Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
география +2
7 кл—11 кл +1
26.03.2019
Данный методический материал является обобщением передового опыта по проблеме "Краеведение – как средство расширения кругозора и формирования патриотического сознания учащихся" педагога дополнительного образования Куватова З.С. Краеведение обладает большим воспитательным потенциалом в воспитании подрастающего поколения. Новизной опыта является его опора на местный региональный компонент.
Обобщение опыта работы пдо Куватова З.С..doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования "Дом пионеров и школьников города
Кувандыкского городского округа Оренбургской области"
Обобщение опыта работы
педагога дополнительного
образования Куватова З.С.
1 Кувандык
2017
Краеведение – как средство расширения кругозора и
формирования патриотического сознания учащихся
(из опыта работы пдо Куватова З.С.)
Визитная карточка педагога
дополнительного
образования высшей
квалификационной категории
Куватова Загидуллы
Самигулловича,руководителя краеведческого объединения
"Память"
Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования "Дом пионеров и школьников
города Кувандыкского городского округа Оренбургской
области".
Педагогический стаж – 40 лет.
Проблема, над которой работает педагог
2 Кругозор в жизни человека играет огромную роль,
помогая ему адаптироваться к меняющемуся миру, знания
возвышают, дают силы развиваться, знания, наконец, делают
жизнь небезынтересной, насыщенной.
Кругозор – это не просто заученные по требованию
учителя знания в школе. Они направлены на развитие умственных
способностей человека,
умений говорить,
размышлять, делать выводы, на выявление его скрытых
способностей.
его логики,
Но, помимо наличия определенного багажа знаний,
каждому человеку должна быть присуща нравственная и
духовная основа личности, включающая в себя и патриотическое
сознание.
Большим потенциалом для формирования как знаний, так
и патриотического сознания обладает краеведческая работа в
системе дополнительного образования детей.
В связи с этим, Куватовым З.С. определена проблема:
краеведение – как средство расширения кругозора и
формирования патриотического сознания учащихся.
Условия возникновения, становления опыта
На становление опыта Загидуллы Самигулловича повлиял
ряд факторов:
1. Личный интерес педагога к изучению родословия, и, как
следствие, возникновение интереса воспитанников к
данному виду деятельности.
2. В Мухамедьяровской школе был собран богатейший
краеведческий материал для использования на уроках
истории.
3. В 80–90ые годы 20го века выпускники школы выбирали
юридические и экономические специальности, поэтому
возник интерес у учащихся к предметам истории и
обществознания.
3 Педагог вовлек их в деятельность историко
краеведческого кружка "Память", который он первоначально вел
на общественных началах.
Актуальность и перспективность опыта
Занятия краеведением способствует воспитанию
патриотических чувств, любви к культурному наследию,
устанавливает связь поколений, ставит учащихся в положение
хозяев родного края, наследниками дел ушедших поколений.
Работа, связанная с краеведением, приобщает детей к научному
поиску, будит творческие силы учащихся. Краеведение важный
фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического
и физического воспитания учащихся, оно способствует
патриотическому воспитанию, общему образованию, расширяет
кругозор и развивает познавательные интересы учащихся,
приобщает к творческой деятельности, формирует практические
и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии,
осуществляет межпредметные связи, помогает соединять
обучение с жизнью и активизирует деятельность учащихся.
В каждом уголке нашей Родины есть свои природные
особенности, специфические черты истории и культуры,
составляющие тот феномен, который формирует в человеке
интерес и привязанность к родному краю, историческое сознание
и социальную активность.
Мухамедьяровская средняя школа представляет собой
хорошую базу для организации краеведческой работы, так как
населенный пункт имеет богатую историю. Данный материал
органично вписывается в воспитательную систему
образовательного учреждения, отвечая её целям и задачам.
Возможности данного опыта педагогической деятельности
предполагают вовлечение в перспективе все большего количества
воспитанников в процесс исследовательской деятельности.
4 Теоретическая база опыта
В теоретическую основу опыта Куватова З.С. легли
исследования отечественных методистов и педагогов 6080х
годов XX века: И. З. Озерского, В. Б. Бондаревского, З. И.
Щукиной, Н. Г. Дайри, И.Я. Лернера, Ю. К. Бабанского, М. Н.
Скаткина, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, Н. И. Запорожца
и других.
Литература, которую непосредственно использует педагог
в своей профессиональной деятельности:
1. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В., Матюшкин Г. Н.
Историческое краеведение. М. 1980.
2. Историческое краеведение. Учебное пособие. // Под
редакцией Г. Н. Матюшкина. – М., 1975.
