Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
Оценка 5
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
28.04.2017
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования, развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать общественные решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации ФГОС, школа-интернат ведет систематическую, целенаправленную работу в помощь формированию и воспитанию духовно-нравственной личности, опираясь на разработанные учебным заведением программы духовно-нравственного воспитания: «Духовность и дети», «Впусти к себе добро».
obobshenie.docx
Обобщение опыта работы по духовнонравственному воспитанию
Автор:
Федякина Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования
Образовательное учреждение: ТОГБОУ «Моршанская школаинтернат»
Место и год создания работы: г. Моршанск, 2016
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и
Концепцией модернизации российского образования, развивающемуся
обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать общественные решения в ситуации выбора,
прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие
развитым чувством ответственности за судьбу страны. Согласно Концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
которая является методологической основой разработки и реализации ФГОС,
школаинтернат ведет систематическую, целенаправленную работу в помощь
формированию и воспитанию духовнонравственной личности, опираясь на
разработанные учебным заведением программы духовнонравственного
воспитания: «Духовность и дети», «Впусти к себе добро», утвержденные
«Межрегиональным центром возрождения духовнонравственного наследия
«Преображение». Основная цель данных программ – сохранение духовно
нравственного здоровья детей.
Воспитательские часы, беседы, диспуты, игровые программы являются
основной формой воспитательной работы, в том числе и духовно
нравственного воспитания. Все мероприятия духовнонравственной
направленности отражены в планах воспитательной работы и в общешкольных
планах. В рамках направлений школьной программы духовнонравственного
воспитания в группах планируются и проводятся мероприятия по
направлениям:
Добрые чувства и мысли (воспитание нравственного чувства,
этического сознания и готовности совершать добрые поступки):
воспитательские часы: «День Матери», «Международный день семьи», «День
согласия и примирения», «От Рождества до святого Крещения», «Спаситель
мира», «Из истории Рождества Христова», «Под благовест колоколов»;
ролевая игра «Планета толерантных друзей»; уроки нравственности «Вера,
Надежда, Любовь», «Добро и зло: причины наших поступков», «Пусть не
гаснет свеча духовности», «Твори добро», «Что такое настоящая дружба»; часы этикета: «Умеем ли мы общаться?», праздники: «Рождество Христово»
«Светлое Христово Воскресенье», уроки православной культуры с
настоятелем Никольской церкви, родительские собрания «Роль семьи в
духовнонравственном воспитании детей» и др..
Страна граждан (гражданскопатриотическое воспитание):
беседы с социальным педагогом «Что такое ответственность?», «Символика
России», «Подросток и закон»; познавательные часы: «День народного
единства», «Конвенция прав ребёнка», «День Российской Конституции»,
«Тамбовщина… здесь Родины моей начало», «Кодекс достойного человека»;
уроки мужества: «День Победы»,
«Прикоснись сердцем к подвигу»
(моршанцы в годы ВОВ), «Дети блокадного Ленинграда», «День Защитника
Отечества», «Память Беслана»; устный журнал о воинах Афганской войны
«Сквозь огненный ад»; экскурсии по городу «Память, высеченная в камне» и
др.
Труд для себя и для других (воспитание трудолюбия,
творческого отношения к жизни): воспитательские часы: «Выбор профессии –
дело серьезное», «Кем быть? Каким быть? Что главное?», «Мир аграрных
профессий», «Профессии необходимые нашему городу», «Тот человек в
почёте, чьи руки в работе», «Все профессии важны», «Выбор профессии:
реальность и мечты», «Не позволяй душе лениться», «Способности и
профессиональная пригодность»; встреча со специалистами ЦЗН «Труд в
почете любой! Мир профессий большой!»; встреча со специалистом
многоотраслевого техникума «В мире профессий: учебные заведения нашего
города – выпускникам»; конкурсы художественноприкладного творчества:
«Осенние посиделки», «Свет рождественской звезды», «Пасхальный
сувенир»; конкурс аппликаций «Листопад»; экскурсии на предприятия
города; творческие мастерские, трудовые акции и десанты и др.
Здоровье (воспитание здорового образа жизни): воспитательские
часы:
«Счастливая семья – здоровая семья. Здоровая семья
счастливая страна», «Мы – за красоту и здоровье», «Всё в твоих руках
(предостережение от пагубных привычек), «Спорт и здоровье»; мероприятия в
рамках XI Всероссийской акции «Спортальтернатива пагубным привычкам»,
спортивные праздники, туристические походы.
