Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
Взрослым
29.05.2017
Методическая разработка по дисциплине ОДБ.01 Русский язык по теме "Знаки препинания в сложносочиненном предложении" предназначена для преподавателя. Цель занятия повторить и обобщить сведения об особенностях сложного предложения; повторить понятие о сложном предложении; закрепить навыки синтаксического разбора и схемы сложного предложения.Методическая разработка по дисциплине ОДБ.01 Русский язык по теме "Знаки препинания в сложносочиненном предложении" предназначена для преподавателя. Цель занятия повторить и обобщить сведения об особенностях сложного предложения; повторить понятие о сложном предложении; закрепить навыки синтаксического разбора и схемы сложного предложения.
Знаки препинания в ССП.doc
Сложное предложение. Знаки препинания в ССП.
Цели:
Образовательная:
систематизировать и обобщить знания студентов о сложном предложении, о
постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях,
закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения;
создать условия для совершенствования языковой и лингвистической
компетенций студентов через повторение.
Студент должен знать:
понятие ССП;
значение сочинительных союзов;
порядок синтаксического разбора сложного предложения с составлением
вертикальных и горизонтальных схем.
Студент должен уметь:
обосновывать условия выбора знаков препинания и расставлять их в
соответствии с изученными пунктуационными правилами;
находить и исправлять пунктуационные и речевые ошибки;
производить синтаксический разбор ССП;
строить предложения заданной синтаксической конструкции;
заменить сложносочинённые предложения другими синтаксическими
конструкциями и выявлять различия в их строении и значении.
Развивающая:
развивать выразительную монологическую и диалогическую речь;
Воспитательная:
способствовать воспитанию сознательного отношения к изучению русского
языка;
воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского
языка.
Методическая:
стимулирование познавательной и творческой активности;
усиление мотивации студентов к изучению дисциплины с помощью
различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием
современных технических средств;
создание условий для усвоения материала.
Продолжительность: 90 минут.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ, выполнение
практических упражнений, работа с текстом, тестирование.
Межпредметные связи: русский язык и культура профессиональной речи,
литература. Внутрипредметные связи: лексика, предложение, пунктуация.
Оборудование: ПК, экран, классная доска, мел.
Оснащение:
Методическое оснащения занятия:
1.Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык
2.Тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык
3.Методическое пособие для преподавателя по теме «Сложное предложение.
Знаки препинания в ССП»
Дидактическое оснащение занятия:
1. Мультимедийная презентация темы
2. Учебник «Русский язык» (автор Н.Г. Гольцова)
3. Раздаточный материал.
Виды самостоятельной работы:
аудиторная:
повторить ранее изученный материал по теме "Сложное
предложение", закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в
ССП, производить синтаксический разбор ССП, строить предложения заданной
синтаксической конструкции.
внеаудиторная: работа с учебной литературой, выполнение упражнений.
План занятия:
1. Организационный момент
проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию
2. Объявление темы и ее мотивация
3. Актуализация знаний. Повторение изученного материала
осложненное списывание
беседа по вопросам
4. Изучение нового материала
5. Закрепление изученного материала
работа по карточкам
работа у доски
объяснительный диктант
6. Контроль уровня усвоения материала
самостоятельная работа
7. Подведение итогов
8. Рефлексия
9. Домашнее задание
12 мин
23 мин.
23 мин.
3540 мин.
2530 мин.
58 мин.
12 мин.
35 мин.
12 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию.
2. Объявление темы и ее мотивация Сегодня на уроке вместе с вами, ребята, мы будем работать над темой
«Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».
Вспомним, что вы знаете об этом типе предложений, повторим какие знаки
препинания в сложносочиненном предложении вы уже знаете.
3. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
1) Осложненное списывание.
Спишите сложные предложения, определите их вид. Расставьте знаки
препинания, объясните графически пропущенные орфограммы.
1. Год за годом все меньше и меньше остает…ся возле с…лений густых
черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече…ые сучья.
(Г.Скребицкий)
2. Каждое лето за высоким к…рнизом дома в котором проходило мое де…
л…пили свои гнезда. (И.Соколов
ствобел…грудые веселые ласточк…ки
Микитов)
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества
цв…тущих одуван…чиков. (М.Пришвин)
Анализ предложений.
1 предложение – сложносочиненное (ССП);
2 предложение – сложноподчиненное (СПП);
3 предложение – бессоюзное сложное (БСП).
2) Беседа по вопросам:
Почему вы решили, что первое предложение является ССП?
(Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и
сочинительных союзов.)
Какие предложения являются СПП? Почему?
(Предложение 2 является СПП, так как части неравноправны, они соединены
при помощи интонации и союзного слова.)
Докажите, что предложение 3 является БСП.
(Это БСП, так как части соединены только интонацией.)
Обобщение материала и составление схемы:
Сложное предложение
Союзное
Бессоюзное
Сложносочиненное
Сложноподчиненное
Вывод.
Сложносочиненное предложение (ССП) – это предложение, состоящее из двух
или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с
помощью соединительных союзов. Сочинительный союз располагается между
частями ССП и не входит ни в одну из них.
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из главного предложения и
одного или нескольких придаточных предложений.
Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, части которого
соединены с помощью интонации. 3) первичное закрепление
упр. 428 (434)
4. Изучение нового материала (таблица № ___)
Что вы можете рассказать о знаках препинания в ССП?
1. В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными
сочинительными союзами:
а) соединительными (и, да, нини, тоже, также);
б) противительными (а, но, да, однако, зато же, а то, не то);
в) разделительными (или, либо, тото, не тоне то).
