ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН
Оценка 4.6

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
17.03.2018
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН
Положение женщины в обществе на протяжении веков менялось в самых противоположных направлениях. В период матриархата ее значение было доминирующим. В эпоху рыцарства она была предметом поклонения, но уже не играла в политической жизни общества существенного значения. Какова роль женщины в наше время?Цель кданной работы – выявить отношение мужчин и женщин к женской самореализации в современных условиях..
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕНЫХ ЖЕНЩИН.doc
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ НА ТЕМУ: ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН                                                    Выполнила:                                            Педагог­психолог МКОУ СОШ № 29                                                г.Дзержинска Нижегородской области                                   Карпова Ирина Александровна Содержание                                                                                                   Стр. Введение……………………………………………………………...............3­4 Глава 1. Личностное развитие современных женщин 1.1  Специфика личностного развития девочек и женщин……………….5­10 1.2  Проблема усвоения роли женщины. Подходы к пониманию  женской роли………………………………………………………………….11­17          Глава 2.  Проблема самореализации современных женщин 2.1   Возможности самореализации женщин в семье…………………….18­21 2.2   Возможности самореализации женщин в профессиональной     сфере……………………………………………………………………….........22­26 Глава 3. Возможности самореализации женщин по материалам эмпирического исследования 3.1 Программа исследования, с использованием метода интервью…….27­28 3.2 Анализ результатов интервью…………………………………………….29 Заключение…………………………………………………………………..30­31 Литература………………………………………………………………......32­33 Приложение. ………………………………………………………………..34­40                         2 Введение                Положение женщины в обществе на протяжении веков менялось в самых противоположных   направлениях.   В   период   матриархата   ее   значение   было доминирующим. В эпоху рыцарства она была предметом поклонения, но уже не играла в политической жизни общества существенного значения.   Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным? Однако   времена   меняются,   и   мы   меняемся   вместе   с   ними.   Современная женщина уже не может представить себя только лишь в роли домохозяйки. Каждый вправе относиться к этому по­своему. Исторически сложилось так, что мужчине не привыкать занимать командные позиции. Женщина же испытывает пока по этому поводу массу комплексов. Осознав, что может справляться с работой, считавшейся ранее чисто мужской, она порой не чувствует в себе сил отказаться от стереотипов, которые были восприняты ею с детства. Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного   и   физического   труда.   Ни   один   закон   не   должен   запрещать   женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право ­ полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. 3 Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда ­ временно) их профессиональные обязанности.            Вместе с тем в российской науке сложилось традиционное отношение к изучению   социальной   дискриминации   женщин.   Во­первых,   ее   рассматривали   как проблему исключительно юридическую. Отсюда правовой подход. Во­вторых, традиционным для исследований социальной дискриминации женщин является  психологический   подход  на   уровне   микросоциума:   анализа   семьи.   Он ограничивается   изучением   межличностных   отношений   в   микрогруппе,   психологии подавления достоинств и свободы женщины, исходя из разных сексуальных ролей двух полов. При этом в основу анализа кладутся как биологические различия между полами, так и разные культурные представления о поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерная идентичность и гендерные идеалы: мужественность­женственность. Цель   курсовой   работы   –   выявить   отношение   мужчин   и   женщин   к   женской самореализации в современных условиях.. Изучение   данной   темы   означает   в   первую   очередь   ознакомление   с   весьма богатой   и   многообразной   литературой   по   этой   проблематике,   усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного направления социологической мысли.  4 Глава 1. Личностное развитие современных женщин 1.1. Специфика личностного развития девочек и женщин  Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и   общество   формирует   человека   как   существо   мыслящее,   обладающее   речью   и способное к целенаправленной творческой деятельности. Особое место в социальной  структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных  институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». 5 Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям  качеств и способностей.  «Индивид»   ­   единичный   представитель   человеческого   рода,   конкретный носитель   всех   социальных   и   психологических   черт   человечества:   разума,   воли, потребностей   и   т.д.   Понятие   «индивид»  в   этом   случае   употребляется   в   значении «конкретный человек».  «Личность ­ социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий,   отражающих   совокупность   социальных   ролей,   которые   он   играет   в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В  процессе  исполнения всех этих  ролей  у него  формируются  соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что мы на­ зываем личностью». (Капрала Дж., Серван Д., 2003, С 16). Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимо­ действия с другими людьми.      Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные     социальные   отношения,   известная   автономность   в   отношении   к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рож­ даются, а становятся. На протяжении   многих лет ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри  яйца –  подобно  микроскопической гомункуле.   Личностные   черты   индивида   долгое   время   приписывались наследственности.   Семья,   предки   и   гены   определяли   то,   будет   ли   человек гениальной   личностью,   заносчивым   хвастуном,   закоренелым   преступником   или благородным   рыцарем.   Но   в   первой   половине   20   века   было   доказано,   что 6 врожденная   гениальность   автоматически   не   гарантирует   того,   что   из   человека получится великая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.  Л.С. Выготский отмечал: « Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других». (Л.С. Выготский, 1983, С.144). Каждый   человек   уникален   и   неповторим.   Нет   на   свете   двух   одинаковых камней, а тем более людей. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза – различия между мужчиной и женщиной.           Сквозной характер различий, обусловленных полом, подчеркивает вполне естественное разделение всего человечества на два полюса – Мужской и Женский. Банальность   этого,   однако,   по­другому   начинает   восприниматься   в   свете   научных данных.   Чем   в   действительности   обусловлены   темпераментальные,   стилевые,   и характерологические     особенности   мужчин   и   женщин?   