Обобщение опыта "Формирование единого социокультурного и воспитательного пространства округа"

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 18.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обобщение опыта по теме "Формирование единого социокультурного и воспитательно-образовательного пространства округа" представлено в форме ИПМ. Содержит теоретические и практические аспекты проблемы на примере учреждения дополнительного образования. Опыт работы может быть использован руководителями УДО, ОУ, методистами, работниками органов управления образования, педагогами дополнительного образования.
Иконка файла материала Обобщение опыта Побединская Н.В..doc
ФИО: Побединская Наталья Викторовна Должность: методист Образовательное   учреждение   (полное   название):   Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и   школьников   Кувандыкского   городского   округа     Оренбургской области» 1. Название проблемы, над которой Вы работаете не менее 3­х  лет и имеете устойчивые положительные результаты: Формирование   единого   социокультурного   и   воспитательно­ образовательного пространства округа. 2. Условия возникновения проблемы, становление опыта:  В   ситуации   Реализации   Приоритетных   направлений   развития образовательной   системы   в   Кувандыкском   городском   округе   возникла необходимость   в   оптимизации   сети   учреждений   дополнительного образования и необходимости адресной поддержки отдельных категорий обучающихся. 3. Актуальность   и   перспективность   опыта,   его   практическая значимость   для   повышения   качества   учебно­воспитательного процесса: В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а   старые   знания   быстро   устаревают,   единственным   выходом   для получения   высокой   квалификации   молодежи   и   поддержания   ее   на профессиональном   уровне   является   массовое   освоение   новых педагогических   технологий,   научно­   таких   как   проектная, исследовательская   и   опытно­экспериментальная   деятельность,   освоениеопыта   общественного   государственного   управления,   которые   позволят моделировать образовательное пространство максимально приближенное к   ожиданиям   населения   с   особым   образовательно­воспитательным эффектом и обеспечить, тем самым, высокое качество образовательных услуг,   которые   в   состоянии   предоставить   сфера   дополнительного образования. 4. Теоретическая база опыта:  В основе теоретической базы лежат:  Культурологический   подход  базируется   на   принципе культуросообразности   педагогической   деятельности,   предполагает проектирование процесса дополнительного образования в соответствии с логикой   культуры,   включающей   в   себя   элементы   проектирования, действия и рефлексии. Деятельностный  подход   определяет   Дом   школьников   как   пространство для   совместной   деятельности   детей   и   взрослых,   направленной   на удовлетворение   общих   образовательных   потребностей   в   самопознании, самоактуализации, самовыражении, самореализации и самоопределении. Системный подход предполагает понимание дополнительного образования детей как подсистемы по отношению к региональной системе образования. 5. Новизна опыта:  Создание   организационной   и   научно­методической   основы повышения качества общего образования и дополнительного образования в условиях   обеспечения   доступности   и   эффективности   предоставляемых дополнительных   образовательных   услуг   по   следующим   направлениям деятельности:   художественное,   физкультурно­спортивное,   техническое, социально­педагогическое, естественнонаучное, туристско­краеведческое. 6. Ведущая педагогическая идея опыта:Основополагающая   идея   организации   жизнедеятельности   МБУДО «ДПШ»:   учащиеся   в   Доме   школьников,   осуществляющем   личностно­   должны   не   просто   учиться   и ориентированное   образование, воспитываться, а жить полноценной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности,   подготовить   себя   к   взрослой   самостоятельной   жизни   в качестве   нравственного,   законопослушного   члена   общества,   нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе, добро и пользу всему обществу. 7. Технология опыта:  В   основе   технологии   развития   МБУДО   «ДПШ»   лежит неформальный характер образования, личностная включенность каждого учащегося   и   педагога   в   образовательный   процесс,   который   позволяет достичь   особого   качества   образовательного   эффекта,   связанного   с формированием интересов, влияния на жизненное самоопределение детей и   молодежи   посредством   формирования   различных   моделей дополнительного образования на базе как самих УДО, так и на базе школ (локальные, сетевые и ресурсные центры развития системы образовании) в условиях муниципального образования. 