Князев Ю. А. Библиография в краеведческой
работе. // Преподавание истории в школе. 1991. №3.
4.
5.
Князев Ю. А. Сущность и педагогическая значимость
школьного краеведения. // Преподавание истории в школе.
1989. № 6.
6. Методика историкокраеведческой работы в школе.
Пособие для учителей. М. 1982.
7.
Соловьев М. С. Новое содержание в традиционной
краеведческой работе. // Преподавание истории в школе. 2007.
№5.
8. Шамшин А. Б. Историкокраеведческая работа со
школьниками. Преподавание истории в школе. 1998. № 5.
Новизна опыта
Новизной опыта является то, что специфика программы
по краеведению, разработанной педагогом Куватовым З.С.,
ориентирована на содержание школьного курса истории и
органично дополняет знания детей местным краеведческим
материалом.
5 Ведущая педагогическая идея
На личном опыте педагог убедился, что школьникам
трудно запомнить исторический материал, который связан с чем
то далеким, незнакомым. Со временем он заметил, что рассказы
об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий
интерес, и решил через изучение истории родного края, близкого
и понятного детям, изучать историю России, проводя между
ними параллели.
Местный материал стал неотъемлемой и обязательной
частью при изучении отечественной истории.
факультативных занятиях,
Историческое краеведение – это не самостоятельный
предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания
на местном материале. Краеведческая работа проводится на
уроках,
во внеклассной и
внешкольной работе. Краеведение стало важным средством
повышения качества знаний, способствующим формированию у
учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания
личности и убежденности. Основные особенности школьного
краеведения на современном этапе – высокая идейность,
общественно полезная направленность,
его поисково
исследовательский характер.
Таким образом, ведущей педагогической идеей является
использование краеведения в целях расширения кругозора и
формирования патриотического сознания учащихся.
Технология и результативность опыта
Используя краеведческий материал на уроках истории,
педагог подметил,
что он активизирует мыслительную
деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику
уроков, вносит в преподавание истории конкретность и
убедительность, участвует в патриотическом воспитании
школьников.
6 Краеведческий подход позволяет вести учащихся от
близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и
явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки,
т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и
доступным путем.
Использование краеведческого материала на уроках
истории открывает широкие возможности для самостоятельной
деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже
небольшого открытия, создания творческих работ. Это
пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края,
страны, вызывает потребность в знаниях.
материал
Краеведческий
обладает
полифункциональностью,
сочетая в себе обучающие,
воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа
педагогически очень многогранна. Одновременно она может
носить исследовательский и прикладной, общественно полезный
и образовательновоспитательный характер.
Краеведение
многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются
история, география, природа и этнография, фольклор и
топонимика.
Основной технологией, используемой педагогом, является
технология исследовательской деятельности. Особое значение
всегда придается предварительной работе.
Загидулла
Самигуллович заблаговременно раздает опережающее домашнее
задание учащимся и контролирует подготовку, проводит
необходимые консультации и рекомендует различные приемы
донесения материала до слушателей: работа с картой,
историческим документом, схемой, плакатом, фотографией и т.
д.
Практика показывает, что использование краеведческого
материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся,
а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории
России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.
Для эффективности использования краеведческого
материала необходимо придерживаться следующих условий:
7 соответствие краеведческого материала общим
методологическим задачам курса отечественной
истории;
научной достоверности;
взаимосвязи местного и общеисторического материала;
учета исторически сложившихся условий развития
края, его специфики;
систематичности и планомерности в использовании;
наглядности;
непосредственного участия школьников под
руководством учителя в сборе и изучении
краеведческого материала;
связи учебной и внеклассной историкокраеведческой
работы;
применять разнообразные, наиболее оптимальные
приемы и методы использования местного материала
на уроках истории.
В воспитании духовных основ патриотизма педагог
должен помнить важное методологическое требование –
комплексность в краеведческой работе, которая помогает
учащимся:
научную
мышление,
наблюдение,
развивать
любознательность;
повышать интеллект и культурный уровень личности;
расширять кругозор, эрудицию;
приобщать к творческой деятельности;
психологически готовиться к самостоятельной жизни;
повышать нравственность;
воспитывать в себе любовь к родному краю, а через
него – к Родине.
Основные формы поисковой деятельности:
1. Работа с архивными документами.
2. Чтение (анализ) художественных произведений,
публицистики по изучаемому вопросу.
8 3. Работа с периодической печатью, сбор газетных,
журнальных статей об интересных людях и событиях
села.
4. Встречи с участниками и очевидцами исторических
событий, запись их воспоминаний, фотографирование.