Как   формируется представление о типично женских и типичных мужских образцах поведения? (Либин, 1999, С. 273). И другие подобные вопросы.      На наш взгляд – ответ на эти вопросы скрывается в традиционном воспитании девочек и мальчиков. Изначально, начиная с пеленок, девочек воспитывают отлично от мальчиков, давая усвоить им те или иные образцы поведения в различных ситуациях. Например, мальчикам внушают, что мужчины не должны плакать, а девочкам, что они должны  быть  мягкими   и   не  воинственными.  В  первую   очередь,  такое  влияние  на ребенка   оказывают   в   семье,   далее   среди   близких   родственников   и   взрослых   в воспитательных учебных заведениях. И, наконец, ребенку освоить его гендерную роль помогают сверстники. (Палуди М., 2003, С. 126).       При рождении ребенка первый вопрос, который возникает у взрослого, это пол ребенка.   Эта  информация   помогает   подобрать   подарки,   цветы,   формирует   особое отношение к ребенку, проявляющееся в том или ином стиле поведения.   Половая принадлежность   ребенка   помогает   взрослому   составить   свое   мнение   о   ребенке   и регулировать свое отношение к нему.  7 Например, девочки­младенцы получают больше дистальной стимуляции (когда на них смотрят и разговаривают), а мальчики больше прооксимальной стимуляции (их держат на руках и прикасаются к ним).                        Исследования показали, что родители хотят, чтобы их девочки были аккуратными, уступчивыми, физически слабыми, т.е. «женственными», а сыновья – несговорчивыми,   сильными,   независимыми,   т.е.   «мужественными».   (Ковалев   Г.А., 1993).           Кроме   стереотипных   ожиданий,   родители   стимулируют   деятельность, приемлемую для пола ребенка, когда предоставляют одежду и игрушки им. Девочкам обычно дарят кукол, кукольные домики и миниатюрную утварь для кухни. Мальчики получают   в   подарок   кубики,   спортивные   снаряды,   модели   легковых   машин   и грузовиков, игрушечное оружие. В раннем детстве детей одевают в разные по цвету одежды.   Девочкам,   как   правило,   покупают   яркие   красные,   розовые   платьица,   а мальчиков   одевают   в   голубые,     серые   и   коричневые   тона.   Также   исследователи отмечают, что «мальчики­дошкольники чаще играют в стереотипные для своего пола игры, когда понимают, что родители думают, будто играть с «куклами для девочек – это плохо». Кроме того, родители чаще играют с «девичьими» игрушками со своими дочерьми и «мужественными» игрушками с сыновьями. (Палуди, 2003).      Результаты различных исследований также показывают, что родители помогают и сопровождают девочек чаще, чем это нужно. Желание родителей помогать девочкам во всем вырабатывает с течением времени у них сильную зависимость.       Родители продолжают формировать гендерные роли детей при помощи разных типов   домашних   обязанностей;   девочки   убираются   в   доме,   помогают   на   кухне; мальчики работают около дома, мастерят.       Такое воспитание предсказывает, что и во взрослой жизни мужчины и женщины будут   проявлять   личностные   различия   в   тех   областях   деятельности,   где   они сталкиваются   с   проблемами   адаптации   и   самореализации   в   жизни.   Половая 8 принадлежность ребенка явно или подсознательно дает информацию о его поведении и обязанностях.        Первый акт самоопределения у пока ещё смутно осознающей себя личности становится   отнесение   себя   к   определенному   полу   только   в   два   года.   Двухлетние малыши,   имеющие   довольно   расплывчатое   представление   о   своих   отличительных чертах,   уже   могут   обозначить   себя   как   мальчиков   или   девочек.   Начиная   с   этого возраста,   их   поведение   начинает   дифференцироваться   в   довольно   определенном направлении, как в смысле биологического развития, так и в отношении формирования полоролевых установок. Наблюдая за детьми, играющими в комнате с множеством самых разнообразных привлекательных игрушек, можно увидеть, что двух­трехлетнии девочки, скорее всего, начнут играть с куклами или в различные игры с использованием элементов   домашнего   хозяйства.   Мальчики   этого   же  возраста   чаще   предпочитают играть с игрушечным оружием, грузовичками, пожарными машинами или маленькими инструментами.   Трехлетние дети уже проявляют   предпочтение в выборе для игр партнеров своего   пола   и   обнаруживают   большую   общительность   во   взаимодействии   с   ними. Даже  двенадцатилетние  мальчишки  знают,  что  они  нуждаются  в десяти других, чтобы образовать   футбольную команду, что нужно выиграть, несмотря на то, что отдельные члены команды могут иметь плохой характер. Поэтому, в процессе игр они добровольно объединяются в коллективы с единственной целью ­ победить. У девочек же   конкуренция   отсутствует:   не   результат,   а   сам   процесс   игры   доставляет   им удовольствие.      Как правило, девочки не приобретают опыта действовать в составе команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают одиночные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство девушек не знают, что означает "командный дух", они не учатся объединяться в группы и побеждать все вместе, несмотря на то, что отдельные члены группы не вызывают симпатии. 9 Мужчины   полагают,   что   достижение   успеха   невозможно   без   четкой организации. Они создают иерархическую структуру, во главе которой находится босс. Он  дает   указания   и   контролирует   ход   игры,   распределяет   игроков,   учитывает   их возможности,   подготовку   и   опыт   и   без   сожаления   расстается   с   лишними   или неподходящими "бойцами".            Хоккей, футбол и бейсбол ­ игры не женские. Женщина привыкла видеть вокруг себя равных и не считает себя окруженной противниками.             По мнению Мешковой Т.А., со временем мальчики привыкают к игре в команде,   конкуренции   и   достижению   цели.   А   девочки   ­   к   сотрудничеству, взаимопониманию и взаимопомощи. С этим багажом они и приходят в мир взрослых. ( Мешкова Т.А., 1994).          Влияние генетических факторов на развитие половой самоидентификации продолжается   в   течение   всей   жизни.   Особенно   заметно   различие   между   полами начинают проявляться во время созревания.            В период молодости происходит окончательное закрепление полоролевых стереотипов, а также в целом завершается формирование половой идентификации как процесса,   связанного   с   физиологическими   элементами   созревания   организма.   По результатам многих исследований подчеркивается, что девушки больше склонны к проявлению   отдельных   симптомов   тревожности   или   же   к   тревожной   форме расстройств.   Они   также   в   два   раза   больше   юношей   обнаруживают   депрессивные расстройства. Как   видно   разница   проявляется   уже   с   детства.   Мальчики   стремятся   к независимости,   девочки   к   взаимозависимости.   Мальчики   чаще   играют   в   игры,   в которых много народу. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх   меньше   агрессивности,   больше   соучастия,   там   чаще   ведутся   доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.  10 В   зрелом   возрасте   гендерные   различия   проявляются   еще   шире.   Мужские разговоры,   в   основном,   ориентированы   на   решение   задач,   женские   –   на   личные взаимоотношения. Собравшись вместе, мужчины склонны обмениваться информацией, женщины – делится своими жизненными проблемами, и давать друг другу советы. (Берн Ш., 2001).        