Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»
Оценка 5

Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»

Оценка 5
Семинары
doc
психологическая работа +2
Взрослым
22.05.2018
Обобщение опыта работы по теме:  «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности»
Дети с девиантным поведением имеют характерные особенности эмоциональной и волевой сфер. Это проявляется в виде: повышенной тревожности, дефектности ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни), импульсивности, агрессии, раздражения, вспыльчивости, конфликтности. Такое отклоняющееся поведение учащихся отличается высокой личностной включенностью, заниженной критикой к совершённому проступку и возможностью его повторения. Кроме отклонений в эмоционально-волевой сфере, у таких детей имеются проблемы в обучении. Причинами этому могут быть как педагогическая запущенность со стороны родителей и учителей, пропуски занятий по уважительной причине и без нее, так и особенности умственного развития.Дети с девиантным поведением имеют характерные особенности эмоциональной и волевой сфер. Это проявляется в виде: повышенной тревожности, дефектности ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни), импульсивности, агрессии, раздражения, вспыльчивости, конфликтности. Такое отклоняющееся поведение учащихся отличается высокой личностной включенностью, заниженной критикой к совершённому проступку и возможностью его повторения. Кроме отклонений в эмоционально-волевой сфере, у таких детей имеются проблемы в обучении. Причинами этому могут быть как педагогическая запущенность со стороны родителей и учителей, пропуски занятий по уважительной причине и без нее, так и особенности умственного развития.
Беляева.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа­интернат № 1  основного общего образования г. Томска. Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности» Автор: Беляева Ирина Ивановна  воспитатель/классный руководитель  8 «Б» класса МБОУ  школы­интерната №1 города Томска 1 Томск Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке и во внеклассной деятельности. Три пути ведут к знанию: Путь размышления – это путь самый благородный, Путь подражания – это путь самый лёгкий И путь опыта – это путь самый горький. Конфуций   Проблема   воспитания   поколения,   которому   суждено   строить   новую Россию и жить в ней, стоит сегодня особенно остро. Чтобы повысить качество деятельности   всех   субъектов   воспитания,   специалистам   образовательных учреждений необходимы знания о технологиях воспитательной работы. В педагогике постоянно предпринимались и предпринимаются попытки обновления   практики   образования.   Образовательные   учреждения   рано   или поздно встают перед выбором: идти по сложному пути совершенствования через освоение нового или оставаться в стороне, сохраняя приверженность проверенным методикам. Однако изменения, происходящие сегодня в школе, всё   чаще   подталкивают   педагогов   к   поиску   нового,   к   изменению сложившейся,   наработанной   системы.   В   таких   условиях   необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных и воспитательных идей и направлений, не тратить времени на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Актуальной   задачей   педагогической   науки   и   практики   является проблема поиска альтернативных систем воспитания, основанных на новых педагогических технологиях. Дети   с   девиантным   поведением   имеют   характерные   особенности эмоциональной   и   волевой   сфер.   Это   проявляется   в   виде:   повышенной тревожности, дефектности ценностной системы (особенно в области целей и смысла   жизни),   импульсивности,   агрессии,   раздражения,   вспыльчивости, конфликтности.   Такое   отклоняющееся   поведение   учащихся   отличается высокой личностной включенностью, заниженной критикой к совершённому проступку и возможностью его повторения. Кроме   отклонений   в   эмоционально­волевой   сфере,   у   таких   детей имеются   проблемы   в   обучении.   Причинами   этому   могут   быть   как педагогическая   запущенность   со   стороны   родителей   и   учителей,   пропуски занятий по уважительной причине и без нее, так и особенности умственного развития.  У многих детей наблюдаются следующие трудности:  2 внимания, 1. Отсутствует мотивация к обучению, нет интереса к своему будущему.  2. Нарушение произношения, бедный словарь.  3. Узость знаний и представлений об окружающем мире.  4. Несформированность   пространственно­временных   представлений,   не сформированы в достаточной степени зрительно­двигательные координации.  5. Нарушение   познавательных   процессов:   запоминания, концентрации,   словесно­логического,   абстрактного   и   ассоциативного мышления, с трудом могут сосредоточиться на предмете или деятельности, заторможены или гиперактивны и т.д.  6. Мыслительных   процессов:   анализ,   синтез,   сравнений,   обобщение, классификация (выделение главного и общего).  7. Испытывают трудности письменной речи (многие дети с трудом читают и медленно пишут, делают огромное количество ошибок).  8. Восприятие слабодифференцируемо, незначительно нарушена целостность восприятия.  