Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности"

  • Научные работы
  • docx
  • 04.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал является обобщением опыта работы над формированием читательской грамотности во внеурочной деятельности. Представлена работа по постижению смысла художественного произведения средствами театрализации. Демонстрируется связь данной работы с формированием метапредметных результатов деятельности обучающихся, представлены упражнения и виды работы по смысловому чтению при подготовке школьного спектакля.
Иконка файла материала Формирование чит грамотности во внеурочной деят.docx
Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности. Постижение смысла художественного произведения средствами театрализации. В   условиях   реализации   ФГОС   особое   внимание   уделяется   развитию творческих способностей учащихся. Но, к сожалению, у современных подростков наблюдается снижение уровня нравственной   культуры, ориентиры. нравственные     смещены   Именно   школьный   театр   поможет   поддержать   творческий   дух   учебного заведения,   поднимет   престиж   школы,   сделает   её   привлекательной   для учащихся, родителей, социума. А главное ­ у ребят появится потребность в театре как в средстве реализации своих творческих возможностей. В театр часто приходят дети, которым требуется психологическая помощь, стеснительные и ранимые. И театр творит чудеса. Они становятся смелыми и уверенными в себе, могут петь и танцевать. Этот момент преодоления себя, своего   комплекса   очень   важен.   Именно   в   школьном   театре   развиваются универсальные способности учащихся. Таким образом, работа школьного театра укладывается на метапредметность, направлена   на   развитие   универсальных   учебных   действий   при   освоении предметов   эстетического   цикла(литература,   музыка,   изобразительное искусство).   И   особое   значение   приобретает   осмысленное   прочтение художественных произведений, выбранных для постановки, некая смысловая работа   с   текстом,   которая   происходит   уже   и   за   рамками   предмета литературы.Постижение смысла художественного произведения в работе над постановкой начинается что называется «из­за такта». На первом, предтекстовом, этапе по названию произведения, имени автора определяется эпоха, собирается информация о реалиях времени, происходит погружение в исторический отрезок эпохи посредством просмотра кино­ и фотодокументов.   Ребятам   предлагаются   задания   на   прогнозирование содержания   текста   по   названию,   происходит   так   называемая   антиципация. Например, дается задание такого плана: ­прочтите заглавие и скажите, о ком (о чём) будет идти речь в данном тексте. Причём,  тексты   могут   быть   лирического,   прозаического   и   драматического характера. Второй этап включает в себя работу с текстом произведения: ­первичное   знакомство   актеров   театра   и   других   участников   с   текстом произведения; ­выявление первичного впечатления и эмоционального настроя; ­определение темы и идеи произведения автора и будущей постановки; ­подготовка   сценарной   основы   будущей   постановки,   выделение   смысловых эпизодов; ­характеристика героев, раскрытие их психологических черт (здесь возможны такие  упражнения: ­выделите авторские характеристики;­прокомментируйте авторские характеристики героев; ­дайте свою характеристику героям); ­работа с ключевыми словами в репликах героев; ­ работа по формированию выразительности речи: ­работа над интонацией( повышение и понижение голоса в повествовательных, восклицательных и вопросительных предложениях); ­работа со знаками препинания, смысловым ударением; ­наблюдение за поэтической паузой; ­работа над артикуляцией, мимикой, жестами актеров. На этом же этапе происходит распределение ролей. Третий этап включает подготовку к сценическому воплощению. Здесь работа заключается  в осуществлении   действенного анализа  текста произведения  и фиксации   действенной   линии   каждой   роли.   Участники   проводят   этюдные пробы, направленные на всё более конкретное и точное понимание поведения персонажей   постановки.   Оттачивается   профессиональное   художественно­ сценическое творчество в процессе работы над ролью. Происходит постановка и     отработка   смысловых   эпизодов   будущего   спектакля,   работа   с мизансценами.   На   данном   этапе   совершенствования   смыслового   чтения приемлемы упражнения на передачу сюжета. Например,  ­оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета; ­определите   для   себя,   для   раскрытия   роли,   характера   героя   наиболее значительные события в тексте.Начинается   работа   над   подбором   музыкального   сопровождения, изготовлением костюмов и декораций, постановкой танцев. Четвёртый этап включает в себя репетиции и прогоны созданного спектакля или   постановки   в   реальных   декорациях   и   с   реквизитом   (желательно   в костюмах).   На   этом   этапе   актёры   могут   импровизировать,   находить интересные   решения   прочтения   монологов   и   диалогов,   подачи   реплик, прочтения поэтического текста совместно с режиссёром.  Пятый   этап   работы   ­   это   генеральные   репетиции   с   минимальным вмешательством режиссёра, где и происходит окончательная шлифовка всех элементов сценического действия. Этот этап очень важен для приобретения навыка   публичного   творчества,  проверки   качества   ансамбля   исполнителей. Возрастают и требования к дисциплине и этике поведения актёров на сцене и за кулисами,  так как  интересы  всех  должны  быть подчинены  требованиям общей коллективной работы. Самый главный этап – это этап премьеры спектакля. Он является итогом всей проделанной учебно­художественной работы.  Постановки школьного театра помогают детям примерить на себя костюмы и роли, времена и нравы, монологи и паузы. Не забыть текст ­ и не растеряться, забыв. Подать реплику партнёру ­ и принять подачу и подыграть. Попробовать на вкус чужие слова ­ и проникнуться чужими чувствами. Сыграть негодяя в спектакле ­ и не забыть снять эту маску в жизни. Быть в центре внимания, получить радость творчества­ и продлить эти прекрасные мгновения. Выйти на поклон ­ и пожалеть, что всё закончилось.  Сотворчество детей и педагогов, родителей и всех не равнодушных к театру людей,   попытка   познать   себя,   почувствовать,   что   можешь,   сделать   выбор, раскрыться и помочь другому. Хорошая школа жизни.И сделано уже немало! Спектакль по сказке Леонида Филатова «Про Федота­ стрельца, удалого молодца», творческий проект «Колумб Замоскворечья» к   Бородинский   бал, юбилею   А.Н.Островского, Лермонтовский   бал,   Бал   шекспировских   героев,   проект   по   произведениям   Пушкинский   бал, серебряного века «Кафе бродячая собака» ­ вот то, что запомнят нынешние выпускники, участники школьного театра , уходя из школы, и что помнить будут всегда. Те же, кто ещё учится, ждут новых спектаклей и ролей, новых открытий и новых репетиций, а значит, наш театр живёт и будет радовать всех новыми постановками. Таким   образом,   от   смыслового   чтения   исходного   авторского   текста   до сценической   постановки   обучающийся   проходит   длинный  путь.  Но  именно этот путь необходим, чтобы родился  и вдумчивый, грамотный читатель, и творчески мыслящий человек, и даже, если хотите, погружённый в актёрское мастерство   начинающий   артист.  Все  эти   умения  пригодятся   современному ученику и в будущей взрослой жизни.