С самого детства мужчины настроены на то, что они будут работать, чтобы, по меньшей мере, суметь прокормить семью. Только незначительная часть женщин в  детстве задумывалась над этим вопросом. Большинство же из них надеется найти кого­ то, кто будет их  содержать. Таким   образом,   разница   в   настрое   и   направлении   мышления,   вытекающая   из различных представлений, складывающихся еще в детстве,  огромна.     1.2 Проблема усвоения роли женщины. Подходы к пониманию женской роли На   сегодняшний   день   не   существует   явных   доказательств   ни   одной   из приведенных   точек   зрения   о   том,   чем   должна   заниматься   женщина.   Однако, изучение   особенностей   успешного   поведения   мужчин   и   женщин,   норм самоутверждения крайне важно. С нашей точки зрения, в настоящее время в России отсутствует   социально   принятый   современный   образ   успешного   женского поведения. А без примера, образа для подражания теряется опора.  В   патриархальной   России   образ   успешной   женщины   был   всегда   жестко ограничен   рамками   семьи.   В   конец   19   начало   20   века   пробудившееся   женское общественное сознание жаждало активной деятельности. Женщины "бежали" не в дом, к очагу, а из дома к знаниям, образованию, к социальной активности. Это было закономерностью тогдашнего бытия и сыграло свою роль в формировании типа "женщины­мутанта"   ("товарищ"   женщина),   который   пришел   позднее   со   своими 11 нерешенными проблемами через весь 20 век, неся знамена мужской борьбы как свои собственные.   В СССР культивировался образ успешной женщины (русская супер­женщина), в   котором   механически   сочетались   как   патриархальные   ценности,   так   и   новые идеалы. 70 лет советская идеология пропагандировала равенство полов, однако, фасад был прогрессивным, а механизм реализации репрессивным.  Миф   о   русской   супер   ­   женщине   на   деле   оказался   физической   и психологической   ловушкой,   так   как   выполнить   условия   было   невозможно, требования к женской успешности были слишком высоки.  Реализуя   себя   в   семье,   женщина   теряла   социальную   значимость,   роль домохозяйки обесценивалась обществом.  Реализуя себя в деятельности вне дома, которая называлась ­ общественно­ полезным трудом, женщина ограничивала свою роль в семье, что также порицалось. В сфере деятельности, особенно в престижных областях, существовала скрытая дискриминация.   Всё   это   порождало   сложный   противоречивый   образ   женской самореализации и успешности.  В   основе   его   лежали,   с   одной   стороны,   активная,   целеустремленная, агрессивная и конкурирующая с мужчинами позиция, с другой ­ неуверенная в себе и обреченная на заведомое поражение. Что же происходит сейчас?   Сейчас   общество   проявляет   полное   равнодушие   к   женской   теме   и   вяло предлагает   вернуться   к   патриархальным   идеалам.   Социальное   и   экономическое положение в стране столь неблагоприятно, что реализация любой успешности как мужской, так и женской крайне сложна.  Несмотря на то, что условия самоутверждения и успешности женщины стали ещё более жесткими, в сложившейся ситуации есть свои положительные стороны. Появилась определенная свобода в выборе пути и способа самореализации.  Всё   многообразие   взглядов   на   женскую   проблему,   попытки   осмысления   и решения можно свести к признанию следующих положений: самоценности личности 12 женщины, её права на развитие, творчество, достоинство, свободу в проявлении себя.  В большинстве обществ женщина сталкивалась с доминированием мужчин в течение тысячи лет, психологические последствия такого доминирования огромны. И,   здесь,   мы   должны   быть   благодарны   Фрейду   за   открытое   утверждение относительно неполноценности женщины и её более низкого положения, поскольку во многих отношениях это является первым ясным описанием того, откуда должна начаться переоценка женской психологии.  "Анатомия ­ это судьба"  ­ утверждал Фрейд. «Именно различия в строении тела   мужчин   и   женщин   формируют   две   особенности   в   развитии   женской психологии: комплекс кастрации и зависть к мужскому половому члену». (Фрейд З., 1989, С.38).   Эти комплексы определили, по мнению Фрейда, три возможные линии   развития   женской   психологии:   одна   ведёт   к   подавлению   сексуальных импульсов, а, следовательно, к неврозам; вторая ­ к модификации характера под мужские   образцы,   для   которых   характерно   мужеподобное   стремление   к творческой деятельности, сильные социальные интересы, активность; третья ­ к нормальной женственности, под которой Фрейд понимал стремление к реализации желания   обладать   тем,   что   составляет   предмет   женской   зависти   посредством замужества и рождения сына.  Результатом   нормального   развития   женской   психики   и   естественными компонентами   здоровой   женственности   являются,   по   Фрейду,   пассивность, отсутствие   чувства   справедливости,   предрасположенность   к   зависти,   слабые социальные   интересы,   неспособность   к   сублимации   (т.е.   к   творческой деятельности).  Итак, зависть к мужчине организует женскую психику так, что возможны три пути развития: истерия, мужеподобие и нормальная женственность, которая очень сильно   отличается   от   нормального   общечеловеческого   типа   личности.   Надо заметить, что Фрейд строил свою концепцию на основе клинического материала, 13 врачебной   практики   и   его   пациентами   были   женщины   среднего   класса, действительно испытывающие психологические стрессы вследствие бесправного, угнетённого   положения   в   семье.   Фрейд   полностью   разделял   традиционные предрассудки своего времени относительно женщины и её роли и места. В поздних работах Фрейд утверждал, что в действительности никогда не понимал женской психологии.  Но, и эти слова великого психиатра воспринимались обществом, как негатив в пользу   непредсказуемой   и   алогичной   женской   психологии.   Карл   Юнг,   яркий представитель психоаналитической школы, отмечает: "Знающие люди соглашаются с   тем,   что   мужчины   ничего   не   понимают   в   психологии   женщины,   какова   она реально, но поразительно насколько женщины не знают сами себя".  ( Юнг К., 1995, С.25). Согласно Юнгу мужская душа отлична от женской. На сознательном уровне это отличие между мужской персоной и женской, основанное на   культурных   нормах   и   ролевых   различиях. На   бессознательном   уровне   это отличие   архитипов:   анимы   для   мужчины   и   анимуса   для   женщины.   Пассивная, неагрессивная, восприимчивая женская персона и рациональный, активный анимус.  Для женщины процесс психологического развития связан с диалогом между персоной и анимусом и интеграцией между ними. Чем больше женщина обращается к   бессознательному,   к   анимусу,   тем   больше   в   женщине   начинают   развиваться качества,   которые   считаются   мужскими:   независимость,   сила,   решительность, активность.   Если   этого   не   происходит,   если   женщина   не   принимает бессознательную   мужскую   сторону   своей   личности,   то   она   продолжает проецировать её на различных людей в своей жизни.  