Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики
Оценка 4.6

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
16.04.2018
Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики
Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики (обобщение опыта). Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Итогом внедренения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.
Современное образование претерпевает изменения.docx
Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики (обобщение опыта) Учитель Зайцева Т.Е. В своей деятельности каждый современный учитель  стремится к тому, чтобы  дети   умели   вступать  в  диалог   и  были   понятыми,  свободно  владели информационными   технологиями,   были   способны   к   самоопределению   и самообразованию. Ключевые   компетенции   рассматриваются,   как   готовность   учащихся использовать   усвоенные   знания,   умения,   способы   деятельности   в   реальной жизни   для   решения   практических   задач.   Приобретение   этих   компетенций базируется   на   опыте   деятельности   учащихся   в   конкретных   ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.  Информационные   технологии   стали   неотъемлемой   частью   общества   и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.  Процесс   организации   обучения   школьников   с   использованием   ИТ позволяет:   сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей компьютеров;  эффективно   решать   проблему   наглядности   обучения,   расширить возможности   визуализации   учебного   материала,   делая   его   более понятным   и   доступным   для   учащихся   свободно   осуществлять   поиск необходимого   школьникам   учебного   материала   в   удаленных   базах данных   благодаря   использованию   средств   телекоммуникаций,   что   в дальнейшем   будет   способствовать   формированию   у   учащихся потребности в поисковых действиях;  индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий,   за   счет   погружения   и   усвоения   учебного   материала   в индивидуальном   темпе,   самостоятельно,   используя   удобные   способы восприятия   информации,   что   вызывает   у   учащихся   положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;  раскрепостить   учеников   при   ответе   на   вопросы,   т.к.   компьютер позволяет   фиксировать   результаты   (в   т.ч.   без   выставления   оценки), корректно реагирует на ошибки;  самостоятельно   анализировать   и   исправлять   допущенные   ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;  осуществлять учебно­исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.  самостоятельную     Применение ИКТ на уроках математики и экономики способствует:   Активизации познавательной деятельности учащихся.   Развитию вариативности мышления, математической логики.  Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование. По данным исследований, в памяти человека остается  25%   услышанного   материала,   33%   увиденного,   50%   увиденного   и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.    Технология   применения   средств   ИКТ   в   предметном   обучении основывается   на   использовании   возможностей   компьютера   для   создания условий   доступности   и   наглядности   изложения   материала;   деятельности учителя,   управляющего   этими   средствами,   повышении   мотивации   и активности   обучающихся,     вызываемой   интерактивными   свойствами компьютера.   Компьютерная   графика   позволяет   детям   незаметно   усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.     Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для   ученика   он   выполняет   различные   функции:   учителя,   рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.    Компьютер   позволяет   усилить   мотивацию   учения   путем   активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст,   звук,   видео,   цвет),   путем   ориентации   учения   на   успех   (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно ­выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.           Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно:   справочники, программы­учебники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.    программы­тренажёры,   словари, Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении в следующих вариантах:  фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;  использование диагностических и контролирующих материалов;   использование презентаций на уроках;  выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;   использование   компьютера   для   вычислений,   построения   графиков, сечений многогранников.  формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников.   Поскольку   наглядно­образные   компоненты   мышления   играют исключительно   важную   роль   в   жизни   человека,   то   использование   их   в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Презентации. Применение презентаций на уроке позволяет:  более  качественно   реализовать   принципы   наглядности   и   доступности при обучении,  эффективнее использовать время на уроке.   создавать   проблемные   ситуации   на   уроке,   что   активизирует познавательную деятельность учащихся.  Тестирование.  Обучающие   тесты   использую   с   целью   тренировки   и отработки   знаний   и   умений   учащихся   по   изучаемой   теме.   Данные   тесты предназначены   для   выработки   навыка   применения   полученных   знаний   при выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность   их   исправить   с   другой   попыткой.   Контролирующие   тесты предназначены   для   проверки   знаний   учащихся   по   теме.   Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме.    Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Такая форма работы позволяет   иметь оперативную информацию  о  контроле  знаний  учащихся, о  состоянии процесса  усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся. При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах. Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами (в электронном   виде)     формирует   у   ребят   основные   «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. Проектная деятельность. Использование информационных технологий при   проектной   деятельности   учащихся,   позволяет   увеличить   скорость разработки проекта и качество его выполнения. Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование,   представляющее   собой   сенсорный   экран,   подсоединенный   к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.   Работа   с   интерактивными   досками   предусматривает   творческое использование   материалов.   Подготовленные   тексты,   таблицы,   диаграммы, картинки,   музыка,   карты,   тематические  CD­ROMы,   а   также   добавление гиперссылок   к   мультимедийным   файлам   и   Интернет­ресурсам   сэкономят время   на   написание   текста   на   обычной   доске   или   переход   от   экрана   к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи   для   будущих   уроков.   Файлы   предыдущих   занятий   можно   всегда открыть   и   повторить   пройденный   материал.   Учитель   всегда   имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель   математики   часто   сталкивается   с   проблемой   построения геометрических   фигур   и   различных   функций,   работой   с   координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.  Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся   с   огромным   удовольствием   строят   точки,   получая   различные занимательные   картинки.   Этот   процесс   становится   не   утомительным,   а увлекательным.     Использование   интерактивной   доски   позволяет   на   уроке рационально   использовать   время,   нет   необходимости   постоянно   вытирать доску и чертить необходимые фигуры.   В   коллекции   самой   доски   более   тысячи   математических   объектов: многогранники,   тела   вращения,   координатные   прямые   и   плоскость, окружность,   треугольники   и   т.д.   Чертежи   получаются   наглядными, аккуратными. При построении сечений многогранников можно использовать режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.   Использование   интерактивной   доски   позволяет   сохранить   в   памяти индивидуальную работу  учеников для  последующей проверки  или  анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной   доске   задействуются   различные   виды   памяти   (слуховая, зрительная,   ассоциативная),   эффективно   отрабатываются   новые   понятия путем   выделения   важнейших   свойств   (за   счет   наглядности).   Это   ведет   к лучшему   пониманию   и   запоминанию   нового   материала.   При   решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки. Таким   образом,  очевидны   преимущества   использования   интерактивной доски на уроке:  1.  Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.  2.  Наглядность   и   интерактивность.  Благодаря   этому   учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.  3.  Многократное   использование.  Во­первых,   вся   информация, появляющаяся   на   доске   не   стирается,   а   сохраняется.   Для   решения   новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро   вернуться   к   ранее   решенным   задачам,   следовательно,   нет необходимости   восстанавливать   условие   или   решение.   Это   наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во­вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы   можно   хранить   в   электронном   виде   и  в  дальнейшем   многократно использовать   их.   Накапливается   электронный   банк   данных   для   каждого учителя.  4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.  5.   Школьникам   просто   нравится   работать   с   интерактивной   доской, учиться становиться интересно и увлекательно.   Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом   уроке.   Но   использование   ее   делает   урок   увлекательным   и динамичным. «За»   и   «против».  Согласно   опубликованным   в   литературе   данным максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.    При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30­й минуте   возникает   торможение   восприятия   материала.   Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь   чередовать   напряженный   умственный   труд   и   эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия напряжения   и   утомления   при   работе   с   компьютером   и   для   улучшения мозгового кровообращения. Применяя информационные технологии, мне удалось:  Индивидуализировать   учебный   процесс,   за   счет   предоставления возможности   учащимся   как   углубленно   изучать   предмет,   так   и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах, как правило, 15­25   учащихся,   обладающих   неодинаковым   развитием,   знаниями   и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.   Создать   условия   для   развития   самостоятельности   учащихся.   Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или   у   товарища),   при   этом   повышается   его   интерес   к   предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.  Повысить   качество   наглядности   в   учебном   процессе   (презентации, построение   сечений   многогранников,   построение   сложных   графиков т.д.)  Использовать   компьютер   для   освобождения   учащихся   от   рутинных вычислений.   Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.  Информационные   технологии   повышают   информативность   урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Итогом   внедренения   ИКТ   в   образовательный   процесс   является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики

Обобщение опыта. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и экономики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018