Тема урока: Обобщение изученного о СПП
Цели
урока:
- Обучающие
- продолжить формирование навыков орфографической и пунктуационной
грамотности;
- закрепить навыки при выполнении различных видов грамматических разборов;
- формировать умения при выполнении комплексного анализа текста;
- контролировать степень усвоения навыков учебной деятельности.
- Развивающие
- работать над развитием речевых способностей учащихся при замене
синонимичных синтаксических конструкций;
- продолжать работу по развитию творческих способностей учащихся.
Оборудование: Раздаточный
материал для промежуточного контроля (текст для анализа, тесты).
Ход урока
1. Проверка
домашнего задания. Устно
Вопросно-ответная
беседа на повторение пройденного материала:
-
Дайте определение СПП;
- Назовите
виды придаточных предложений в СПП;
-
Назовите способы подчинения в СПП с несколькими придаточными;
-
Расскажите о пунктуации в СПП при последовательном подчинении придаточных и
стечении союзов ЧТО ЕСЛИ, ЧТО КОГДА и др.
2.
Словарно-орфографическая работа
(у
доски: записать словосочетания, обозначить и объяснить встретившиеся
орфограммы)
Доблестный ветеран, традиционный фестиваль, картинная галерея, искусственное
освещение, кожаный чемодан, стеклянная витрина, старинные монеты, пряная
зелень, гостиный двор, ветряной двигатель, безветренная погода.
3.
Грамматические разборы (3 ученика у доски)
- разобрать словосочетание
«профессионально комментировать»;
- разобрать по составу
«усыпанный»;
- сделать фонетический разбор
«вкусно».
4.
Комплексный анализ текста
Составьте
текст из предложений, расставьте недостающие знаки препинания.
А.
Это были поэмы Пушкина.
Б.
Минуту смотришь на неё очарованный а потом счастливо обежишь её всю и каждое
прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.
В. Я
прочитал их все сразу охваченный тем жадным чувством которое испытываешь
попадая в невиданно красивое место – всегда стремишься обежать сразу.
Г.
Так бывает после того когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и
неожиданно развернётся перед тобою сухая поляна вся в цветах и солнце.
- найдите слово с
чередующейся гласной в корне;
- найдите слово, состоящее из
приставки, корня, двух суффиксов;
- найдите в тексте простое
предложение, ССП, СПП с однородным подчинением придаточных, начертите его
схему;
- найдите обособленные
определения, чем они выражены?
- каким членом предложения
является деепричастный оборот? Найдите его;
- докажите, что приведенный
отрывок является текстом (определите его принадлежность к стилю речи, тип
текста, тему, способы связи предложений между собой);
- какое средство
художественной выразительности лежит в основе этого текста?
5.
Перестройте предложения, устраняя синтаксические ошибки
- В мире мало поэтов, которые
пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации.
- Автор осуждает Игоря, что
он повёл на битву свою дружину.
- Смеха боится даже тот,
который ничего не боится.
6. У доски
синтаксический разбор предложения №1
7. Выполните
тестовые задания
1. В
каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие:
- страница, предки, письмецо;
- посадка, тапки, вместе;
- все, птица, текст;
- пехота, вкусно, кашевар?
2. В
каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением:
- пом…гать, д…кумент,
безотл…гательный;
- изл…жение, д…рижировать,
д…лекая;
- в…новатый, пов…р, вбл…зи;
- акв…рельный, з…ря, ук…рить?
3. В
каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- Нам (не)где было даже
разложить свои документы на столе, заваленном книгами.
- Было тихо, (не)жарко и
скучно, как бывает в серые пасмурные дни.
- Окно на кухне было
(не)занавешено.
- (Не)истовый, срывающийся
лай сразу наполнил весь сад.
4. В
каком предложении слово ГОРДЫНЯ употреблено неправильно?
- Душа его, наполненная
гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
- Радость от успеха незаметно
для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.
- Непомерная гордыня обуяла
этого человека.
- Новый клуб – гордыня
поселка.
5. В
каком ряду не все слова являются синонимами:
- чахнуть, угасать, таять;
- одобрять, хвалить,
хвастаться;
- хитрить, лукавить,
лицемерить?
- устать, измучиться,
изнемочь?
6. В
каком предложении нет фразеологического оборота?
- Сам я стараюсь держаться с
ними не на дружеской ноге, а в пределах служебного приличия.
- Он объявил нам, что ноги
его не будет в этом доме.
- Девочка сидела на диване
,поджав ноги.
- Можно было подумать, что
еще нога не ступала в этих диких местах.
7. В
каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква «О»?
- погл…щать, оп…лчиться,
оп…здать, укр…щать;
- бл…кировать, д…лбить,
зак…литься, осл…жнять;
- пропол…скать (рубашку),
подк…пать, гл…тать, раск…лить;
- задр…жать, раск…лоть,
ор…сить, раздр…жать.
8.
Нужна ли запятая на месте пропуска?
В
это время прогремел взрыв (…) и из окопов донеслись крики.
- сложное предложение,
запятая нужна;
- простое предложение с
однородными членами, запятая не нужна;
- сложносочинённое
предложение, запятая не нужна, есть общий второстепенный член предложения;
- простое предложение с
однородными членами, запятая нужна.