Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)
Оценка 4.8

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
9 кл
04.07.2017
Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)
Сжатое изложение - один из видов письменной работы в 9 классе на государственной итоговой аттестации. Данная разработка поможет учителю организовать работу по формированию такого приёма сжатия, как обобщение. Разработка содержит различные задания на формирование приёма и способствует развитию творческих способностей обучающихся.Материалы для формирования приёма обобщение
Подготовка к сжатому изложению.doc
(Галкина И. А., учитель русского языка и литературы МБОУ Лукояновская СШ № 1) Обобщение как приём сжатия текста.       Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную   информацию,   исключить   подробности,   найти   речевые   средства   обобщения.   При сжатом   изложении   не   обязательно   сохранение   стилевых   особенностей   авторского   текста,   но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без исключения.        Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что многие учащиеся не умеют выделять главную и другие важные мысли,  не умеют отвлекаться от несущественной информации.       Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста: 1) исключение; 2) обобщение; 3) упрощение. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.        Названными способами сжатия текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Наиболее затруднительным   для   них   является   способ   обобщения,   при   котором   сначала   вычленяются единичные   существенные   факты   (несущественные   опускаются),   объединяются   в   одно   целое, подбираются соответствующие языковые средства и составляется новый текст. Проблема состоит в том,   что   далеко   не   все   учащиеся   умеют   выделять   главное   и   находить   существенное,   так   как испытывают трудности с абстрагированием. Но этот процесс, как и другие процессы человеческого мышления, поддаются тренировке.       На первом этапе обучения способу обобщения полезно давать учащимся небольшие тексты для написания   сжатого   изложения   с   творческим   заданием.   Выполняя   творческое   задание,   учащиеся учатся выделять в исходном тексте главное (концепт). Какое творческое задание не предлагалось бы, важно, чтобы ученик размышлял над текстом, задавал себе вопросы, строил предложения и проверял их в процессе чтения, а после чтения умел бы выразить главную мысль, составить план, ответить на вопросы.       Творческие задания могут быть самыми разнообразными. 1. Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста. А) Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о ком (чём) будет идти речь в тексте. После того, как прослушаете текст, проверьте свои предположения. Б) Послушайте или прочитайте начало текста (1­е предложение, 1­ый абзац), по которому вы будете писать изложение, и попробуйте предположить, о чём пойдёт речь дальше (какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны). В)   изложение   с   продолжением:   прочитать   текст,   в   котором   нет   концовки.   Придумайте   своё продолжение рассказа, а затем сравнить с авторским. 2. Задания, направленные  на умение выделять в тексте главное. А)   Найдите   предложения,   в   которых   заключена   главная   мысль   текста,   или   сформулируйте   её самостоятельно. Б) Найдите главное событие. В) Расположите события по степени важности. Г)   Вынесите   самую   важную   информацию   на   первое   место,   в   начало   изложения.   Содержание остальных частей передайте кратко (сжато). 3. Задания, направленные на интерпретацию текста. А) Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что… Б) Как вы относитесь к мысли автора о том, что… В) Выскажите своё мнение в связи с прочитанным (напишите о своём понимании события). Г) Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу. Д) Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором. 4. Задания, направленные на творческую переработку текста. А) Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры, любимого времени года, рассуждения о поступках героев, историю  о… и т. д.  Б) Дополните текст похожими примерами. В) Изложите содержание текста в другом жанре (стиле). Г) Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, представляющий собой общее рассуждение. Д) Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием. Е) Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите её подробно. Остальные части перескажите сжато.       Следующим важным этапом является обдумывание текста (размышление, рефлексия).  На этом этапе ученик задаёт себе примерно такие вопросы: ­ Что нового я узнал из текста? ­ Какие факты оказались для меня неожиданными? ­ Что я об этом думаю?  ­ Как это соотносится с тем, что  уже знаю? ­ На какие размышления эти факты наталкивают меня? ­ Встречалось ли мне что­либо похожее раньше – в жизни, литературе, кино? ­ Какие факты, примеры, случаи я могу использовать в своём сочинении?       