ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»
Оценка 4.8

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
26.02.2018
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа "Школа вожатского мастерства" предназначена обучающимся педагогического колледжа, которые проходят практику в школах и детских оздоровительных лагерях. Темы подобраны специально, для будущих вожатых, которые хотят работать с детьми, обретая опыт. Обучающиеся приобретают знания работы с детьми, умение работать с документами.
программа-швм.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ДОМ ТВОРЧЕСТВА  ИЛЕКСКОГО РАЙОНА  ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ» «Рассмотрено» методическим советом МБУДО «Дом творчества» Протокол №__________ от «____»_______________2017г. Утверждаю: директор МБУДО  «Дом творчества ___________ Т.И.Веркаш «____» ____________ 2017 г.   ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА» (социально­педагогическое направление) Срок реализации: 1 года Участники программы:  обучающиеся 14­25 лет ИЛЕК­ 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Страницы Пояснительная записка 1. 1.1. Направленность программы 1.2. Новизна, актуальность, педагогическая  целесообразность. 1.3. Цель и задачи программы 1.4. Отличительные особенности данной программы 1.5. Возраст детей, участвующих в реализации  образовательной программы 1.6. Срок реализации 1.7. Форма и режим занятий 1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их  результативности 1.9. Формы подведения итогов реализации образовательной программы Учебно­тематический план   Содержание программы   Методическое обеспечение Список литературы Приложения 2. 3. 4. 5. 6. 6.1. Диагностический инструментарий 6.2. Дидактическое обеспечение 6.3. Методическое обеспечение 6.4. Диагностическая карта и диаграмма Информационная карта программы Тип программы: модифицированная Образовательная область: педагогика Направление деятельности: социально­педагогическая Способ освоения содержания образования:  теоретический, практический,  репродуктивно – творческий. Уровень освоения содержания программы: общеразвивающий,  специализированный. Уровень реализации программы: средний Форма реализации программы: индивидуальная, групповая. Продолжительность реализации программы: 1 год 1. Пояснительная записка Направленность программы – социально­педагогическая. Лето – важнейший период не только для организации активного отдыха и оздоровления   детей,   но   и   для   их   творческого   развития,   реализации потенциальных   возможностей,   социально   значимой   деятельности.   Дети   с нетерпением   ждут   летних   каникул  –  важно   не   обмануть   их   надежды.  Успех работы   лагеря   с   дневным   пребыванием   детей   во   многом   зависит   от   уровня подготовки вожатых из числа старшеклассников и студентов. Приоритетными направлениями для таких лагерей должны стать: Оздоровление   с   использованием   воспитательного,   развивающего, здоровьенесущего потенциала лета и окружающей природы;  Воспитание духовно­нравственной  и творческой личности;    Формирование  у  участников   смены   навыков    самоорганизации  и миротворящих бесконфликтных отношений. Ведущая идея создания школы вожатского мастерства – комплексная  целевая психолого­педагогическая  подготовка вожатых для работы в лагерях с  дневным пребыванием детей  Илекского района, обеспечивающая методически и технически    грамотный  подход  к  реализации  программ  летнего  отдыха  школьников. Звание   вожатого   предполагает   в   молодом   человеке   наличие   особенных качеств: обладание даром убеждения, способностью отстоять свою позицию и обеспечить ее жизненность так, чтобы она приносила пользу самому вожатому и воспитанникам. Кроме того,  управление детским  коллективом – это искусство влиять на  детей,  корректировать  их  оценки,  учитывать  их  потребности, стремления и   отношение к   событиям.   Летняя       практика   в   лагерях   дает возможность  учащимся   реализовать     личный   потенциал,   развить   и   закрепить умения   и   навыки,  работы   с   детьми   разного   возраста   в   условиях   временного детского коллектива, получить ориентацию в педагогической профессии. Растущие потребности детей,  развитие их  интересов,  широты кругозора, обилие   информации     требуют     новых   методов     обучения   вожатых   для работы     в   лагерях   с   дневным   пребыванием.   Необходимо   научить   будущего вожатого умело ориентироваться в непростых ситуациях, использовать в работе свои творческие возможности, находить контакт с детьми различного возраста, координировать разные интересы.  Надо   дать   возможность   вожатому   осознать   ответственность,   помочь почувствовать свою значимость в организации летнего отдыха детей.  Школа вожатского мастерства ­ это своеобразная школа ориентации подростков на профессии: педагога, воспитателя, специалиста учреждения  дополнительного образования, работника сферы культуры (режиссёр, методист,  руководитель художественного коллектива). Обучение предполагает   знакомство   с   педагогикой,   психологией,   с профессией педагога, а так же формирует навыки самостоятельной работы с детьми, выявляет мотивы выбора педагогической профессии, даёт возможность получить начальные профессиональные (педагогические) знания. Часть детей целенаправленно обучаются в данном объединении, активно участвуют в общественной работе, в детском и молодёжном самоуправлении, лидерском   движении.   