5. Переписка с земляками, проживающими за пределами
села, района, области, родного края.
6. Посещение района исследования, изучение данного
вопроса на месте, фотографирование зданий и других
исторических объектов.
7. Консультации с работниками библиотек, архивов,
музеев и т.д.
Направления исторического краеведения.
1. Исследовательская работа:
а) отбор и обработка собранного материала;
б) написание исследовательской работы в форме
рефератов, докладов;
в) участие в конкурсах исследовательских работ на
уровне района и области.
2. Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.;
б) организация краеведческих конференций по
исследовательским работам учащихся школы;
в) участие в областных, районных конкурсах
педагогических краеведческих чтениях,
сочинений,
презентациях школьных музеев и т.п.;
г) сотрудничество с районной и областной газетами;
д) участие в районном конкурсе профессионального
мастерства
педагогов дополнительного образования "Занятие
года";
е) ежегодные творческие отчеты школы для жителей
села о находках юных краеведов.
З. Оформительская работа:
9 а) составление альбомов, дневников, докладовотчетов,
рефератов;
б) оформление выставок, плакатов, планшетов,
стенгазет, альбомовраскладушек;
в) оформление тематических экспозиций;
г) создание рукописной Книги Памяти (воспоминания
участников войны).
4. Изучение опыта работы по краеведению:
а) посещение районных и областных конференций,
семинаров;
б) изучение передового опыта учителейноваторов;
в) посещение комнат, музеев, выставок;
г)
знакомство с новейшими методическими
рекомендациями по поисковокраеведческой работе;
д) переписка.
Повышение результативности обучения предполагает
применение не только одного метода, приема. Для повышения
эффективности обучения следует выбирать наиболее
оптимальные способы. Это зависит от использования средств
активизации в их взаимосвязи, учебного содержания, методов и
методических приемов, способов организации деятельности
учащихся. Отсутствие одного из этих компонентов или
недостаточная связь между ними делает воздействие на учащихся
неполным, неоптимальным и снижает результаты обучения.
Средства активизации должны выбираться педагогом с учетом
дидактической цели занятия и задач.
Задачу активизации познавательной деятельности
воспитанников следует рассматривать как одну из важнейших,
решение которой даст быстрые положительные результаты в
повышении качества обучения, воспитания и развития учащихся
на занятии.
Одной из форм качественного изучения истории является
самостоятельная работа обучающихся на занятиях. Эта работа с
текстом книга,
решение
познавательных и проблемных задач. Системное включение
историческими документами,
10 краеведческого материала в перечисленные формы и методы
учебновоспитательного
устойчивые
положительные результаты.
процесса
дает
Результатом работы над проблемой "Краеведение – как
средство расширения кругозора
и формирования
патриотического сознания учащихся" является то, что
воспитанники с исследовательскими работами занимают
призовые места в районных, областных конкурсах. Ежегодно
высокий уровень исследовательских работ отмечают члены жюри
районного слета краеведческого движения "Отечество".
Работа ученицы 10 класса "Моя родословная" Салиховой
Лилии в 2008 году отмечена поощрительной грамотой во
Всероссийском
работ
старшеклассников "Человек в истории. Россия – XXI век".
исследовательских
конкурсе
Адресная направленность
Данный опыт будет интересен учителям истории,
использующим краеведческий материал на уроках и во
внеклассной работе, руководителям школьных музеев, а также
руководителям краеведческих объединений, работающим в
системе дополнительного образования детей.
Трудоемкость
От учителя требуются дополнительные знания по истории,
истории родного края, литературе, географии.
11 Краеведческое объединение «Память»
12 на дополнительную образовательную программу "Память"
Рецензия
Автор программы:
Куватов Загидулла Самигуллович, педагог дополнительного
образования высшей квалификационной категории.
Учреждение, реализующее программу:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования "Дом пионеров и школьников города Кувандыкского
городского округа Оренбургской области".
в рамках которой реализуется программа
Общая характеристика программы:
Направленность,
объединения "Память": краеведческая.
Вид детского объединения, в рамках которого реализуется
данная программа: краеведческое объединение "Память".
Возраст детей: 1317 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Структурные компоненты представленной программы
взаимосвязаны и дают ясное представление об учебно
воспитательном процессе в объединении.
Программа
соответствует примерным требованиям к программам
дополнительного образования детей (Приложение к письму
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 –
1844).
Данная программа рассчитана на возрастную категорию
детей и подростков в возрасте от 13 до 17 лет со сроком
реализации 2 года, т. е. 144 часа в год с режимом занятий 2 раза в
неделю по 2 часа, но при необходимости можно расширить курс
по краеведению и продолжить обучение дальше.