Альфред   Адлер   сделал,   весьма,   радикальный   вывод,   что   психологическое различие между полами является целиком результатом культурных установок. Эти культурные   установки   относительно   различий   между   мужчиной   и   женщиной 14 наиболее глубоко влияют на развитие человека в детстве. "Девочка приходит в мир со звучащими в её ушах предрассудками, предназначенными для её порабощения и искажения   её   веры   в   собственную   ценность,   уничтожение   уверенности   в   себе, разрушения   её   надежд.   Очевидные   преимущества   мужчин   в   нашем   обществе создают значительные искажения в психическом развитии женщины". (Адлер А., 1986, С.57). Культ   женственности   ­   любящая   женушка   в   кругу   детей   ангелочков   в собственном   загородном   доме   на   лужайке   угощает   обедом   собственного приготовления друзей и родных. Эта красивая рекламная картинка. На деле быть женственной   ­   это   быть   пассивной,   зависимой,   не   только   финансово,   но   и психологически.    Быть   нерешительной,   подчиняемой,  необразованной,  незрелой, неполноценной. Безграничный мир съёживается для неё до стен уютного дома.  Смысл жизни молодой девушки сводился к охоте за обручальным кольцом, т.к. получив мужа, она подтверждала свою женственность, а родив ребёнка ­ своё предназначение на этой земле.   Социальные стереотипы, общественное мнение не признавали для женщины необходимости достижения зрелости и реализации всех потенций человеческого существа. А сейчас? Старые границы размыты, а новые четко не обозначены.  Молодые люди сейчас испытывают кризис личности из­за того, что не могут найти образ, которому стоило бы подражать, чтобы полностью реализовать свои возможности. Но, почему теоретики не признают наличия кризиса у женщин? По традиции девушка превращаясь в женщину не должна задаваться вопросом ­ Кто она? И кем ей стать?  Женская судьба определена анатомией, личность женщины её биологическим предназначением. Но, так ли это? Всё больше женщин спрашивают себя: "Где я, что 15 я здесь делаю, что могу изменить в своей жизни?". Они начинают осознавать кризис личности в собственной жизни.  Этот кризис не разрешиться пока женщина или её дочери не перейдут за грань неизведанного  и  не  создадут  своей  жизнью новый  образ, в  котором  так  сильно нуждаются. Мы знаем, что женщины обладают таким же творческим потенциалом, как   и   мужчины.   Так   же,   как   и   мужчины,   женщины   могут   реализовать   свой потенциал через труд, соответствующий их способностям. (Алешина Ю.Е., Волович А.С., 1991).  Женщина   не   может   выражать   себя   через   мужа   и   детей   или   монотонный отупляющий домашний труд, как бы она его не приукрашивала. Человек только тогда   начинает   принимать  жизнь  всерьёз,   когда   он   понимает,  что   жизнь  может пройти зря. Понимание того, что жизнь прошла зря, может прийти на смертном одре.  Но, иногда  его   пробуждает  угроза   не  физической,  а  духовной  смерти  от пассивного конформизма, от бессмысленной никому не нужной работы.  Социальный   стереотип,  миф  о   загадочной   женственности  (принести   себя   в жертву семейному очагу) предписывает женщине именно такую смерть. Женщина, у   которой   сегодня   одна   цель   ­   родить   и   выкормить   мало   отличается   от прародительниц или братьев наших меньших.  А   когда   её   тело   перестанет   выполнять   детородную   функцию,   что   тогда? Женщину, у которой сегодня нет цели, желаний, замыслов, устремляющих её жизнь в будущее можно сравнить с самоубийцей. С помощью женских мифов удалось похоронить заживо миллионы женщин. Для них нет другого пути освобождения, как только приложить усилия ­ усилия, которые выходят за пределы физиологии и домашнего труда и помогают обрести будущее.  Это новый образ женщины. Женщина удачница, успешная, уверенная в себе, лишенная комплекса ограничения личной свободы и ущемления её женских прав. 16 Успешное   поведение   строится   на   базисном   чувстве   уверенности   в   себе   и отношении к другим как к равноценным партнерам (будь то муж, дети любого возраста, свекровь, коллеги по работе).  Успешная   женщина   обладает   личной   силой   и   не   боится   разделить   её   с другими,   оказать   помощь,   заставить   поверить   в   себя.   Она   делает   для   себя самостоятельный выбор и не только не подавляет, но и поддерживает других в принятии самостоятельных решений. Эта стратегия и во взаимоотношениях внутри семьи, в воспитании детей. Для этой женщины характерно чувство уважения к себе и другим. (Правдина Н.Б., 2005).  Кто знает, насколько радостней будет любовь, когда общими у мужчины и женщины будут не только дети, секс, дом и дача, но и увлечение своим делом и  ответственностью за него, благодаря чему человек ощущает будущее и осознает смысл жизни.  На   основе   изложенного   можно   сказать,   что   единого   женского   образа   не существовало   никогда.   В   разные   времена   общество   по­разному   воспринимало способы реализации женщин. 17 Глава 2. Проблема самореализации современных женщин. 2.1 Возможности самореализации женщин в семье Исследования семьи, брака, рождаемости ведутся в социологии, психологии, демографии,   этнографии,   других   общественных   науках.   Многие   из   классиков социологии считали семью частью социальной структуры, рассматривали её как фактор изучаемых ими процессов, но не исследовали институты брака и семьи специально.             «Семья – это особая малая социальная группа, основная социальная ячейка общества.   Особая   форма   содружества   мужчины   и   женщины   для   полноценного воспроизводства следующего поколения». (Шейнов В.П., 2001, С.374.) 18 Раньше  во   главе   семьи   стоял   мужчина.  Его  первейшей   обязанностью   было обеспечивать семью. В обязанность жены входило блюсти очаг, рожать и растить детей,   сохранять   верность   мужу.   Дом   для   жены   являлся   основным   местом приложения ее трудов и способностей. Деньги, наряды она получала из рук главы семьи.        На первый взгляд, после крушения коммунистического режима представления о том, какой должна быть российская женщина, просто вывернулись наизнанку: советский идеал сильной работницы сменился моделями хрупкой женственности, поглощенности домашним уютом и самозабвенного материнства. Однако это лишь один из стилей или вариантов новейшего «публичного дискурса женственности». (Бендас Т.В., 2001). На   наш   взгляд,   можно   выделить     несколько   доминирующих   вариантов реализации женской сущности в семье.  Первый из них можно условно назвать  «национал – традиционалистским». Как ясно из названия, он в явной форме представлен идеями русского национализма и религиозного   возрождения,   но   далеко   не   ограничивается   их   пределами.   Строго говоря,   этот   вид   представляет   собой   решительным   образом   разделение   по половому признаку: мужчины и женщины призваны выполнять разные функции. Кормление   семьи,   воспитание   детей,   добрососедствование   ­   вот   круг   забот женщины.  В качестве примера можно привести фигуру из древнерусской истории ­ великую княгиню Ирину, жену киевского князя Ярослава Мудрого. Выйдя замуж за великого князя и приняв имя Ирины, она всей душой восприняла Россию как свою родину.   Ее   происхождением   пытались   воспользоваться   норвежцы,   склоняя   к посредничеству между ними и русскими, но она предупредила, что будет защищать интересы мужа. Она воспитала семь сыновей и трех дочерей.  