В   период   обучения   и   прохождения   практики   в   ДОЛ учащиеся   собирают   портфолио   достижений   –   газетные   публикации, фотовидеоматериал   об   их   деятельности,   дипломы   конкурсов   вожатского мастерства,   отзывы   детей,   педагогов,   родителей.   Всё   это   способствует профессиональной   ориентации:   поступлению   в   педагогический   университет, педагогический колледж, институт искусств и культуры, о чём свидетельствует эффективность и результативность общеразвивающей программы. Новизна и особенность данной программы состоит в  обобщении и  структурировании материала, который направлен на развитие у подростков  умений и навыков вожатской работы; подобраны разнообразные методы и  приемы, способствующие развитию у подростков организаторских,  коммуникативных и креативных способностей через включение в активную  социально – досуговую деятельность. Педагогическая целесообразность  программы состоит в том, что она   органически сочетает в себе лекции, практические занятия, социально­ психологические тренинги, различные методики организации досуга детей,  занятия по программе пробуждают воображение и творческие силы. Основа  практикумов ­ личный опыт, интересы, увлечения участников. Цель программы «Школа вожатского мастерства»: создание условий  для реализации стремления обучающихся к самопознанию и самоутверждению, путем получения практических и методических основ организации работы по  воспитанию и оздоровлению детей в лагере с дневным пребыванием. Задачи программы:  заложить   основы   профессионально­педагогических,   психологических знаний и методики воспитательной работы с детьми, с учетом специфики лагеря с дневным пребыванием; содействовать   формированию   и   развитию   навыков   организации различных видов деятельности в условиях лагеря с дневным пребыванием;   способствовать   развитию   организаторских,   творческих   способностей старшеклассников для успешной самореализации и работы с детьми в лагере. Решению этих задач подчинена программа подготовки вожатых к летней практике в лагерях  с дневным пребыванием, которая включает в себя  следующие основные разделы: 1. Содержание и методика воспитательной и оздоровительной работы с детьми в условиях лагеря с дневным пребыванием.  2. Организация временного детского коллектива. Роль и место вожатого в детском коллективе.  3. Практикумы   (психологический,   оформительский,   психологический, игровой, медицинский).  4. Проектная деятельность в ДОЛ.  5. Формы,   методы,   средства   культурно   ­   досуговой   деятельности. Методика разработки сценария.  6. Соуправление, самоуправление в ДОЛ.  Предлагаемая   подготовка   позволит   учащимся   получить   необходимый минимум знаний по особенностям воспитательной и оздоровительной работы в лагере с дневным пребыванием, психологическим и возрастным особенностям детей, развить навыки игровой, затейной, спортивно­массовой и физкультурно­ оздоровительной   работе, медицинской и санитарной работе.   оформительскому   делу,   природоохранной, Теоретическим основанием программы «Школы вожатского мастерства» является учет общих закономерностей воспитательной деятельности работников лагерей с дневным пребыванием:  направленность на воспитание и развитие личности;   обеспечивание   многосторонности   практической   деятельности; разнообразие   приемов   и   способов   коллективного   и   индивидуального воздействия   на   личность,   превращение   учащегося   из   объекта   воспитания   в субъект саморазвития и самореализации;  определение и обоснование ведущих задач, отбор и корректировка форм и методов работы с детским временным коллективом по мере его становления  и развития. Наряду с общими, программа предусматривает учет специфических  характеристик деятельности: прежде всего – это индивидуальные возможности и способности вожатого к совмещению различных функций, делового и неформального общения, творческого сотрудничества и саморазвития. Программа «Школа вожатского мастерства» предполагает обучение  учащихся 14­25  лет. Продолжительность  обучения  –  1  год.  Общий  объем   курса составляет  72  часов. Логика занятий выстраивается педагогом по своему усмотрению. Занятия  проводятся 5 раз в неделю по 3 часа. Отличительные особенности программы: Дополнительная   общеразвивающая   программа   «Школа   вожатского мастерства» разработана на основе: методического пособия к программе «Преображение  –  2»  (под  ред.  Шахова  О.  В.,  Ягодина  Т.  Н.,  2013г.), методического сборника «Что делать с детьми в загородном лагере» (под ред. Афанасьев С. П., Коморин С. В., 2000г.), учебного пособия «Педагогика  временного детского коллектива» (авторский коллектив, 2012г.). 