Данная работа является обобщением опыта работы учителя на уроках истории и обществознания с использованием технологии критического мышления. Целью данной образовательной технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Развитие у учащихся мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся).
Проектирование образовательного процесса на уроках истории и обществознания.docx
«Проектирование образовательного процесса на уроках истории и обществознания
на основе технологии развития критического мышления».
В условиях модернизации российского образования перед современным
педагогом стоят задачи формирования и воспитания всесторонне развитой личности
учащегося, с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных
решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира, умения
работать с различными видами информации.
Основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный урок.
Сделать урок интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную
деятельность, вовлечь в работу как можно большее количество учеников, научить ученика
анализировать и видеть причинноследственные связи событий, развить в нем творческое
мышление, коммуникативные навыки
эти и многие другие задачи стоят перед
современным педагогом.
Одной из технологий, базирующейся на позициях деятельного активного подхода к
построению педагогического процесса, является технология развития критического
мышления.
навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни посредством
Целью данной образовательной технологии является развитие мыслительных
интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Критическое мышление — это:
способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения;
Таким образом, данная система обучения как раз и состоит в том, что учащиеся
включаются в активную и эффективную учебнопознавательную деятельность. Обучение
имеет субъективный осознанный характер. Принципиально меняется и роль учителя в
учебном процессе. Перед ним стоят задачи мотивировать, организовать, координировать,
консультировать, контролировать деятельность ученика; создавать условия, помогающие
ребенку свободно и увлеченно добывать знания самостоятельно. И главным видом
деятельности становится поиск: поиск исследование, поиск путешествие, поиск
индивидуальный и коллективный. Технология критического мышления гарантирует
ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень
обучения.
Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ребенка,
как самостоятельность, коммуникация, стремление к самообразованию и саморазвитию.
Фазы технологии критического мышления.
Первый этап работы называется стадия вызова – мотивации, пробуждение
В структуре данной технологии выделяют три основных этапа:
имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
Задачи стадии вызова:
помочь ученикам сформулировать цели и задачи, которые необходимо будет решить
на уроке;
мотивировать на получение нового знания; осмысление содержания
Вторая стадия называется
(получение новой
информации). На этой стадии кроме учебника учитель может предложить альтернативные
источники информации. Это создает условия для расширения и углубления содержания,
ученики начинают осмысленно и более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные
вопросы.
Задачи стадии реализации смысла:
помочь активно воспринимать изучаемый материал;
помочь соотнести имеющиеся у ребенка знания с новыми, полученными на уроке;
Третья стадия стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель
проверил уровень усвоения материала урока, самостоятельного анализа учеников того, что
им удалось на уроке.
Задачи стадии рефлексии:
помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал;
помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении
материала.
Приемами технологии критического мышления могут быть:
Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его
графическое оформление в виде грозди.
Фишбоун (рыбный скелет): Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в
голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив
друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их
наличие), в хвосте – формулируемый вывод.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы,
отражающие суть.
Толстые и тонкие вопросы. (Толстый вопрос начинается со слов Кто? Где?
Когда? Что?. Тонкий вопрос начинается со слов: Почему? Объясните...? Как вы
думаете...?).
Инсерт маркировка текста значками по мере его чтения.
(interactive интерактивная noting размечающая s system система effective для
эффективного reading and чтения 1 thinking размышления). Значки для маркировки
текста:
"V" уже знал; «+» новое; «» думал иначе; «?» не понял, есть вопросы. Сводная
таблица. Плюсминусинтересно (ПМИ). RAFTтехнология. Название данного метода представляет собой сокращение:
где R (роль. От имени кого будет представлено сообщение?) А (аудитория. Для кого?)
F (форма. В какой форме будет преподнесен материал сообщения?) T (тема. О чем будет
рассказано в сообщении?). Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую
роль (ученый, журналист, путешественник и т.д.), и пишет текст от лица выбранной роли.
Понятийнотерминологическая карта. На доске выписываются понятия,
термины в хаотичном порядке и надо все составить в логическую цепочку согласно теме.
Синквейн (пятистишие) это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти
строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. Порядок написания
синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья
понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё
отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает
свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
показывающие
действие
три
глагола,
срока
–
Планируя урок, достаточно часто разрабатываю технологическую карту в
соответствии с ТРКМЧП или применяю её отдельные приёмы. Одним из них является
составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяет сделать
наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или
иную тему.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине классной доски учитель пишет ключевое слово или предложение, которое
является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидываются» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,
подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым
понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки»,
устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая
графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной
темы.
Система кластеров позволяет охватить большой объем информации, которую
следует отобрать и конкретизировать в направлении развития темы.
Пример. Урок истории 9 класс. Первая русская революция.
Цель: создать условия для формирования знаний о причинах Первой русской революции и
последствиях этой революции для дальнейших событий.