Фрагмент очень выразительный, в нем четко перечислены черты идеальной женщины: преданность мужу, религиозность, многодетность. Безусловно, главной 19 задачей   женщины,   ее   высшим   предназначением   согласно   этой   логике   является материнство.  Существует и еще один способ гендерной репрезентации ­ и он уже не имеет выраженных   советских   корней.   Его   можно   охарактеризовать   как   «пол   как потребление».   Такой   вариант   предполагает   выражение   женщины   в   следующем виде: основным предметом самосознания является удовольствие, но удовольствие, облаченное в выраженную половую форму. Для мужчин это, в первую очередь, удовольствие   обладания,   для   женщин   ­   удовольствия   собственно   потребления различных групп предметов, делающих их обладательницу неотразимой и умелой домохозяйкой. (Бендас Т.В., 2001). Такой образ женщины при этом обладает достаточной гибкостью: она может работать или нет, быть матерью семейства, поглощенной правильным воспитанием детей или девушкой, только ищущей «свое счастье» ­ но в любом случае мужчина является   в   ее   жизни   главной   фигурой,   а   цель   жизни   ­   его   привлечение   и последующее умелое им манипулирование. Мужчина, увиденный глазами женщины ­ потребительницы, является лишь высшим достижением ее коллекции «удобных, практичных   и   красивых   вещей»,   по   сути   ­   главным   орудием   удовольствия. Воспитание детей выступает уже не как важная социальная функция, и тем более, не как патриотический долг, а как источник материнского удовольствия.  Важнейшую   роль   в   этом   варианте   поведения   играет   сексуальность,   как свойство, определяющую самую сердцевину, суть пола. Она рассматривается как главный и, по сути, единственный механизм, заставляющий представителей разных полов взаимодействовать друг с другом. Поэтому такую важную роль для женщины имеет   внешность:   это   главный   коммуникационный   код,   посредством   которого можно осуществлять общение с партнером. Таким образом, оба варианта самореализации женщины в семье аппелируют к   «мужественным   мужчинам»   и традиционным   гендерным   стереотипам:   20 «женственным   женщинам», романтического проекта, вершиной которого является брак и семья.    находящимся   в   состоянии   бесконечного Итак,   жесткое   распределение   гендерных   ролей,   многие   десятилетия управлявшее жизнью разных семей и основывавшееся на предположении, что иного и быть не может — как в интересах семьи и общества, так и в силу природных характеристик полов, по­видимому, безвозвратно ушло в прошлое. Не задержалось и  несколько   примитивное  понимание   нового   порядка —  подмена  женской   роли мужской или открытый конфликт с мужским миром, на позиции которых стояли наиболее   радикальные   сторонники   феминизма.   Остались   позади   безоговорочное подчинение  мужу,  резкое   ограничение   предпочтительной   сферы   деятельности   и влияния,   строго   предписанная   реализация   лишь   в   фемининном   мире,   жесткая ориентация на материнство как единственную карьеру.               Порой мы жалеем женщин, которые жили по старым семейным законам, законам   зависимости.   Может   быть   напрасно?   В   тех   зависимых   женщинах   жила накопленная многими поколениями привычка сознания, что глава содержит семью и   отвечает   за   нее.   Так   уж   исторически   сложилось.   Но   шло   время.   Резкие социальные перемены привели к гибели патриархальной семьи. Брак стал союзом двух свободных и самостоятельных людей. В Гражданском кодексе понятие "глава семьи" вовсе отсутствует. Его нет в Конституции, нет в семейном праве. Но оно пока присутствует в нашем сознании.  По   свидетельству   социологии,   люди   теперь   довольно   часто   характеризуют свою семью как семью без главы. «Теперь иждивенцами в семье выступают только дети, их кормильцы – и папы, и мамы. Сейчас глава семьи – это уже не глава "по закону",   а   лидер.   Главы   как   бы   выбираются   в   семье   с   согласия   окружающих. Социологи   определяют   нынешнее   семейное   главенство   как   "выполнение распорядительных, регулирующих функций, существенных для жизнедеятельности семьи…". Нужен ли современной семье глава? Нет, но лидер нужен обязательно, 21 им может быть и мужчина, и женщина. У кого характер для лидерства больше подходит». (Бендас Т.В., 2001, С.120).  На сегодняшний день мотивы создания семьи резко отличаются от прошлого. Итак,   по   мнению   автора   Шейнова   В.П.   можно   выявить   следующие   принципы создания семьи: ­ любовь; ­ желание иметь постоянного сексуального партнера; ­ желание иметь детей (и мужчинам в том числе); ­ общность интересов; ­ чувство одиночества и др.             Для многих представительниц прекрасного пола не приемлемо сидеть дома и воспитывать   детей.   Современная   женщина   желает   делать   карьеру.   О самореализации   женщины   в   работе,   карьере,   наиболее   популярной   и востребованной сегодня точке зрения, пойдет речь в следующей части. 22 2.2. Возможности самореализации женщин в профессиональной сфере Самореализация женщин в современном мире, в отличие от предыдущих лет, проявляется в сфере занятости, т.е. карьеры. Женщины заявляют о себе в трудовой деятельность,   желая   работать   и,   главное,   зарабатывать   самостоятельно   себе   на жизнь.  Однако именно в этой сфере и проявляется дискриминация. «Социальная дискриминация женщин  означает ограничение или лишение прав по признаку   пола   (или   гендерному   признаку)   во   всех   сферах   жизни   общества: трудовой,  социально­экономической,  политической,  духовной,  семейно­бытовой. Социальная   дискриминация  ведет   к   снижению  социального   статуса   женщины  и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности». (Пайнс Э., Маслач К., 2000, С.327). Проблема разделения труда по полу является одной из центральных тем в гендерных исследованиях, и это не удивительно: представления о «мужской» и «женской»  работе «делают  гендер»  в  такой  же  мере,  в какой  и интерпретация биологических   различий.   В   самом   деле,   мужественность   и   женственность представляют   собой,   прежде   всего   определенный   тип   поведения,   и   трудовое поведение играет здесь центральную роль.         В среднем зарплата российских тружениц в наши дни остается по народному хозяйству более чем на треть ниже, чем у мужчин. В феминизированных отраслях (медицина, образование, текстильная, легкая, пищевая промышленность) женщины имеют   низкий   профессиональный   статус,   ограниченные   возможности   для переподготовки и переквалификации, низкие заработки. Кроме   того,   большинство   женщин   работает   в   дефицитных   и   кризисных отраслях   материального   производства,   на   должностях,   не   требующих   высокой квалификации в бюджетной сфере. По оценкам специалистов, низкая оплата труда 23 женщин   объясняется   сильным   отставанием   ставки   1   разряда   Единой   тарифной сетки, а она, как известно, определяет всю цепочку системы заработной платы. В исследованиях ряда психологов, формы реализации женщин в сфере труда имеют свои особенности. Первая из них состоит в том, что в производственную сферу   вовлечена   не   вся   женская   общность,   а   ее   трудоспособная   (по   возрасту) часть,   т.   