9. Медицинские факторы: соматическая ослабленность.  10. Понимают   инструкцию   только   после   разъяснения,   осуществляют частичный   перенос   на   аналогичные   задания,   затруднена   автоматизация навыков.  Все   выше   перечисленное   затрудняет   общение   девиантников   с окружающими и создает значительные сложности в процессе их обучения и воспитании.   Кроме   того,   все   эти   факторы   ведут   к   снижению работоспособности   и   обучаемости   в   целом,   а,   следовательно,   к   школьной неуспеваемости и дезадаптации. Затруднение   построения   модели   учебно­воспитательного   процесса, ориентированного   на   единство   обучения   и   воспитания,   обеспечивающих социальную   адаптацию   таких   детей,   объясняет   запоздалой   диагностикой отклоняющегося поведения. Как правило, в специальные школы такие дети попадают уже сильно запущенными и с большими пробелами в знаниях. Поэтому при работе с такими детьми педагог должен быть не просто учителем и воспитателем, но и психологом, дефектологом,   наставником и другом. Эффективность нетрадиционных форм обучения, воспитания и развития хорошо   известна.   Такие   занятия,   мероприятия   приближают   школьное обучение   к   жизни,  реальной   действительности.  Дети   охотно   включаются   в такую занятость, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, интуицию,   творчество.   С   помощью   нетрадиционных   форм   можно   решить проблему   дифференциации   обучения,   организации   самостоятельной познавательной деятельности учащихся, адаптации их в социуме. Для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как 3 "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания. Нетрадиционные формы воспитательной работы:  не сковывают учебный и воспитательный процессы;  вносят разнообразие в школьные будни;  оживляют атмосферу в коллективе, приподнимают настроение;  активизируют ребят;  приближают учёбу к жизненным ситуациям. В своей работе использую следующие  нетрадиционные формы работы на самоподготовке и во внеклассной работе:  в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая или ролевая   игра,   кроссворд,   КВН,   «Что?   Где?   Когда?»,   «Эрудицион», викторина;  основанных   на   формах,   жанрах   и   методах   работы,   известных   в общественной   практике:   исследования,   комментарий   мозговая   атака, интервью, репортаж, рецензия;  урок   мужества,   урок   мудрости,   урок   любви,   букварь   здоровья, презентация, «живая газета», устный журнал;  Классные часы с использованием фантазии: урок­сказка, урок­сюрприз, урок­подарок от волшебника и т.д.;  Занятия, имитирующие общественно культурные мероприятия: заочная экскурсия,   путешествие,   литературная   прогулка,   гостиная,  интервью, репортаж.  Музыкотерапия, сказкотерапия, анималотерапия, релаксация и др. Игровые технологии Немаловажную   роль   в   моей   работе   с   учащимися   отводится   игровым технология. В   мировой   педагогике   игра   рассматривается   как   любое соревнование   или   состязание   между   играющими,   действия,   которых ограничены   определенными   условиями   (правилами)   и   направлены   на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз). Прежде   всего,   следует   учитывать,   что   игра   как   средство   общения,    обучения   и   накопления   жизненного   опыта   является   сложным социокультурным феноменом. Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в    них  партнеров  и  алгоритмами проведения  игры.  Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:   осваиваются   правила   поведения   и   роли   социальной   группе   класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;  4  рассматриваются   возможности   самих   групп,   коллективов   ­   аналогов предприятий,   фирм,   различных   типов   экономических   и   социальных институтов в миниатюре;   приобретаются   навыки   совместной   коллективной   деятельности, отрабатываются   индивидуальные   характеристики   учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;   накапливаются   культурные  традиции, внесенные  в  игру  участниками, учителями,   привлеченными   дополнительными средствами   ­   наглядными   пособиями,   учебниками,   компьютерными технологиями.    воспитателями,  Игра   ­   одно   из   замечательных   явлений   жизни,   деятельность,   как   будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.    В   отечественной   педагогике   и   психологии   проблему   игровой деятельности   разрабатывали   К.   Д.   Ушинский,   П.   П.   Блонский,   С.   Л. Рубинштейн,   Д.   Б.   Эльконин.   Различные   исследователи   и   мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую ­ К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. «Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одно, по­ видимому, не охватывает подлинной ее сущности». Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими   школьниками,   удовлетворить   их   потребность   в   движении   и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физическое,   но   и   умственные   и   творческие   способности,   нравственные качества   и   т.   д.   