1. Межпредметная   интеграция   (для   проведения   тематических   занятий привлекаются   педагоги   по   хореографии,   вокалу,   ДПИ,   театру,   психолог, медицинский работник образовательного учреждения);    2. Использование инициатива, самостоятельность) в содержании деятельности; готовность применять ЗУНы в жизненной   ситуации,   решение   практических   задач,   опора   на   практикумы (деловые игры);  ТИС­подхода   (творчество,   3. Взаимодействие     воспитательных   систем образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования): в своей   школе   вожатые   становятся   ведущими   мероприятий,  руководителями   и членами лидерских объединений школы и района, председателями советов (взаимопроникновение) школьного самоуправления. В основу реализации программы заложены следующие принципы: Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных  ценностей в организации жизнедеятельности детей. Принцип самореализации. Принцип включенности детей и взрослых в реальные социально­значимые  отношения. Принцип равных возможностей. Принцип доверия и открытости. Принцип создания «ситуации успеха». Принцип личностно­ориентированного подхода. Формы и методы обучения  методические   занятия   (закрепляют   полученные   знания,   помогают вожатым в освоении и анализе их собственного опыта);   лекции;   беседы;   тренинг;   дискуссии;   творческие лаборатории;   показ презентаций;   деловые, сюжетно­ролевые  игры;   практические   занятия   (включают   знакомство   с   организацией воспитательной   работы   в   лагерях   с   дневным   пребыванием   района,   освоение технологий оздоровления);   проектная деятельность.  В процессе подготовки внимание учащихся должно акцентироваться на неразрывной   связи   теоретических   положений   современной   гуманистической педагогики   с   методикой   и   практикой   воспитательной   работы   в   летних объединениях. Дифференцированный и индивидуальный подход к организации подготовки,   позволит   осмыслить   и   скорректировать   собственный   опыт.   При конкретизации   содержания   подготовки   должны   учитываться   тенденции   к постепенному усложнению и углублению материала, активизация творческого потенциала каждого участника. Основное внимание при этом будет уделяться овладению   методическими   приемами   и   средствами   решения   воспитательных задач и ситуаций, педагогическими технологиями по развитию нравственного, психического, социального и физического здоровья личности. Изучение каждой темы будет осуществляться  в четыре этапа: o методическая   и   эмоциональная   разминка   «Ярмарка   идей»   или педагогический аукцион по формам работы с детьми, тесты по  изучению   личности   ребенка   и   самого   вожатого,   оздоровительная технология, валеологическая разминка, психологический тренинг;  теоретическое занятие­беседа по определенной теме;  практическое   занятие   по   созданию   ситуации   для   решения   различных воспитательных задач, в соответствии с изучаемой темой. Формы этих  o o o o o o занятий: деловые обучающие игры, педагогическая мастерская, семинар по освоению фрагментов воспитательной работы, проектирование;  диалог­анализ успехов каждого, «сюрприз по секрету» (игровые формы завершения занятий с представлением участниками своих проектов,  творческих   работ,   созданных   в   процессе   занятий   или   домашней подготовки к ним).  Использование   активных   методов   подготовки  в  процессе   коллективных творческих   дел   имеет   своей   целью   побуждение   вожатых   к   активности   в деятельности и предполагает воспроизведение различных видов деятельности в сочетании   с   поиском   творческих   путей   решения   воспитательных   задач   на различных уровнях организации жизни детей в лагере.             Механизм реализации программы  I этап ­ Подготовительный  апрель Общий сбор подростков для привлечения в объединение. Диагностика (тесты, анкеты). Выявление интересов, способностей,  потребностей. Тренинг с психологом Результат:   Создание объединения подростков.  Выявление интересов, способностей, потребностей. Систематизация деятельности объединения II этап ­ Основной –с  начала мая по начала июня Выборы координационного совета. Проведение КТД. Диагностика  Работа над сплочением коллектива (тренинги, сборы) Результат: Создана стабильная группа объединения  «Школа вожатых» Освоили все основные положения образовательной программы. III этап –– заключительный­ конец мая Итоговая диагностика (Карта личностного роста воспитанника). Выявление  интересов, способностей, потребностей. Проведение КТД Итоговое занятие объединения  Результат: Профориентация . Прогнозируемый результат По окончании курса обучения вожатые должны знать и уметь  применять на практике следующие знания: • Основы   методики   организации   культурно­развивающего   досуга, социально­психологических знаний для работы с детьми разного возраста;  • Закономерности   психического   развития   детей   различных   возрастных периодов;  • Основы социального благополучия и комфорта в детском коллективе;  • Условия создания  воспитывающей среды в лагере;  • Основы психологии детского творчества;  • Методы и методики организации оздоровительной  работы с детьми;  • Возрастные физиологические особенности детей;  • Формы и методы организации досуга детей;  • Методики и технологии творческого воспитания  и развития детей;  • Основы оформительской деятельности.  Умения: • проективные   (планирование   коллективной   и   индивидуальной   работы   с детьми   в   отряде,   определение   конкретных   целей   и   задач,   планирование собственной деятельности);  • конструкторские (разработка творческих воспитательных дел, игр);  • организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности);  • коммуникативные   (сотрудничество   с   детьми,   подбор   индивидуального подхода к ребенку);  • аналитико­рефлексивные   (анализ   педагогических   ситуаций,   собственной деятельности);  • прикладные   (оформление   отрядного   уголка,   изготовление   призов, изготовление костюмов и декораций для сценического действия);  • художественно   ­   эстетические   (постановка   сценок,   танца,   организация массового пения, подбор детского репертуара).  