8. Результативность   (устойчивые   положительные   результаты деятельности): Освоение   качественно   нового   содержания   дополнительного образования   детей   в   ходе   достижения   его   целей,   решения   его   задач   и проведения актуальных проектов.  Максимальный учет интересов и желаний учащихся и их родителей в выборе содержания и технологий учебно­воспитательной работы. Расширение   возможностей   для   творческого   развития   личности ребенка, реализации его интересов.Повышение уровня защищенности детей от социальных патологий: наркомании, проституции, алкоголизма и пр., повышение уровня культуры межэтнических   отношений,   общая   гармонизация   сферы   межличностных отношений детей и взрослых. Повышение   конкурентоспособности   и   профессиональной мобильности   выпускников   на   рынке   труда,   обладающих   ключевыми компетентностями:   социальной,   общекультурной,   коммуникативной, политической, умением учиться всю жизнь. Рост   социальной   активности   детей   и   подростков   за   счет   повышения привлечения   к   социально­проектной   деятельности, результативности   работы   ученического   самоуправления, общественной организации.   детской Освоение   качественно   нового   уровня   профессиональной деятельности педагогических работников МБУДО «ДПШ». Повышение эффективности внутриведомственного взаимодействия.      межведомственного   и Общее повышение статуса и престижа Дома школьников в системе личностно­ориентированного образования детей. 9. Адресная направленность опыта:  Данный опыт работы может быть использован руководителями УДО, ОУ,   методистами,   работниками   органов   управления   образования, педагогами дополнительного образования. 10. При   каких   условиях,   используя   данный   опыт,   можно получить устойчивые положительные результаты:  Намеченные   преобразования   по   основным   направлениям деятельности должны привести к постепенному формированию единого информационного образования непрерывного пространства       подрастающего поколения, ориентированного на развитие и саморазвитиеличности учащихся. Программой   развития   МБУДО   «ДПШ»   поставлена   задача формирования   педагогического   коллектива,   способного   работать   в пространстве гуманистической образовательной идеологии.  Поэтому   необходимо   ориентироваться   на   модель   педагога дополнительного   образования   с   гуманистической   ориентацией,   который бы   обладал:   высоким   уровнем   профессиональных   и   психолого­   основами   педагогической   техники педагогических   знаний; (коммуникативными,   творческими,   прогностическими   способностями, умением управлять собственным эмоциональным состоянием, ораторским искусством,   актерским   мастерством,   педагогической   и   экологической культурой   и   т.д.);   способностью   к   высокому   уровню   эмпатии   и самоанализу. Для   создания   коллектива   единомышленников,   работающих   в учреждении инновационного типа, и полноценного кадрового обеспечения программы   деятельности,   необходимо:   проводить   с   педагогами психологические тренинги, в целях улучшения межличностных отношений в   коллективе;   обеспечить   педагогический   коллектив   специалистами­ консультантами   по   различным   аспектам   инновационной   деятельности; осуществлять   целенаправленный   подбор   новых   педагогических   кадров (содействовать   целевой   подготовке   к   педагогической   деятельности выпускников   Дома   школьников);   разработать   эффективную   систему поощрений   педагогов   дополнительного   образования   и   их   лучших учащихся. Разработка   единой   программы   межведомственного   и внутриведомственного   взаимодействия   в   сфере   образовательной   и воспитательной   деятельности   детей   и   молодежи   муниципального образования   города   и   округа   позволит:   заключить   договоры   о сотрудничестве   с   ведущими   профильными   вузами   России   и   региона   сцелью обеспечения процесса непрерывного дополнительного образования; разработать положения о сертификации дополнительных образовательных услуг   МБУДО  «ДПШ»,   значимых   для   профильных   вузов   и  реализации программ предпрофильной подготовки выпускников. В  рамках модернизации  дополнительного  образования проводится работа   по   психолого­педагогическому     обеспечению     образовательно­ воспитательного   процесса   в   МБУДО   «ДПШ»,   по   постоянному отслеживанию проблем и затруднений, с которыми сталкиваются педагоги в   процессе   реализации   инновационной   модели   дополнительного   по   организации   постоянно   действующей   системы образования, индивидуальных   консультаций   педагогов   по   вопросам   создания   и модернизации образовательных программ, использования инновационных педагогических   технологий,   форм,   методов   и   методик   обучения   и воспитания,   по   разработке   действенной   системы   обобщения   и распространения   педагогического   опыта   в   профильных   объединениях образовательных   учреждений   города   (стажерские   площадки,   научно­ методические   семинары,   творческие   гостиные,   мастер­классы,   конкурс «Педагог­внешкольник» и т.