Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
Взрослым
29.05.2017
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"
Методическая разработка по дисциплине ОДБ.01 Русский язык по теме "Знаки препинания в сложносочиненном предложении" предназначена для преподавателя. Цель занятия повторить и обобщить сведения об особенностях сложного предложения; повторить понятие о сложном предложении; закрепить навыки синтаксического разбора и схемы сложного предложения.Методическая разработка по дисциплине ОДБ.01 Русский язык по теме "Знаки препинания в сложносочиненном предложении" предназначена для преподавателя. Цель занятия повторить и обобщить сведения об особенностях сложного предложения; повторить понятие о сложном предложении; закрепить навыки синтаксического разбора и схемы сложного предложения.
Знаки препинания в ССП.doc
Сложное предложение. Знаки препинания в ССП. Цели: Образовательная:  систематизировать и обобщить знания студентов о сложном предложении, о постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях,  закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения;  создать   условия   для   совершенствования   языковой   и   лингвистической компетенций студентов через повторение. Студент должен знать:  понятие ССП;  значение сочинительных союзов;  порядок синтаксического разбора сложного предложения с составлением вертикальных и горизонтальных схем. Студент должен уметь:  обосновывать   условия   выбора   знаков   препинания   и   расставлять   их   в соответствии с изученными пунктуационными правилами;  находить и исправлять пунктуационные и речевые ошибки;  производить синтаксический разбор ССП;  строить предложения заданной синтаксической конструкции; заменить   сложносочинённые   предложения   другими   синтаксическими конструкциями и выявлять различия в их строении и значении. Развивающая:  развивать выразительную монологическую и диалогическую речь; Воспитательная:  способствовать воспитанию сознательного отношения к изучению русского языка;  воспитывать   любовь   и   уважение   к   богатству   и   многообразию   русского языка. Методическая:  стимулирование познавательной и творческой активности;  усиление   мотивации   студентов   к   изучению   дисциплины   с   помощью различных   методов   обучения:   словесного,   наглядного,   с   использованием современных технических средств;  создание условий для усвоения материала. Продолжительность: 90 минут. Тип урока: комбинированный  Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная. Методы обучения:  словесный,  наглядный,  с  использованием   ИКТ,  выполнение практических упражнений, работа с текстом, тестирование. Межпредметные   связи:  русский   язык   и   культура   профессиональной   речи, литература. Внутрипредметные связи: лексика, предложение, пунктуация. Оборудование: ПК, экран, классная доска, мел. Оснащение:  Методическое оснащения занятия: 1.Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык 2.Тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык 3.Методическое   пособие   для   преподавателя   по   теме   «Сложное   предложение. Знаки препинания в ССП» Дидактическое оснащение занятия: 1. Мультимедийная презентация темы  2. Учебник «Русский язык» (автор Н.Г. Гольцова) 3. Раздаточный материал. Виды самостоятельной работы: аудиторная:  повторить   ранее   изученный   материал   по   теме   "Сложное предложение", закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в ССП,  производить  синтаксический  разбор  ССП,  строить  предложения заданной синтаксической конструкции. внеаудиторная: работа с учебной литературой, выполнение упражнений. План занятия: 1. Организационный момент ­ проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию 2. Объявление темы и ее мотивация 3. Актуализация знаний. Повторение изученного материала ­ осложненное списывание ­ беседа по вопросам 4. Изучение нового материала 5. Закрепление изученного материала ­ работа по карточкам ­ работа у доски ­ объяснительный диктант 6. Контроль уровня усвоения материала ­ самостоятельная работа 7. Подведение итогов 8. Рефлексия 9. Домашнее задание 1­2 мин 2­3 мин. 2­3 мин. 35­40 мин. 25­30 мин. 5­8 мин. 1­2 мин. 3­5 мин. 1­2 мин. Ход урока 1. Организационный момент. Проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию. 2. Объявление темы и ее мотивация  Сегодня на уроке   вместе с вами, ребята, мы будем работать над темой «Сложное   предложение.   