Цепочка таких вопросов, по сути, алгоритм внутренней работы ученика с текстом. Это ещё не само   сочинение,   но   этап   обдумывания,   осмысления   текста   и   актуализация   своих   знаний   и представлений очень важен на пути создания текста будущего сочинения.       Если текст изложения посвящён интересному научному факту или актуальной проблеме, можно дать предварительное задание: «Найдите интересный материал на заданную тему. Это должна быть такая   информация,   которая   заинтересует   вас   самих   настолько,   что   ею   захочется   поделиться   с одноклассниками.   Когда   такой   материал   будет   найден,   попробуйте   сформулировать   один   или несколько вопросов, которые будут начинаться словами: «Как ты думаешь?»       Такие задания преследуют цели: во­первых, актуализировать прежние знания: ведь то, что мы узнаём, определяется тем, что мы уже знаем; во­вторых,   придать   обучению   активный   характер;   знания   нельзя   «вложить»,   их   можно   только «присвоить»; в­третьих, укрепить веру учеников в свои силы: я уже много(немного, кое­что…) знаю об этом ,а значит, могу поделиться своим знанием в сочинении, привести похожие примеры, высказать своё мнение. Примеры заданий к текстам. 1. Задание. Прочитайте начало двух текстов, рассказывающих об одном и том же, но по­ разному.   Найдите   скрытые   в   тексте   вопросы.   Выскажите   свои   предположения   о дальнейшем содержании каждого текста. (Между чтением первого и второго текста даётся время для выполнения задания.) Текст 1.            Склонившись над географическим атласом, немецкий геофизик Альфред Вегенер сделал на пороге   20   века   выдающееся   открытие:   восточные   берега   Южной   Америки   и   западные   берега Африки   можно   совместить   так   же   точно,   как   соответствующие   части   разрезной   картинки­ головоломки. (О чём будет говориться дальше? Что это за открытие?) Текст 2.       В 1913 году геофизик Вегенер выпустил книгу «Происхождение континентов и океанов». В ней он изложил свою знаменитую гипотезу, которая получила название теории перемещения, или теории дрейфа материков. (Что это за гипотеза? Какие факты подтверждают её?) 2. Задание.   Прочитайте   отрывок   из   книги   австрийского   писателя   Стефана   Цвейга «Магеллан».   Это   начало   художественной   биографии   великого   мореплавателя. Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Исходный текст.       Вначале были пряности. С тех пор как римляне в своих путешествиях и войнах впервые познали прелесть острых и дурманящих восточных приправ, Запад уже не может и не хочет обходиться без индийских специй, без пряностей, несмотря на то что они были дороги и непрерывно дорожали.            В начале второго тысячелетия тот самый перец, который теперь стоит на кухонной полке у любой хозяйки, сосчитывался по зёрнышкам и расценивался на вес золота. Ценность его была столь постоянна,   что   многие   города  и   государства   расплачивались   им   вместо   драгоценных   металлов. Имбирь, корицу, хинную корку взвешивали на ювелирных и аптекарских весах, наглухо закрывая при этом окна, чтобы сквозняком не сдуло драгоценную пылинку. Как ни абсурдна, на современный взгляд, подобная расценка, она становится понятной, когда вспоминаешь о трудностях их доставки и сопряжённом с нею риске.       Каких только опасностей не приходилось преодолевать в пути кораблям, караванам и обозам с пряностями, прежде чем они с зелёного куста Малайского архипелага попадали на свой последний причал, ­ прилавок европейского торговца. В скольких руках не перебывал товар, пока через моря и пустыни он не попадал к последнему покупателю! Современные исследователи подсчитали, что не меньше чем через двенадцать хищных рук должны были пройти индийские пряности, прежде чем очутиться на столе европейца.       Долгий, неимоверно долгий путь! А нет ли другого, более короткого и лёгкого способа достичь заветной цели? Ответ на этот вопрос стали искать вместе с монархами и купцами мореплаватели. Отвага, побудившая Колумба и Магеллана двинуться на запад, а Васко де Гаму – на юг, рождалась прежде всего из целенаправленного стремления сыскать новый путь на восток.              Как ни покажется это странным на первый взгляд, именно пряности стали вполне земной, материальной причиной всех тех великих открытий, который были совершены в героический 16 век. Никогда   бы   монархи   и   купцы   не   снарядили   флот   для   отважных   конквистадоров,   если   бы   эти экспедиции в неведомые страны не сулили в то же время тысячекратного возмещения затраченных средств.       Вначале были пряности.                                                                                                                             (По С. Цвейгу. 306 слов.) Творческое задание.  