Система отслеживания эффективности программы  (мониторинговый инструментарий) • По каждому разделу проводится промежуточный контроль в виде тестов, выполнения творческих заданий, собеседований;  • По   итогам   обучения   проводится   зачет   в   форме   защиты   проекта, презентации творческих работ;  • Отслеживание   выпускников   школы   вожатых:   выдача   удостоверений (количественный и качественный учет), посещение мероприятий вожатых в ГОЛ в летний период, беседы с начальниками лагерей, наблюдение;  • Ведение тетради отзывов;  • Фотоальбом;  • Проведение конкурсов вожатского мастерства в летний период;  • Информация о школе вожатых в газете «Школьный курьер»;  • Анкетирование;  • Обсуждение, совместный анализ;  • Цветоопись;  • Открытые мероприятия, практикумы;  • Оценка детьми лагеря, педагогами, родителями. Учебно­тематический план 1 год обучения Наименование разделов № п/п 1. 2. Содержание воспитательной и оздоровительной работы с детьми в лагере с дневным пребыванием. Философия и педагогика каникул. Организация временного детского коллектива. Его значение в жизни ребенка. Роль и место вожатого в детском коллективе. 3. Методика проведения общелагерных праздников  и отрядных мероприятий. 4. Методика коллективных творческих дел. Учебные часы теория практика 2 2 6 6 2 2 6 6 всего часов 4 4 12 12 5. 6. 7. 8. 9. Игры как развивающий фактор, виды игр. Основы медицины. Техника безопасности Оформительский практикум. Приемы оформления отрядных уголков. Психология взаимодействия. Коммуникативный  тренинг. Презентация творческих проектов, работ, программ.  Зачетное занятие. 12 4 8 8 8 6 2 4 4 4 6 2 4 4 4 ИТОГО: 72 36 36 Содержание программы 1.  Введение. Знакомство. Творческие игровые  задания  на  сплочение  коллектива.  «Есть  такая профессия – педагог». 2.  Содержание воспитательной  и оздоровительной работы с  детьми в летнем объединении. Философия и педагогика каникул. Лагерь с дневным пребыванием  как воспитательное, культурно­ досуговое и  оздоровительное    учреждение.    Принципы  работы.   Приоритетные направления    работы. Организация    оздоровительных     мероприятий. Методика организации смены в лагере. Периодизация лагерной смены. Особенности каждого  периода.  Организация  и  содержание работы  творческих объединений, клубов, секций, профильных смен в лагере. 3.  Организация временного   детского коллектива. Роль   и место  вожатого в детском коллективе. Основные особенности временного детского коллектива, его   организация, разновидности. Взаимодействие взрослых и детей в лагере,  создание нравственно­эмоциональной атмосферы сотрудничества и общения. Методические подходы   к   работе   с   детьми      разного    возраста. Педагогическая  этика.  Педагогический  стиль   вожатого.  Культура   речи. Культура   поведения.   Отношение   вожатого   к   своим   обязанностям. Модели организации жизнедеятельности детей в отряде. 4. Методика   проведения   общелагерных   праздников   и отрядных мероприятий. Разновидности праздников.  Методика  написания  сценария.   Проведение праздника. Необходимость проведения тематических дней в  лагере. 5.  Методика коллективных творческих дел. Виды  коллективных творческих дел: • трудовые;  • познавательные;  • интеллектуальные;  • спортивные;  • развлекательные.  Моделирование КТД и методика их проведения. 6.  Игры как развивающий фактор, виды игр. Классификация   игр.   Требования   к   их   проведению.   Разновидности развивающих игр. Правила, логика, последовательность действий в игре. Выбор сюжета игры. Распределение  ролей. Инструктаж участников  игры. Разучивание   ролей.   Проигрывание   ситуаций.   Анализ   игры. Эффективность   игры.   Игры   на   знакомство,   на   взаимодействие.   Игры   на развитие лидерских качеств. Подвижные игры. 7.  Основы медицины. Действия   вожатого   в   экстремальных   ситуациях.   Способы искусственного   дыхания.   Оказание   первой   медицинской   помощи:   при кровотечении (носовом  кровотечении),  солнечном  ударе,  укусе  насекомыми   (осами,пчелами и т.д.), при ушибе, отравлении, при попадании инородного  тела в дыхательные пути, при переломе конечностей, обмороке, поражении  электрическим током, при болях в области живота и т.д. Соблюдение  техники безопасности при проведении различных общелагерных и отрядных  мероприятий. Техника безопасности при организации игр, походов, экскурсий, кружковой работы. Правила дорожного движения. 8. Оформительский   практикум.   Приемы   оформления отрядных уголков.  Основные   виды   декоративно­оформительских   работ.   Элементарные шрифты. Фон. Способы наложения фона. Детская стенная газета. Отрядный уголок. Праздничное оформление. Развитие творческой личности с помощью организации выставок художественно­прикладного характера. Визитка. Объявление. Изготовление призов. Бумажная  пластика. 9.  Психология взаимодействия. Коммуникативный тренинг.  