Знаки   препинания   в   сложносочиненном   предложении». Вспомним,   что   вы   знаете   об   этом   типе   предложений,   повторим   какие   знаки препинания в сложносочиненном предложении вы уже знаете. 3. Актуализация знаний. Повторение изученного материала. 1) Осложненное списывание. ­   Спишите   сложные   предложения,   определите   их   вид.   Расставьте   знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы. 1.   Год   за   годом   все   меньше   и   меньше   остает…ся   возле   с…лений   густых черемуховых   кустов   а   на   их   месте   торчат   (не)лепые   искалече…ые   сучья. (Г.Скребицкий) 2. Каждое лето за высоким к…рнизом дома в котором проходило мое де…   л…пили   свои   гнезда.   (И.Соколов­ ствобел…грудые   веселые   ласточк…ки   Микитов) 3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв…тущих одуван…чиков. (М.Пришвин) Анализ предложений. 1 предложение – сложносочиненное (ССП); 2 предложение – сложноподчиненное (СПП); 3 предложение – бессоюзное сложное (БСП). 2) Беседа по вопросам: ­ Почему вы решили, что первое предложение является ССП? (Обе   части   этого   предложения   связаны   при   помощи   интонации   и сочинительных союзов.) ­ Какие предложения являются СПП? Почему? (Предложение 2 является СПП, так как части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова.) ­ Докажите, что предложение 3 является БСП. (Это БСП, так как части соединены только интонацией.) Обобщение материала и составление схемы: Сложное предложение Союзное Бессоюзное  Сложносочиненное Сложноподчиненное Вывод. Сложносочиненное предложение (ССП) – это предложение, состоящее из двух или   более   равноправных   частей,   связанных   между   собой   интонационно   и   с помощью   соединительных   союзов.   Сочинительный   союз   располагается   между частями ССП и не входит ни в одну из них.  Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных предложений. Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, части которого соединены с помощью интонации. 3) первичное закрепление ­упр. 428 (434) 4. Изучение нового материала (таблица № ___) ­ Что вы можете рассказать о знаках препинания в ССП?  1.  В   ССП   ставится   запятая   между   простыми   предложениями,   связанными сочинительными союзами: а) соединительными (и, да, ни­ни, тоже, также); б) противительными (а, но, да, однако, зато же, а то, не то); в) разделительными (или, либо, то­то, не то­не то). Шумит на дворе непогода, А в доме давно уже спят… А.К.Толстой 2. Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой: У   меня   была   только   синяя   краска;   но,   несмотря   на   это,   я   затеял нарисовать охоту. (Л.Толстой) 3.  Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире: Я спешу туда ж – а там уже весь город. (А.Пушкин) 4. Запятая не ставится перед союзами и, да (= и), либо: а) если части ССП имеют общее придаточное предложение: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой. б) между двумя назывными предложениями: Прогулка в зимнем лесу и катание на санях. в) если части ССП имеют один общий второстепенный член или общее вводное слово: Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет. г) между двумя вопросительными предложениями: Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? д)   между   двумя   безличными   предложениями,   имеющих   в   составе   сказуемого синонимы: Нужно переписать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки. 5. Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или общее придаточное и соединены повторяющимся союзом: По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы. 5. Закрепление изученного материала. 1) Упражнение 429 (435) 2) Работа по карточкам Карточка 1. ­   Спишите   предложения,   вставьте   пропущенные   орфограммы   и   знаки препинания. Укажите, чем осложнены простые предложения в составе ССП. 1. Л…зурь   н…бесная см…ется ночной омытая гр…зой и между гор р…систо вьется д…лина светлой пол…сой. (Ф.Тютчев) 2. По п…лямизв…ваясьбл…стящей струей льется речка студеной в…лною и б…седка одетая сочной л…ствоюнакл… нясь     над   л…зурной   ее   глубиной   отр…жается   гладью   р…чною.   (С.Надсон)   3. Старый сад всю ночь гудел угрюмо дождь шумел и словно капли слез падал он в х…лодный снег на землю с голых сучьев стонущих берез. (И.