Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
классное руководство
Взрослым
04.09.2019
Данная работа содержи обобщение педагогического опыта работы преподавателя в направлении развития творческих способностей студентов.
Одна из главных задач, стоящих перед учреждениями среднего профессионального образования на новом этапе ее развития, - вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.
Каждый преподаватель понимает, что научить студентов творчески мыслить -это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания - всестороннего и гармонического развития творческой личности. Призвание учреждений среднего профессионального образования, формировать у обучающихся способность к самостоятельному, творческому мышлению, развитию сознания своей профессиональной ответственности.
В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений среднего профессионального образования, как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности и творческой личности студента, способного по окончании учебного заведения стать конкурентоспособным на рынке труда.
Среднеобразовательная профессиональная система призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства, мыслить нестандартно, и креативно.
Цель работы: изучение педагогических условий развития творческих способностей студентов для становления конкурентоспособного специалиста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть современные концепции творчества и творческой личности, выявить наиболее эффективные подходы к развитию творческих способностей;
2. Определить педагогические условия для развития творческих способностей студентов;
3. Определить методику диагностики эффективности развития творческих способностей обучающихся;
4. Провести исследование, описать результаты, сделать выводы.
Данный опыт признан удачным и результативным рекомендован другим преподавателям техникума.
обобщение опыта работы .docx
Обобщение опыта работы
по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие
для становления конкурентоспособного специалиста» преподавателя
Зубаревой Л.В. областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Кузоватовский
технологический техникум»
1 Кузоватово 2019
Пояснительная записка
личности.
Данная работа содержи обобщение педагогического опыта работы преподавателя в
направлении развития творческих способностей студентов.
Одна из главных задач, стоящих перед учреждениями среднего профессионального
образования на новом этапе ее развития, вооружать учащихся осознанными, прочными
знаниями, развивая их самостоятельное мышление.
Каждый преподаватель понимает, что научить студентов творчески мыслить это значит
обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания всестороннего и
гармонического развития творческой
Призвание учреждений среднего
профессионального образования,
формировать у обучающихся способность к
самостоятельному, творческому мышлению, развитию сознания своей профессиональной
ответственности.
В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации
особенно важной становится роль учреждений среднего профессионального образования, как
своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности и творческой
личности студента,
стать
конкурентоспособным на рынке труда.
Среднеобразовательная профессиональная система призвана удовлетворять текущие
потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но
и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям
производства, мыслить нестандартно, и креативно.
Цель работы: изучение педагогических условий развития творческих способностей
студентов для становления конкурентоспособного специалиста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть современные концепции творчества и творческой личности, выявить наиболее
эффективные подходы к развитию творческих способностей;
2. Определить педагогические условия для развития творческих способностей студентов;
3. Определить методику диагностики эффективности развития творческих способностей
обучающихся;
4. Провести исследование, описать результаты, сделать выводы.
Данный опыт признан удачным и результативным рекомендован другим преподавателям
техникума.
способного по окончании учебного заведения
2 Содержание стр
Пояснительная записка 2
Введение_____________________________________________________ 4
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития творческих
способностей у обучающихся. ______________________________ 6
1.1 Философский и психологопедагогический аспекты решения
проблемы развития творческих способностей студентов__________ 6
1.2 Роль развития творческих способностей студентов в
формировании конкурентоспособного специалиста._______________ _ 14
1.3 Психолого педагогические условия развития творческих
способностей обучающихся____________________________________ _ 16
Глава 2 Система работы по развитию творческих способностей
студента. 18
2.1 Коллективное творчество как способ становления
конкурентоспособного специалиста. Опыт работы в
«Кузоватовском технологическом техникуме». ___________ 18
2.2 Этапы организации творческой деятельности студентов в
Кузоватовском технологическом техникуме.______________________ _18
2.2.1 Диагностика творческого мышления студентов _________ 18
2.2.2 Организация творческой деятельности обучающихся в
учебной и внеурочной деятельности_____________________________ _ 24
2.3 Результаты внедрения опыты в практическую деятельность.______ _ 26
Заключение___________________________________________________ 29
Список литературы___________________________________________ __ 31
3 личности.
На современном этапе развития среднего профессионального образования происходит
переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному
обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в
стремительном потоке научнотехнической информации, умеющий критически мыслить,
вырабатывать и защищать свою точку зрения. Одна из главных задач, стоящих перед
учреждениями среднего профессионального образования на новом этапе ее развития,
вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное
мышление.