Напишите, как вы относитесь к мысли автора о том, что «именно пряности стали вполне земной, материальной причиной великих географических открытий». У девятиклассников текст  вызвал самые разные реакции. Например: « Узнал много интересных фактов. Например, то, что перец ценился на вес золота и что, когда его взвешивали, в доме закрывали двери и окна». «Оказывается, пряности, прежде чем попасть в Европу, проделывали огромный путь». «Самым   неожиданным   показалось   то,   что   главной,   «материальной»   причиной   всех   великих географических открытий автор считает пряности. Вряд ли можно с этим согласиться. Я читала об экспедиции Колумба и Магеллана, но там ничего об этом не говорилось. Они искали совсем другое. При чём тут пряности? Текст, конечно, интересный, но мысль Цвейга какая­то странная, Я бы сказала, парадоксальная. Хотя, может, в этом что­то есть». «Это   заставляет   посмотреть   на   известные   факты   с   необычной   стороны,   наталкивает   на   разные мысли». «Хочется ещё что­нибудь почитать о великих мореплавателях, может быть, самого Цвейга, если книга не очень большая». «Наверное, не случайно текст начинается и заканчивается одной и той же фразой».             Какую бы оценку тексту ни дали ученики, главное,  что он заставил  их  думать, активно обсуждать прочитанное, сталкивать разные мнения, ничего не принимать на веру, наконец, вызвал желание больше узнать о предмете обсуждении, обратиться к другим источникам информации. 3. Исходный текст.                                                          Грустная коллекция.       Вы слышали имя Гальвани? Да, да, того самого итальянского учёного, который делал опыты с лягушечьей лапкой и электрическим током.       Сейчас они кажутся нам седой стариной науки, но когда­то были важной страницей в изучении электричества.       Когда Гальвани рассказал о своих опытах учёным собратьям, его подняли на смех.            В 1873 году Французская академия наук большинством голосов отказалась принять в члены академии Дарвина, а спустя 5 лет подняла на смех изобретение Эдисона.        Когда физик де Монсель по просьбе Эдисона показал на заседании академии, как работает изобретённый им аппарат для записи и воспроизведения звуков, один из академиков вскочил с места и закричал на него: ­ Негодяй! Вы осмелились прийти сюда, чтобы дурачить нас фокусами жалкого чревовещателя! Неужели   кто­нибудь   из   нас   согласится   поверить,   что   жалкий   кусок   металла   может   повторить благородное звучание человеческого голоса?       И большинство присутствующих поддержали его гневную речь.       Высмеивали и поносили Дженнера, учёного, который предложил прививку против оспы. И того врача, который предложил обезболивание при операциях.             Травили  изобретателя   парохода.   Потешались   над  изобретателем   паровоза.   Дразнили изобретателя автомобиля.            Это всего лишь несколько выписок из очень длинной и очень грустной коллекции. Человек, который   совершал   открытие   или   изобретал   что­то   новое,   часто   видел   против   себя   не   одного противника, а многих. И его противники обычно говорили ему так:  ­ Вы не правы, потому что нас больше.       Иногда они говорили это вежливо. Иногда резко. Иногда злобно. Но всегда с уверенностью,  что если их, тех, кто говорит, что этого не может быть, больше, чем тех, кто считает, что это возможно, значит, они правы, а тот, кто упорствует, ­ упрямец, противопоставляющий себя большинству. Не может быть, чтобы вся рота шла не в ногу, а он один шагал в ногу!       Вы думаете, что все эти печальные истории относятся к далёким временам, когда электричество жило только в лейденских банках, паровозы и автомобили только учились ходить, о радио никто не помышлял?       Конечно, нам, людям 21 века, было бы приятно думать, что всё это в прошлом. Но это не так.                                                                                       ( С. Львов. 310 слов.)        После чтения проводится беседа. ­   Сколько   различных   фактов   травли   изобретателей   названо   в   тексте?   (Восемь.   Слова   и словосочетания, содержащие эти факты, выделены в тексте жирным шрифтом.) ­ Что говорится об этом? ­  Зачем автор рассказывает «все эти печальные истории», к чему хочет призвать? ­ В чём смысл заголовка? ­ Представьте себе, что содержание текста нужно изложить в виде заметка объёмом в 90­100 слов. Напишите сжатое изложение.  Творческое задание. Известны ли вам другие подобные примеры? Если известны, напишите об этом. Если нет, объясните письменно смысл названия текста и сформулируйте главную мысль. Примеры сочинений по 1 теме.       1.Текст Сергея Львова посвящён проблеме непризнания учёных и их изобретений. Не только в прежние времена, но и сегодня многие открытия не встречают понимания, а тех, кто их придумал, высмеивают и травят.       Представьте себе такую картину: что было бы, если бы не признали Ньютона с его открытием земного   притяжения?   