Данный материал является обобщением опыта работы над формированием читательской грамотности во внеурочной деятельности. Представлена работа по постижению смысла художественного произведения средствами театрализации. Демонстрируется связь данной работы с формированием метапредметных результатов деятельности обучающихся, представлены упражнения и виды работы по смысловому чтению при подготовке школьного спектакля.
Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности.
Постижение смысла художественного произведения средствами
театрализации.
В условиях реализации ФГОС особое внимание уделяется развитию
творческих способностей учащихся.
Но, к сожалению, у современных подростков наблюдается снижение уровня
нравственной культуры,
ориентиры.
нравственные
смещены
Именно школьный театр поможет поддержать творческий дух учебного
заведения, поднимет престиж школы, сделает её привлекательной для
учащихся, родителей, социума. А главное у ребят появится потребность в
театре как в средстве реализации своих творческих возможностей.
В театр часто приходят дети, которым требуется психологическая помощь,
стеснительные и ранимые. И театр творит чудеса. Они становятся смелыми и
уверенными в себе, могут петь и танцевать. Этот момент преодоления себя,
своего комплекса очень важен. Именно в школьном театре развиваются
универсальные способности учащихся.
Таким образом, работа школьного театра укладывается на метапредметность,
направлена на развитие универсальных учебных действий при освоении
предметов эстетического цикла(литература, музыка, изобразительное
искусство). И особое значение приобретает осмысленное прочтение
художественных произведений, выбранных для постановки, некая смысловая
работа с текстом, которая происходит уже и за рамками предмета
литературы.Постижение смысла художественного произведения в работе над постановкой
начинается что называется «изза такта».
На первом, предтекстовом, этапе по названию произведения, имени автора
определяется эпоха, собирается информация о реалиях времени, происходит
погружение в исторический отрезок эпохи посредством просмотра кино и
фотодокументов. Ребятам предлагаются задания на прогнозирование
содержания текста по названию, происходит так называемая антиципация.
Например, дается задание такого плана:
прочтите заглавие и скажите, о ком (о чём) будет идти речь в данном тексте.
Причём, тексты могут быть лирического, прозаического и драматического
характера.
Второй этап включает в себя работу с текстом произведения:
первичное знакомство актеров театра и других участников с текстом
произведения;
выявление первичного впечатления и эмоционального настроя;
определение темы и идеи произведения автора и будущей постановки;
подготовка сценарной основы будущей постановки, выделение смысловых
эпизодов;
характеристика героев, раскрытие их психологических черт (здесь возможны
такие упражнения:
выделите авторские характеристики;прокомментируйте авторские характеристики героев;
дайте свою характеристику героям);
работа с ключевыми словами в репликах героев;
работа по формированию выразительности речи:
работа над интонацией( повышение и понижение голоса в повествовательных,
восклицательных и вопросительных предложениях);
работа со знаками препинания, смысловым ударением;
наблюдение за поэтической паузой;
работа над артикуляцией, мимикой, жестами актеров.
На этом же этапе происходит распределение ролей.
Третий этап включает подготовку к сценическому воплощению. Здесь работа
заключается в осуществлении действенного анализа текста произведения и
фиксации действенной линии каждой роли. Участники проводят этюдные
пробы, направленные на всё более конкретное и точное понимание поведения
персонажей постановки. Оттачивается профессиональное художественно
сценическое творчество в процессе работы над ролью. Происходит постановка
и
отработка смысловых эпизодов будущего спектакля, работа с
мизансценами. На данном этапе совершенствования смыслового чтения
приемлемы упражнения на передачу сюжета. Например,
оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета;
определите для себя, для раскрытия роли, характера героя наиболее
значительные события в тексте.Начинается работа над подбором музыкального сопровождения,
изготовлением костюмов и декораций, постановкой танцев.
Четвёртый этап включает в себя репетиции и прогоны созданного спектакля
или постановки в реальных декорациях и с реквизитом (желательно в
костюмах). На этом этапе актёры могут импровизировать, находить
интересные решения прочтения монологов и диалогов, подачи реплик,
прочтения поэтического текста совместно с режиссёром.
Пятый этап работы это генеральные репетиции с минимальным
вмешательством режиссёра, где и происходит окончательная шлифовка всех
элементов сценического действия. Этот этап очень важен для приобретения
навыка публичного творчества, проверки качества ансамбля исполнителей.
Возрастают и требования к дисциплине и этике поведения актёров на сцене и
за кулисами, так как интересы всех должны быть подчинены требованиям
общей коллективной работы.
Самый главный этап – это этап премьеры спектакля. Он является итогом всей
проделанной учебнохудожественной работы.
Постановки школьного театра помогают детям примерить на себя костюмы и
роли, времена и нравы, монологи и паузы. Не забыть текст и не растеряться,
забыв. Подать реплику партнёру и принять подачу и подыграть. Попробовать
на вкус чужие слова и проникнуться чужими чувствами. Сыграть негодяя в
спектакле и не забыть снять эту маску в жизни. Быть в центре внимания,
получить радость творчества и продлить эти прекрасные мгновения. Выйти
на поклон и пожалеть, что всё закончилось.
Сотворчество детей и педагогов, родителей и всех не равнодушных к театру
людей, попытка познать себя, почувствовать, что можешь, сделать выбор,
раскрыться и помочь другому. Хорошая школа жизни.И сделано уже немало! Спектакль по сказке Леонида Филатова «Про Федота
стрельца, удалого молодца», творческий проект «Колумб Замоскворечья» к
Бородинский бал,
юбилею А.Н.Островского,
Лермонтовский бал, Бал шекспировских героев, проект по произведениям
Пушкинский бал,
серебряного века «Кафе бродячая собака» вот то, что запомнят нынешние
выпускники, участники школьного театра , уходя из школы, и что помнить
будут всегда. Те же, кто ещё учится, ждут новых спектаклей и ролей, новых
открытий и новых репетиций, а значит, наш театр живёт и будет радовать всех
новыми постановками.
Таким образом, от смыслового чтения исходного авторского текста до
сценической постановки обучающийся проходит длинный путь. Но именно
этот путь необходим, чтобы родился и вдумчивый, грамотный читатель, и
творчески мыслящий человек, и даже, если хотите, погружённый в актёрское
мастерство начинающий артист. Все эти умения пригодятся современному
ученику и в будущей взрослой жизни.