Работа с социальными категориями детей. Психолого­педагогические особенности воспитания в оздоровительном лагере. Проблемы поведения детей и подростков в условиях лагерной смены. Психологический климат и благополучия во временном детском коллективе. Формы и виды ведущей деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Влияние темперамента и характера детей на   проявление   их   активности   в   жизни   временного   детского   коллектива. Мотивация включения детей в личностно значимые виды деятельности. Виды  общения  как  часть  коммуникативной  деятельности  вожатого. Методы  разрешения  конфликтов. Правила   поведения  в конфликтных ситуациях. 9. Презентация  творческих  проектов,  работ,  программ.  Зачетное занятие. Вожатые    представляют свои    творческие    проекты, сценарии, оформительские работы, картотеки. Критерии оценки знаний и умений 1 год обучения Виды работы Низкий уровень (1 балл) Не знает методики КТД Средний уровень (2 балла) Методику знает, но путается в направлениях Высокий уровень (3 балла) Разрабатывает методику подготовки и проведения КТД. Контрольный срез на знания коллективных творческих дел Игровой практикум Зачётное занятие КТД Плохо знает виды игр, имеет замечания при проведении игры Недостаточные знания, неуверенность в ответах. Правильно объясняет правила игры, умеет комментировать. Имеет твёрдые знания. Высокий уровень культорганизатора, активен в игровой среде. Умеет планировать  и организовывать работу. № Срок проведения Этапы педагогического контроля Какие знания, умения, навыки контролируются Форма подведения итогов 1. май Итоговая аттестация Выявление ЗУНов по итогам  обучения Презентация творческих работ, итоговое занятие                  Результативность обучения по программе Создание портфолио Проектная деятельност ь Май  Май  Индивидуальная работа Коллективная работа Портфолио Проект «Играй везде! Играй всегда!» (сборник игр, конкурсов, затей, сценариев мероприятий для детей 1­11 кл.) Воспитательная работа С  целью  формирования  и  сплочения  детского  коллектива,  гражданско­ патриотического воспитания, привития навыков ЗОЖ, развития общекультурных,  ценностно­ориентационных, коммуникативных компетенций, а так же в целях   социализации, профориентации проводятся мероприятия в кружке и участие в   творческих делах: Май Участие в акции «Ветеран живёт рядом»;  встреча  «За  чашкой  чая»; заключительный праздник   «Как   здорово,   что   все   мы   здесь   сегодня собрались!» Работа с родителями Май Родительское собрание­презентация «Результативность деятельности  объединения» Расписание занятий Дата Время Тема 15.00­15.45 16.00­16.45 17.00­17.45 15.00­15.45 16.00­16.45 17.00­17.45 15.00­15.45 16.00­16.45 17.00­17.45 Содержание воспитательной и оздоровительной работы с детьми  в лагере с дневным пребыванием. Философия и педагогика каникул. Организация временного детского коллектива. Его значение в жизни ребенка. Роль и место вожатого в детском коллективе. Методика проведения  общелагерных праздников  и отрядных  мероприятий. Место занятий МБУДОД Т МБУДОД Т МБУДОД Т 02.05.201 7 03.05.201 7 04.05.201 7 05.05.201 7 08.05.201 7 10.05.201 7 11.05.201 7 12.05.201 7 15.05.201 7 16.05.201 7 17.05.201 7 18.05.201 7 19.05.201 7 22.05.201 7 23.05.201 7 24.05.201 7 25.05.201 7 15.00­15.45 16.00­16.45 17.00­17.45 Методика коллективных  творческих дел. МБУДОД Т 15.00­15.45 16.00­16.45 17.00­17.45 Игры как развивающий фактор,  виды игр. МБУДОД Т 15.00­15.45 16.00­16.45 17.00­17.45 Основы медицины. Техника безопасности МБУДОД Т 15.00­15.45 16.00­16.45 17.00­17.45 Оформительский практикум.  Приемы оформления отрядных уголков. МБУДОД Т 26.05.201 7 15.00­15.45 16.00­16.45 Психология взаимодействия. Коммуникативный  тренинг. МБУДОД Т Презентация творческих проектов,  работ, программ.  Зачетное занятие. МБУДОД Т 29.05.201 7 30.05.201 7 31.05.201 7 17.00­17.45 15.00­15.45 16.00­16.45 17.00­17.45 Расписание звонков 15.00 – 15.45 16.00 – 16.45 17.00 – 17.45 Список преподавателей,  консультантов  и обучающихся   образовательной программы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. ФИО Иващенко Елена Владимировна Веркаш Татьяна Ивановна Кухлевская Татьяна Владимировна Бронская Наталья Михайловна Студенты  Учащиеся старших классов Место работы, учебы должность Главный специалист отдела  образования Директор МБУДОДТ Заместитель директора по  ОМР Педагог – организатор Пед.колледж ОУ Илекского района Методическое обеспечение программы Для  успешного освоения программы  нужны:  кабинет;   аудио и видеоаппаратура;   компьютер;   мультимедийная установка;   интерактивная доска;   бумага;   фломастеры,  цветные карандаши;   образцы наградной продукции;   образцы оформления;   дидактические игры по ТБ, по формам досуга;   копилка интересных дел;   игровой, спортивный реквизит. ЛИТЕРАТУРА 1. Галанов   А.С.   Считалки.  Игры   –  задания   для   занятий   с  детьми. –  М.: Школьная пресса, 2004 ­ 47с.  2. Гришина   Г.Н.,   Петров   В.М.   Сезонные   праздники,   игры   и   забавы   для детей. – М.: Творческий мир, 2001. ­ 128с.  3. Дерзай, вожатый!/авт.­сост. О.И.Дегтярева. – Хабаровск, Краевой Дом  молодежи, 2000. ­ 82с. 4.  Золотарева  А.В.  Дополнительное  образование  детей.  –   Ярославль: Академия развития, 2004  ­ 304 с. 5. Портфель   вожатого:   сценарии   мероприятий;   программы   организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства/ авт.