Природа
(экологическое
познавательные
экологические часы: «День Земли», «Защитим птиц», «Братья наши меньшие»,
«Растенияспутники нашей жизни», «Природа не прощает ошибок», «Красная
книга Тамбовской области»; экскурсии в городской сад: «Рябиновая осень»,
воспитание): «Плоды осени»; экологические уроки; играсоревнование «Как нам вылечить
природу»; викторины: «Экологическая азбука», «В мире животных»; десанты
в природу: «Развешиваем кормушки», «Собери пластиковый мусор» и др.
Красота (эстетическое воспитание):
фестивали литературно
художественного творчества: «В гостях у любимой книги», «Литературная
классика – на экране», «Путь длиною в жизнь» (обзор творчества Д.С
Лихачева»; виртуальные экскурсии: «Семь чудес света», «Музеи и картинные
галереи России»; музыкальные гостиные; творческие мастерские: «Осенние
посиделки», «Вифлеемская звезда», «Весеннее настроение», «Пасхальный
сувенир» и др.
Сложнейшие задачи духовнонравственного воспитания и развития
детей решаемы и эффективны лишь при условии взаимодействия
образовательных учреждений с другими субъектами социализации. С этой
целью школаинтернат на договорной основе поддерживает тесную связь с
социальными партнерами: Никольским храмом, воскресной школой,
ресурсным центром духовнонравственного воспитания «Мир в твоей душе»,
историкохудожественным музеем,
Данные
учреждения обладают всем необходимым оборудованием, инвентарем,
техническими средствами, информационными технологиями, необходимыми
для эффективной подачи информации воспитанникам интерната.
районной библиотекой.
Одним из важных аспектов духовнонравственного воспитания школы
интерната является сотрудничество с Никольским храмом г. Моршанска. На
основании разработанного и утвержденного Положения в школеинтернате
функционирует комната православной культуры, где проводятся занятия
кружка «Православие», а также проходят систематические беседы с
настоятелем Никольского храма, такие доверительные беседы в форме
нравственных диалогов, разбора житейских ситуаций способствуют
формированию и воспитанию личности, благотворно влияя на все стороны
взаимоотношений обучающихся с миром: на их этическое и эстетическое
развитие,
мировоззрение и формирование гражданской позиции,
патриотическую и семейную ориентации, эмоциональное состояние, общее
физическое и психическое развитие. Формы и методы работы с детьми очень
разнообразны: широко используются индивидуальные и групповые беседы,
громкие чтения, художественные рассказывания, проведение дидактических
игр, участие в православных чтениях (ежегодные Феофановские,
Питиримовские, Владимирские чтения), участие в смотрах и конкурсах. На базе школыинтерната систематически проходят совместные
мероприятия и праздники с детьми воскресной школы (Пасха, Рождество
Христово и др.). Об эффективности таких мероприятий говорит тот факт, что
сценарии этих замечательных праздников нередко переносятся в стены
городского Дома культуры и собирают большое количество зрителей –
жителей нашего города.
Одной из интересных форм работы являются экскурсии. Это экскурсии
по памятным местам родного края (СвятоТроицкий собор, Храм Николая
Чудотворца, Мамонтова пустынь и др.).
С целью знакомства с православной культурой нашей страны,
приобщения детей к духовнонравственным ценностям стало хорошей
традицией организация экскурсионных поездок по историческим местам:
Москва, Владимир, Суздаль, Муром, ЕлецЗадонск,
село Дивеево
Нижегородской области и др. Ежегодно юные паломники – обучающиеся
школыинтерната и воскресной школы Никольского Храма отправляются в
интересные путешествия по святым и памятным местам. Как правило, такие
экскурсии насыщены огромной познавательной информацией, дети имеют
возможность не только слышать, но и видеть удивительную красоту
памятников нашей православной культуры – Троицкого, Преображенского,
Благовещенского, Казанского соборов,
храма «Покрова Пресвятой
Богородицы» в Дивеево, Благовещенского мужского монастыря, Спасо
Преображенского монастыря, Троицкого женского монастыря, около
которого находится памятник святым покровителям брака – семейной паре
князю Петру и княгине Февронии в Муроме, целый комплекс музеев, храмов и
исторических мест в Москве, Дивеево и др. Значение таких экскурсий, как
одной из форм духовнонравственного воспитания детей, неоспоримы – они
способствуют формированию ядра личности, благотворно влияя на все
стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его эстетическое и
этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции,
патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал,
эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
С целью предпрофильной подготовки для обучающихся 8 – 9 классов
организуются поездки в межрегиональный социокультурный центр
«Преображение», который расположен в с. Тулиновке Тамбовской области.
