Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"
Оценка 4.8

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
русская литература
10 кл
04.03.2017
Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"
Данный материал является обобщением опыта работы над формированием читательской грамотности во внеурочной деятельности. Представлена работа по постижению смысла художественного произведения средствами театрализации. Демонстрируется связь данной работы с формированием метапредметных результатов деятельности обучающихся, представлены упражнения и виды работы по смысловому чтению при подготовке школьного спектакля.
Формирование чит грамотности во внеурочной деят.docx
Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности. Постижение смысла художественного произведения средствами театрализации. В   условиях   реализации   ФГОС   особое   внимание   уделяется   развитию творческих способностей учащихся. Но, к сожалению, у современных подростков наблюдается снижение уровня нравственной   культуры, ориентиры. нравственные     смещены   Именно   школьный   театр   поможет   поддержать   творческий   дух   учебного заведения,   поднимет   престиж   школы,   сделает   её   привлекательной   для учащихся, родителей, социума. А главное ­ у ребят появится потребность в театре как в средстве реализации своих творческих возможностей. В театр часто приходят дети, которым требуется психологическая помощь, стеснительные и ранимые. И театр творит чудеса. Они становятся смелыми и уверенными в себе, могут петь и танцевать. Этот момент преодоления себя, своего   комплекса   очень   важен.   Именно   в   школьном   театре   развиваются универсальные способности учащихся. Таким образом, работа школьного театра укладывается на метапредметность, направлена   на   развитие   универсальных   учебных   действий   при   освоении предметов   эстетического   цикла(литература,   музыка,   изобразительное искусство).   И   особое   значение   приобретает   осмысленное   прочтение художественных произведений, выбранных для постановки, некая смысловая работа   с   текстом,   которая   происходит   уже   и   за   рамками   предмета литературы. Постижение смысла художественного произведения в работе над постановкой начинается что называется «из­за такта». На первом, предтекстовом, этапе по названию произведения, имени автора определяется эпоха, собирается информация о реалиях времени, происходит погружение в исторический отрезок эпохи посредством просмотра кино­ и фотодокументов.   Ребятам   предлагаются   задания   на   прогнозирование содержания   текста   по   названию,   происходит   так   называемая   антиципация. Например, дается задание такого плана: ­прочтите заглавие и скажите, о ком (о чём) будет идти речь в данном тексте. Причём,  тексты   могут   быть   лирического,   прозаического   и   драматического характера. Второй этап включает в себя работу с текстом произведения: ­первичное   знакомство   актеров   театра   и   других   участников   с   текстом произведения; ­выявление первичного впечатления и эмоционального настроя; ­определение темы и идеи произведения автора и будущей постановки; ­подготовка   сценарной   основы   будущей   постановки,   выделение   смысловых эпизодов; ­характеристика героев, раскрытие их психологических черт (здесь возможны такие  упражнения: ­выделите авторские характеристики; ­прокомментируйте авторские характеристики героев; ­дайте свою характеристику героям); ­работа с ключевыми словами в репликах героев; ­ работа по формированию выразительности речи: ­работа над интонацией( повышение и понижение голоса в повествовательных, восклицательных и вопросительных предложениях); ­работа со знаками препинания, смысловым ударением; ­наблюдение за поэтической паузой; ­работа над артикуляцией, мимикой, жестами актеров. На этом же этапе происходит распределение ролей. Третий этап включает подготовку к сценическому воплощению. Здесь работа заключается  в осуществлении   действенного анализа  текста произведения  и фиксации   действенной   линии   каждой   роли.   Участники   проводят   этюдные пробы, направленные на всё более конкретное и точное понимание поведения персонажей   постановки.   Оттачивается   профессиональное   художественно­ сценическое творчество в процессе работы над ролью. Происходит постановка и     отработка   смысловых   эпизодов   будущего   спектакля,   работа   с мизансценами.   На   данном   этапе   совершенствования   смыслового   чтения приемлемы упражнения на передачу сюжета. Например,  ­оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета; ­определите   для   себя,   для   раскрытия   роли,   характера   героя   наиболее значительные события в тексте. Начинается   работа   над   подбором   музыкального   сопровождения, изготовлением костюмов и декораций, постановкой танцев. Четвёртый этап включает в себя репетиции и прогоны созданного спектакля или   постановки   в   реальных   декорациях   и   с   реквизитом   (желательно   в костюмах).   На   этом   этапе   актёры   могут   импровизировать,   находить интересные   решения   прочтения   монологов   и   диалогов,   подачи   реплик, прочтения поэтического текста совместно с режиссёром.  Пятый   этап   работы   ­   это   генеральные   репетиции   с   минимальным вмешательством режиссёра, где и происходит окончательная шлифовка всех элементов сценического действия. Этот этап очень важен для приобретения навыка   публичного   творчества,  проверки   качества   ансамбля   исполнителей. Возрастают и требования к дисциплине и этике поведения актёров на сцене и за кулисами,  так как  интересы  всех  должны  быть подчинены  требованиям общей коллективной работы. Самый главный этап – это этап премьеры спектакля. Он является итогом всей проделанной учебно­художественной работы.  Постановки школьного театра помогают детям примерить на себя костюмы и роли, времена и нравы, монологи и паузы. Не забыть текст ­ и не растеряться, забыв. Подать реплику партнёру ­ и принять подачу и подыграть. Попробовать на вкус чужие слова ­ и проникнуться чужими чувствами. Сыграть негодяя в спектакле ­ и не забыть снять эту маску в жизни. Быть в центре внимания, получить радость творчества­ и продлить эти прекрасные мгновения. Выйти на поклон ­ и пожалеть, что всё закончилось.  Сотворчество детей и педагогов, родителей и всех не равнодушных к театру людей,   попытка   познать   себя,   почувствовать,   что   можешь,   сделать   выбор, раскрыться и помочь другому. Хорошая школа жизни. И сделано уже немало! Спектакль по сказке Леонида Филатова «Про Федота­ стрельца, удалого молодца», творческий проект «Колумб Замоскворечья» к   Бородинский   бал, юбилею   А.Н.Островского, Лермонтовский   бал,   Бал   шекспировских   героев,   проект   по   произведениям   Пушкинский   бал, серебряного века «Кафе бродячая собака» ­ вот то, что запомнят нынешние выпускники, участники школьного театра , уходя из школы, и что помнить будут всегда. Те же, кто ещё учится, ждут новых спектаклей и ролей, новых открытий и новых репетиций, а значит, наш театр живёт и будет радовать всех новыми постановками. Таким   образом,   от   смыслового   чтения   исходного   авторского   текста   до сценической   постановки   обучающийся   проходит   длинный  путь.  Но  именно этот путь необходим, чтобы родился  и вдумчивый, грамотный читатель, и творчески мыслящий человек, и даже, если хотите, погружённый в актёрское мастерство   начинающий   артист.  Все  эти   умения  пригодятся   современному ученику и в будущей взрослой жизни.

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017