В   играх   расширяется   кругозор   ребенка,   развиваются   его умственные способности (сообразительность, догадка, смекалка), происходит формирование черт характера и нравственных качеств. В работе использую разнообразные   виды   игр:   сюжетно­ролевые,   театрализованные,   подвижные, спортивные, дидактические. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы позволяют расти как ученикам, так и педагогу. Нетрадиционные технологии на самоподготовке Самоподготовку   ни   в   коем   случае   нельзя   превращать   в   урок,   нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе   проведения   самоподготовки,   если   воспитатель   не   будет 5 совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата. Каждую   самоподготовку   я   начинаю   с   психологическим   настроем, например, «Встаньте ровно, ребятишки –  И девчонки, и мальчишки! Руки вверх все, потянулись, Мне все мило улыбнулись. Здоровья всем мы пожелаем И самоподготовку начинаем» «Сядем аккуратно, Всё сделаем опрятно: Напишем, сосчитаем, Немного почитаем» «Раз, два, три, четыре, пять – Самоподготовку пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь»   и т.д. В ходе проведения самоподготовки провожу игры на развитие внимания и памяти,   физкультминутки,   стихотворные   паузы,   задачи,   игры­путешествия. Значение   игры   на   самоподготовке   трудно   переоценить.   Здесь   развивается кругозор ребёнка, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного   вида   деятельности   на   другой   и   тем   самым   снимать   усталость.   Но главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. Детям,   которые   раньше   основного   времени   заканчивают   выполнение основного   задания   можно   положить   на   стол   яркий   конверт   с   хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Я же предлагаю игры, не требующие подготовки: «Наборщик», «Эрудит», «Закоулки», «Точки», «Пазлы», игры в паре и др. Можно   позволить   самому   избрать   вид   отдыха,   побывать   в   библиотеке, прочитать книг, порисовать. Театрализация как один из приёмов развития ключевых компетенций Театрализация   способствует   развитию   и   коррекции   всех   психических познавательных процессов. Заучивание роли способствует развитию памяти, расширению   словарного   запаса,   автоматизации   звукопроизношения, выразительности речи, что в конечном итоге формирует у учащихся ключевые компетенции. 6 Правильное   определение   местоположения   на   сцене,   танцы   развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием   пословиц   и   поговорок   развивает   логику,   учит   правильно оценивать   ситуацию.   При   наличии   доброжелательных   зрителей   ребёнок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх, получать положительные эмоции, испытывать ситуацию успеха. Инсценирование сказок очень увлекает детей. Они стараются быстрее запомнить слова персонажей, часто импровизируют, обыгрывая ту или иную сценку. Речь становится более выразительной,   грамотной.   Дети   начинают   использовать   новые   слова, пословицы   и   поговорки   из   сценария,   причём   в   бытовых   ситуациях, совпадающих   с   их   смысловым   содержанием.   Полученный   положительный эмоциональный заряд от показа сказки повышает самооценку детей. Театрализация   сказок,   сценок   для   утренников   предполагает   большой объём   предварительной   работы.   Эта   работа   проводится   в   системе   и взаимосвязи   со   всеми   специалистами   школы.   Это   и   воспитатель,   и организатор внеклассной работы, и педагоги психолого­дефектологического блока. Они вместе с детьми готовят реквизит, проводят репетиции, участвуют в   представлении.   Совместная   деятельность   помогает   учащимся адаптироваться в социуме. У них ярко выражена потребность в общении как друг с другом, так и с взрослыми, развивается речь, появилось стремление к получению новых знаний. Сказкотерапия аи ои Необходимо   проводить   профилактику   психического   здоровья. ии Псих ческое   здор вье   (мент льное   здоровье)   —   согласно   определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором   человек   может   реализовать   свой   собственный   потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать,   а   также   вносить   вклад   в   жизнь   своего   сообщества.   Для профилактики  психического  здоровья использую  технологию сказотерапии. Сказкотерапия    –   метод,   использующий   сказочную   форму   для   коррекции   эмоциональных   нарушений   и   совершенствования   взаимоотношений   с окружающим   миром.   