Каждый преподаватель понимает, что научить студентов творчески мыслить это значит
обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания всестороннего и
гармонического развития творческой
Призвание учреждений среднего
формировать у обучающихся способность к
профессионального образования,
самостоятельному, творческому мышлению, развитию сознания своей профессиональной
ответственности.
Изучение процесса развития творческих способностей студентов для становления
конкурентоспособного специалиста имеет научную и практическую актуальность в силу того,
что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной,
профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого
общества.
В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации
особенно важной становится роль учреждений среднего профессионального образования, как
своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности и творческой
личности студента,
стать
конкурентоспособным на рынке труда.
Среднеобразовательная профессиональная система призвана удовлетворять текущие
потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но
и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям
производства, мыслить нестандартно, и креативно.
Необходимо формирование новых качеств, способствующих развитию
конкурентоспособности специалиста, наращивание и обновление знаний, умений, навыков
профессионала, развитие его творческих способностей. Работа в условиях конкуренции и
различных форм собственности требует максимального включения потенциальных
возможностей будущих молодых специалистов.
Актуальность исследования обусловлена изменениями в социальной, экономической и
других сферах жизни. Необходимостью формирования новых качеств, способствующих
развитию конкурентоспособности специалиста, наращиванию и обновлению знаний, умений,
способного по окончании учебного заведения
Введение
4 навыков профессионала, развитию его творческих способностей. Работа в условиях
конкуренции и различных форм собственности требует максимального включения
потенциальных возможностей будущих молодых специалистов.
В современной практике подготовки специалистов в средних профессиональных учебных
заведениях сложилось противоречие между необходимостью преобразования сложившейся в
них образовательной среды с целью формирования современных профессионально
компетентных и конкурентоспособных выпускников и отсутствием разработанных
педагогических условий ее создания (для практических работников). Данный разрыв
определяет потребность в определении психологопедагогических условий развития
творческих способностей студентов для формирования конкурентоспособных выпускников
средних профессиональных учебных заведений и обусловливает выбор темы данного
исследования «Развитие творческих способностей студента для становления
конкурентоспособного специалиста»
Цель работы: изучение педагогических условий развития творческих способностей
студентов для становления конкурентоспособного специалиста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть современные концепции творчества и творческой личности, выявить наиболее
эффективные подходы к развитию творческих способностей;
2. Определить педагогические условия для развития творческих способностей студентов;
3. Определить методику диагностики эффективности развития творческих способностей
обучающихся;
4. Провести исследование, описать результаты, сделать выводы.
Объект исследования процесс развития творческих способностей.
Предмет исследования – развитие творческих способностей студентов для становления
конкурентоспособного специалиста.
В исследовании применялся комплекс методов, который включал в себя:
1) теоретический анализ философской, психологопедагогической и научнометодической
литературы по теме исследования;
2) изучение и обобщение передового педагогического опыта по подготовке студентов
средних профессиональных учебных заведений;
3) анализ результатов личной работы исследователя по развитию творческих способностей
студентов для становления конкурентоспособных специалистов;
4) анализ существующих и разработка новых учебных программ и учебнометодических
пособий.
Теоретическая значимость исследования состоит в:
разработке модели подготовки творческого, креативного специалиста;
выявление содержания, форм и методов формирования конкурентоспособности
специалистов торговоэкономического профиля;
Практическая значимость работы:
обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческих
способностей студентов за время обучения в техникуме;
результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ,
пособий и рекомендаций.
образовательное учреждение «Кузоватовский технологический техникум».
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и
библиографического списка, включающего 20 источников. Во введении даются
методологические обоснования работе.
В первой главе рассматривается специфика творческих способностей, философский и
психологопедагогический аспекты решения проблемы развития творческих способностей
База исследования Областное государственное бюджетное профессиональное
5 обучающихся и педагогические концепции его развития, а также необходимые педагогические
условия для ее развития.
Вторая глава содержит описание педагогического эксперимента по рассмотрению
динамики развития творческих способностей студентов
становления
конкурентоспособного специалиста, на основе данных учебно воспитательной работы в
Кузоватовском технологическом техникуме. Предложена методика коллективных творческих
дел как способ становления конкурентоспособного специалиста по опыту работы в «КТТ»,
отмечены этапы организации творческой деятельности студентов, представлена диагностика
творческого мышления обучающихся. Также детально описана организация творческой
деятельности, интегрированной в учебный процесс. Представлены результаты внедрения
опыты в практическую деятельность._____ В заключении даётся обоснование проведенной
работы
для
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития творческих способностей у
обучающихся
1.1 Философский и психологопедагогический аспекты решения проблемы развития
творческих способностей студентов
Среди факторов общественной эволюции необходимо выделить уровень
подготовленности подрастающего поколения к самостоятельной жизни, стремление молодежи
к саморазвитию и самовыражению, то есть полноту реализации творческого потенциала
каждой отдельно взятой личности.