После совместной постановки цели учитель объявляет, что сейчас они самостоятельно (по
рядам: 1 рядполитические, 2 рядэкономические, 3 рядсоциальные) выделят причины Первой
русской революции и заполнят кластер на доске. Дальнейшая работа с кластером позволяет
наглядно показать взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, которые привели к
революционным события в стране. Далее на стадии содержания при работе с текстом учебника
использую технологию Фишбоун, где «верхние косточки» основные события революции, а нижние – результат этих событий. И в конце урок делается вывод о результатах революции,
которые записываются в хвост «рыбы».
Пример. Урок обществознания в 10 классе по теме: “ Социальные нормы и
которое отклоняется от общепринятых
отклоняющееся поведение”.
Цель: Создать условия для формирования знаний о видах социальных норм и
отклоняющемся поведении.
На этом уроке учащиеся могут сами, без затруднений, сформулировать тему
урока.Учитель добивается этого, задав ученикам несколько простых вопросов.
После приветствия, когда дети сели, учитель спрашивает:
– Почему, когда я вошла, вы встали? (Это норма.)
– Как называются нормы, принятые в обществе? (Социальные.)
– Всегда ли социальные нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К
сожалению, социальные нормы часто нарушаются.)
– Как называется поведение,
норм? (Отклоняющееся.)
Так о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Так, с помощью учителя, учащиеся сформулировали тему урока.
После объявления темы и цели урока учитель говорит, что на этом уроке ученики будут
самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера. Класс делится
на группы.
Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой
информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.
Второй этап урока. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные
карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при
составлении кластера. Но главное – содержание.
Третий этап урока. Защита кластеров.
Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.
Таким образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный
материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных
суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.
Таблица «До и после» позволяет вырабатывать исследовательские навыки, формирует
умения выстраивать гипотезы и проверять их истинность.
Эту таблицу можно применять на стадии вызова для активизации внимания и
повышения интереса к изучаемой теме, а так же при изучении как известного, так и
совсем нового материала.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, исторические
документы по данной теме) обучающиеся возвращаются к данным утверждениям, чтобы
оценить их достоверность.
Этот прием можно применять на каждой из трех фаз, по которым строится урок.
Пример: урок истории в 9 (11) классе по теме “Политические партии России в
начале ХХ века”.
Цель урока: создать условия для формирования знаний о видах политических партий
России в начале ХХ века и их политических программ.
Работая с текстами программ политических партий предлагается заполнить таблицу утверждение
До изучения
После изучения
При изучении темы, требующей от учащихся навыка сравнительного анализа
различных явлений, периодов, фактов, теорий достаточно часто использую прием
SWOT – анализ.
Пример: урок обществознания в 9 классе по теме “Типы политических режимов”.
Цель урока: создать условия для формирования представления о типах политических
режимов, их характерных черт и отличий.
После объявления темы и цели урока учитель говорит, что изучать новую тему учащиеся
будут самостоятельно, проводя при этом SWOT – анализ. Класс делится на группы.
Каждая группа готовит анализ одного из основных типов политических режимов
(тоталитарный, авторитарный, демократический).
Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа и дополнительный
материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны
основных типов политических режимов, последствия действия этих режимов и угрозы
применения этих типов систем существуют в будущем.
Второй этап урока. Заполнение матрицы SWOT– анализа
S – сильные стороны
изучаемого явления
О – возможности
применения
W – слабые стороны
изучаемого явления
T – угрозы применения
Третий этап урока. Выступление групп.
Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.
«Шесть шляп мышления»
В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог
Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою
мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься,
поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает
«поразмыслить» шестью различными способами.
Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из
картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли
исходя из цвета шляпы.
Белая шляпа
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только
факты!!! Можно цитировать чьюто субъективную точку зрения, но бесстрастно, как
Пример: «Какие события произошли в период октябрьской революции?»,
цитату.
«Перечислите членов первого временного правительства» и т. д.
Желтая шляпа
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные
стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Пример: «Революция
решила сразу проблему отсутствия демократии», «Ввела республиканскую форму
правления» и т.д.
Черная шляпа революция
войну».
породила
«Октябрьская
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно,
проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл
заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и
проанализировать их причины.
Пример:
гражданскую
Красная шляпа
Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального
состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно
моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять,
почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес,
раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции
помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. Пример: «Финал
Гражданской войны” вызвал у меня чувство горечи и растерянности».
Зеленая шляпа
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот
или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе,
почему и как именно?», Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Пример: «Если бы белогвардейцы не отменили декрет о земле, то вряд ли такое
количество крестьян пошло бы добровольно в Красную Армию».
Синяя шляпа
Это – философская, обобщающая шляпа. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо
все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам,
послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить
собранный материал. За ними – последнее слово.
Обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.