е.   от   16   до   54   лет   включительно.   В   России   это   женское   население составляет   примерно   40   млн.   человек   и   является   относительно   стабильным. Стабильность   ­   благоприятный   фактор   для   рынка   труда   в   условиях   снижения спроса на женскую рабочую силу.  Вторая особенность трудности реализации женщин в профессиональной сфере состоит   в   том,   что   в   частном   секторе   она   имеет   выраженный   авторитарный характер, ставит работницу в большую зависимость от работодателя ­ мужчины, чем на государственных предприятиях. Более того, уровень социальной и правовой защищенности женщин от дискриминации в частном секторе намного ниже, чем на предприятиях   государственных   или   полугосударственных.   В   частной   фирме нередко   отсутствуют   или   бездействуют   профсоюзы.   Существует   более   жесткая зависимость   работницы   от   произвола   начальника,   безнаказанно   нарушается трудовое   законодательство.   Можно   сказать,   что   именно   в   частном   секторе положение женщин во многом определяется «сексуальным неравенством». В этой сфере часто действует культ силы и авторитета мужчины как духовной основы его власти. (Гаврилица О.А., 1998; Попова Л. В., 1996). Следует отдавать себе отчет, что при нынешнем состоянии дел никакие меры государственного   принуждения,   в   том   числе   и   законодательные,   не   заставят работодателей   поступать   вопреки   собственным   интересам.   Чтобы   работодатель брал на работу женщину, он должен быть уверен в том, что она будет на данном рабочем   месте   работать   лучше,   чем   мужчина.   Поэтому,   женщина,   чтобы   ее предпочли  мужчине, должна при   прочих  равных  обстоятельствах   гарантировать лучшие результаты на данном рабочем месте, чем мужчина, либо соглашаться на 24 дискриминацию ­ заведомо более низкую оплату труда. С позиций работодателя, эта дискриминирующая разница в оплате ­ его плата за риск, действительный или мнимый.          Поэтому, чтобы добиться успеха  в «мужском мире», у  женщины  должны присутствовать некоторые черты лидера. Возникает вопрос: «А кто такой лидер?» Это, прежде всего человек, на поведение которого ориентированны члены группы, именно  он   задает   стандарт   поведения,  определяя   цели   и   задачи   группы,  имеет психологическое   право   принудить   подчиненных   выполнять   поставленные   перед ними задачи. Иными словами, лидер  обладает  властью. И, наконец, самое  главное ­ лидер  принимает  на  себя  ответственность  за  группу  людей  и  за  её  действия. Безусловно,   лидер   должен   обладать   интеллектом.     Он     даже     может     быть необразован  с  точки  зрения  абстрактного  знания, но  умение  управлять  людьми или     социальный     интеллект     ему     необходим   точно.   Очень     важно     то,   что большинство     лидеров     склонны     принимать   решения     индивидуально,   не подчиняясь   внешнему   давлению. Интеллектуальная   независимость   ­ вот   что отличает   настоящего   лидера. Кроме того, он эмоционально стабилен. На языке психологов   это   ценное   качество   называется   «инфарктоустойчивостью»   ­ отсутствием  страха   и  тревоги. (Бендас Т.В., 2001).      Также на  профессиональный  статус  женщины  серьёзное  влияние  оказывает  её семейное   положение, необходимость совмещения   ролей, что   ограничивает   ее выбор  деятельности, создаёт  трудности  в  работе. Конфликт   между   ролями   чаще   возникает,   если   женщина   в   равной   мере ориентирована   и   на   профессиональный   рост,   и   на   свою   семью,   т.е.   на профессиональную и семейную самореализацию. В этом случае многочисленные предписания­требования   различных   социальных  ролей,   выполняемых   личностью, препятствуют их успешной реализации.  25 К объективным факторам возникновения ролевого конфликта у работающих женщин   относятся:   чрезмерное   напряжение,   связанное   с   профессиональной   и домашней   работой,   отсутствие   полноценного   отдыха,   дефицит   времени, неблагоприятные жилищные условия, маленькие дети. Субъективные факторы, порождающие ролевой конфликт, это: повышенное чувство   ответственности,   высокий   уровень   притязаний,   желание   быть   хорошей матерью   и,   вместе   с   тем,   выраженное   стремление   к   профессиональной самореализации.    развитию   ощущения   личной   независимости   и Актуальность   исследования   ролевого   конфликта   работающей   женщины обусловлена   рядом   причин,   теоретического   и   практического   характера. Профессиональная деятельность, способствуя реализации творческого личностного потенциала,   самоценности,   одновременно   сокращает   время   самореализации   женщины   в семейной   сфере,   что   может   приводить   к   ролевой   перегрузке,   напряжению   и конфликту.              Необходимы социально­психологические работы, направленные на изучение причин возникновения ролевого конфликта, факторов, связанных с его развитием и путей снижения ролевого напряжения, испытываемого работающей женщиной при совмещении профессиональных и семейных обязанностей.  Гаврилицы О. А. были сделаны следующие выводы: «Степень выраженности ролевого   конфликта   связана   с   психологическим   полом   женщины.   Высокая выраженность полоролевых качеств (маскулинности и фемининности) позволяет женщине  успешно   адаптироваться   в  различных  сферах   жизни  и,  как   следствие, испытывать   меньший ролевой конфликт. Выбор  женщиной приоритетной сферы реализации – профессиональной или семейной – и личная оценка такой жизненной ситуации   как   благополучной,   способствует   снижению   ролевого   конфликта». (Гаврилица О.А., 1998, С.86). 26 Таким образом, можно сделать вывод, что роль женщин в нашем обществе продолжает   с   каждым   годом   возрастать.   Женщины   не   только   с   успехом справляются с семейными делами, но и пытаются конкурировать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности, поэтому государству необходимо раз и навсегда решить проблему их всесторонней и действенной поддержки. Со временем   наша   страна   должна   стать   для   всего   мира   примером   гуманного   и бережного отношения к вопросам материнства и детства,  образцом равноправия мужчин и женщин во всех без исключения сферах жизни общества.  27 Глава 3.  Возможности самореализации женщин по материалам  эмпирического исследования 3.1 Программа исследования с использованием метода интервью Цель исследования: изучить различные варианты самореализации женщин в  современных условиях. Объект исследования: различные взгляды на самореализацию женщин в  современных условиях.  Предмет исследования: особенности реагирования людей на самореализацию  женщин в современных условиях.    Гипотезы: 1. Существует множество вариантов самореализации женщин в современных  условиях. 2. В соответствии с традиционными представлениями о самореализации женщин  только в семье – самореализация женщин возможна  и в другой сфере  деятельности. 3. Мужчины воспринимают женщин в большей степени в качестве домохозяйки. 28 Задачи исследования: 1. Изучить литературу по теме исследования 2. Рассмотреть различные варианты самореализации женщин в современных  условиях. 3. Установить зависимость между предъявляемыми традиционными требованиями  к женщинам и изменившимися  представлениями по отношению к самореализации  женщин в современных условиях. 