Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
16.04.2018
Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики (обобщение опыта). Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Итогом внедренения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.
Современное образование претерпевает изменения.docx
Формирование ключевых компетенций у учащихся
через применение ИКТ на уроках математики и экономики
(обобщение опыта)
Учитель Зайцева Т.Е.
В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому,
чтобы дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели
информационными технологиями, были способны к самоопределению и
самообразованию.
Ключевые компетенции рассматриваются, как готовность учащихся
использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной
жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций
базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях.
Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и
востребованным обществом.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и
оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ
позволяет:
сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и
необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его
увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования
мультимедийных возможностей компьютеров;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить
возможности визуализации учебного материала, делая его более
понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск
необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах
данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в
дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся
потребности в поисковых действиях;
индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых
заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в
индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы
восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные
эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер
позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки),
корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки,
корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи,
в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
осуществлять
учебноисследовательскую
деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций
и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
самостоятельную
Применение ИКТ на уроках математики и экономики способствует:
Активизации познавательной деятельности учащихся.
Развитию вариативности мышления, математической логики.
Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и
исследование.
По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и
услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в
процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении
основывается на использовании возможностей компьютера для создания
условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности
учителя, управляющего этими средствами, повышении мотивации и
активности обучающихся,
вызываемой интерактивными свойствами
компьютера. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать
учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея,
меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при
объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом
для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего
инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного
диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации
(текст, звук, видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет
довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя
игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно выдержкой,
спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно:
справочники,
программыучебники,
энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
программытренажёры,
словари, Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении
в следующих вариантах:
фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
использование диагностических и контролирующих материалов;
использование презентаций на уроках;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков,
сечений многогранников.
формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения
получать информацию из различных источников.
Поскольку нагляднообразные компоненты мышления играют
исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в
обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Презентации. Применение презентаций на уроке позволяет:
более качественно реализовать принципы наглядности и доступности
при обучении,
эффективнее использовать время на уроке.
создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Тестирование. Обучающие тесты использую с целью тренировки и
отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Данные тесты
предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при
выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет
возможность их исправить с другой попыткой. Контролирующие тесты
предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование
позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без
участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию
о ходе процесса усвоения знаний по теме. Учащиеся знают шкалу оценок и
ориентируются на неё. Такая форма работы позволяет иметь оперативную
информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения
знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с
целью ликвидации пробелов знаний у учащихся. При применении ИКТ, для
отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью
данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных
методах. Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами (в
электронном виде)
формирует у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут
необходимы ребятам в будущем.
Проектная деятельность. Использование информационных технологий
при проектной деятельности учащихся, позволяет увеличить скорость
разработки проекта и качество его выполнения.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место
занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное
оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к
компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие
от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не
только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на
проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять
их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения
ярким, наглядным, динамичным.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое
использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы,
картинки, музыка, карты, тематические CDROMы, а также добавление
гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернетресурсам сэкономят
время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к
клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять
записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда
открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет
возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые
моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать
урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку,
учитель математики часто сталкивается с проблемой построения
геометрических фигур и различных функций, работой с координатной
плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с
помощью встроенных шаблонов.
Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе
учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные
занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а
увлекательным. Использование интерактивной доски позволяет на уроке
рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать
доску и чертить необходимые фигуры.
В коллекции самой доски более тысячи математических объектов:
многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными,
аккуратными. При построении сечений многогранников можно использовать
режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет
существенно экономить время на уроке.
Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти
индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа.
При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на
интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая,
зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия
путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к
лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении
существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на
доске изменяется нажатием одной кнопки.
Таким образом, очевидны преимущества использования интерактивной
доски на уроке:
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст
позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся
активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается
понимание и запоминание материала.
3.
Многократное использование. Вопервых, вся информация,
появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой
задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно
быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет
необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее
существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только
на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не
вполне хорошо освоили тему. Вовторых, наглядные материалы и обучающие
ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно
использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого
учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Школьникам просто нравится работать с интерактивной доской,
учиться становиться интересно и увлекательно.
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех
учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и
динамичным.
«За» и «против». Согласно опубликованным в литературе данным
максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном
процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и
необходимостью использования в познавательной деятельности.
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30й
минуте возникает торможение восприятия материала. Использование
компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке
стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную
разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия
напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения
мозгового кровообращения.
Применяя информационные технологии, мне удалось:
Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления
возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и
отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах, как правило,
1525 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и
умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.
Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик
решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски
или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету,
уверенность в том, что он может усвоить предмет.
Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации,
построение сечений многогранников, построение сложных графиков
т.д.)
Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных
вычислений.
Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока,
эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедренения ИКТ в образовательный процесс является
позитивная динамика изменения мотивации учащихся.
Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики
Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики
Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики
Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики
Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики
Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.