Следовательно, развитие творческих возможностей человека в современном мире
становится особенно актуальной проблемой.
В современной философской и психологопедагогической литературе существует ряд
подходов к изучению проблем творчества и развития творческих способностей личности.
В философии раскрытием сущности творчества занимались Н.А.Бердяев, B.C. Библер,
П.Л. Лавров, А.Г. Спиркин и другие; в психологии Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский,
A.M. Матюшкин, В.А.Моляко, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев и другие; в педагогике
В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, А.В. Хуторской, B.C.
Шубинский и многие другие.
Ученыефилософы, рассматривая проблему творчества, исходят из признания человека
его единственно возможным субъектом. Что же касается изменений, происходящих в
природе, то назвать их творческим процессом ввиду отсутствия субъекта созидания нельзя. В
природе мы наблюдаем процесс развития, а не творчества.
Н.А. Бердяев, характеризуя природу личности как творящую, определяет сам процесс
творчества как "прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире".
Новизну и уникальность результата творческого процесса отмечает и П.Л. Лавров,
представляя творчество как "процесс образования форм". Там, где "наша мысль, чувство,
решимость находит свою форму, там присутствует творчество". А именно новые формы, по
мнению П.Л. Лаврова, и являют собой оригинальность, самостоятельность творчества.
B.C. Библер отождествляет творческий процесс с культурой, определяя последнюю как
"изобретение мира впервые", акцентируя, таким образом, особое внимание на новизне
результата творчества. [6]
Определяя творчество как "создание нового, которое неизбежно связано с отрицанием
старого", А.Г. Спиркин отмечает такую характерную черту творческой работы мысли как
разрешение противоречий. Что же касается структуры творчества, то она, с точки зрения А.Г.
6 Спиркина, вполне логична и представляет собой цепь логических операций, в которой одно
звено закономерно следует за другим:
постановка задачи;
предвидение идеального конечного результата;
отыскание противоречия, мешающего достижению цели;
открытие причины противоречия;
разрешение противоречия.
Таким образом, на основе вышеуказанных существенных признаков, определяющих
подход к проблеме творчества философов, заключаем, что его характерной чертой является
новизна результата деятельности как следствие разрешения противоречия. На наш взгляд,
необходимо отметить, что творческая мысль ведет к новым результатам или посредством
комбинаций обычных способов, или совершенно новым методом, нарушающим ранее
принятые. Именно благодаря творчеству и "осуществляется процесс развития в науке,
технике, искусстве, политике и во всех других сферах общественной жизни".[17]
В психологии творчество рассматривается двояко: как психологический процесс
созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее
включенность в этот процесс.
Творчество, будучи процессом создания новых материальных и духовных ценностей,
предполагает "наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря
которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью".
Рассматривая творчество как результат продуктивного мышления, ученые психологи
акцентируют особое внимание на создании человеком в процессе творческой деятельности
чегото нового. Например, исходной точкой всякого творчества А. Матейко считает легкость
образования неожиданных ассоциаций. Сущность творческого процесса, по его мнению,
заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых
комбинаций. Творчество приводит к созданию чегото нового, поскольку оно представляет
собой антипод шаблонной, стереотипной деятельности и не повторяет уже ранее известного.
Дополняя определение творчества, А. Матейко характеризует и творца, как человека, своими
действиями достигающего чегото нового и ценного, "причем ценность достигнутого
определяется именно его новизной".
Поскольку работа исследует развитие творческих способностей в процессе учебно
познавательной деятельности, необходимо четко определить само понятие творчества и
сущность творческой деятельности, в которой, с точки зрения В.П. Ушачева, формируется и
развивается творческая активность как интегральное свойство личности.
Л.С. Выготский определяет творчество как "деятельность человека, которая создает
нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какойнибудь
вещью внешнего мира или чувством, живущим и обнаруживающимся только в самом
человеке". Творчество включает в свою структуру наличие у субъекта способностей, знаний,
умений, навыков, которые способствуют воссозданию, созданию, продуцированию,
производству какихлибо предметов, продуктов, вещей, отличающихся самобытностью,
уникальностью, полезностью, рациональностью в представлениях других субъектов, групп,
альянсов.
Творчество, с точки зрения Д. Ниренберга, представляет собой процесс, логическое
развитие идей и мысленных образов, которые преобразовывают элементы реальности во что
то новое.