п.). Намеченная   программа   методической   деятельности   позволяет добиться   высокого   качества   учебно­воспитательного   процесса, основанного на современной педагогической парадигме и инновационных педагогических   технологиях   позволит:   организовать   на   базе   Дома школьников   программно­методической   лаборатории   по   разработке методического   аспекта   образовательной,   воспитательной   и   досуговой деятельности,   рецензированию   дополнительных   общеобразовательных программ, подготовке к участию в конкурсах педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»; систематически использовать научно обоснованных   методов   диагностики   развития   учащегося,   с   учетом   их индивидуальных   особенностей;   разработать   и   усовершенствоватьпрограммы имеющиеся   дополнительные методическими   и   дидактическими   материалами;   создать   методические   общеобразовательные объединения   педагогов   дополнительного   образования   спортивного направления, ДЮПС (Дружина юных пожарных­спасателей); разработать программы   предоставления   дополнительных   образовательных   услуг   и реабилитационной   работы   с   детьми   и   молодежью,   имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности; организовать собственную рекламную   (маркетинговую)   службу,   ориентированную   на   нужды микрорайона,   округа,   города   с   целью   расширения   социокультурных контактов   МБУДО   «ДПШ»;   пропагандировать   достижения   творческих коллективов;   организовать   на   базе   Дома   школьников   мониторинговые (социологические)   исследования   различного   уровня;   повышать   уровень ИКТ­компетентности педагогов дополнительного образования. Расширение   возрастного   диапазона   учащихся   от   дошкольного   среднего возраста   до   учащихся   учреждений   начального, профессионального   образования   позволит:   обновить   образовательный процесс   на   основе   введения   современных   педагогических   технологий   и инновационных программ дополнительного образования детей; ввести  в образовательный   процесс   новые   современные   области   знания   для учащихся (этику, эстетику, историю искусств, экологию, нанотехнологии, логистику   и   др.);   активизировать   деятельность   органов   детского   и ученического самоуправления, сотрудничество с общественными органами и   организациями   по   формированию   гражданской   позиции   молодежи; организовать   и   провести   муниципальные   научно­практические конференции для младших школьников «Открой свой мир», для учащихся   создать   региональную средних   классов     «Восхождение»; ­ экспериментальную   площадку   «Разработка   модели   организации образовательного   пространства   по   формированию   исследовательских умений   старшеклассников»;   расширить   диапазон   услуг   научно­технического, естественно­научного и культурологического направлений; повысить уровень эстетического развития учащихся на основе расширения их знаний в сфере искусства. Финансовые   ресурсы   состоят   из   бюджетных   и   внебюджетных средств. Бюджетное финансирование является целевым и предназначено в основном для оплаты труда сотрудников и коммунальных услуг. Основа инновационной   деятельности   МБУДО   «ДПШ»   –   это   внебюджетные средства   для   проведения   районных   и   участия   в   областных   массовых мероприятий   учебно­воспитательного   и   досугового   направления (фестивали, слеты, конкурсы, акции, научно­практические конференции, программы­проекты, профильные лагеря, и другие).  Финансово­экономическое   обеспечение   программы   деятельности предусматривает внесение корректив, как в процесс поступления, так и в систему использования внебюджетных средств. В этих целях необходимо разработать   механизм   совместного   учредительства   и   долевого   проектов, финансирования   учебно­воспитательных   программ, природоохранных   акций;   совершенствовать   рекламную   деятельность МБУДО «ДПШ»; увеличить поступления внебюджетных средств за счет средств   спонсоров;   обновить   материально­техническую   базу   с   учетом приоритетных   направления   в   образовательной   и   воспитательной деятельности   детей   и   молодежи   и  созданию   необходимых   условий   для развития  технического, естественнонаучного и туристско­краеведческого направлений;   оборудовать   рабочие   места   управленцев   компьютерами; привлечь   инвесторов   к   модели   многоканального   финансирования основных   и   дополнительных   программ   воспитания   и   дополнительного образования детей и молодежи.