Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.
Оценка 4.8

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
музыка +2
5 кл—11 кл +1
08.04.2019
Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.
Данный методический материал является обобщением передового опыта по проблеме "Обучение детей ансамблевому пению в младшей группе театра песни "Вольный ветер" педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А. В программу объединения "Вольный ветер" включены часы как по вокалу, так и по хореографии и основам актерского мастерства.
Обобщение опыта пдо Мальцевой Н.А..doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом пионеров и школьников города Кувандыкского городского округа Оренбургской области"                 Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А. Кувандык 2017 Обучение детей ансамблевому пению в младшей группе театра песни "Вольный ветер" (из опыта работы пдо Мальцевой Н.А.) Визитная карточка педагога дополнительного образования I квалификационной категории Мальцевой Натальи Анатольевны, руководителя образцового детского коллектива театра песни "Вольный ветер" Место работы:  Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования "Дом пионеров и  школьников города  Кувандыкского городского  округа Оренбургской  области". Педагогический стаж – 21 год. Проблема, над которой работает педагог Одна из проблем в младшей группе театра песни "Вольный ветер" –  научить детей ансамблевому пению.  Несмотря на то, что   это,   пожалуй,   самый   доступный   вид   деятельности   в объединении, многие обучающиеся не осознают главного: умения петь   вместе,   Ансамбль   –   такой   вид исполнительского   коллектива,   который   дает   возможность развивать у детей гармонический слух.   не   выделяясь. 1 Результат в пении слышен гораздо быстрее, нежели при обучении  на  музыкальных   инструментах,  так  как  пение   самый естественный способ самовыражения. Однако реалии таковы, что большинство   детей   приходит   с   низким   уровнем   музыкальных способностей,   мало   одарены,   имеют   дефекты   развития артикуляционного аппарата (трудность произношения согласных букв,   зажатость   или   вялость   аппарата).   Трудностью   является также   зажатость   детей   в   эмоциональном   отношении,   т.е.   даже разговорная речь невыразительна и малоэмоциональна. Пение в ансамбле   создает   хорошую   возможность   наблюдать индивидуальные   проявления   характера   каждого   воспитанника. Из   практики   известно,   что   индивидуальное   обучение   вокалу сковывает ребенка, не дает возможности ему раскрыться, так как он осознает, что каждое его движение, каждый звук наблюдает педагог. А в коллективе дети чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Дети окружены сверстниками, вместе заняты общим делом и не чувствуют   по   отношению   к   себе   какой­либо   особой заинтересованности.   Такое   комфортное   в   психологическом отношении   состояние   способствует   активизации   внешних проявлений музыкального переживания.   пение   Ансамблевое способствует привитию общечеловеческих   ценностей,   норм   поведения,   развитию эстетических   взглядов,   воспитанию   правильного   понимания прекрасного   в   действительности   и   потребности   участвовать   в процессах созидания прекрасного в искусстве и жизни, развивает художественный   вкус   детей,   расширяет   и   обогащает   их музыкальный кругозор.   Условия становления опыта Обучение детей вокалу педагог осуществляет в течение 17 лет,   но   как   структура   ДПШ   театр   песни   "Вольный   ветер" образовался в 2007 году. 2 подход       требовал   Такой В   настоящее   время   в   театре   песни   отведены   часы   не только   вокалу,   но   и   хореографии   и   основам   актерского мастерства. создания специализированной образовательной программы, которая и была разработана   педагогом.   Реализация   данной   программы осуществляется   в   течение   3   лет   и   направлена   на   развитие певческих   способностей   ребенка   как   средства   формирования основ музыкальной культуры, музыкально­двигательных навыков, творческих   способностей,   выявление   детской   одаренности,   ее поддержка и развитие.   состояние,   психологическое На   протяжении   нескольких   лет   работы   над   этой проблемой педагог отмечает, что важнейшей частью творческой работы   ансамблевого   коллектива   является   концертно­ исполнительская деятельность, так как вызывает у исполнителей особое   определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Творческий контакт   со   слушательской   аудиторией   имеет   очень   большое значение   для   артистов   ансамбля.   Но   чтобы   выступление приносило   радость   и   удовлетворение,   необходимо   грамотно организовать  репетиционную   деятельность,   которая  доставляет не   только   радость,   но   и   является   систематическим   тяжелым трудом, отнимающим много сил и энергии у каждого участника ансамбля. Теоретическая база опыта Современная   музыкальная   педагогика   уделяет   большое значение   развитию   и   воспитанию   личности   ребенка, занимающегося   музыкальной   и   хоровой   деятельностью.   В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой (ансамблевой)   педагогике.   На   фоне   пресыщенного   рынка происходит массовое образование новых ансамблей и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления проведено в Академии хорового искусства под управлением Г.