4. Выявить единую точку зрения на тему самореализации женщин в современных  условиях. 5. Определить различие взглядов мужчин и женщин на данную проблему. Для выявления нашей цели был использован метод интервью, были опрошены 16  человек и задан следующий вопрос: « Что вы понимаете под самореализацией женщины». («Где именно женщина может самореализоваться»). Выборка: В экспериментальном исследовании принимали участие 8 женщин и 8 мужчин,   возрастом   от   20   до   42   лет,   проживающих   в   г.   Дзержинске.   Средний возраст опрошенных составил 29 лет. Мужчины и женщины выбирались случайно.          Ответы на вопрос «Что вы понимаете под самореализацией женщины» можно увидеть в Приложениях 1­16. 29 3.2 Анализ результатов интервью Как   показывают   результаты   опроса,     единого   мнения   на   то,   где   и   как   может реализовать себя женщина в современных условиях не существует. Опираясь   на   результаты   интервью,   мы   видим,   что   мужчины   и   женщины ответили по­разному.                 Мужчины,   в   основном,   предпочитают,   чтобы   женщина   сидела   дома, воспитывала детей и занималась хозяйством.  В исключительном случае – работала продавцом или учителем, т.е. занимала такую должность, чтобы она не мешала домашним   делам.   Этим   подтверждается   одна   из   поставленных   нами   гипотез   – мужчины воспринимают женщин в большей степени в качестве домохозяйки.                     Женщины   видят   самореализацию   через   профессиональный   рост.   На сегодняшний день они считают, что нет разницы между мужчиной и женщиной. И что   женщина   сама   в   силах   позаботиться   о   своем   материальном   положении. Поэтому   самореализация   женщин   в   современных   условиях   не   соответствует традиционным   взглядам   о   самореализации   женщины   через   семью.   Этому свидетельствует   и   тот   факт,   что   среди   опрошенных   были   и   такие   женщины, которые не нуждаются в мужской силе и материальной поддержке.           Подводя итоги исследования, мы видим, что единой точки зрения на тему самореализации женщин в современных условиях не существует.                    Были предложены и другие варианты ответов на поставленный вопрос. Некоторые мужчины легко отнеслись к тому, что женщина может реализовывать себя   в   карьере.   (Приложение   4,15).   Некоторые   женщины,   наоборот,   предпочли проявить себя в семейных отношениях. (Приложение 8,12). 30 Таким  образом,  мы  раскрыли  все  задачи,  поставленные  в  данной  работе   и выявили,   что   существуют   различные   варианты   самореализации   женщин   в современных условиях. Цель нашего исследования достигнута, гипотезы подтверждены.  Заключение               Как   показал   анализ   различной   литературы,   вопрос   самореализации женщины   на   настоящий   момент   является   спорным   и   на   него   не   существует однозначного ответа.   Конкретный     выбор     жизненного     пути     женщина     делает     сама     в соответствии     со     своими     личными     качествами,   предпочтениями,   вкусами, обстоятельствами   жизни, но   возможность   такого   выбора   сильно   зависят   от того, какую  экономическую  и  моральную  поддержку  окажет  ей  государство  и общество  на  каждом  из  избранных  ею  путей.  В то же время общественная структура пока не позволяет избавиться от всех проблем,   связанных   со   старыми   стереотипами   полоролевого   деления,   а   баланс между семейной и общественной сферой достичь удается далеко не всем. Но при всем   этом   основным   итогом   ушедшего   века   в   гендерной   истории   стала окончательная   институционализация   выбора   в   качестве   основного   элемента   в поиске ориентиров — нравственных и прагматических. Образ женщины включает в себя многие разнообразные элементы, комбинировать которые можно по личному усмотрению.   Но   при   этом   не   следует   забывать,   что   социально­экономические факторы, как и ранее, неминуемо вносят свои коррективы.                   В   России   проблема   женской   самореализации   продолжает   оставаться   актуальной   темой.   Женщина,   несмотря   на   более   чем   семидесятилетний   период   утверждения   равноправия   мужчины   и   женщины,   остается   в   плену традиционного стереотипа о вторичной ценности деловой карьеры и ограниченных 31 пределах такой карьеры. Женщиной освоены многие сферы проявления деловой профессиональной активности.  Женщинам   необходимо   решиться   попробовать   свои   силы   в   малоосвоенной сфере.   Становление   частного   бизнеса,   самозанятости   женщин   в   современной России   идет   медленно,   наталкиваясь   на   широкий   спектр   юридических, экономических   и   социальных   барьеров.   Женский   социум,   как   субъект предпринимательской   деятельности   сталкивается   с   особым   классом   социальных проблем: конфликты ролей, выполняемые в общественной и частной жизни.          Но если женщина решила подняться по социальной лестнице, то она должна приготовиться к нелегким испытаниям, ведь ей придется осваивать доселе чужую территорию. И чем выше она будет подниматься, тем меньше вокруг неё будет представительниц "слабого" пола. А чтобы не чувствовать себя в чужой тарелке, необходимо изучить правила делового поведения в мире мужчин. 32 Литература 1. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30­60  гг. 20 века. М. 1986.  2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины //  Вопросы психологии. 1991. №4. С.57­61. 3. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины //  Вопросы психологии. 1989. №5. С.96­102. 4. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2001.  №1. С.119­130. 5. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.­М. 2001. 6. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии.  1998. №4. С.81­92. 7. Капрара Дж., Серван Д. Психология личности. СПб., 2003. 8. Ковалев Г.А. Психология ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии.  1993. №1. С.51­62. 9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. СПб., 1997.  10. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., 1999. 11. Майерс Д. Социальная психология. СПб. 2002. 12. Мешкова Т.А. Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7­8 лет // Вопросы психологии. 1994. №1. С.53­62. 33 13. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб. 2000. 14. Палуди Спб.­М. Психология женщины. Спб.­М. 2003. 15. Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы  психологии. 1996. №2. С.76­89. 16. Правдина Н.Б. Я люблю себя. Триумф Новой женщины. СПб.­М. 2005. 17. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. М. 2003. 18. Фрейд З. Психология бессознательного. М. 1989. 19. Хорни К. Женская психология. М. 1993. 20. Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина: Познать и покорить. М. 2001. 21. Юнг К.Г. Психологические типы. М. 1995.   34 Антон, м., 23 г., холост, мерчендайзер в крупной фирме. Приложение 1           ­   Самореализация   женщины   –   это   те   ее   активности,   которые   она осуществляет, для того чтобы добиться каких­то определенных целей, которые она сама перед собой ставит.  Женщина может реализовать себя независимо от своего пола. Ну то есть я имею   в   виду   также   как   и   мужчина,   в   любой   сфере   деятельности   начиная   от домашних хлопот и, заканчивая активными видами спорта. Такими как хоккей, футбол и другие какие­то активные занятия.    