Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"
Оценка 4.9

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Оценка 4.9
Документация
doc
администрации
Детсад
15.02.2018
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"
Работая с детьми,я столкнулась с тем,что у них плохо развита связная монологическая речь,они с трудом рассказывают о событиях своей жизни,не могут пересказывать литературные произведения. Поэтому ,как основную тему своей деятельности я выбрала : "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"Обобщение опыта работы : "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Обобщение опыта работы.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЧЕБНО­ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС№130 города Донецка «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы Автор: заместитель директора по дошкольному модулю Мамонова Виктория Александровна г.Донецк 2017 г. Перечень модулей 1. Сведения об авторе опыта _______________________ 3 2. Условия формирования опыта ____________________4 3. Теоретическая база опыта ________________________5 4. Актуальность и перспективность опыта ____________6 5. Новизна опыта _________________________________8 6. Адресность опыта ______________________________8 7. Трудоемкость опыта ____________________________8 8. Технология опыта______________________________9 9. Результативность опыта ________________________10 10. Литература ___________________________________11     11. Приложения __________________________________12 2 Модуль. Сведения об авторе Автор опыта: Мамонова Виктория Александровна Образование: высшее ДИСО Место работы: МОУ «УВК №130города Донецка» дошкольный  модуль Должность: заместитель директора по дошкольному модулю Педагогический стаж: 10 лет В данном учреждении: 2 года Квалификация: специалист «Ничто для нас столь обыкновенно,  ничто столь просто кажется,  как речь наша, но в самом существе  ничто столь удивительно есть,  столь чудесно, как наша речь» 3 А.Н. Радищев Модуль. Условия формирования опыта       Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок   начал   говорить.   А   взрослые   должны   приложить   немало   усилий,   чтобы   речь   у   ребенка развивалась правильно и своевременно. Овладение   родным   языком,   развитие   речи   —   является   одним   из   самых   важных   приобретений ребенка   в   дошкольном   детстве   и   рассматривается   в   современном   дошкольном   воспитании,   как общая   основа   воспитания   и   обучения   детей.   Л.С.Выготский   писал:   «Есть   все   фактические   и теоретические   основания   утверждать,   что   не   только   интеллектуальное   развитие   ребенка,   но   и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему   своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с   удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Е.А.Флерина,   крупнейший   педагог   в   области   эстетического   воспитания,   видела   преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем   происходящих   событий.   Она   считала,   что   рассказыванием   достигается   особая непосредственность восприятия. Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений,   эпитетов,   образных   выражений,   диалогов,   монологов,   ритмичных   повторов,   которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных   способов   воздействия   на   детей,   в   котором   наиболее   полно   и   ярко   проявляется принцип обучения: учить играя. 4 Изучая   психолого­педагогическую   и   методическую   литературу,   я   пришла   к   выводу,   что театрализованная   игра   оказывает   большое   влияние   на   речевое   развитие   ребенка:   стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В   театрализованной   игре   формируется   эмоционально   насыщенная   речь.   Дети   лучше   усваивают содержание   произведения,   логику   и   последовательность   событий,   их   развитие   и   причинную обусловленность. Основатель   Московского   кукольного театра С.В.Образцов   однажды   высказал   мысль   о   том,   что каждому   ребенку   свойственно   стремление   к   актерству.   А   мы   знаем,   что   знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом  Карлом Гроссом, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности». Модуль. Теоретическая база опыта. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики   развития   речи   внесли:   К.Д.Ушинский,   Ф.А.Сохин,   Е.А.Флёрина,   А.А.Леонтьев, М.М.Конина и многие другие. Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная   коммуникативная   функция   языка.   Связная   речь   –   высшая   форма   мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рудинштейн С.Л. и другие. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Исследования,   проведённые психологами,   педагогами,   лингвистами,   Е.А.Тихеевой,   Е.А.Флёриной, Ф.А. Сохиной, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу   Ф.Фребелю.   Теория   игрового   обучения   получила   своё   развитие   в   работах   многих зарубежных и отечественных учёных –М.Монтессори, А.П.Усова, В.Н.Аванесова, Е.Н.Водовозова и других. Влияние словарной работы на связную речь подробно описаны СтрунинойЕ.М.и Ушаковой О.С.,Шохова О.А. представила два направления работы с дошкольниками: сказкотерапию и занятия по развитию связной монологической речи. Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию   словесного   творчества   старших   дошкольников,   начиная   с   обучения   составлению репрудуктивно­творческих   импровизаций   по   содержанию   знакомых   сказок   и   последующего придумывания   собственных   сказок   и   их   драматизаций.   В   отечественной   педагогике   накоплен достаточный   теоретический,   практический   и   методический   материал   по   изучению   и   развитию лексико­грамматической стороны речи у дошкольников. В существующих программах обучения и воспитания   детей  подробно  описаны содержание  и   структура   фронтальных  занятий  по  развитию лексико­грамматической стороны речи. 5 Многочисленные   исследования   показали   важное   значение   игры   как   формы   обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможностей использование её в речевом развитии детей дошкольного возраста Цель: разработать   и   экспериментально   проверить   модель   развития   речи   детей   посредством театрализованной деятельности. В   соответствии   с   целью,   объектом   и   предметом   исследования   можно   определить   гипотезу исследования:   развитие   речи   детей   в   дошкольном   образовательном   учреждении   будут эффективными, если: ­определены критерии, показатели и уровень сформированности речи детей; ­ разработана модель воспитания с учётом возрастных особенностей; ­ при условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Задачи исследования:  Изучить состояние работы по развитию речи детей средней, старшей, подготовительной к школе  группы.  