Выпускникам даётся возможность реализовать свои профессиональные
помыслы и выбрать профессию по душе. Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения
человека является приобщение его с детства к изучению своей «малой»
родины. Понимая это, высоко оценивая духовный потенциал данного
института социализации, школаинтернат на протяжении многих лет работает
в тесном сотрудничестве с местным историкохудожественным музеем,
широко используя его возможности в воспитательной деятельности. Посещая
экскурсии, выставки, участвуя в массовых мероприятиях, театрализованных
представлениях, впитывая в себя дух времени, которым обладают стены
музея и его экспонаты, ребята постигают культуру и историю своего народа,
испытывают чувство благодарности к старшему поколению, сопричастности к
своему родному краю, своей Родине.
Ежегодно школаинтернат заключает с музеем договор на проведение
тематических экскурсий, организацию выставок, массовых мероприятий,
праздников. В таких мероприятиях, как «Палеонтологическая коллекция
музея», «Древнейшая история Моршанского края», «Крестьянский костюм»,
«Крестьянское жилище», «Русские средневековые поселения на территории
Моршанского края», «Календарные праздники и обряды», «Из истории
русского фарфора», «Моршанск православный», «Коллекция деревянных
скульптур», «Русское чаепитие» и др., обучающиеся школыинтерната
являются не только пассивными слушателями, но и выступают в роли героев
того времени. Театрализация с элементами игры, проведением викторин и
конкурсов, вовлекает детей в активное обсуждение исторических и духовных
вопросов. Дети начинают лучше понимать историческое прошлое своей
страны, своего народа, значительно расширяют свой кругозор, лучше
усваивают школьную программу, испытывают гордость за свой народ, чувство
сопричастности с ним, учатся любить свою Родину.
Совместно с моршанским историкокраеведческим музеем в школе
интернате функционирует кружок «Юный краевед», который ежегодно
организует встречи с детьми войны, ветеранами и тружениками тыла «От
сердца к сердцу» и тимуровские рейды по оказанию им помощи. Особенно эта
работа активизировалась в преддверии 70летия Победы в Великой
Отечественной войне. Данные мероприятия способствуют формированию
гражданскопатриотического сознания, взаимопонимания и связи поколений,
стимулируют детей к исследовательской деятельности, результатом которой
являются творческие проекты детей: «Помним павших героев», «Судьба
человека» и др. Кружковцы «Юный краевед» ежегодно принимают участие в областной
военнопатриотической игре «Русский витязь», оформляя фоторепортажи по
темам: «Героиморшанцы» (об участниках ВОВ), «Моршанск – исторический
город России», «Афганистан болит в моей душе» (об участниках боевых
действиях в Афганистане),
«200летию Бородинского сражения
посвящается…». При школьной библиотеке детьми оформлены дайджесты:
«Страницы истории Тамбовского края»,
«Литературные тропинки
Тамбовского края», «Выдающиеся люди Тамбовского края», «Солдаты
Победы», «Герои нашего времени», «Из прошлого Моршанского района»,
«Моршанск: вчера, сегодня, завтра».
Следующий институт социализации – межпоселенческая библиотека
Моршанского района, на базе которой работает клуб «Белый парус: в мире
прекрасного». Для обучающихся школыинтерната проводятся различные
мероприятия духовнонравственной и эстетической направленностей,
посвященных искусству, творчеству художников, музыкантов и местных
поэтов, и писателей, пример которых помогает реализовывать свои
собственные таланты и способности. Работы юных поэтов и художников
опубликованы в методическом пособии «Ребенок как дар» Тамбовским
региональным
общественного
благотворительного фонда «Российский детский фонд», сборнике стихов и
прозы «Свет Рождественской звезды» городским центром духовно
нравственного воспитания, в школьном альманахе «Светоч», представляющем
собой сборник сочинений, стихотворений и эссе.
Общероссийского
отделением
Детскородительские отношения имеют первостепенное значение,
а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль
в развитии духовнонравственных отношений. Одной из педагогических задач
разработки и реализации школьной программы духовнонравственного
воспитания является организация эффективного взаимодействия школы
интерната и семьи.
На базе школыинтерната успешно функционирует
родительский клуб «Вместе весело шагать», на заседаниях которого
проводятся встречи со специалистами: психологом, логопедом, социальным
педагогом. В рамках родительского клуба традиционно организуются мастер
классы, где родители делятся с детьми секретами своего мастерства по
вязанию, искусству, аппликации, вышиванию и др.; празднование
православных праздников с чаепитием; спортивные мероприятия: «Папа,
мама, брат и я – дружная семья», «Встреча поколений» и др. Активные формы взаимодействия с родителями – важное условие раскрытия
творческого потенциала детей.