­сост. А.А.Маслов. – Волгоград: Учитель,  2007. ­ 237 с.  6. Работа с начинающими  вожатыми. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. ­  56с.  7. Сысоева М.Б. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря. – М.: Творческий мир, 2001. ­ 143 с.  8. Школа   вожатого   и   воспитателя:   материалы   для   занятий   с   отрядными педагогами/   авт.­сост.   О.В.Моейко,   О.А.Юрова,   И.В.Иванченко.   – Волгоград: Учитель, 2007. ­ 142 с.  9. Школа интересных каникул/ авт.­сост. С.Г.Огнева и др.  – Волгоград:  Учитель, 2007. – 206 с.  10. Щуркова Н.Б. Игровые методики. – М.: Школьная пресса, 2002. http://letoby.narod2.ru/metod.html http://summercamp.ru/ http://ped­kopilka.ru/ http://organizatoram­letnej­ozdorovitelnoj­kampani/ ПРИЛОЖЕНИЕ Диагностический материал на выявление особенностей организации досуга подростка Анкета 1. Фамилия, имя, возраст  _____________________________________  2. Что чаще всего ты делаешь в свободное время? _______________  3. Какие виды спортивных занятий тебе нравятся? ________________  4. Какие виды  спортивных занятий тебе нравятся? _______________  5. С друзьями чаще всего ты проводишь свободное время (отметь вариант ответа):  а) в кружках, секциях, детских организациях; б) за чтением книг, журналов; в) просматривая телевизор; г) работая на компьютере; д) на дискотеке; е) занимаясь спортом; ж) ничего не делая; з) организацией разных дел, вечеринок; и) _______________________________________________________ 6.  По­твоему,  досуг – это: а) возможность узнать новое, чему­нибудь научиться; б) интересно организованное свободное время; в) жизнь «вне школы»; г) _______________________________________________________ 7.  Свой досуг ты больше всего времени проводишь: а) в семье; б) в клубе, в детской организации; в) в школе; г) на спортплощадке; д) на улице; е) ______________________________________________________ 8. Кто в твоей семье занимается организацией семейного досуга? Какова твоя роль? _________________________________________  9. Какую роль в предлагаемой деятельности  ты чаще всего предпочитаешь:  а) активного участника; б) участника; в) организатора; г) наблюдателя. 10. Когда тебе предлагают  стать организатором какого­либо дела, ты чаще всего: а) с удовольствием соглашаешься; б) соглашаешься, если предлагают, значит, знают, что справишься; в) долго думаешь, так как боишься, что не справишься; г) отказываешься, это не для тебя. Результаты анкетирования позволяют судить об уровне активности  подростков. Анкета на выявление начального уровня знаний и умений детей Дорогой друг! «Школа вожатского мастерства» предлагает тебе научиться  интересно и с пользой организовывать досуг ребят в пришкольном лагере. Но  для начала нам хочется узнать, что ты уже знаешь и умеешь? 1. Фамилия, имя,  класс, школа. ____________________________________________  2. Был ли у тебя опыт организации какого­либо дела, игры? Если «да» ­ то что это было за дело? _________________________________________________________  3. Как ты думаешь, что надо учесть организаторам, чтобы дело (мероприятие, игра,  праздник) было интересным для всех?    __________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 4. Согласись, что с любым делом всегда легче справиться, если рядом есть  помощники! Продолжи предложение: «Чтобы стать командой и успешно  действовать, надо ____________________________________________________  ____________________________________________________________________»  5. Выполняя общее задание совместно с другими ребятами, ты чаще всего (отметь верный вариант ответа):  а) действуешь так, как считаешь нужным; б)  прислушиваешься к мнению других и делаешь как все;  в) стремишься  к поиску обще го решения, но всегда высказываешь свое мнение;  г) свой вариант _______________________________________________________  6. Какими знаниями и умениями ты готов поделиться  с ребятами?  _____________________________________________________________________ Анкета по итогам обучения в «Школе вожатского мастерства» Дорогой друг! Завершено обучение в «Школе вожатского мастерства». Нам хочется  узнать – насколько время, проведенное в Школе, стало для тебя полезным и  интересным. 1. Фамилия, имя, класс, школа. ______________________________________ 2. Выбери верное утверждение и отметь его:  а) я посетил (а) все занятия; б) не ходила  (а) на занятия вообще;  в) пропускал (а) по уважительной  причине (болезнь и т.д.)  3. Я могу сказать, что (отметь верные варианты ответов): а) занятия были интересными; б) узнал (а) много  нового и полезного для себя; в) было скучно и  неинтересно; г) зря потерял (а) время;  д) благодаря «Школе вожатского мастерства» удалось найти друзей;  е) полученные знания использовал (а) при подготовке и проведении  отрядных, общелагерных дел; ж) могу научить других тому, чему  научился сам.  4. Какова   была   твоя   роль   при   подготовке   и   проведении   практических занятий:  а) подавал (а) идеи; б) вдохновлял (а)  других своим настроем;  в) выполнял поручения (оформлял, готовил место проведения и т.д.); г) был ведущим; д) был основным организатором;  е) был наблюдателем; ж) не  принимал никакого участия;  з) свой вариант ________________________________________________  5. Что ты хотел (а) бы посоветовать педагогам, чтобы обучение в «Школе подготовки вожатых» стало еще более интересным? Вопросы к зачету «Школы вожатского мастерства» 1. Специфика деятельности вожатого в лагере.  