Изучить литературу по данной проблеме.  Провести диагностику детей по разделу «речевое развитие» в начале года и в конце года.  Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи через театрализованную деятельность.  Создать цикл сценариев, игр и спектаклей. Ведущая   педагогическая   идея   опыта   работы: развитие   речи   детей   дошкольного   возраста посредством театрализованной деятельности.  Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Задачи:  Развить устойчивый интерес к театрально­игровой деятельности;  Обогащать словарь детей, активизировать его;  Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.  Воспитывать   положительное   отношение   к   театральным   играм,   желание   играть   с театральными куклами, эмоционально­положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.  Способствовать   проявлению   самостоятельности,   активности   в   игре   с   персонажами игрушками. Модуль. Актуальность и перспектива. Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит  от уровня овладениями  связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми.   Формирование   связной   речи   детей   в   детском   саду   осуществляется   как   в   процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и в процессе организованной деятельности детей. Дошкольное   детство   –   это   особый   период   развития   ребёнка,   становления   общих   способностей, необходимых   в   любом   виде   деятельности.   Умение   общаться   с   другими   людьми,   действовать совместно с ними, познавать новое, по­ своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство. 6 Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Большинство   педагогических   исследований   посвящено   проблемам   развития   связной   речи   детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни — период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И.   Чуковский,   Д.Б.   Эльконин,   В.И.   Ядэшко   и   др.).   В   этом   возрасте   происходит   переход   от ситуативной   речи   к   контекстной   (А.М.   Леушина,   А.М.   Люблинская,   С.Л.   Рубинштейн,   Д.Б. Эльконин). Например, использование различных видов творчества, театрализованной игры для развития речи, пока   не   нашло   широкого   применения   в   практике.   Вместе   с   тем,   создание   мотивации   общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. Проблема. В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой в ходе моей педагогической деятельности. Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый   запас   слов,   они   не   могут   выразить   полностью   свою   мысль,   скованно   их   творческое воображение,   плохо   развиты   навыки   связной   речи,   выразительной   речи,   моторика,   отсутствуют коммуникативные навыки. Поэтому, помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально­чувственного   опыта   у   детей   —   длительная   работа,   которая   требует   участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Важно   участие   родителей   в   таких   вечерах   в   качестве   исполнителей   роли,   авторов   текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. В ходе исследования, я пришла к выводу, что  необходимо развивать речь детей посредством театрализованной   деятельности.  Поэтому   в     своей   инновационной   деятельности   я   решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи. Ожидаемые результаты: Дети. Родители. 7 Знакомясь с художественной литературой,   дети   учатся   применять грамматические   навыки   и   умения   в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и   монологической   (словесное   творчество) речи, средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. использовать     Поддерживать   интерес   ребенка   к театрализованной деятельности. По мере возможности   стараться   присутствовать   Отмечать на   детских   спектаклях. достижения   и   определять   пути дальнейшего совершенствования. Предлагать   исполнить   понравившуюся роль   в   домашних   условиях,   помогать разыгрывать сказки, стихотворения и пр.   полюбившиеся     Практическая значимость.  Комплекс   сценариев,   досугов   с   детьми   и   родителями   по   развитию   речи,   а   так   же подборка разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовательного учреждения   Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами,   учатся   размышлять,   анализировать   свое   поведение   и   поведение   других людей,   становятся   внимательнее  и  терпимее  друг  к  другу.   Их  игровая   деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.  В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он   воспроизводит   знакомые   литературные   сюжеты.   Именно   это   активизирует   его мышление,   тренирует   память   и   образное   восприятие,   развивает   воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней,   выступает   говорящий,   его   лицо,   он   сам”.   Воспитательные   возможности театрализованной   деятельности   огромны,   ее   тематика   не   ограничена   и   может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Модуль. Новизна опыта. Новизна опыта,   я считаю, состоит в том, чтобы повернуть решение выше описанной проблемы не просто   в   сторону   игры,   а   игры   театрализованной.   Использование   различных   видов   творчества, театральной   игры   для   развития   речи,     создание   мотивации   общения,   связанной   с   творческой деятельностью,   наглядной   ситуацией,   ставят   ребёнка   в   такие   условия,   когда   у   него   возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. Театрализованная игра – одно   из   ярких   эмоциональных   средств,   формирующих   личность   ребенка,   самостоятельное творчество,   его   раскрепощение.   В   процессе   театрализованной   игры   активизируется   и совершенствуется   словарный   запас,   грамматический   строй   речи,   звукопроизношение,   темп, выразительность   речи.   Участие   в   театрализованных   играх   доставляет   детям   радость,   вызывает активный интерес, увлекает их. Модуль. Адресная направленность. 