Целью   и   задачей   сказотерапии   и   является   снижения агрессивности   у   детей,   устранения   тревожности   и   страхов,   развитие эмоциональной   саморегуляции   и   позитивных   взаимоотношений   с   другими людьми. Музыкотерапия Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства. Огромные  возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия. 7 Музыкотерапия  является   интереснейшим   и   перспективным   направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и   в   крайнее   возбуждение,   может   укрепляться   иммунная   система,   что приводит   к   снижению   заболеваемости,   улучшает   обмен   веществ,   активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Специалисты ставят перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребёнка с учётом его настроения, возраста, пола, сезона года и даже времени суток. Релаксация Психологи   рекомендуют   научиться   расслабляться   и   пользоваться средствами   релаксации   и   медитации   для   борьбы   с   «перегрузками». «Релаксация»  (от   лат.   relaxatio   ­   уменьшение   напряжения,   ослабление)   ­ состояние   покоя,   расслабленности,   возникающее   вследствие   снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может   быть   непроизвольной   (расслабленность   при   отходе   ко   сну)   и произвольной,   вызванной   принятием   спокойной   позы,   представления состояний,   расслабления   мышц, вовлеченных в различные виды активности.   обычно   соответствующих   покою, Психологические рисуночные тесты Для   диагностики   и   изучения   личности   ребёнка   использую   в   работе психологические рисуночные тесты. В основе их применения лежит принцип проекции   на   бумагу   через   рисунок   психологического   состояния   детей   и взрослых,   отражение   и   раскрытие   характера,   чувств,   эмоций,   желаний, выявление межличностных отношений и т.п. Если спросить детей моего класса, что они больше всего любят в режиме Прогулка нашей школы­интерна, большинство ответит – прогулки.  Прогулка – это педагогически организованная форма отдыха детей. Она решает прежде всего задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитание навыков нравственных взаимоотношений. Недопустимо, чтобы воспитатели относились к прогулкам, как к таким естественным   паузам   в   общем   режиме.   Нередко   воспитатели   допускают большую   ошибку,   считая,   что   прогулки   –   это   неуправляемый,   свободный отдых детей на воздухе, когда каждый может выбирать себе занятие сам, а задача воспитателя – обеспечить надзор и профилактику травматизма. Иные воспитатели   полагают,   что   прогулки   как   главное   средство   борьбы   с гиподинамией,   имеют   только   оздоровительное   значение,   и   поэтому 8 организуют   лишь   игры   в   мяч,   спортивные   эстафеты.   Да,   оздоровительная часть прогулки является ведущей, определяющей, но она реализуется всегда в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной,  художественной, социальной деятельности младших школьников и не только в подвижных и спортивных играх, но и в свободном общении детей, в их творчестве.   Хочу   в   своём   выступлении   рассказать   о   некоторых   типах   прогулок, используемых мной. Спортивная прогулка. Во  время такой прогулки дети играют в спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон. Отдаю предпочтения играм с мячом, весёлым эстафетам, прыжкам через скакалку. Прогулка­наблюдение.  Её   основное   содержание   чаще   связанно   с целенаправленным   наблюдением   учащихся   за   сезонными   изменениями   в природе,   особенностями   растительного   и   животного   мира:   «Экскурсия   в осень», «В гости к матушке Зиме», «Как готовят деревья зимовать?», «Звенит капель» и др. Прогулка   ­   практикум.  Такие   прогулки   используются   для   отработки, закрепления   жизненно   необходимых   навыков,   например,   следования определённым правилам культуры поведения. Правилам уличного движения. Во   время   прогулки   воспитатель   создаёт   специальную   педагогическую ситуацию, в которой школьники должны действовать с правилами, организует контроль   и   оценивает   действия   детей.   Например,   они   учатся   переходить улицу   с   оживлённым   движением   транспорта,   определяют   самую   удобную дорогу   к   школе­интернат.   Подобные   прогулки   помогают   детям   понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях городской жизни, помогают избавляться от социальных страхов, тревожности. Прогулка   –   задание.  Содержание   этой   прогулки   определяется   задачами общественной жизни школы­интернат или планами клубной работы. Задание дети получают в виде путёвок. Например, варианты путёвок­заданий: «Улицы, переулки вокруг нашей школы. Как они называются? Почему они так названы? Узнать и побывать»; «Какие растения растут на территории нашей школы? Подготовить гербарий».  Прогулка – экскурсия. Её назначение – ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке , искусстве. Главное в такой   прогулке   –   не   само   обозрение   достопримечательного   объекта,   а разговор с детьми. Чтобы они проявили познавательный интерес к событиям, судьбам людей, пережили особую атмосферу места. Прогулка – поход. Конечно, за час – полтора настоящий поход не провести, но   создать   ситуации,   где   было   бы   много   перемещений   на   местности, неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины, вполне возможно. Для   такой   прогулки   особенно   подойдёт   игра­поиск.   Например,   игра «Операция «Клад»».  