2. Организация временного детского коллектива.  3. Сущность планирования  организационного периода.  4. Специфика основного периода.  5. Организация заключительного периода смены.  6. Роль и виды коллективных творческих дел.  7. Методика моделирования  КТД.  8. Методика организации и проведения КТД.  9. Требования к проведению игр.  10.Виды игр. Краткая характеристика.  11.Параметры имиджа вожатого.  12.Игры как развивающий  фактор в воспитательном  процессе.  13.Основные виды художественно­оформительских работ.  14.Требования к оформлению отрядного уголка и стенгазеты.  15.Особенности спортивно­оздоровительной  работы.  16.Оказание первой медицинской помощи при  травмах.  17.Техника безопасности на мероприятиях  18.Мотивация включения детей в различные виды деятельности.  19.Методические подходы при работе с детьми разного возраста.  20.Разработка мини­проектов в ДОЛ.  21.Требования к ведущему мероприятий.  22.Формы мероприятий.  23.Формы наградной продукции.  24.Композиционное построение сценария.  25.Речёвки, кричалки, девизы.  26.Массовые песни и танцы в лагере.  27.Самоуправление в лагере.  Профессиограмма  начинающего вожатого Чаще всего в «Школе вожатского мастерства» ребята приходят после того, как   увидели   работу   своих   сверстников   непосредственно   в   лагере.   На   первых занятиях   новичкам   предлагается   написать   по   алфавиту   те   черты   характера, которые,   по   их   мнению,   должны   быть   присущи   вожатому.   Коллегиально принимается   решение   принять   эти   качества   за   идеал,   к   которому   нужно стремиться. А Б В Г Е Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Активный,    аккуратный,    альтруист,    азартный,    артистичный, авторитарный, актер Быстрый, бодрый, бдительный, бесстрашный, бескорыстный Веселый, воспитанный, внимательный, вежливый Гениальный, громкий, гостеприимный, грамотный, галантный Единственный Добрый, деловой Жизнерадостный Замечательный, здоровый, заводной, загадочный,  забавный, затейник Интересный, интеллектуал, искренний, исполнительный Культурный, классный (клевый), красивый Лидер, любящий детей, любопытный, ласковый, любознательный Модный, милый, мужественный Надежный, настойчивый, наблюдательный, находчивый Организованный, отзывчивый, общительный, ответственный, опрятный Помощник  воспитателя,  преданный  делу,  понимающий,  практик, правдивый, полезный Работящий, реалист, рисковый Смешной,   самый­самый,   скромный,   самостоятельный,   серьезный, справедливый, стильный, симпатичный, счастливый Талантливый, терпеливый, творческая личность, трудолюбивый Умный Фантазер, феноменальный Хороший Целеустремленный Честный, человечный Шустрый, шутник, шалун Щедрый Эрудированный, энергичный, элегантный, экономный Юморист Яркий Алгоритм формирования коллектива Для  того  чтобы  сформировать  хороший  коллектив  в  отряде,  отрядному вожатому необходимо: 1. понравиться ребятам;  2. понять их, а для этого нужно изучить их особенности;  3. определить  ведущий  вид  деятельности, который  будет  способствовать объединению отряда;  4. увлечь ребят этой деятельностью;  5. объединить   вокруг   этой   деятельности   ядро  –  ближайших   помощников (актив отряда);  6. поставить   перед   ребятами   яркую   далекую   и  не   менее   яркую   близкую цель;  7. утвердить   определенный   стиль   общения,   стиль   отношений   между ребятами;  8. частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления;  9. предложить   ребятам   создать   свои   отрядные   знаки   отличия,   элементы формы, ритуалы;  10.найти и оборудовать место встречи отряда;  11.заложить определенные традиции;  12.не допускать замыкания детей на себя, сделать отряд открытым;  13.найти  друзей для каждого из ребят  ­ интересный коллектив. А.Н.Лутошкин выделяет такие стили руководства: 1. Разящие   стрелы.  Призывающий,  настаивающий,  жестко   требующий. Эффективен в только еще складывающихся коллективах.  2. Возвращающийся   бумеранг.  Советующий,  консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.  3. Снующий   челнок.  Уговаривающий,  просящий,  компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.  4. Плывущий   плот.  Соглашающийся,  уступчивый,  не   вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.  Наиболее часто встречающиеся трудности и проблемы лагеря с дневным пребыванием Специфика организации на базе школ лагеря с дневным пребыванием требует от   вожатого,   прежде   всего,   навыков   психолого­педагогической   поддержки   и сопровождения воспитанников. Ведь проблем с первых же минут смены возникает много: одни плохо адаптируются к новым условиям, у других – «психологическая   несовместимость»,   которая   тут   же   выражается   в   тумаках   и других формах враждебности, у третьих … лагерь с дневным пребыванием создает прекрасные возможности для преодоления подобных проблем, для осуществления поддержки воспитанников. Прогнозируемые ситуации Возрастные особенности Варианты решения Младший школьный возраст (6­8 лет) Слезы Раздражительность,  тоска по дому Болезненно переживают разлуку с семьей Чувство страха перед неизвестностью: боязнь новой обстановки (новые люди в окружении) Множество вопросов Любознательность Отвлечь