8 Считаю, что опыт моей работы может быть использован:  воспитателями детских садов,  педагогами групп предшкольной подготовки,  педагогами дополнительного образования,  студентами педагогических учебных заведений,  родителями дошкольников,  а   так   же   теми,   кто   хочет   видеть   своего   ребенка   активным,   успешным,   крепким, жизнерадостным и любознательным, а значит ЗДОРОВЫМ! Всех тех, кого заинтересует мой опыт, стоит соблюдать следующие рекомендации в работе с детьми и тогда обязательно все получится:       каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях задавая вопросы или предлагая задания, не спешите решить их или ответить за ребенка помните, что набор готовых заданий не формирует потребность в познании, стремление к преодолению трудностей установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны  в их предъявлении не скупитесь на похвалу не бойтесь играть и творить Пусть детям с вами будет интересно! Модуль. Трудоемкость опыта. Трудоемкость данного опыта заключается:     в увеличении временных затрат на овладение детьми практическими навыками  в изготовлении наглядных пособий, картотек и дидактического материала в организации  пространства для театрализованной деятельности во взаимодействии с   родителями по вопросам приобщения ребенка к театрализованной деятельности, оказании помощи в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций. Модуль. Технология опыта. Опыт   работы   по   теме   «Развитие   речи   детей   дошкольного     возраста   посредством театрализованной деятельности» реализовывался в МОУ «УВК №130» дошкольная группа 9 «Сказка»     в   разновозрастной   группе   по   двум   направлениям:   совместная   деятельность   с детьми, взаимодействие с родителями. Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный. 1этап­подготовительный. На   первом   подготовительном   этапе   своей   работы,   я   изучила   базовую   программу   дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки: ­ недостаточно методических разработок по развитию речи детей; ­ мало информации и наглядного материала для работы с родителями; ­  слабо организовано предметно – развивающее пространство. Поэтому провела обследование состояния сформированности связной речи, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей. Содержание работы представлено в приложении. Анализ результатов в подгруппе 4­5 показал, что в основном соответствуют низкому и среднему уровню. Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми. Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы: 1)выработать систему театрализованных игр для детей. 2)оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов. Чтобы   реализовать   главную   цель   работы   и   решить   поставленные   задачи,   я   разработала перспективный   план   проведения   театрализованных   игр   и   развлечений   и   досугов   с   родителями, который включает в себя разнообразные формы и методы (приложение). Подготовила: картотеку  игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, театрализованных игр, этюды. Проанализировав   анкетирование,   пришла   к   выводу,   что   многие   родители   не   считают   проблему достаточно важной, они уповают на помощь одного логопеда либо убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления. Разработала  сценарии  совместных  развлечений  и досугов  детей и  их родителей  «Путешествие  в сказку», «Весенняя сказка»(приложение). Подготовила и провела родительские собрания по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4­ 5 лет», «Театр наш друг и помощник», доклад к родительскому собранию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (приложение). Подготовила   анкеты   для   родителей   по   темам   «Речевое   развитие   ребёнка»,   «Театрализованная деятельность   детей»,   «Ваш   ребёнок»,   «Речевое   развитие   детей»,   разработала   памятку   «Игры   в слова», «Полезные советы для родителей», консультации «Значение театрализованной деятельности на   развитие   речи   ребёнка»,   «Средство   домашнего   воспитания   –   кукольный театр», «Театрализованные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье», КВН по театрализованной деятельности для родителей ( приложение). Собрала ряд пословиц и поговорок , скороговорок, подборку сказок. (приложение). 2­й этап – основной.   В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества. 10 Все   методы   и   приемы   использовала   в   комплексе,   развивала   внимание   память,   воображение, творческое воображение. 1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов. ( приложение) 2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр (приложение) 3.Показ сказок в средней группе :«Заюшкина избушка», « Лисичка­ сестричка и волк», «Репка», театрализованное   представление   сказки   «Теремок»   ,   драматизация   К.   Чуковского «Телефон»(приложение). 4. Показ сказок в старшей группе: «Заяц­ симулянт», «Морозко», «Полянка», театрализованное представление сказки на новый лад «Снежный колобок», кукольный театр «Заюшкина избушка» (приложение); в подготовительной группе: инсценирование сказки «Снегурушка и лиса», этюда «В кабинете у врача» 5.Показ сказок для родителей и с участием родителей: ««Новогоднее приключение колобка», «Царевна­ лягушка». (приложение) При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали   участие   посторонние   люди   (воспитатели,   родители   и   дети   других   групп).   Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств: видео и аудиозаписи. Требования   к   проведению   театрализованных   игр:   я   строила     так,   чтобы   каждое   последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят. В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает   и   даже   лечит.   Поэтому   в   повседневной   жизни   я   часто   использовала   сказки   для воспитания детей. Для повышения педагогического мастерства: 1.Разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями в средней, старшей и подготовительной к школе группе (приложение). 2.Разработала и подобрала для детей игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику(приложение). 3.Участвоварла в работе педсовета по развитию речи детей , где представила сообщение из опыта работы «Театрализованные игры по художественным произведениям, как средство развития речи детей дошкольного возраста». (приложение). 3­й этап – заключительный. По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей. Модуль. Результативность. Диагностика детей 4­5 года ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ Н.