В структуре методического руководства школыинтерната уже
несколько лет успешно функционирует творческая лаборатория педагогов
«Духовность и дети», которая организует и направляет всю работу по
духовнонравственному воспитанию детей школыинтерната. В последние
годы педагогические работники творческой лаборатории активизировали во
всех группах деятельность по использованию личностноориентированного и
системнодеятельностного подходов в рамках становления духовно
нравственной личности ребенка. Ежегодной площадкой для совместной
деятельности воспитателей, педагогов дополнительного образования,
специалистов и обучающихся являются месячники по духовнонравственному
и гражданскопатриотическому воспитанию. В рамках месячников ежегодно
проводится цикл различных мероприятий духовнонравственной
направленности:
1
Познавательные воспитательские часы: «Православная книга как
символ культуры», «Планета толерантных друзей», «Вежливость и доброта»,
«Дружба познается в беде», «Семья и семейные ценности» и др.
2
Круглый стол «В гостях у батюшки: вопросы, интересующие
молодежь по становлению семейных традиций в православной культуре».
3
5
4
Уроки мужества: «Земляки в боях за Родину», «О днях воинской
славы и памятных датах России», «Отвага, мужество и честь» и др.., на
которые приглашаются настоятель Никольского храма о. Сергий,
представители военкома, ветерана Великой Отечественной и Афганской войн.
Конкурсы инсценированной сказки. Именно сказки прививают
любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость,
учат быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить
в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи.
Смотрыконкурсы военной песни. Основной их целью является
целенаправленное формирование у воспитанников высокой социальной
активности и патриотизма, верности своему Отечеству, готовности к защите
своей Родины. Данные мероприятия помогают воспитывать у детей
дисциплинированность, организованность, взаимоуважение и взаимопомощь,
любовь к Родине.
6
Конкурсы презентаций: «Святые земли Русской», «Калейдоскоп
православных праздников», «Маленькие герои большой войны», «Моя семья –
моё богатство» и др. Данная инновационная форма предоставления
информации развивает зрительную память, способствует лучшему усвоению знаний, формированию духовнонравственных качеств: совести, долга, веры,
милосердия, терпения, надежды, доброжелательности, способности различать
добро и зло, любовь к Отечеству, чувство патриотизма, в то же время
ненавязчиво расширяя кругозор детей.
7
Конкурсы сочинений: «Поступок, которым горжусь», «Ветеран в
моей семье».
8
Конкурсы чтецов и юных поэтов: «Слово о добре и доброте», «О
Победе – с гордостью, о павших – с почтением», где дети читают не только
стихотворения известных авторов, но и свои собственные.
9
Конкурсы поделок: «Подарок ветерану», «С любовью к маме»,
«Пасхальное яйцо» и др.
10
Художественные выставки: «Победа глазами детей», «Сказки с
улыбкой», «Доброта спасет мир», к православным праздникам («Вифлеемская
звезда», «Сказка в Рождество», «Пасхальный звон» и др.
11
Экскурсии по городу и району: «Память, высеченная в камне» к
памятникам ВОВ, к СвятоТроицкому собору, в Мамонтову Пустынь и др.
12
Конкурсы классных уголков по духовнонравственному
воспитанию.
13
Родительские собрания «Роль родителей в духовнонравственном
воспитании обучающихся».
В ходе проведения месячников решается основная задача
воспитательной деятельности для педагогического коллектива – активное
вовлечение детей и родителей в процесс жизнедеятельности школы, создание
образовательной среды для развития интеллектуального, творческого
потенциала, физического и духовного развития обучающихся.
Все
мероприятия духовнонравственных месячников способствуют любви к своей
Родине, знанию ее истории, воспитывают чувство патриотизма у детей,
формируют духовные и нравственные понятия, той основы, на которой
осуществляется рост духовной культуры всего общества.
Педагогомпсихологом систематически проводятся мониторинговые
исследования, тестирование, групповые и индивидуальные тренинги с целью
выявления уровней сформированности духовнонравственных ценностей и
развития качественных свойств личности.
Уровень доброжелательности
(по шкале Кэмпбелла) 41
38
60
50
40
21
30
Высокий уровень
20
10
0
2013-2014
50
43
51
45
Средний уровень
7
Низкий уровень
4
2014-2015
2015-2016
Вывод: как видно из анализа данных, у опрошенных обучающихся
средний и высокий уровни
преобладает
школыинтерната
доброжелательности к другим людям.