9 Подготовка к прогулке:  Определение маршрута игры­поиска. Предварительное изучение мест и объектов для промежуточных заданий на этапах;  Подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от любого сказочного героя, пакеты с заданиями на этапах, но и сам «Клад». Проведение   прогулки:   дети   собираются   на   школьном   дворе,   получают необычное письмо, читают его (в письме написано, что объявляется операция «Клад»   и   даётся   первый   этап   поиска).     По   маршруту   поиска   в   тайниках разложены пакеты с заданиями. Итогом прогулки – дети находят «Клад». Прогулка – творчество. Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъём и организовать их творческую деятельность. Наибольшая   творческая   активность   младших   школьников   возникает   в общении с природой. Во время таких прогулок дети могут делать зарисовки с натуры, материть поделки из природного материала, составлять композиции, букеты из осенних листьев, лепить из снега забавные скульптуры и т.д. Прогулка   –   развлечение.  Забыть   об   этом   виде   прогулок,   лишать   детей возможности   повеселиться,   позабавиться.   Попеть,   пошутить   педагогически неверно.   На   прогулке   можно   затеять   забавные   состязания   «Собирайся, детвора, начинается игра». Разгадывание занимательных задач, шарад, пение песен во время дождя под навесом на школьном дворе – это тоже развлечение. В   итоге   я   хочу   сказать,   что   прогулка   даёт   ребёнку   определённый социальный опыт проживания его детской жизни, который просто не может возникать   находясь   постоянно   в   классе   или   перед   экраном   телевизора. Ребёнок на прогулке как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться,   что   созерцать,   мимо   чего   пройти,   что   преобразовать   по­ своему.   Он   сам   выстраивает   себе   события   сегодняшнего   дня.   Именно прогулка,   а   никакое     иное   занятие   в   режиме   нашей   школы,   даёт   ребёнку возможность почувствовать себя участником жизни. Творческая мастерская В  режиме   послеобеденного   дня  час­полтора   предусмотрено  свободное время.    В  это  время, мы часто  с  ребятами занимаемся  в  нашем  классном кружке   «Город   мастеров».   Кружок   –   самая   распространённая   форма внеклассной работы с младшими школьниками. Кружок позволяет расширять и   углублять   знания,   полученные   на   уроках,   применять   их   на   практике,   в детском   творчестве.   Кружок   имеет   достаточно   выраженную   предметную деятельность,   он   удовлетворяет   те   или   иные   интересы   детей,   связанные   с познавательной   и   художественной   деятельностью,   начатой   на   уроках.   На занятиях кружка «Город мастеров» младшие школьники работают с бумагой, картоном,   природным   материалом,   пластилином,   делают   мягкие   игрушки, сувениры,   любят   рисовать   и   т.   д.     Этот   кружок   является   своеобразным продолжением   уроков   труда   и   изобразительного   искусства.   Иногда   мы 10 выполняем работу под музыку, это нам очень нравиться: рисовать музыку. Очень любят рисовать пальцами, ладошками. Все работы ребят находят своё место на выставке «Творческая мастерская».  Как сказал Ян Каменский: «Дети охотно всегда чем­нибудь занимаются, это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Использование   традиционных   и   альтернативных   технологий   на самоподготовке и  во внеклассной деятельности многогранно и безгранично. Каждый   педагог   в   зависимости   от   возраста   и   уровня   развития   учащихся самостоятельно   определяет,   где   и   как   их   использовать.   Исключительно важную роль играет творческий потенциал и желание педагога применять те или иные методы. Используемая литература 1. Современные   технологии   воспитательной   работы/   авт.­сост.   Т.   В. Панафидина,   О.   А.   Северина,   В.   Н.   Пташкина,   Н.   В   Зюзюкина   – Волгоград: Учитель, 2009. 2. Развивающие игры на уроках и переменках: мир игры в 3­4 кл./ Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 3. Воспитательное   пространство   продлённого   дня.   –   СПБ.:   «ДЕТСВО­ ПРЕСС», 2002 4. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых/ Маргарита Шевченко.   –   Екатеринбург:   У­Фактория;   М.:   АСТ   МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009 5. Гражданское   образование:   технологии,   интерактивные   формы работы/авт.­сост. О. А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2009 6. Полякова   О.   В.,   составление   Здоровьесберегающие   технологии   в начальной школе. – Волгоград: ИТД «Корифей»,2009 11

Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме:  «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме:  «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме:  «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме:  «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме:  «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме:  «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме:  «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме:  «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме:  «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме:  «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме:  «Использование нетрадиционных технологий  на самоподготовке  и во внеклассной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2018