Приложение 2  Анастасия,   ж.,   20   лет,   не   замужем,   есть   ребенок,   продавец­консультант, студентка з/о отделения.    35 ­ Я считаю, что это способность достигнуть поставленных целей. Именно у женщины это 3 цели: создать семью, сделать карьеру, третью забыла. И уметь все это хорошо сочетать. Дело не в том где именно она может себя реализовать, для женщины важно, конечно, более семья, чем работа. Кто­то может сочетать и семью, и работу так, чтобы одно другому не мешает.     Приложение 3  Игорь, м., 30 лет, женат, директор малой фирмы, два высших образования. ­ Я считаю, что главное не в чем женщина может себя самореализовать. Сейчас и  мужчина,  и  женщина  могут  себя   реализовать   в  одинаковом.  Главное,    чтобы женщина чтобы она не делала оставалась женщиной.                      Приложение 4           Иван, м., 38 лет, разведен, женат, трое детей, программист в компьютерном сервисе.                   ­   Карьерный   рост.   Естественно,   обычно   как   эмансипация,   феминизм. Проявить самореализацию может в основном в бизнесе. Что касается ума, конечно, мало   женщин   встречал   я   с   хорошими   мозгами   в   своей   жизни.   А   вот   бизнес, экономист, бухгалтер – профессии сейчас женские, в основном стали. Мало ли, разные женщины бывают, так же как и разные мужчины. То же не все мужчины   тупых   попадается.   Ну   и­и­и   может умные.   Достаточное   количество   ­   36 реализоваться и дома. Воспитание детей, между прочим, ­ это тоже хорошая вещь. Воспитание   чужих   детей   в   школе,   например,   в   детском   саду   –   это   очень благородная профессия, я думаю. Единственное, за это платят очень мало. Даже странно, вот. Воспитание будущего страны у нас как–то не котируется. Где угодно может реализовать. Сейчас, в принципе, женщине все дороги открыты. Все равно пахать надо, мужики тоже ведь пашут. Если особенно начинать с нуля.  Вот у меня работала одна дама продавцом. Чему мог научил, когда книгами еще   я   занимался.   Сейчас   она     владелиц   крупнейших   книжных   точек   в   городе Дзержинске. Молодец. С высшим образованием. Нормально работает, практически одна. Ну муж, естественно, помогал ей, особенно на начальном этапе. Но идеи и задумки были свои. Вот тебе и самореализация.   Приложение 5  Татьяна, ж., 22 г., не замужем, студентка очного отделения.            ­ Под самореализацией женщины я понимаю то, что она может себя выразить. А именно она может себя выразить в различных областях. Например, дома, в семье, в детях своих, в карьере, в профессии, а также в своем хобби. И наверное, это очень важно и очень актуально в наше время. Так что ваша проблема актуальна   и   надеюсь,   что   она   поможет   раскрыть   сущность   женщины   в   полном объеме.               Приложение 6 Максим,   м.,   24   года,   холост,   кровельщик   в   строительной   организации, студент. 37 ­ Женщины делятся на две категории. Первые – хотят стать домохозяйками, создать семью, создавать уют в доме, растить детей, кормить мужа, вот это все – домашнее   хозяйство.   Второй   способ,   я   считаю,   бизнес,   бизнес­вумен,   которые хотят властвовать всем. Хотят денег, хотят машину, хотят ни от кого не зависеть. Вот такая ерундистика. Есть третий, но он гнилой я считаю способ – это разврат. Вот так они себя реализовывают. Они не могут найти себя ни в чем и они считают самый   лучший   способ   заниматься   развратом.     Это   гулять,   бухать,   веселиться, дискотеки, наркота… Приложение 7 Вера, ж., 30 лет, разведена, 2 детей, продавец элитного винного магазина. ­ В бизнесе, добиться карьерного роста, в политике, конечно. Я считаю, что если ты поставила цели и достигла их, то ты себя уже как­то реализовала. На работе, конечно. В семье, конечно. Она может себя поставить, как? Чувствуешь, что ты выше мужа. Женщина как скажет, так и есть.       Приложение 8 Елена Владимировна, ж., 42 года, не замужем, директор магазина « Ткани».           ­ Наверное, детей побольше и мужа порядочного, который кормить будет.   Все. Приложение 9 38 Наталья, ж., 31 год, за мужем, продавец элитного винного магазина. ­ Ну как тебе сказать? Каждая женщина должна реализоваться в жизни по­ своему. Кто­то быть должен хорошей хозяйкой, матерью, женой. Кто­то найти свое место именно карьеру сделать – ну там быть хорошим начальником, бизнес­мэном. Каждому свое. Определенно я не знаю. У меня как­то немножечко того, немножко другого. Немножко надо реализоваться и в работе, тоже чтобы что­то получилось из меня и также быть хорошей матерью, дома хозяйкой, женой. Каждый хочет в определенной   области   реализоваться,   я   бы   вот   хотела   стать   хорошей   матерью. Женщина должна совмещать в себе все – быть и там и там. Где­то, конечно, и больше, пускай даже в работе она больше себя показывает, чем дома. Но и без дома тоже как бы нельзя. Приложение 10 Сергей, м., 24 года, холост, специалист по охране.            ­ Хорошая работа, хорошая семья, любящий муж, достаток в семье, короче, реально выйти замуж.       Наталья Сергеевна, ж., 32 года, замужем, учитель начальных классов. Приложение 11 39 ­ Родить детей, показать на что я способна всем остальным, неважно, в семье, на работе где­то… и, любить себя, ну, в смысле, баловать. Приложение 12          Юля,  ж.,   23 года, не замужем, студент з/о, продавец элитного винного магазина.          ­ Закончить институт, найти хорошую работу, верного друга рядом, не друга, конечно, а спутника жизни, как там говорится. Родить ребёнка и создать уют в семье, что ли.    Приложение 13 Света, ж., 24 года, замужем, студент з/о, продавец – консультант. ­   На   мой   взгляд,   если   муж   уважает   свою   супругу,   то   он   не   будет препятствовать   ее   карьерному   росту,   конечно,   если   она   сама   этого   хочет.   Я считаю, что женщина должна сама решать, чему посвящать свою жизнь: карьере или семье. Лично я хочу многого достичь в профессиональной деятельности, но при этом чтобы моя семья оставалась на первом месте.   Приложение 14 40 Александр, м., 32 года, женат, ч/п. ­ Конечно, удачно выйти замуж! А там пусть сидит дома: детей воспитывает,  есть готовит. Тогда и работать ей не надо, если муж нормально получает.  Приложение 15 Сергей, м., 26 лет, в/о, холост, торговый представитель. ­ Ну… мне кажется сейчас для женщин все дороги открыты. Если хочет, пусть работать   идет   –   деньги   зарабатывает,   нет,   тогда   пусть   дома   сидит   –   детей воспитывает. У меня знакомая одна в 24 года уже свое дело имеет, сама добилась, никто   не   помогал.   Как   говорится,   если   дано   человеку   –   он   станет   кем запланировал, а если нет, то не судьба.    Приложение 16     Андрей Борисович, м., 42г., двое детей, в/о, женат,  начальник цеха.    ­   Женщина   должна   заниматься   только   домашними   делами.   Это   готовить, убираться, воспитывать детей, а карьерой должен заниматься муж. Вот посмотрите, что   происходит:   женщины   занимают   высокие   должности,   и   какой   беспорядок теперь   в   стране!   Не   дано   им   этим   заниматься!   Ну…,   а   если   уж   женщине   так 41 хочется,   то   пускай   идет   работать   продавцом,  воспитателем,   учителем,   в  конце концов. Вот это женская работа!       42

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018