Авторы
грамотно обосновали гуманистические и общедидактические
13 принципы реализации программы, связав их с возрастными и
психологическими особенностями детей.
краеведения,
исторического
В основу данной программы заложена краеведческая
работа по изучению истории родного края, своего села и несёт
воспитательный, образовательный, развивающий потенциал.
Работая по ней, изучая музейное дело, предоставляется
возможность сообщить обучающимся необходимые знания в
области
литературы,
искусствоведения, археологии и этнографии, архитектуры,
музееведения в целом и многое другое. Выполнение программы
позволяет не только глубже изучить историю края, в котором
живут ребята, но и раскрыть, развить познавательные
способности обучающихся,
реализовать их личностный
потенциал, помочь школьникам в приобретении навыков и
умений, необходимых для получения дальнейшего образования
(работа с литературой, источниками, документами, выполнение
различных видов творческих работ, публичные выступления,
ведение дискуссии и т.д.).
Программа построена на принципах преемственности и
рассчитана на работу в течение 2 лет. На первом году обучения
происходит формирование навыков и понятий краеведческой
работы. В течение остального времени углубление в изучаемый
материал, при этом усовершенствуются и усложняются методы и
приемы работы.
В ходе реализации программы идет
последовательное нарастание степени сложности теоретических
знаний, а также усложнение практической работы от первичных
опросов и бесед к написанию исследовательской работы по
конкретным направлениям.
В Пояснительной записке авторы программы обосновали
актуальность данной программы, обосновав востребованность
подобного рода образовательных услуг именно в условиях
малого города. Цель программы сформулирована корректно, она
достижима и проверяема. Задачи декомпозируют цель и дают
представление о путях её достижения.
Несомненным
достоинством программы "Память" является опора на местный
14 краеведческий материал, что позволяет успешно решать задачи
по воспитанию патриотизма, чувства любви и гордости за свой
родной край, обогащения духовного мира ребёнка; стимулирует
наблюдательность и любознательность;
обучает детей
самостоятельно добывать знания, уметь проводить собственные
исследования и делать выводы.
В тематическом плане содержание распределено по двум
годам обучения и представлено в виде концентрической системы,
что позволяет постепенно усложнять материал в соответствии с
психическим и физическим развитием воспитанников.
Содержание программы объединено в 5 тематических
модулей, что находит отражение в тематическом плане. Все
образовательные модули предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование деятельностно
практического опыта. Данный подход позволяет более полно
подойти к изучению родного края средствами музейно
краеведческой деятельности. Включённые в программу даты и
факты известных местных исторических событий дают важные
фактические знания учащимся, воспитывают позитивное
отношение к истории малой Родины и России, а также
формируют интерес к научно исследовательской деятельности,
к поисковой работе.
Связь с историей станицы, биографиями односельчан
имеет огромное значение для привития интереса не только к
истории малой Родины, но и собственного нравственного
становления как личности, как представителя данного
человеческого социокультурного сообществ.
Достаточно подробно авторами описываются методы и
формы работы по вовлечению в краеведческую,
исследовательскую и поисковую деятельность (это поисковая
работа, встречи с интересными людьми, познавательные
экскурсии, интеллектуальные игры, праздники), однако в
перечень предлагаемых форм и методов организации
деятельности необходимо добавить использование ИКТ и
Интернеттехнологий.
15 Специфика организаций занятий по программе
заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой
и музееведческой деятельности. Осуществление такого подхода
создает условия для комплексного изучения истории, культуры и
природы родного края музейнокраеведческими средствами.
защитах исследовательских работ,
Знания и умения, полученные в результате работы по всем
направлениям программы отслеживаются педагогом на: слетах,
конкурсах,
в ходе
экспозиционных работ в музее, в процессе написания рефератов,
статей, в ходе подготовки и проведения экскурсий и путем
диагностических срезов знаний по подготовленных педагогом
вопросникам.
В конце программы приводятся списки литературы для
педагогов и воспитанников, адреса электронных ресурсов.
В целом,
содержание рецензируемой программы
соответствует заявленным принципам, поставленным целям и
задачам, предполагает адекватные способы их достижения в
системе дополнительного образования. Программа органично
вписывается в общую воспитательную работу, выполняя свои,
лежащие в плоскости патриотического воспитания задачи на
основе преемственности традиций семьи, школы, родного села,
страны в целом.
Рецензент: Никифорова Ю.Ф., методист МБУДО "ДПШ".
16
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Куватова З.С.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.