Совершенно   верно,   человечество   отстало   бы   намного   веков,   не   было   бы многих других изобретений, человек не полетел бы к звёздам.       Почему­то учёных часто признают гениальными только после их смерти. Например, Джордано Бруно, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца, признали еретиком и и по приказу католической церкви сожгли на костре. А теперь мы преклоняемся перед милой его ума и говорим о нём как о борце за правду в науке.       Таких историй было много всегда, и, к сожалению, они никогда не кончатся, поскольку всегда будут существовать люди, которые не хотят, «чтобы вся рота щла не в ногу, а он один шагал в ногу». (148 слов.)       2.Немало примеров, подобных тем, что приводит в своей статье С. Львов, к сожалению, можно найти и в истории 20 века. Вот только некоторые из них.          Сергей  Павлович  Королёв,  о  значении  которого в  истории   научной  мысли  не приходится говорить, всю свою жизнь сталкивается с непониманием окружающих. Ему не верили, его травили так же, как и Гальвани, Эдисона или Дженнера.          «Не заметили» в своё время и учёного, разработавшего систему невидимости самолётов для радаров.   А   позже   американские   военные   случайно   наткнулись   на   его   книгу   и   вот   «Стелсы»   ­ гордость ВВС США.            Упорно сопротивлялось советское Министерство обороны изобретению активной танковой брони, а сколько потом жизней солдат было спасено во время чеченской войны благодаря установке этого нововведения на танке Т­72!            Этот печальный опыт учит нас внимательно относится ко всем, даже самым необычным и сумасшедшим   идеям,   чтобы   не   проглядеть   действительно   ценного,   не   пополнить   «грустную коллекцию» не признанных вовремя изобретений. (140 слов.)   Наилучших   результатов   достигают   те   ученики,   которые   при   подготовке   к   экзаменационному изложению   обучаются   пониманию   текста.   Изложение,   поставленное   на   «службу   понимания», развивает ряд важных умений: ­ понимать и запоминать текст на основе воссоздающего воображения; ­ выделять главное; ­ вести диалог с текстом; ­ составлять своё мнение о прочитанном; ­ соотносить исходный текст с имеющимися знаниями и личным опытом; ­ готовить учащихся к отработке такого приёма сжатия, как обобщение. Не   менее   важным   при   обучении   приёмам   сжатия   текста   является   этап,   на   котором   учащимся предлагаются для выполнения лингвистические задачи. Решая их, они самостоятельно приходят к выводам   о   приёмах   сжатия   текста,   а   также   выясняют,     какие   языковые   средства   можно использовать при сжатии текста.  Лингвистические задачи при отработке приёма обобщение. 1. Прочитайте   текст.   Как   можно   словосочетанием   охарактеризовать   «многоликость» Куприна? Он   был   «един   и   многолик».   «Един»   потому,   что   был   Александром   Ивановичем   Куприным   – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву.) 2. Прочитайте   текст.   Замените   слова   одной   лексической   группы   общим   понятием (словом). Не   менее   щедра   была   и   наша   чистопрудная   осень.   Бульвар   тонул   в   опавшей   листве,   жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип. (По Ю. М. Нагибину.) 3. Прочитайте текст. Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда? Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д .С. Лихачёву.) 4.   Прочитайте   текст.   Сократите   предложение,   заменив   похожие   по   смыслу   выражения   общим понятием (словосочетанием). Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами   взаимодействия   частиц   и   загадкой   библиотеки   Ивана   Грозного,  устройством     ЭВМ  и натюрмортами?.. (По И. Милославскому.) 5.Прочитайте   текст.   Переведите   частную   информацию   об   отношении   к   людям   в   общее представление об этом. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов Интернета.) 6.Прочитайте текст. Сократите его вдвое. Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были   в   курсе   последних   фильмов   и   премьер,   которых   я   ещё   не   видел,   и   книжных   новинок,   о которых я ещё понятия не имел. (По Д. Гранину.) добавить примеры по последнему абзацу.! После решения таких лингвистических задач учащиеся приходят к выводу, что обобщение – это перевод частного в общее, свёртывание исходной информации за счёт обобщения. Обобщать можно с помощью замены  ­ однородных членов предложения обобщающим понятием,  ­  предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Также обобщать можно несколько  однородных мелких  (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров,   образовывать   сложное   предложение   путём   слияния   двух   смежных   предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)

Обобщение как приём сжатия текста (русский язык, 9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2017