интересными делами, переключить внимание Дать какое­либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным  в новом коллективе Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ Быстрая утомляемость Высокая активность Трудно засыпают в сончас, не умеют застелить  постель, разбрасывают и теряют вещи Неуверенность в себе Отсутствуют навыки самообслуживания, четкого режима дня Есть робкие и физически слабые Привычка есть медленно, всухомятку Малыши во власти домашних привычек Готовы пробовать все на вкус Опасность травматизма Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному Мальчики демонстрируют  свою  смелость Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание Желание играть со сверстниками Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых Утомляются от однообразия, не  умеют сосредоточиться на  одном объекте, легко отвлекаются на любой внешний  раздражитель Чувство взрослости по отношению к младшим Слепое подражание взрослым столько раз, сколько необходимо для понимания Быстрее «бежать» к финишу, к результатам – в игре, т руде… Терпеливо приучать к порядку. Проявить  особое внимание. Давать нагрузку с учетом физического здоровья,  без акцентирования на этом внимания Следить за тем, чтобы дети  съедали первое Рассказать детям о ядовитых  ягодах, растениях… Избегают чрезмерных ограничений  в  деятельности  детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени Поддержка, поощрение и направление действий детей  по опеке малышей Стремиться не подавать дурного примера ни чем Постоянные опоздания Впечатлительность Отсутствие чувства времени Эмоциональная неуравновешенность Не давать  поручений, связанных с учетом времени Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом» Средний школьный возраст (9­11 лет) Обидчивость, повышенная чувствительность к  несправедливости Курение,  игра в карты, употребление «взрослого лексикона», использование  косметики, украшений. Замкнутость,  одиночество Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры Появление тайн (укромные  уголки). Озорство, шалости Половое созревание Внешнее проявление взрослости Обостренное  переживание своих недостатков Стремление к самостоятельности Неуемная фантазия Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения Проводить разъяснительные беседы. Приучать к выполнению разумного режима дня. Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики Старший и подростковый возраст (12­16 лет) Конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в Самоутверждение Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничества с ними Развитие интереса к противоположному полу, Тактично, целомудренно раскрыть подросткам появление новых  ощущений чувств  переживаний красоту настоящей любви «себя» Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли Стремление к независимости, агрессивность,  вызывающее поведение Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе Специфические Особенности внешнего  вида (прыщи, полнота, жирные волосы и т.д.) Проявление чрезмерной самостоятельности Стремление освободиться от родительской опеки Несбывающиеся мечты подростков Мечтательность Пытаться понять подростков, осознать причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло В индивидуальной беседе разъяснить подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе – находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности Поразмышлять вместе с подростками о будущем Календарь лета Международный «День защиты детей» Всемирный экологический день «Пушкинский День России» Международный «День друзей» «День России» Всемирный «Олимпийский день» Всемирный «День архитектуры» «День Ивана Купалы» Всероссийский «День Семьи, Любви и Верности» Всемирный «День шоколада» Международный «День шахмат» Всемирный «День борьбы за запрещение ядерного оружия» «День физкультурника» в России Всемирный «День молодёжи» Международный «День бездомных животных» «День Государственного флага РФ» 1 июня 5 июня 6 июня 9 июня 12 июня 23 июня 1 июля 7 июля 8 июля 11 июля 20 июля 6 августа 2­ое воскр. августа 12 августа 16 августа 22 августа Памятка вожатого Вожатый, помни! 1. Делай всё творчески, иначе зачем?  2. Слово дал – сдержи его.  3. Прежде чем требовать с ребят, потребуй  с себя.  4. Работая с ребятами, часто вспоминай, каким ты сам был в их возрасте: тебе легче будет их понять.  5. Уважай себя ­ уважай окружающих.  6. Не стремись прослыть всезнайкой. Чего не знаешь – узнай и расскажи ребятам.  7. Всё время будь со своим отрядом.  8. Будь добр! И пусть ребята это видят.  9. Во всём служи образцом и примером для ребят, будь аккуратно одетым.  10.Умей организовывать досуговую работу на основе инициативы и самодеятельности самих ребят.  11.Поручая ребятам дело, чётко объясняй их задачу.  1. Делать   неодобрительные   замечания   по   поводу   внешних   и   внутренних Табу вожатого недостатков ребят в присутствии ребят.  2. Допускать оскорбления по отношению к детям.  3. Держаться изолированно от детей.  4. Проявлять самоуправство и неподчинение.  5. Быть безразличным к недисциплинированности детей.  6. Слушать только себя.  7. Потакать ленивым.  8. Пытаться выяснить что­либо с помощью силы.  9. Вести беседы на запрещённые темы.  10.Командовать.  11.Унижать и смеяться над ребятами.  12.Быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018