А. Струве,   которое   выявило,   что   одной   из   основных   причин 3 самоликвидации   ансамблей   и   хоровых   коллективов   является низкое   качество   музыкально­педагогической   и   психолого­ педагогической  работы. То есть факторов имеющих не только обучающее,   но   и   воспитательное   значение.   Педагог   в   своей работе   использует   методические   пособия   Шереметьева   В.А., Гонтаренко   Н.Б.,   Сета   Риггса,   опираясь   на   исследования   Д.Б. Кабалевского и В.Н. Шацкой. Существует   определенное   мнение,   что   музыкальность   – удел немногих, что заниматься вокалом должны лишь избранные, имеющие музыкальный слух, вокальные способности. Бесспорно, для занятий музыкой требуется помимо общих также какой­то комплекс   определенных   музыкальных   задатков,   которые позволили бы успешно продолжить начатую работу. Естественно, ребенок,   имеющий   благоприятные   задатки   для   развития музыкальных   способностей,   будет   при   всех   прочих   равных условиях   развиваться   в   музыкальном   отношении   быстрее   и добьется   больших   достижений,   чем   ребенок,   не   обладающий такими задатками. Новизна и актуальность   данные     научных Новейшие исследований В.А.Шереметьева позволяют по­иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов. Правильное пение с детства успешно развивает музыкальный слух и певческий голос. По убеждению В.А. Шереметьева, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей, но уровень его развития разный: от   очень   слабого   до   абсолютного.   Самое   главное,   что музыкальный слух, как и любая другая способность, поддается тренировке и развитию. И чем раньше начать соответствующую работу,   тем   большего   результата   можно   ожидать.   Голос увеличивается   в   объеме,   совершенствуется   в   подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности.  Постепенное   расширение   звуковысотного   диапазона детского   голоса   нельзя   считать   возрастным   признаком.   С 4 а   с   точки   возрастом его объем скорее суживается, нежели расширяется. По мнению   педагога   целесообразно   говорить   о   постепенном расширении   диапазона   не   с   точки   зрения   возрастных возможностей, зрения   методической последовательности   его   использования   в   процессе   обучения пению,   с   какого   бы   возраста   не   начали   учить   петь.   Обучение фальцетному   голосообразованию   в   условиях   ансамбля воспитывает культуру общения и решает задачу охраны голоса ребенка. Особенности методической системы Особое   внимание   педагогом   уделяется   созданию   на занятиях   доброжелательной,   эмоциональной   атмосферы, обстановки   праздничности.   Широко   используется   игровой материал, учитываются  индивидуальные наклонности детей, их интересы. В младшем школьном возрасте поддержанию интереса к ансамблевому   пению   способствует   общий   эмоциональный настрой репетиции. Важно при этом дозировать эмоциональность, иначе   излишняя   импульсивность   и   возбужденность   детей помешает осуществлению цели занятия.  Педагог   использует   6   правил,   соблюдение   которых позволяет продуктивнее использовать репетиционное время:  Заниматься   на   занятии   многим   понемногу: упражнение или выполнение задания не должно длиться более 3­ 5 минут;  Использовать   язык   жестов,   мимики:   т.е.   учить детей   понимать   без   слов,   что   повышает   уровень   внимания, чуткость, решает вопросы дисциплины;  Не проводить долгое время с детьми только сидя, только   стоя   или   в   движении;   чередовать   виды   деятельности, согласно намеченному плану; 5  Варьировать   выполнение   заданий   детьми:   по одному, вместе, дуэтом;   Использовать элементы конкурса, соревнования; Использовать   принципы   партнерства,   быть активным участником всех действий, включенных в задание, что позволяет   педагогу   повысить   уровень   мотивации   детей   к автономным действиям;  Шутить на занятиях, хвалить детей, не критиковать неудачное   исполнение,   а   улучшать   его   своими   полезными предложениями. Результативность 1.Благодаря   предложенным   простым   игровым   формам работы   обучающие   становятся   более   раскрепощенными, внимательными, с удовольствием занимаются в объединении. 2.Активно   развивается   артикуляционный   аппарат   в соответствии с особенностями каждого ребенка, что особо важно на первоначальном этапе обучения. 3.Развивается   голосовой   аппарат,   культура   певческого вдоха   и   выдоха,   звучание   голоса   детей   постепенно выравнивается,   что   позволяет   им   пользоваться   при   пении разными регистрами.  4.Исполнение становится   более эмоциональным   и   осознанным,   в   движениях,   сопровождающих пение,   появляются   синхронность,   слаженность,   развивается пластика.   произведений   5.Развивается   чувство   темпоритма,   музыкальный   слух, координация слуха и голоса. 6.В работе с хоровыми партиями обучающиеся свободно оперируют   полученными   теоретическими   знаниями,   умело   и грамотно анализируют новый музыкальный материал. 7.Сценическое   выступление   приносит   детям   огромное удовольствие,   благодаря   приобретенной   свободе   музыкального 6 "высказывания"   с   помощью   простых   игровых   приемов,   оно становится   с   каждым   новым   выступлением   более   ярким, эмоциональным, улучшаются качественные показатели пения. 8.Повышается   культура   общения   в   коллективе,   у   детей складываются доверительные, дружеские отношения. 9.