Бунин) 4. Бл…снет весна иного года и может быть в желанный час Т…вриды пышная пр…рода в св…и объятья примет нас. (В.Бенедиктов) Карточка 2. ­   Спишите   предложения,   вставьте   пропущенные   орфограммы   и   знаки препинания. Определите вид сочинительных союзов. 1.   Она   смеялась   от   всей   души   и   смех   пр…давал   сверкающую   силу   ее   … слепительной  красоте. (Н.Гоголь) 2. Ра…стались мы но твой портрет я на груди моей   храню.   (М.Лермонтов)   3.   Остап   редко   пре…водительствовал   другими   в дерзких предприятиях зато он всегда был одним из первых пр…ходивших под знамена   пре…приимчивого   бурсака.   (Н.Гоголь)   4.   В   это   время   в   девичьей   не только был известен пр…езд министра с сыном но и внешний вид их обоих был подробно  …писан. (Л.Толстой) 3) Работа у доски. Двое учащихся работают у доски. 1. Синтаксический разбор предложения. Он рассказывал прекрасную легенду слышанную им кажется от бабушки и   невосклицательное, всем было о чем подумать. (Повествовательное,   двусоставное, распространенное,   полное,   осложненное   обособленным   определением   и вводным   словом  кажется;   2)   односоставное,   безличное,   распространенное, полное, неосложненное.) [ ­ = , ~, вв. сл., ~] , [ = ].   ССП:   1) 2. В   данном   предложении   расставить   знаки   препинания.   Выполнить фонетический разбор слова елкой. ′ ′ (Не)ищи желуди под елкой а шишки под дубом. Елкой [j’о  л – къи] – 2 слога. [j] – согласный, непарный мягкий, непарный звонкий; [ о ] – гласный, ударный; [ л] – согласный, непарный звонкий, непарный твердый; [ к] – согласный, парный глухой, непарный твердый; [ ъ] – гласный, безударный; [ и] – согласный, непарный мягкий, непарный звонкий. 5 букв, 6 звуков, так как буква ё обозначает в начале слова два звука [j’о  ]. ′ Проверка работы учащихся. Оценивание. Объяснение допущенных ошибок. 4) Объяснительный диктант. Я вошел с Афанасием Ивановичем в комнаты. Казалось, все было в них по­ прежнему,   но   я   заметил   во   всем   какой­то   беспорядок,   какое­то   ощутительное отсутствие чего­то…   Я старался чем­нибудь занять хозяина и рассказывал ему разные новости. Он слушал с той же улыбкою, но по временам взгляд его был совершенно   бесчувствен,   и   мысли   в   нем   не   бродили,   но   исчезали…   Он   сидел бесчувственно, бесчувственно держал ложку, и слезы, как ручей, как немолчно текущий фонтан, лились, лились ливмя на застилавшую его салфетку. (Н.Гоголь) (78 слов) 6. Контроль уровня усвоения материала Самостоятельная работа (со взаимопроверкой). Проверочный тест. 1.Отметьте предложения, в которых ставится запятая: а) Кто это такие и что им надо? б) Тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря. в) В лесу еще лежит снег и деревья стоят в белом уборе. г) Пропустить врага и дать огонь по команде! д) Я не мог видеть ее глаз она не поднимала ресниц! 2. Отметьте предложения, в которых не ставится запятая: а) Много веков сушили эту землю ветры­суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. б) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы. в) Старик сыграл «Зимнюю дорогу» Шуберта и собрался затем уходить на покой. г) В Москве Левитан всю зиму писал декорации для оперного театра и эта работа не прошла для него бесследно. д) По берегам растет камыш и в нем сидят рыбаки. Проверка. 1­б; 2­а,в Оценивание результатов. Объяснение ошибок. 7. Подведение итогов урока.  Какие виды сложных предложений вы знаете?  Какое предложение называется ССП?  Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?  В каком случае между простыми предложениями в составе   ССП ставится точка с запятой? Тире?  Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая? 8. Рефлексия. А закончить наш урок мне хочется восточной притчей «Все в твоих руках». Давным­давно   в   старинном   городе   жил   Мастер,   окружённый   учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер   не   смог   бы   дать   ответа?»   Он   пошёл   на   цветущий   луг,   поймал   самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он   крепко   держал   бабочку   в   сомкнутых   ладонях   и   был   готов   в   любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. 9. Домашнее задание. 1. Выучить правило. § 94, 96­97. 2. Упр. 451, 453 3. СВР ­ Использование сложных предложений в речи.

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017