Обобщение опыта по теме:Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля слепых и слабовидящих школьников.
Оценка 4.8

Обобщение опыта по теме:Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля слепых и слабовидящих школьников.

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
русский язык +1
Взрослым
30.05.2017
Обобщение опыта по теме:Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля слепых и слабовидящих школьников.
В статье представлены рекомендации по преодолению трудностей в обучении рельефно-точечному шрифту Л.Брайля слепых, слабовидящих младших школьников из опыта работы и некоторые приёмы, способствующие прочному запоминанию образа букв, цифр и знаков этого шрифта. Данные рекомендации помогут учителям, студентам, учащимся и их родителям выявить и вовремя устранить трудности в освоении письма и чтения по Брайлю, что может значительно ускорить изучение и повысить интерес к занятиям по данной системе.
Серышева Л.А.- Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля .doc
Л. А. Серышева, учитель начальных классов,     высшей квалификационной категории, тифлопедагог, КГБС (К) ОУ: «Бийская  специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа ­ интернат III – IV вида» Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля слепых и слабовидящих школьников. В   статье   представлены   рекомендации   по   преодолению   трудностей   в   обучении   рельефно­точечному   шрифту   Л.Брайля   слепых,   слабовидящих   младших школьников из опыта работы и некоторые приёмы, способствующие прочному запоминанию образа букв, цифр и знаков этого шрифта. Данная статья адресована учителям школ слепых, студентам, родителям. Совершенствование системы помощи детям с нарушениями зрения является одним из главных направлений коррекционной   педагогики. Это обусловлено не только важностью зрения в познании окружающего мира,  но и  увеличением числа детей с его глубокой патологией.  Как помочь таким детям получить необходимые знания, освоить письмо и чтение по системе Л.Брайля? Обучение слепых детей рельефному шрифту имеет специфические особенности. Для успешного овладения чтением и письмом по системе Брайля огромное значение имеет развитие осязания   и мелкой моторики незрячего ребёнка в такой степени, чтобы он в дальнейшем смог овладеть чтением любого текста, работать с рельефно­ графическим материалом, рельефно­точечным изображением. Умение ориентироваться на плоскости, так же является одним из решающих факторов при обучении  Брайлю.  Для быстрого запоминания образа букв, цифр и знаков рельефно­точечного шрифта Л.Брайля при письме и чтении я разработала игровой приём «Читаю – пишу», его «плюсы» заключаются в следующем: ­ не требует затрат,  ­ может проводиться в любой обстановке, ­ знания закрепляют оба игрока, ­ не обязательно называть нумерацию точек букв и цифр, ­ способствует прочному запоминанию образа букв и цифр,  ­ этот приём эффективен для тренировки написания «зеркальных» букв: И­Е, Н­Я, З­Ы,  Д­Ф, Ж­Х, Ш­С, О­Э, Р­В. Но и при достаточной подготовительной работе, использовании разнообразных приемов, заданий и упражнений освоение этой системы ­ трудоёмкий процесс.  Имея большой опыт в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля, я выявила ряд трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе обучения. С учётом этих трудностей мной разработаны рекомендации по их преодолению: № 1 2 Трудности Соблюдать  строку при письме  на приборе Попадать  грифелем Рекомендации по преодолению  трудностей обучения рельефно­точечному шрифту Л.Брайля. 1. Стараться точно попадать в отверстия от «шпеньков» при повторном закреплении листа тетради. 2. Пересчитать строки перед завершением выполнения задания (например, для проверки) и перед фиксированием листа для продолжения работы в тетради. 3. Пользоваться ориентиром строк на приборе справа. 1. Правильное «вертикальное» положение грифеля. 2. Упражнение в выполнении орнаментов и узоров из комбинаций крайних и средних точек, букв. в нужные точки шеститочия при письме Ориентироваться на приборе для письма Письмо и чтение  «зеркальных» букв (е­и, д­ф, ж­х, з­ы, н­я, о­э, р­в, с­ш, т­ю, у­м, ъ­ь) и цифр (4­6, 5­9, 0­8) «Переколы» «Недоколы» Делать пропуски между словами при письме Ориентироваться в числе  клеточек при переносе слова Ориентироваться в учебнике,  находить  задание Обратная  направленность письма и чтения Различать знаки  препинания 3 4 5 6  7 8 9 10 11  3. Упражнения на колодке – шеститочия  для отработки нахождения точек, навыка написания и прочтения буквы. 