Дети становятся более любознательными, эмоционально   улучшается   сценическая   выразительность отзывчивыми, исполнения. Образцовый детский коллектив театр песни  «Вольный ветер» Рецензия на дополнительную образовательную программу "Вольный ветер" Авторы программы: 7 Мальцева   Наталья   Анатольевна,   педагог   дополнительного образования МБУДО «ДПШ» I квалификационной категории; Маланко Светлана Григорьевна, заместитель директора МБУДО «ДПШ» по методической работе. Учреждение, реализующее программу: Место   работы:   Муниципальное   бюджетное   учреждение дополнительного   образования   "Дом   пионеров   и   школьников города   Кувандыкского   городского   округа   Оренбургской области". Общая характеристика программы: Направленность, театра песни "Вольный ветер": художественная. Вид   детского   объединения,  в   рамках   которого   реализуется данная программа: театр песни "Вольный ветер". Возраст детей: 10­16 лет. Срок реализации программы: 3 года.  в   рамках   которой   реализуется   программа Рецензируемая   программа   представляет   собой   вариант комплексного   разноуровневого   планирования   образовательной деятельности   в   детском   объединении   художественной направленности – театре песни "Вольный ветер". Структурные   компоненты   представленной   программы взаимосвязаны   и   дают   ясное   представление   об   учебно­ воспитательном   процессе   в   объединении.   Программа соответствует   примерным   требованиям   к   программам дополнительного образования детей. Данная   программа   рассчитана   на   возрастную   категорию детей   и   подростков   в   возрасте   от   10   до   16   лет   со   сроком реализации   3   года,   однако   авторами   не   конкретизированы возрастные границы детей по годам обучения. Педагоги грамотно обосновали   гуманистические   и   общедидактические   принципы реализации   программы,   связав   их   с   возрастными   и психологическими   особенностями   детей.   При   составлении 8 программы   авторами   был   дан   критический   анализ   имеющихся программ аналогичной направленности.  Программа   является   комплексной:   ее   содержание базируется   на   органичном   сочетании   трех   видов   искусства: вокала, хореографии и основ актерского мастерства.  В Пояснительной записке авторы программы убедительно обосновали   актуальность   данной   программы,   обосновав востребованность подобного рода образовательных услуг именно в   условиях   малого   города.   Цель   программы   сформулирована корректно, она достижима и проверяема. Задачи декомпозируют цель и дают представление о путях её достижения. Несомненным достоинством   программы   театра   песни   "Вольный   ветер"   и   ее отличительной   особенностью   является   блочно­модульная структура,   направленная   на   развитие   у   воспитанников творческих   способностей   по   трем   направлениям:   вокал, хореография и основы актерского мастерства. Доминирующим   направлением   является   обучение   детей вокалу, блоки хореографии и актерского мастерства логически подчинены содержанию данного направления работы. В тематическом плане содержание распределено по трем годам обучения и представлено в виде концентрической системы, что   позволяет   постепенно   усложнять   материал,   сообразно психическому   и   физическому   развитию   ребенка.   Подробно авторами   описываются   методы   и   формы   работы   по   обучению вокалу, хореографии, актерскому мастерству, однако в перечень предлагаемых   форм   и   методов   организации   деятельности необходимо   добавить   использование   ИКТ   и   Интернет­ технологий.   Интересны   в   содержательном   плане   методические разработки   автора   по   всем   направлениям   деятельности   театра песни   "Вольный   ветер".   Представленный   раздел   "Ожидаемые результаты   и   способы   их   проверки"   имеет   диагностический инструментарий. Рецензируемая  образовательная программа  опирается  на научно­методическую   базу   по   обучению   детей   вокалу, хореографии и актерскому мастерству: систему обучения вокалу 9 Шереметьева   В.А.,   методику   детского   игрового   стретчинга, методику активизации творческой фантазии О. Толченова и др., что подтверждает ее образовательную ценность. В   разделе   "Методическое   обеспечение"   дано   подробное описание методической системы, используемой педагогами при реализации данной программы. Предлагаемый репертуарный план разработан в соответствии с возрастными требованиями, имеет художественную ценность. О   высокой   результативности   реализуемой   программы свидетельствует   участие   учащихся   ТО   в   разнообразных конкурсах   (районного,   областного,   всероссийского   уровня),   а также результаты диагностических измерений. Подтверждением успешной   реализации   программы   является   также   стабильный детский   контингент   объединения,   активность   родителей, принимающих   участие   в   совместных   творческих   делах, организованных руководителями. Авторами ведется мониторинг результативности работы по программе. В  конце  программы   приводятся  списки   литературы   для педагогов и учащихся, адреса электронных ресурсов. В   целом,   содержание   программы   соответствует заявленным   принципам,   поставленным   целям   и   задачам, предполагает   адекватные   способы   их   достижения   в   системе дополнительного   образования.   Программа   направлена   на развитие   творческих   способностей   учащихся,   стимулирует   их познавательную   их и профессиональному самоопределению. способствует   активность     Рецензент: Кожухова М.Ю., методист ИМЦ, к.п.н. 10

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019