Уровень эмпатии и толерантности
по методикам: Исследование уровня эмпатийных тенденций И. М.
Юсупов; Экспрессопросник "Индекс толерантности" (Солдатова, Кравцова,
Хухлаев, Шайгерова)
90
89
86
80
91
90
707580859095
Толерантность
Эмпатия
Вывод. Уровень воспитанности по аспектам: толерантность и эмпатия
выше среднего.
Уровень воспитанности
(по методике Н.П. Капустина)
50
20
30
3
50
30
25
1
48
29
23
01020304050
0
Высокий уровень
Хороший уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Вывод. У большинства детей имеется высокий и хороший уровни
нравственной мотивации, т.е. у этих ребят нравственная мотивация
направлена на других, они готовы помочь человеку, находящемуся в сложной
ситуации.
Одним из важных направлений деятельности школыинтерната является
развитие и совершенствование методической работы. Коллектив школы
интерната систематически обобщает опыт своей работы по духовно нравственному воспитанию, составляет программы, повышает свою
квалификацию, принимает участие в областных семинарах и конференциях.
В 20142015 учебном году опыт работы «Духовнонравственное
воспитание детей и институты социализации: грани взаимодействия» был
обобщен на федеральном уровне, представлен на Всероссийский фестиваль
педагогического творчества.
Получен диплом за распространение
педагогического опыта и сертификат на педагогическую разработку, который
свидетельствует о том, что работа выполнена с использованием средств
информационнокоммуникационных технологий, прошли экспертную оценку,
опубликованы на федеральном уровне и могут свободно использоваться для
обучения детей и проведения мероприятий в учреждениях образования.
Педагогический коллектив школыинтерната принял участие в
межрегиональном конкурсе по духовнонравственному воспитанию
«Вифлеемская звезда», где в номинации «Лучшее образовательное
учреждение интернатного типа по формированию системы духовно
нравственного воспитания и образования» был награжден в 2014 г. дипломом
победителя регионального уровня и в 2015 г. дипломом победителя
межрегионального уровня.
Обучающиеся школыинтерната за последние три года приняли участие
в 120 творческих конкурсах и спортивных соревнованиях разных уровней.
Стало традицией ежегодно принимать участие во всероссийском
конкурсе детского творчества «Святые заступники Руси». Дети с большим
интересом собирают материал о русских святых, творчески отображая их
жизнь в своих рисунках и сочинениях.
Самое активное участие обучающиеся показали в международных и
всероссийских дистанционных конкурсах художественного и прикладного
искусства «Интер»: «Рождество Христово»,
«Христос Воскресе»,
«Пасхальная открытка», «Пою тебе, мое Отечество», «День Победы», «Букет
для мамы» и др. В каждом из этих конкурсов дети заняли призовые места.
Также ежегодным традиционным мероприятием для обучающихся стало
участие в региональном смотреконкурсе изделий декоративноприкладного
творчества «Православная культура Тамбовского края», где их работы были
отмечены специальными дипломами и дипломом за 1 место.
В областных конкурсах духовнонравственной направленности,
организованных Управлением образования и науки Тамбовской области,
обучающиеся школыинтерната неоднократно были отмечены дипломами
победителей («Вверх по радуге», «Посылка на фронт», «Красота спасет мир», «Вклад Тамбовщины в Победу Великой Отечественной войны» и др.), а также
в епархиальных конкурсах: «Красота Божьего мира», «Свет Рождественской
звезды», «Пасха красная».
В 2016 г. в межрегиональном конкурсе исследовательских работ «Память
храня», в рамках реализации акции «Восстановление духовноисторической
памяти», коллективу авторов школыинтерната присвоено 1 место. В ходе
поисковоисследовательского проекта была изучена судьба такой утраченной
святыни Моршанска, как храм Феодоровской иконы Божьей Матери, и собран
материал о жизни Моршанского праведника Блаженного Василия (Ильина),
организовано волонтёрское движение, издан сборник авторских работ детей.
Анализируя результативность деятельности педагогического
коллектива школыинтерната в направлении духовнонравственного
воспитания детей, можно сделать вывод: используемые формы и методы
работы эффективны. Тесное взаимодействие школыинтерната с различными
институтами социализации, использование новых методов и средств, в
сочетании с новыми подходами и инновационными технологиями,
концептуально обоснованными в стандартах второго поколения, направлены
на положительный результат в этой работе – сформировать гармонично
развитую личность, способную успешно интегрироваться сначала – в
школьном социуме, затем – в самостоятельной жизни в обществе.
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.