речь? ( С. Петербург)
н) К торжественному крику прибавь согласный звук, чтоб протянулись горы с севера на юг. (Урал)
о) Назовите древние названия рек Дона и Волги. (Танаис, Ра и Итиль)
2 задание- Реши логическую задачу: что или кто лишний и почему.
1) уголь, бокситы, нефть, сталь, природный газ;
2) Волга, Печёра, Лена, Ангара, Каспий;
3) русские, татары, москвичи, башкиры, коми;
4) Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Урал;
5) Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский;
6) сток, падение, плодородие, уклон, режим питания, межень;
3 задание. Географические загадки на тему « Полезные ископаемые»
1) Тот камень чудесный с Урала
Нежным цветом зелёным манит.
Я только сегодня узнала,
Что камень зовут? (малахит)
2) В моей земле богатства скрыты,
Она и золото хранит,
И рядом с медью – малахиты,
Железо, мрамор и ………(гранит)
3) Найдём в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом,
Зелёным цветом -……..(изумруд)
4) Я был когда-то смолою.
Из трещин стволов вытекал.
Искрился на солнце порою,
И липкой смолой застывал. (янтарь)
5) В таёжных, диких лесах,
В Сибири, в Якутии дальней.
Найдены россыпи драгоценных камней,
По твёрдости нет им равных.(алмаз)
6) Для лёгкости в сплавы даётся,
Мощь самолёта создал,
Тягуч и пластичен, отлично куётся
Серебряный этот металл.(алюминий)
4 задание Викторина. Кто лучше всех знает Россию.
1. Назовите город в Вологодской области, носящей имя хищной птицы – охотника (Сокол)
2. Назовите город, в, котором стоит памятник богатырю земли Русской (Муром)
3. Назовите самый длинный в мире Российский канал, доступный для прохождения больших судов. ( Беломоро-Балтийский 227 км)
4. Назовите город, в котором расположен единственный музей мамонтов. (Якутск)
5. Назовите дерево – символ нашей Родины. ( Береза)
6. В каких лесах России рядом с пихтой и кедром можно увидеть грецкий орех, пробковое дерево и полюбоваться елью обвитой диким виноградом? ( В лесах Дальнего Востока)
7. Какой злак является основным в России? (пшеница)
8. Назовите высочайшую точку страны (Эльбрус 5642 метра)
9. Назовите единственный в мире заповедник, расположенный внутри многомиллионного города. ( Лосинный остров, на Северо-востоке Москвы и Московской области, 1983г.)
5 задание. Географическая эстафета.
У доски – конверты с названиями природных зон России. На первых партах – карточки с названиями растений и животных. Ученики каждого ряда по одному подходят к первой парте каждого ряда и берут по одной карточке, читают, какое растение или животное на карточке написано, подходят к доске и опускают карточку в тот конверт (природную зону), который считают правильным по их мнению. Какой ряд быстрее и правильнее справится с заданием - тот и победит.
6 задание- Ответь на вопросы к отрывку В.М.Сдобникова «Тундра»
Слово «Тундра» в переводе с финского значит «бесплодная», или « враждебная». Она протянулась южнее ледяной зоны. На территории нашей страны она начинается узкой полосой на Кольском полуострове, и простирается вдоль берегов северных морей, а в Сибири заходит далеко в глубь материка.
В России же подобным названием обозначают участки равнины, на которых не растут ни деревья, ни кустарники. Здесь очень много мелких водоемов и болот. Климат этой зоны достаточно суров. Нередко можно услышать: "Почему в тундре много болот и озер?" Ответить на этот вопрос не так уж и сложно. - Климат тундры Итак, почему в тундре много болот и озер? Большую роль в их формировании играет климат данной местности. Здесь отмечается суровая и очень морозная зима, которая длится почти 9 месяцев. В этот период температура воздуха нередко опускается до отметки 50°С ниже нуля. Почвы тундры сильно промерзают на большие глубины и за короткое лето просто не успевают оттаивать. Растительный мир в этой области достаточно скуден. Если в типичной тундре еще можно встретить карликовые деревья и мхи, то в арктической практически ничего не растет. Что касается осадков, то в данной климатической зоне они - редкость. Здесь выпадает их всего до 300 миллиметров в год. Для сравнения, в тропических лесах осадков гораздо больше. Здесь их выпадает до 2000 миллиметров в год. Однако болот и озер здесь значительно меньше. В чем же секрет? Почему в тундре много болот и озер при таких скудных осадках? - Читайте подробнее на Причина первая На данный момент выделяют три основные причины подобного явления. Самая первая заключается в достаточно большом количестве воды. Испарения в зоне с поверхности водоемов незначительны. Конечно, солнце в тундре тоже светит, но жара отсутствует. А ведь одним из условий активного испарения влаги является достаточно высокая температура воздуха. В тундре количество осадков незначительно. Но в тоже время этот показатель превышает показатель испаряемости. В итоге влага скапливается на поверхности земли и образует небольшие озера и болота. Другие причины Почвы тундры относятся к неплодородным. Под бедным из-за скудного количества растений грунтом расположен просто огромный слой вечной мерзлоты. Его толщина составляет примерно полтора километра. Это также одна из основных причин того, что в тундре очень много озер и болот. Из-за промерзшего слоя тающий снег летом и осадки просто неспособны проникнуть в почву. В итоге влага остается на поверхности, заболачивая местность или же подпитывая расположенные рядом озера и реки. Также следует отметить, что почвы тундры сами по себе глинистые и тяжелые. Они очень плохо пропускают влагу. Еще одной причиной, почему в тундре много болот и озер, является уникальный рельеф климатической зоны. Эта область практически плоская, и лишь в некоторых местах отмечаются небольшие углубления и впадины.
Из – за суровых природных условий население тундры немногочисленно. Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1 кв. км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др. Основное занятие местных жителей – оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Круглый год животные должны быть на пастбищах. Бригады оленеводов со стадами всё время перемещаются по тундре. Ездят они на оленьих упряжках. Как бы не суров был климат тундры. Человек построит там города. Вот некоторые из них: Мурманск, Норильск. В тундре были найдены огромные богатства – нефть, уголь и др. Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали быть непреодолимыми. И люди устремились в эти края. Построили посёлки, города, проложили дороги, протянули линии электропередачи.
1) Почему в тундре много озёр?
2) Почему в тундре не произрастает лес?
3) Чем занимается в тундре население?
5. Просмотр видеофильма.
Итоги урока
Урок закончим стихотворением Т.Чистяковой «Россия»
Я люблю мою Россию
За рассвет и за закат,
За дождинки голубые,
За багряный листопад,
За весенние поляны
В жёлтом мареве цветов.
И за шепот тихий, нежный
Опадающих цветов.
Катит воды голубые
Меж лесов моя река,
Холодна вода в пучине,
Холодна и глубока.
А в воде прозрачной, чистой
Моет волосы трава.
Это всё моя Россия,
Это Родина моя!
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.