Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"
Оценка 5

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
Взрослым
13.06.2017
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока по теме "Фразеология", основными целями которого являются следующие: научить обучающихся различать основные фразеологические единицы и определять их значения; способствовать развитию богатства, точности, выразительности, эмоциональности, правильности речи; воспитывать чувство гордости за несметные сокровища родного языка.
Фразеология.doc
Министерство образования и науки Пермского края ГБПОУ «Уральский химико – технологический колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ  «ФРАЗЕОЛОГИЯ» Разработчик: Грошева Т.М.,  преподаватель русского языка и литературы Модель урока: Цели:  Губаха 2017  образовательная:  научить   обучающихся   различать   основные   единицы фразеологии, определять их значения, осознавать их роль в речи;  развивающая:  способствовать   развитию   богатства,   точности, выразительности, правильности речи при употреблении фразеологизмов;  воспитательная:  воспитывать   чувство   гордости   за   богатство   и выразительность родного языка. Тип: комбинированный  Методы: информационный, частично – поисковый, репродуктивный Материально   –   техническое   и   дидактическое   оснащение:  фразеологические словари, иллюстративные материалы, карточки с пословицами, оформление доски. План занятия: 1. Организационная часть. 2. Изучение нового материала:  вопросы на повторение;  работа с учебником;  слово преподавателя;  работа с учебником;  слово преподавателя,  работа у доски и в тетрадях;  вопросы на сравнение изученного и нового материала.  3. Сообщения студентов. 4. Работа с учебником. 5. Слово преподавателя. 6. Фразеологическая викторина. 7. Слово преподавателя. 8. Сообщения студентов. 9. Закрепление материала. 10. Подведение итогов:  вопросы на обобщение изученного материала;  домашнее задание;  оценки. Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала: Вопросы на повторение: 1. Что означает слово «фразеология»? (наука о фразеологизмах). 2. Что изучает эта наука? (устойчивые сочетания слов, т.е. фразеологизмы). 3. Что общего и различного между словами и фразеологизмами? Работа с учебником: 1. Выписать определение фразеологизмов с примерами. 2. Выписать группы фразеологизмов с примерами. 3. Слово преподавателя: У слов и фразеологизмов немало общего: они не только служат названиями, но и имеют свою историю, происхождение, синонимы и антонимы, стилистическую принадлежность. Однако есть одно существенное различие между словами и фразеологизмами. Большинство фразеологизмов имеют переносное значение и могут потерять его, если слова, входящие в его состав разъединить или употребить отдельно друг от друга.   Именно   поэтому   фразеологизмы,   или   несвободные   словосочетания, необходимо строго отграничивать от свободных словосочетаний.  Работа с учебником:  1. Выписать особенности фразеологизмов. 2. Выполнить   задание:   даны   вперемежку   фразеологизмы   и   свободные словосочетания. Распределить по двум столбикам:  Несвободные словосочетания Свободные словосочетания Вешать хомут на шею Вешать портьеры Вешать собак Кому не лень На чёрный день Обыкновенная лень Радостный день Провести грань Мелко плавать Танцевать от печки Туча тучей Себе на уме Не в своём уме На точке замерзания Попасть в точку Заколдованный круг   Провести через лес Плавать в бассейне Танцевать мазурку Грозовая туча В детском уме Поставить точку в конце предложения Нарисовать круг Вопросы к упражнению:  1. Значения каких фразеологизмов вам непонятны? 2. Какие из приведённых фразеологизмов относятся к научному стилю? (центр тяжести, на точке замерзания). Слово преподавателя: Предлагаю   проверить,   насколько   богат   ваш   фразеологический   запас   и насколько вы точны в употреблении следующих устойчивых сочетаний. В составе каких фразеологизмов употребляются слова, написанные на доске? Полученные неразложимые   словосочетания   запишите   в   тетрадь.   Написанные   вразброс   слова необходимо соединить друг с другом, чтобы получились фразеологизмы.  Дремучий (лес) Обложной (дождь) Животрепещущий (вопрос) Перочинный (нож) Заклятый (враг) Бразды (правления) Кануть (в Лету) Вдребезги (разбиться) Истошный (крик) Терновый (куст) Вопросы на сравнение изученного и нового материала: 1. Какие словари русского языка помогали вам в изучении темы «Лексика»? («Толковый   словарь   русского   языка»,   «Словарь   иностранных   слов», «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля). 2. Обратите   внимание   на   словари   и   справочники,   представленные   на   нашей выставке. Среди них «Крылатые слова» и «Лингвистические детективы Н.М. Шанского». Именно они помогли нашим студентам выяснить происхождение некоторых устойчивых сочетаний.  Сообщения   студентов:  во время выступления остальные не просто слушают, а делают краткие записи в тетрадях. Выполнение задания: работа со значениями фразеологизмов и их употреблением. Значения неизвестных вам фразеологизмов узнайте дома по «Фразеологическому словарю».  Слово преподавателя: Раньше фразеологизмы имели прямое значение и с течением времени в речи народа они стали неразложимыми. Но есть и такие устойчивые словосочетания, которые имеют авторство писателей, поэтов, политиков, философов, актёров. Как они называются? (афоризмы).  Запись в тетрадях:   Афоризм   –   мысль,   выраженная   в   сжатой   форме,   часто   поучительного характера или содержащая оценку предмета, ситуации, явления.  С течение времени афоризмы становятся крылатыми словами. Фразеологическая викторина:  Предлагается   угадать,   из   какого   произведения   взята   фраза.   Можно   усложнить задание, предложив закончить афоризм.   «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!» («Слон и Моська». И.А. Крылов).  «Ты всё пела? Это дело! Так пойди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей». И.А. Крылов).  «Видит око да зуб неймёт» («Лисица и виноград». И.А. Крылов).  «Счастливые часов не наблюдают» («Горе от ума». А.С. Грибоедов).  «Обычай мой такой: подписано – так с плеч долой!» («Горе от ума». А.С. Грибоедов).  «Чуть свет – уж на ногах, и я у ваших ног» («Горе от ума». А.С. Грибоедов).  «Мы   все   учились   понемногу   чему   –   нибудь   и   как   –   нибудь»   («Евгений Онегин». А.С. Пушкин).  «Они   сошлись:   волна   и   камень,   стихи   и   проза,   лёд   и   пламень   не   столь различны меж собой» («Евгений Онегин». А.С. Пушкин). Предлагается назвать афоризмы  Евгения Базарова – героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».  Слово преподавателя: Особый   пласт   русской   фразеологии   составляют   пословицы   и     поговорки, выражающие народную мудрость.  Сообщение студента о пословицах и поговорках. Работа по карточкам: первая половина пословицы представлена в виде карточки на доске, вторую студенты называют сами и записывают всю пословицу в тетради.  Ученье свет, а неученье – тьма.  Хочешь много знать – мало надо спать.  Любишь кататься – люби и саночки возить.  Красна птица пеньем, а человек – ученьем.  Не спеши языком – торопись делом. Подведение итогов. Домашнее задание: Записать   фразеологизмы,   в   составе   которых   употребляются   названия представителей животного мира. Ответы:   Комар носа не подточит.  Метать бисер перед свиньями.  Когда рак на горе свиснет.  Брать быка за рога.  Носиться как курица с яйцом.

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Фразеология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017