Г. ­ 41,2% 58,8% К.Г. 12,2% 57,6% 30,2% Общие показатели диагностирования в подгруппе : высокий уровень вырос на 12.2% , средний ­  на 16,2%,  низкий – понизился на 28,6%. 11 ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ Диагностика детей 5­6 года Н.Г. 13% 63,8% 23,2% К.Г. 40,8% 54,2% 5% Общие   показатели   диагностирования   в   подгруппе:   высокий   уровень   вырос   на   27,8%   ,   средний уменьшился на 9,6%, с низким уровнем на конец года выявлено 5% детей. ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ Диагностика детей 6­7 года Н.Г. 51,9% 45,7% 2,4% К.Г. 68% 32% ­ Общие   показатели   диагностирования   в   подгруппе:   высокий   уровень   вырос   на   16,1%   ,   средний уменьшился на 13,7%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено. Таким образом,  моя гипотеза подтвердилась, так как у детей улучшилась речь. Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми­представлениями. В них с помощью таких выразительных средств,   как   интонация,   мимика,   жест,   поза   и   походка,   интонационная   выразительность   речи, создаются   конкретные   образы.   Благодаря   театрализованным   играм,   у   детей   развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в   воображаемых   ситуациях.   Кроме   того,   театрализованная   деятельность   таит   в   себе   огромные возможности для развития речи детей. В своем  опыте работы я достигла  поставленных задач и целей.  Я показала  в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей. Модуль. Литература. 12 Акулова О.В. статья «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание         2006. — N4 Артёмова  Л.В.   Театрализованные   игры   дошкольников.   Книга   для   воспитателя   детского сада. М.: Просвящение, 1990. Арушанова   А.О.   Организация   диалогического   общения   дошкольников   со           сверстниками   // Дошкольное воспитание. – 2001. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974 Маханева М.Д.  Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд­во института психотерапии, 2001 . Модуль. Приложения. Театрализованные игры. Театральные этюды. Задачи:   развивать   воображение   детей,   обучать   выражению   различных   эмоций   и воспроизведению отдельных черт характера. 1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»), Но это же мама — простили, улыбнулись. 2.   Представьте   себя   собачкой   в   будке.   Серьезная   собачка.   Ага,   кто­то   идет,   надо предупредить (рычим). 3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла. 4. Я работник сладкий, Целый день на грядке: Ем клубнику, ем малину, Чтоб на всю наесться зиму… Впереди арбузы — вот!.. Где мне взять второй живот? 5. На носочках я иду — Маму я не разбужу. 6.  Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет. 7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки. 13 8.   У   ребенка   в   руках   воображаемый   кулек   (коробка)   с   конфетами.   Он   угощает   детей, которые   берут   их   и   благодарят   его.   Разворачивают   фантики,   кладут   конфеты   в   рот, жуют. Вкусно. 9.  Жадный пес Дров принес, Воды наносил, Тесто замесил, Пирогов напек, Спрятал в уголок И съел сам. Гам, гам, гам! 10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже. 11.Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор. 12.Снеговик,   которому   весеннее   солнце   напекло   голову,   испуганный,   ощущает   слабость   и недомогание. 13.Корова,   тщательно   пережевывающая   первую   весеннюю   травку,   спокойно,   с наслаждением. 14. Был у зайца дом как дом Под развесистым кустом, И доволен был косой: ­Крыша есть над головой! — А настала осень, Куст листочки сбросил, Дождь как из ведра полил, Заяц шубу промочил. Мерзнет заяц под кустом: ­Никудышный этот дом! 15. Шерсть чесать — рука болит, Письмо писать — рукаболит, Воду носить — рука болит, Кашу варить — рука болит, А каша готова — рука здорова. 16. У забора сиротливо Пригорюнилась крапива. Может, кем обижена? Подошел поближе я, А она­то, злюка, Обожгла мне руку. 17. Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки. Весь перецарапали! Лопнул шар, А две подружки посмотрели­ Нет игрушки, сели и заплакали… 18. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? ­Как же быть без хруста Если я — капуста. 14 Полюбуемся немножко, Как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ­топ­топ, Хвостик книзу: оп­оп­оп. Но, подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой. Ввысь бросается отважно, А потом вновь ходит важно. Игры­драматизации «Самолет» Поиграем в самолет? (Да.) Вы все — крылья, я — пилот. Получили инструктаж — Начинаем пилотаж. В снег летаем и пургу, У­у­у­у! Видим чьи­то берега. А­а­а­а! Ры­ры­ры — рычит мотор, Мы летаем выше гор. Вот снижаемся мы все К нашей взлетной полосе! Что ж — закончен наш полет. До свиданья, самолет. «Умываемся» Кран откройся, Нос умойся, Воды не бойся! Лобик помоем, Щечки помоем, Подбородочек, Височки помоем, Одно ухо, второе ухо — Вытрем сухо! Ой, какие мы чистенькие стали! А теперь пора гулять, В лес пойдем мы играть, А на чем поедем — вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед. Стоп! Дальше ехать нам нельзя, Шины лопнули, друзья. Будем мы насос качать, Воздух в шины надувать. Ух! Накачали. 3. Кошки­мышки поиграть Можем мы немножко. Мышка лапками скребет, Мышка корочку грызет. Кошка это слышит И крадется к Мыши. 15 Мышка, цапнув Кошку, Убегает в норку. Кошка все сидит и ждет: «Что же Мышка не идет?» 4. «Мишка» Косолапые ноги, Зиму спит в берлоге, Догадайся и ответь, Кто же это спит? (Медведь.) Вот он Мишенька­медведь, По лесу он ходит. Находит в дуплах мед И в рот себе кладет. Облизывает лапу, Сластена косолапый. А пчелы налетают, Медведя прогоняют. А пчелы жалят Мишку: «Не ешь наш мед, воришка!» Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу, Ложится, засыпает И пчелок вспоминает… 5. «Звонкий день» (на мотив песни «Ах вы, сени») Взял Топтыгин контрабас: «Ну­ка, все пускайтесь в пляс! Не к чему ворчать и злиться, Лучше будем веселиться!» Тут и Волк на поляне Заиграл на барабане: «Веселитесь, так и быть! Я не буду больше выть! Чудеса, чудеса! За роялем Лиса, Лиса­пианистка — рыжая солистка! Старик­барсук продул мундштук: «До чего же у трубы Превосходный звук!» От такого звука убегает скука! В барабаны стук да стук Зайцы на лужайке, Ежик­дед и Ежик­внук Взяли балалайки… Подхватили Белочки Модные тарелочки. Дзинь­дзинь! Трень­брень! Очень звонкий день! Театр  в руке 16 Превращается рука И в котёнка и в щенка. Чтоб рука артисткой стала, Нужно очень-очень мало: Специальные перчатки, Ум, талант - и Всё в порядке. Цель:   позволяет   повысить   общий   тонус,   развивает   внимание   ,   память   и   снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка»­ сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы , а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения (трепетание пальцев). «Сказка» — детям предлагается разыгрывать сказку, в которой каждый палец­ какой­ либо персонаж. «Рыбки» — кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее». «Осьминожки»­ правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы­ пальцы, путешествует поморскому дну. Навстречу движется осьминог — левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.  Дети   учатся играть с   пальцами   с   первой   младшей   группы   во   время   умывания,   одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора! В средней и старшей группах пальчиковую гимнастику включают в режим дня. 1.Утром с небольшой группой детей или индивидуально. Здравствуй, солнце, золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю­ Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди « здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками). 2.Во время утренней гимнастики. Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами ( обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают «поиграть с предметом» , например передавая мяч из рук   в   руки.   В   это   время   педагог   спрашивает   у   детей:   «Какой   мяч?».   (Ровный,   гладкий, круглый,   красивый,   резиновый   и   т.д.)   Если   детям   предлагают   комплекс   физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»: На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок), Кто открыть его бы смог? Потянули ( руки тянутся в стороны), Покрутили (круговые движение пальцев от себя), Постучали (основание ладоней стучат друг о друга) 17 И открыли (разомкнули пальцы). 3. На физкультминутках (три­четыре упражнения) Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса ( плечо , предплечье), поскольку на занятии , как правило, устаёт вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками , круговые движения плечами , локтевыми суставами . Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с характерных движений — сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочерёдно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения : сначала с несложным движением ( «Пальчики здороваются» или «Коготки» ) , далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью   пальцев   другой   руки   (   «Надеваем   перчатку»)   и   предметов   –   прокатывание карандаша , грецкого ореха. На   достаточно   сложных   занятиях,   которые   требуют   высокой   умственной   активности детей , используется пальчиковые кинезиологические упражнения –из серии « гимнастики мозга». 4.На физкультурных занятиях. Пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а   самомасаж   кисти   с   помощью   массажных   мячей   –   в   заключительной   части.   С   целью формирования   у   детей   элементарных   представлений   о   своём   организме   и   практических умений по уходу за ним используются движение пальцев кисти в сочетании с движением рук. Кто зубы не чистит, Не моется с мылом (пальцы рук поочерёдно, начиная с указательного , «здороваются» с большими пальцами), Тот вырасти может Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой , изображая рост ребёнка). Дружат с грязнулями Только грязнули (пальцы рук соединены в замок). Которые сами В грязи утонули ( движение , имитирующее пловца). У них вырастают Противные бяки (пальцы сжать в кулак ; затем выпрямить , руки согнуть в локтях , ладони друг за другом около носа), За ними гоняются злые собаки ( руки вперёд ,правая ладонь лежит на левой , пальцы чуть согнуть , каждый палец правой руки касается одноимённого пальца левой руки). Грязнули бояться Воды и простуд, А иногда вообще не растут (руки скрещены на груди , согнуться , выпрямиться, поднять руки вверх). В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живёшь?». Как живёшь? ­ Вот так! ( Большие пальцы обеих рук — вверх , остальные собранны в кулак.) А плывёшь? 18 ­Вот так! (Руками изображают движение пловца.) Как бежишь? ­Вот так! (Руки согнуть в локтях , движение вдоль туловища.) Вдаль глядишь? ­Вот так! (Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу.) Машешь вслед? ­Вот так! (Энергичные движения кистями рук.) Ночью спишь? ­Вот так! (Ладони под голову.) А шалишь? ­Вот так! ( Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.) 5.Перед обедом , когда дети ожидают приглашение к столу. Детям очень нравится показывать « театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка . Она любит сидеть на своёмстуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней . Мышка прыгнула на пароход , а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес  , в котором  растут  зелёные  , пушистые ели…» (дети сопровождают  текст движение рук и пальцев). 6.На прогулке в тёплое время года. После наблюдения  за живыми и неживыми  объектами детям  предлагается  с помощью пальцев рук изобразить : дом , скворечник , кошку , собаку, цепочку , дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки. «Гусь» Гусь гнездо своё чинил, Гусь считалку сочинил, И гогочет, и гогочет: Заучить считалку хочет! «Зайчик — кольцо» Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашёл колечко. А колечко непростое­ Блестит, словно золотое. 7. В зачине подвижной игры или в ходе игры. Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками. В море бурном, море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение , начиная с правого плеча). Быстро плавают дельфины ( волнообразное движение руки , согнутой в локте , кисть на уровне плеча). Не   пугает   их   волна,   Рядом   плещется   она   (   рука   согнута   в   локте   ,   на   уровне   лица, волнообразные движения кистью). В подвижной игре « Ловля обезьян» при помощи пальцев ребёнок изображает обезьяну ( руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание кулачка , скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев ; руки согнуты в локтях , кисти рук друг за другом на уровне носа , ладонями в стороны, пальцами вверх­ « обезьянка дразнится». 