Шумит на дворе непогода,
А в доме давно уже спят…
А.К.Толстой
2. Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые,
то между ними ставится точка с запятой:
У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял
нарисовать охоту. (Л.Толстой) 3. Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или
резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо
запятой ставится тире:
Я спешу туда ж – а там уже весь город. (А.Пушкин)
4. Запятая не ставится перед союзами и, да (= и), либо:
а) если части ССП имеют общее придаточное предложение:
Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.
б) между двумя назывными предложениями:
Прогулка в зимнем лесу и катание на санях.
в) если части ССП имеют один общий второстепенный член или общее вводное
слово:
Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.
г) между двумя вопросительными предложениями:
Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?
д) между двумя безличными предложениями, имеющих в составе сказуемого
синонимы:
Нужно переписать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.
5. Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член
или общее придаточное и соединены повторяющимся союзом:
По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и
торопливо шли пешеходы.
5. Закрепление изученного материала.
1) Упражнение 429 (435) 2) Работа по карточкам
Карточка 1.
Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки
препинания. Укажите, чем осложнены простые предложения в составе ССП.
1. Л…зурь н…бесная см…ется ночной омытая гр…зой и между гор р…систо
вьется д…лина светлой пол…сой. (Ф.Тютчев) 2. По п…лямизв…ваясьбл…стящей
струей льется речка студеной в…лною и б…седка одетая сочной л…ствоюнакл…
нясь над л…зурной ее глубиной отр…жается гладью р…чною. (С.Надсон) 3.
Старый сад всю ночь гудел угрюмо дождь шумел и словно капли слез падал он в
х…лодный снег на землю с голых сучьев стонущих берез. (И.Бунин) 4. Бл…снет
весна иного года и может быть в желанный час Т…вриды пышная пр…рода в св…и
объятья примет нас. (В.Бенедиктов)
Карточка 2.
Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки
препинания. Определите вид сочинительных союзов.
1. Она смеялась от всей души и смех пр…давал сверкающую силу ее …
слепительной красоте. (Н.Гоголь) 2. Ра…стались мы но твой портрет я на груди
моей храню. (М.Лермонтов) 3. Остап редко пре…водительствовал другими в
дерзких предприятиях зато он всегда был одним из первых пр…ходивших под
знамена пре…приимчивого бурсака. (Н.Гоголь) 4. В это время в девичьей не
только был известен пр…езд министра с сыном но и внешний вид их обоих был
подробно …писан. (Л.Толстой) 3) Работа у доски.
Двое учащихся работают у доски.
1. Синтаксический разбор предложения.
Он рассказывал прекрасную легенду слышанную им кажется от бабушки и
невосклицательное,
всем было о чем подумать.
(Повествовательное,
двусоставное,
распространенное, полное, осложненное обособленным определением и
вводным словом кажется; 2) односоставное, безличное, распространенное,
полное, неосложненное.)
[ = , ~, вв. сл., ~] , [ = ].
ССП:
1)
2. В данном предложении расставить знаки препинания. Выполнить
фонетический разбор слова елкой.
′
′
(Не)ищи желуди под елкой а шишки под дубом.
Елкой [j’о л – къи] – 2 слога.
[j] – согласный, непарный мягкий, непарный звонкий;
[ о ] – гласный, ударный;
[ л] – согласный, непарный звонкий, непарный твердый;
[ к] – согласный, парный глухой, непарный твердый;
[ ъ] – гласный, безударный;
[ и] – согласный, непарный мягкий, непарный звонкий.
5 букв, 6 звуков, так как буква ё обозначает в начале слова два звука [j’о ].
′
Проверка работы учащихся. Оценивание. Объяснение допущенных ошибок.
4) Объяснительный диктант.
Я вошел с Афанасием Ивановичем в комнаты. Казалось, все было в них по
прежнему, но я заметил во всем какойто беспорядок, какоето ощутительное
отсутствие чегото… Я старался чемнибудь занять хозяина и рассказывал ему
разные новости. Он слушал с той же улыбкою, но по временам взгляд его был
совершенно бесчувствен, и мысли в нем не бродили, но исчезали… Он сидел
бесчувственно, бесчувственно держал ложку, и слезы, как ручей, как немолчно
текущий фонтан, лились, лились ливмя на застилавшую его салфетку.
(Н.Гоголь) (78 слов)
6. Контроль уровня усвоения материала
Самостоятельная работа (со взаимопроверкой).
Проверочный тест.
1.Отметьте предложения, в которых ставится запятая:
а) Кто это такие и что им надо?
б) Тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря.
в) В лесу еще лежит снег и деревья стоят в белом уборе.
г) Пропустить врага и дать огонь по команде!
д) Я не мог видеть ее глаз она не поднимала ресниц!
2. Отметьте предложения, в которых не ставится запятая: а) Много веков сушили эту землю ветрысуховеи и калило солнце, пока она не
стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
б) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.
в) Старик сыграл «Зимнюю дорогу» Шуберта и собрался затем уходить на покой.
г) В Москве Левитан всю зиму писал декорации для оперного театра и эта работа
не прошла для него бесследно.
д) По берегам растет камыш и в нем сидят рыбаки.
Проверка. 1б; 2а,в Оценивание результатов. Объяснение ошибок.
7. Подведение итогов урока.
Какие виды сложных предложений вы знаете?
Какое предложение называется ССП?
Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?
В каком случае между простыми предложениями в составе ССП ставится
точка с запятой? Тире?
Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?
8. Рефлексия.
А закончить наш урок мне хочется восточной притчей «Все в твоих руках».
Давнымдавно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш
Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую
красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за
его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое
мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
9. Домашнее задание.
1. Выучить правило. § 94, 9697.
2. Упр. 451, 453
3. СВР Использование сложных предложений в речи.
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в ССП"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.