1. Научиться правильно и точно фиксировать лист, следить за его совмещением с границами прибора для письма. 2. Помнить, что правая сторона при письме – это левая при чтении, поэтому пишем с обратной стороны листа. 1. Тренировочные упражнения из орнаментов зеркальных букв, пока не будет безошибочного написания букв. 2. Четко знать нумерацию точек этих букв и цифр. 3. Проводить аналогию между написанием букв и цифр. 4. Цифры по Брайлю можно уточнить по обозначениям на приборе (считая сверху вниз), добавляя к ним цифровой знак. 1. «Вертикальное» положение грифеля. 2. Не допускать лишних проколов, для этого аккуратно обследовать клетку. 3. Делать проколы чётко, считая точки при письме. 4. Тренировка внимания. 1. «Вертикальное» положение грифеля. 2. Чёткая нумерация точек при письме. 3. Тренировка мышц кисти руки  для более сильного нажатия  на грифель. 4.  Упражнение   в  написании  шеститочий,   можно   с  помощью  тифлоприборов:   колодки  –   шеститочий,   прибора «Прямого чтения». 1. Тренировочные упражнения письма через клетку с постепенным увеличением количества букв. 2. Точно соблюдать границы слов, предложений.  3. Тренировка внимания.  1. Помнить, что в каждой строке  прибора  24 клетки. 2. При переносе должно хватить клеток на слог и на знак переноса. 3. Если не вошёл знак, можно отодвинуть прибор на одну клетку влево, поставить знак переноса (при большой аккуратности) и вернуть лист в исходное положение. 1. Тренировать технику чтения. 2. Развивать чувствительность пальцев рук. 3. При знакомстве с учебником изучить оглавление.  4. Запомнить условные знаки. 5. Упражняться в нахождении страниц, чтении номеров упражнений и т.д. 1. Помнить: писать по Брайлю справа налево, а читать слева направо. 2. Обязательные занятия на приборе «Прямого чтения», который удобно в дальнейшем использовать как черновик. 1. Соотносить знаки препинания и буквы. 2. Четко представлять их образы. 3. Тренировать технику чтения. и буквы  при чтении Проверять  написанное на приборе  грифелем Находить ошибки Исправлять ошибки 12 13 14 4. Развивать чувствительность пальцев рук. 5. Упражняться в нахождении в тексте только знаков препинания. 6. Можно писать вертикальные и горизонтальные орнаменты из знаков и букв с последующим их прочтением. 1. Проверяя написанное, вернуться к началу нужного слова или фразы. 2. «Исследовать» грифелем каждую клетку, читая справа налево и проговаривая нумерацию точек.  3. Стараться при проверке не сделать лишних проколов. 1. Развивать мелкую моторику рук, внимание. 2. Тренировать технику чтения. 3. Проверять, сверяя с образцом и опираясь на изученные орфограммы. 1. Нельзя «закалывать» ошибки шеститочием. 2. Обнаружив ошибку, осторожно грифелем или пальцем вдавить лишние точки, проверить качество исправления. 3. Если убрали нужные точки, их можно «вернуть» с помощью грифеля на место. 4.  Если необходимо добавить новые точки, нужно зафиксировать  лист на приборе, найти ошибку в строке и доколоть недостающие точки. 5. Если нужно заменить целое слово или фразу, можно сделать прокол перед строкой и выписать в конце работы в скобках исправление. Данные рекомендации помогут учителям, студентам, учащимся и их родителям выявить и вовремя устранить трудности в освоении письма и чтения по Брайлю, что может значительно ускорить изучение и повысить интерес к занятиям по данной системе.

Обобщение опыта по теме:Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля слепых и слабовидящих школьников.

Обобщение опыта по теме:Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля слепых и слабовидящих школьников.

Обобщение опыта по теме:Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля слепых и слабовидящих школьников.

Обобщение опыта по теме:Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля слепых и слабовидящих школьников.

Обобщение опыта по теме:Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля слепых и слабовидящих школьников.

Обобщение опыта по теме:Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля слепых и слабовидящих школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017