19 8. С добрым утром! Для   создания   у   детей   положительного   психоэмоционального   настроения   применяются упражнения : «С добрым утром!» и самомассаж пальцев   « Помоем руки». С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.) Вы проснулись? ( «Смотрим в бинокль».) С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки.) Вы проснулись? (Прикладываем ладонь к ушам.) С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук.) Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.) С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ноги.) Вы проснулись? (Притопываем.) С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.) Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.) Пальчиковая гимнастика, проводится ежедневно, способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи. Скороговорки на развитие дикции. Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели. Книга книгой, а мозги двигай. Волки рыщут – пищу ищут. Везёт Санька Сеньку С Сонькой на санках. Вопрос: кто где находится? Санька – скок!­ Сеньку с ног! Почему? (Он шёл впереди.) Саньку – в бок, Соньку – в лоб, Все в сугроб. Курочка по зёрнышкам Кудах­тах­тах, Уточка — кря­кря­кря, Индюшонок­ фалды­балды, Кисонька – мяу­ мяу, Собачка — гав­гав, Поросёнок — хрюки­хрюки, Коровёнка — муки­муки, Лошадёнка – ноки­ноки. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок, Рожица, жук, моржонок, флажок. Виноград, трава, топор, Шар, крапива, помидор, Сковородка, ранец, груша, 20 Крыша, радуга, Каркуша. Маша шла, шла, шла И игрушку нашла: Кошку, матрёшку, шишку, мартышку, Мышку, машинку, пушку, зайчишку, Шар, неваляшку, кутушку, лягушек,­ Кто потерял столько игрушек? Артикуляционная гимнастика Покусайте кончик языка – «мама шинкует капусту». Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы. Язык, как жало змеи. Язык, как тоненькая иголочка – «ставим укольчики» поочерёдно в каждую щеку. Почистите верхние и нижние зубки языком. Закройте глаза, представьте ночь – «сели на лошадку и поехали». Цокайте. Достаньте кончиком языка нос. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы. Погладьте зубками губы. Натяните губы на зубы, широко открыв рот. Нарисуйте открытыми губами солнце. Представьте, что заводите мотоцикл – поехали. На пути – гора. Взбирайтесь (усиливается звук). Теперь спускайтесь. Остановитесь. Язык поднимите к верху: Ша­ша­ша, Наша шуба хороша. – Здравствуйте, котята! ­Мяу, мяу. ­Здравствуйте, телята! Му, му, му. ­Здравствуйте, мышата! ­ Пи, пи, пи. ­ Здравствуйте, лягушки! ­ Ква, ква, ква. 15.Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка, А теперь слонёнок я, Хоботок есть у меня. А сейчас я – дудочка, Дудочка – погудочка. Мне понравилось играть, Повторю­ка всё опять. Поцелуйчик. На счет «раз» сомкнутые губы  вытянуть вперед,  как для поцелуя; на счет «два» губы растянуть в улыбку, не обнажая зубов. Сомкнутыми   вытянутыми   губами   двигать   вверх­вниз,   вправо­   влево;   делать   круговые вращения по часовой стрелке и против нее. Хомячок. Пожевать воображаемую  жвачку  так, чтобы двигалось  все  лицо. Начиная со второго раза, добавляется хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка. 21 17.Рожицы. Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать   ноздри.   Пошевелить   ушами.   Лицом   сделать   этюд   «Я   тигр,   который поджидает добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и ! опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»). 18.Баня. Это упражнение выполняется в двух позициях. Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, коленям, голеням, бедрам. Похлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно с похлопыванием произнести звук [м] на удобной ноте. Стоя,   тело   согнуто   в   пояснице.   Постепенно   тело   выпрямляется   до   вертикального состояния,   а   в   положении   стоя   похлопывание   |   переходит   на   живот,   спину,   грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы. 19. Самолетик. Это упражнение лучше выполнять в конце. На нем удобно проверять, каких результатов достигли ребята. Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа — это один «мотор» «самолета». Педагог поочередно включает каждый «мотор». «Моторы» «работают» на звуке [а] и очень тихо. Когда все «моторы» «включены», педагог начинает медленно   поднимать   руки,   увеличивая   «мощность»   «моторов»   до   самой   высшей   точки звучания, потом звук резко уменьшается. 20. Цыпленок вылупляется. Губы сомкнуть. Язычок перемещать вверх­ вниз, вправо­влево с убыстрением темпа. 21. Колокольчик. Рот приоткрыть, языком бить о края губ, подобно язычку колокольчика. 22.   Жало.   Рот   приоткрыть,   язычок   высовывать   волнообразными   движениями   вперед   и обратно. 23. Лопата. Попытаться достать высунутым языком до носа или ) подбородка. 24. Гримаса. В течение 3 мин корчить гримасы, задействуя все мышцы лица. Упражнения повторяются по 5—6 раз, затем пауза и расслабление губ. 25. Сказка «Рукавичка». Сказочница: Ехал дед на санях и потерял в дороге рукавичку. Лежит рукавичка, мимо бежит мышка. Мышка: Вот так хатка­невеличка, Из овчины рукавичка На дороге лежит. В рукавичке буду жить. Мышка прячется в рукавичку. Появляется заяц. Заяц: Серый зайчик­побегайчик Я по ельничку бежал, Я от шороха дрожал, Я дорогу к своей норке С перепугу потерял. Ой, рукавичка! Кто, кто в рукавичке живёт? Мышка: Я ­ мышка­норушка. Заяц: Я ­ зайчик ­ побегайчик. Пусти и меня. Мышка: Иди ко мне жить. Заяц прячется в рукавичку. Появляется лиса. Лиса: По кусточкам, по лесам 22 Ходит рыжая лиса. Ищет норку ­ где­нибудь, Приютиться и уснуть. Что это? Рукавичка! Кто, кто в рукавичке живёт? Мышка: Я ­ мышка­норушка. Заяц: Я ­ зайчик ­ побегайчик. А ты кто? Лиса: Лисичку ­ сестричку пустите в рукавичку. Мышка: Иди к нам жить. Лиса прячется в рукавичку. Появляется медведь. Медведь: Трещат кусты под лапою, Под лапою мохнатою. Иду, бреду по ельничку,  По хрусткому валежничку. Ой, рукавичка! Кто, кто в рукавичке живет? Мышка: Я мышка ­ норушка Заяц: Я ­ зайчик ­ побегайчик.  Лиса: Я ­ лисичка сестричка! А ты кто? Медведь: Я ­ мишка косолапый. Пустите и меня жить. Мышка: Куда же мы тебя пустим, нам и так здесь тесно Медведь: А что же мне делать? Сказочница показывает медведю белую рукавичку. Медведь (опускает голову) нет, она мне не нравится. У зверей рукавичка яркая, красивая. А это  совсем не нарядная. Я не хочу такую рукавичку. Сказочница: Ребята, мишка совсем расстроился. А мы ему можем помочь. Как мы поможем мишке?  Мы можем украсить рукавичку красивыми узорами. Дети разрисовывают каждый свою рукавичку. После рассматривания готовых работ сказочница благодарит ребят и предлагает им подарить  украшенные рукавички медведю. Развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, учатся внимательно следить  за сюжетом сказки дослушивать её до конца. Творческое изображение в движении (ритмопластика)  повадок животных ­ героев сказки. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей,  чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир,  название которому ­ театр! 26.Кукольный спектакль "Маша и Медведь" БАБУШКА (поёт): Встану рано поутру, поутру, Всё я в доме приберу, приберу. Перемою всю посуду, Вытру быстро пыль повсюду, Всё я в доме уберу, уберу. Встану рано поутру, поутру, Всё я в доме приберу, приберу. Не люблю ведь я лениться, А люблю весь день трудиться, Всё я в доме уберу, уберу. (далее ­ речитативом) Ох, всё дела да дела: дом уж я прибрала, Корову подоила, воды наносила, пора и Машеньку разбудить.  23 Вчера Машенька мне весь день помогала, а под вечер устала. Вот и дала я ей сегодня подольше поспать. Машенька, вставай, новый день встречай!  МАША (встаёт): Доброе утро, бабушка! Вот умоюсь и помогать тебе стану!  БАБУШКА: Да я уж всё сделала, внученька, спасибо тебе. Ты сегодня отдохни, поиграй да  погуляй. Но сначала покушай блинчиков, что я утром напекла! Да молочком запей. (даёт всё)  МАША: Ох и вкусно, бабушка! Спасибо!  Слышится песня ­ поют ПОДРУЖКИ:  Мы проснулись рано­рано,  Лишь светало за окном.  На заветную поляну  Мы за ягодой идем!  Заплетай скорей косичку, Покидай скорее дом. Мы корзинку землянички Для варенья наберём!  МАША: Это мои подружки поют!  ПОДРУЖКИ: Маша! Пойдем с нами в лес по ягоды!  МАША: Бабушка, можно?  БАБУШКА: Ой, не заблудитесь!  МАША: Ладно, ладно! Обещаю! До свидания, бабушка!  БАБУШКА: Добрый путь, добрый путь тебе! (машет в след Машеньке)  Раздаётся музыка, смена декорации. Ширма изображает лес, в самом дальнем углу домик,  поросший зеленью. Слышится песня (можно спеть под любую русскую музыку):  Мы проснулись рано­рано, Лишь светало за окном.  На заветную поляну  Мы за ягодой идем!  Припев: Ау, ау, подруженьки, Ау­ау, голубушки! Вы, подружки, не теряйтесь, Мне на песню отзывайтесь! Ау! ау!  МАША (собирает ягоды): Ох, какая ягодка ­ одна другой краснее! Одна другой спелее! Одну в  24 роток, другую в корзиночку (поднимает голову, кричит) Ау!  ПОДРУЖКИ (чуть отходя в сторону): Ау!  МАША: Ау! Ау! То­то пирог с лесной земляничкой вкусный будет, как бабушка любит. Ой,  поляночка какая! А птицы заливаются ­ заслушаешься! (на дереве появляется птичка, начинает  тенькать­петь, Маша слушает, а тем временем подружки пропадают) Какая песенка у тебя,  птичка, красивая! А какая у меня корзинка стала тяжёлая! Надо же, сама не заметила, набрала  ягод целую корзинку. Даже класть некуда. Пора и домой собираться. Ау! Ау! Подружки! Ау! Ау! (прислушивается, зовёт, ходит по ширме из стороны в сторону) Никто не откликается! (тревожно оглядывается) И места незнакомые! Ау! Ау! Неужели, я заблудилась?! Куда теперь идти? И  спросить некого... Ох, что ж мне делать, горемычной? (всхлипывает) Кто защитит меня? Чаща­то, чаща кругом... (доходит до самого края ширмы, там среди деревьев ­ домик) Ой, избушка! Вот  тут­то я дорогу домой и спрошу! (стучит в дверь) Есть кто дома? И дверь не заперта... Кто  хозяин, отзовись!.. (входит в дом, музыка, занавес)  МАША: Есть тут кто? Не откликаются... нет, наверное, никого.  МЫШКА: Пи­пи­пи...  МАША: Ой, кто тут?..  МЫШКА: Пи­пи! Я ­ мышка, а ты кто?  МАША: Я ­ Маша.  МЫШКА: А как ты в наш домик попала?  МАША: Я заблудилась. Ты не знаешь дороги домой?  МЫШКА: Домой?! Я у себя дома.  МАША: А как в деревню пройти?!  МЫШКА: Не знаю, прости уж. Я в деревне никогда не была, мне и тут неплохо.  МАША: Что же мне делать? (плачет) Говорила мне бабушка не отставать от подружек, а я не  послушалась, вот и заблудилась (плачет, в это время отдалённо начинает звучать музыка)  МЫШКА: Тише, тише! что шумишь? Наш хозяин не терпит шума.  МАША: Хозяин? А кто он? И где он?  МЫШКА: Хозяин в этом доме медведь, Михаил Иванович. Он и в лесу тоже хозяин. Бродит  медведь по лесу с утра до ночи, за лесом следит, да наедается. Он за лето должен бока толстые  нагулять, чтобы всю зиму в избушке проспать. Ой, слышишь?  Издали слышится голос Медведя.  25 МЕДВЕДЬ (поет­приговаривает): Мишка косолапый По лесу идёт, Очень любит мишка Ягоду и мёд. Пирожки с капустой, Яблоки, грибы. Чтобы было вкусной Целый воз еды.  МЕДВЕДЬ: Вот и избушка моя. Чем­то не лесным пахнет... Уф­уф. (принюхивается) Ну, никак  человеком пахнет... Точно, девочкой... Кто тут прячется? Сейчас найду!  МАША: Ой­ой­ой!  МЕДВЕДЬ: Ой, не кричи, не надо!  МАША: Михаил Иваныыыыыч! Пожалей меня! (почти плачет)  МЕДВЕДЬ (Маше): Ну не реви, не обижу! В мой медвежий угол и тропинки­то нет ни одной! Как  ты сюда забрела?  МАША (жалобно): Заблудилась! Ягодку за ягодкой, шажок за шажком. И заблудилаааась!..  (опять плачет)  МЕДВЕДЬ: Хватит­хватит! Придумаем что­нибудь. А у тебя ничего нет вкусненького?  МАША: Вкусненького? Да вот ягод корзинка!  МЕДВЕДЬ: Чего ж молчала! Давай, мне толстеть надо. Я летом ягод, грибов да мёда наедаюсь,  чтоб всю зиму сладко проспать. Ням­ням­ням, вкусно! (жадно ест)  МАША: Михаил Иваныч, а Мышке ты не дашь немного?  МЕДВЕДЬ: Надо же, какая ты добрая! Ладно уж, зови ее! Поделюсь чуток.  МАША: Мышка!  МЫШКА: Я тут.  МАША: Угостись и ты.  МЫШКА: Спасибо! Ты первая, кто обо мне позаботился. Когда­нибудь и я тебе добро сделаю.  (утаскивает в норку пару ягодок)  МЕДВЕДЬ: Маша, а ты кашу умеешь варить?  МАША (оживленно): Умею!  МЫШКА: А пироги печь?  26 МАША: И пироги умею…  МЕДВЕДЬ: Тогда у меня живи, мне в доме хозяйка нужна.  МАША: Нет, я домой убегу!  МЕДВЕДЬ: Куда ты одна побежишь, дороги не зная, не ведая? В глуши лесной пропадешь! Здесь  живи, еду мне готовь да по хозяйству трудись. А я тебя не обижу тогда. (грозно) Но попытаешься убежать, поймаю и покусаю! Пойди­ка теперь приготовь мне чего вкусненького, а я пока  отдохну.  МАША: Что же делать? Сбежать? Так я дороги не знаю. И правда, пропаду в лесу. Ладно,  поживу тут, у медведя, а потом что­нибудь придумаю.  Звучит музыка. Маша начинает хлопотать, готовить еду.  МАША (напевая): Из пшеничной из муки Напеку я пирожки. Пирожки с капустой, Чтобы было вкусно. Пирожки с картошкой, Пироги с морошкой. А морошки не найду, ДрУгу ягоду возьму...  МЫШКА. Пи­пи, Машенька, вкусно как пахнет. А ты мне не дашь ли мне, маленькой мышке,  корочку хлебца? Корочку похуже да посуше, что медведь уже есть не станет. Пи­пи!  МАША: Да что толку в сухой корке. Подожди, Мышка, вот пирожки испеку и тебя угощу!  МЫШКА: Спасибо тебе, Маша. Спасибо.  МАША помоги мне в деревню убежать. Там ведь моя бабушка. Ждёт, переживает, куда это я  пропала.  МЫШКА: Да чем я тебе помогу, если дороги в деревню не знаю?  МАША: Эх, беда­беда. Ну, да ладно, давай пирожки печь, а то Михаил Иванович придет скоро!  МЕДВЕДЬ: Ух ты, как вкусно пахнет! Пирогами!.. Вот правильно, сейчас наемся, мне еще  толстеть надо...  МЫШКА: Это Маша постаралась!  МЕДВЕДЬ: Молодец, Машенька, какая ж ты молодец!  МАША: Михаил Иваныч! Я тебя уважила, не откажи и ты мне в просьбе!  Михаил Иванович, другого прошу: отпусти ты меня на денек в деревню, я бабушке гостинцев  отнесу! Пирожков!  27 МЕДВЕДЬ. И не проси, не отпущу! Знаю я, уйдёшь ­ обратно не вернёшься! Не хочу я, чтоб ты от меня ушла.  МАША: Пока я тут у тебя жить буду, бабушка моя переживает. Она же не знает, что со мной  стало, волнуется, думает, что пропала я в болоте или волки меня съели.  МЫШКА Михаил Иванович, а ты сам в деревню сходи! Возьми сам пирожки, да сам их и отнеси.  МЕДВЕДЬ: Решено: я сам в деревню схожу и бабушке Машенькиной гостинцы отнесу. Давай  пирожки, Маша!  МЫШКА: Михаил Иваныч, ты выйди сначала на крылечко, посмотри, не идет ли дождик, а Маша пока пирожки уложит!  МЕДВЕДЬ: Ладно! (выходи и заходит, берет короб) МЕДВЕДЬ (поёт):  Мишка косолапый По лесу идёт, Очень любит мишка, Ягоду и мёд. Пирожки с капустой, Яблоки, грибы. Чтобы было вкусной Целый воз еды... Ох, и тяжело! А дорога­то неблизкая. Иду, иду, а конца ей не видно. Полянка, рощица, да три  ручья, овраг да косогор. Устал идти. А вот и пенёк! Сесть отдохнуть, что ли? А чего ж не  отдохнуть. Пирожка съесть?! Ой, хорошо бы… Нет, отойду подальше, а то Маша увидит, что её  пирожки ем, нехорошо получится. Дал я слово медвежье, что пирожки есть не буду. (ещё чуть­ чуть проходит) Нет, больше не могу, живот от голода сводит... Сяду на пенёк, съем пирожок.  (садится)  МАШИН ГОЛОС:  А не ешь пирожок!  Высоко сижу!  Далеко гляжу!  Не ешь пирожок!  Не ешь пирожок!  МЕДВЕДЬ (вскакивает): Ой, ой, ой! Все видит Маша, видно высоко сидит, далеко глядит  (выходит бабушка) БАБУШКА: Где теперь моя внученька? Где моя Машенька? (вытирает глаза уголком платка)  Отпустила её за ягодами, подружки­то вернулись, а внученька моя нет.  Показывается МЕДВЕДЬ с коробом на спине, за ним слышится собачье рычание, крики людей.  МЕДВЕДЬ: Не ты ли бабушка Машеньки?!  БАБУШКА: Я бабушка Машеньки, я! А ты что, встречал мою Машеньку? Так проходи в дом  28 скорее, будь гостем дорогим!  МЕДВЕДЬ. Как не видал? Сегодня с ней разговаривал! Вот, гостинцы от неё принёс.  БАБУШКА: ну­ка, дай погляжу!  Бабушка помогает снять короб. Крышка откидывается, бабушка достаёт оттуда Машеньку.  МАША: Здравствуй, бабушка!  БАБУШКА: Здравствуй, Машенька! Как же я по тебе соскучилась!  МЕДВЕДЬ: Ну, обхитрила! Вот это Маша! (грустно)  МАША: Михаил Иваныч, ты уж извини, но жить у тебя мне не хотелось. Не у тебя, а здесь мой  дом. Здесь бабушка моя, а я без неё не могу.  БАБУШКА: А ты не спеши, Михаил Иванович, я тебя угощу за то, что ты мою внучку целой и  невредимой домой принёс. Вот тебе пирожки Я его утром напекла! До свидания, Михаил  Иванович, в гости приходи, мы тебя ещё угостим 27. Сценка для кукольного театра Вкусное молоко Декорация: лес, под деревьями — грибы.  Ведущий. Жили­были Дед и Бабка. Пошли они однажды в лес. Бабка взяла корзину — грибы  собирать, а Дед взял удочку — рыбу ловить.  Бабка. Дед, а Дед, смотри, сколько грибов в лесу, давай собирать.  Дед. Где ты, Бабка, грибы находишь? Я вот ни одного не вижу! Вот, один нашел! (Подходит к  мухомору.)  Бабка. Да, Дед, видно, совсем ты ста¬рый стал, коль ничего не видишь! Разве можно такие грибы  собирать? Ребята, подскажите Дедушке, как этот гриб на¬зывается? Скажите, можно его рвать?  (Дети отвечают.)  Бабка. Иди, Дед, лучше к речке, лови рыбу, а грибы я сама собирать буду.  Дед (садится на ширму, свешивает ноги, забрасывает удочку за ширму). Ловись, ловись, рыбка,  большая и ма¬ленькая! (Вытаскивает туфельку кукол¬ки.) Ребята, что же это я поймал?  Ска¬жите мне, а то я не вижу! (Дети отве¬чают.) Нет, мне туфелька ни к чему! Мне рыбка  нужна! Буду еще ловить: ловись, рыбка, большая и маленькая! (Вытаскивает рыбку.) Ребята,  опять ту¬фельку поймал? (Дети отвечают.) Вот хорошо! Рыбку поймал. Бабушке пока¬жу!  (Появляется бабка.)  Бабка. Ау! Дед! Ау! Посмотри, сколь¬ко я грибов насобирала!  Дед. А я рыбку поймал!  29 Бабка. Ох! Уморилась, сяду, отдох¬ну! Ох­ох­ох! Уморилась! Никого у нас с тобой нет, Дед! Ни  внучки, ни внука, ни собачки, ни кошечки!  Дед. Ох­ох­ох! Скучно нам, старым!  Раздается мычание.  Бабка. Ой, кто это идет сюда? Мо¬жет быть, кошечка?  Дед. Нет! Что ты, бабка, это не ко¬шечка.  Снова слышится мычание.  Дед. Может быть, это собачка?  Бабка. Да нет же, это не собачка. Ребята, подскажите, кто это к нам идет?  Дети подсказывают, входит корова, мычит.  Бабка. Коровка пришла! Что ты, ко¬ровка, мычишь, есть, наверное, хочешь? Будешь с нами  жить? Мы тебя кор¬мить будем! Иди ко мне, я тебя гри¬бочками угощу! Ешь! (Корова  отрица¬тельно мотает головой.) Не хочет гри¬бочков.  Дед. Иди, иди ко мне! Я тебе рыбку дам! Ешь рыбку! (Корова отказывается.) Не хочет! Чем же  нам коровку накор¬мить?  Бабка. Ребята! А вы знаете, что лю¬бит коровка?  Дети. Сено, траву.  Дед. Трава у нас есть, сейчас принесу! (Уходит, приносит траву.) Ешь, милая, ешь! (Корова ест.)  Нравится травка? (Коровка кивает. Снова начинает мы¬чать). Что ты, коровушка, опять  мы¬чишь? Еще травы хочешь? (Коровка отрицательно мотает головой.)  Бабка. Я знаю, почему наша коровка мычит. (Подходит к коровке, гладит ее.) Ее подоить надо!  Пойду за ведром! (Уходит, возвращается с ведром.) Иди ко мне, коровушка, я тебя подою!  Ми¬лая моя! (Доит корову.)  Дед. Ух ты, сколько молока! Пойду за кружкой. Люблю молоко! (Возвраща¬ется с кружкой.)  Налей, бабка, мне мо¬лока побольше! (Бабка напивает молоко в кружку.)  Дед (садится на ширму, пьет молоко, причмокивает). Ох и вкусное молоко! Бабка, дай­ка мне  еще молочка. Спасибо тебе, коровушка, за вкусное молочко!  Бабка. Ребята, а вы хотите молока? В ведре еще много осталось! Сейчас я вам в чашки налью!  Всех угощу! А ты, коровушка, пойди посмотри, как дети твое молоко пить будут.  Коровка смотрит, как дети пьют моло¬ко. Дети гладят ее, говорят «спасибо».  30 Бабка. Ребята! Я теперь коровку каждый день буду доить и вам молочке в ведре приносить!  Пейте на здоровье! 31

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализированной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018