Таким образом, опираясь на вышеизложенные характеристики творческого процесса, с
определенной долей уверенности можно предположить, что специфика результатов
творчества заключается в их новизне, оригинальности, а также в преобразовании явлений,
вещей, процессов действительности.
7 Необходимо отметить, что помимо новизны результата деятельности как ведущего признака
творчества, следует выделить еще целый ряд признаков, характеризующих его оптимальную
организацию.
В.Г. Разумовский так определяет условия, способствующие успешному протеканию
творческой деятельности:
1) наличие ситуации, ведущей к постановке проблемы;
2) необходимая информированность, достаточная для решения проблемы;
3) необходимые знания и материальные средства для оценки правильности решения проблемы
или для ее экспериментальной проверки.
Поскольку данная работа связана с развитием творчества обучающихся в процессе учебно
познавательной деятельности, необходимо определить признаки творческой деятельности,
формирование которых наиболее существенно для обучения. Такие признаки были
определены ИЛ. Лернером:
видение новой проблемы в традиционной ситуации;
видение структуры объекта;
видение новой функции объекта;
видение альтернативного решения проблемы;
комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении
новой проблемы;
создание нового подхода (способа, объяснения).
Формирование личности человека это последовательное изменение и усложнение
системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно
происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский
возраст.
Что такое творческая личность? Прежде всего, это человек с широкими взглядами,
энциклопедическими знаниями, гибким живым умом. Такая личность способна быстро
приспосабливаться в работе к резко изменяющейся ситуации, оперативно находить
нестандартные решения стандартных проблем. На формирование личности влияют три
фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.[1]
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально
организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного
общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень
развития производства и характер общественных отношений определяют характер
деятельности и мировоззрение людей. [13]
Задатки особые анатомофизиологические предпосылки способностей к разным видам
деятельности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких
результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и
деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются
способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с
окружающей социальной и природной средой.
Творческого человека можно определить так это человек, который видит вокруг себя
задачи, ставит себе цель решать их и занимается их решением. Можно определить его и через
получаемый в результате творчества результат. Тогда творческий человек, это человек,
находящий нестандартные решения стоящих перед ним задач.
Главное требование к творческой жизни это наличие достойной цели. Достижение этой
цели не одномоментно. Подготовка к решению занимает годы, включая в себя
многочисленные промежуточные этапы, попытки решения, отступления и периоды поиска
новой тактики.
8 Творческая личность это индивидуум, который владеет высоким уровнем знаний,
притяжением к новому, оригинальному, который может откинуть обычное, шаблонное.
Потребность в творчестве является жизненной необходимостью.
Большинство авторов соглашается с этим определением «творческой личности». Для
творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а
творческий стиль поведения наиболее характерен. Главным показателем творческой
личности, ее самым главным признаком считают наличие творческих способностей, которые
рассматриваются как индивидуальнопсихологические способности человека, которые
отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного
выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с
поиском новых средств деятельности.
Н.В. Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность,
творческое мышление и творческий потенциал. Следует обратить внимание на то, что в
психологопедагогической литературе рядом с термином "творческая личность" встречается
термин "креативная личность". Наиболее удачный подход к этому определению предложила
С.О. Сысоева.
Креативная личность личность, которая имеет внутренние условия, которые
обеспечивают её творческую активность, то есть не стимулированную внешне
исследовательскую деятельность.[2]
Творческая личность это креативная личность, которая в результате влияния внешних
факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека
дополнительных мотивов, личностных образований, способностей, что способствуют
достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности.
Каждый человек должен совершенствовать навыки творческого мышления и руководить ими,
чтоб полностью использовать возможности процесса творчества.
Творческое мышление это познание чегото нового. Оно является составным
человеческого интеллекта.
Творческие способности это умения, а также возможности творчески выполнять
какуюто работу, выполнять какието действия, направленные на конкретный результата для
улучшения чегонибудь или когонибудь.
Творческие возможности качества и способности, умения и особенности
мотивационной сферы учащихся, которые развиваются и ведут к формированию творческой
личности, раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка.
Тогда что же такое творчество?
Творчество вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее
не существовавшее.
Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по
характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны.
Результат творческой деятельности всегда оригинален.
Творчество это деятельность человека, которая порождает чтото новое, отличается
неповторимостью, оригинальностью и общественноисторической уникальностью.
Творческий интерес внимание, вызванное чемто значимым, интересным, таким, что
побуждает к самостоятельной творческой деятельности, результатом которой является
открытие чегото нового, решение какойто проблемы.
В творческой деятельности человека выделяют три уровня сознания: подсознание,
сознание и сверх сознание.
Сознание оперирует знанием, которое потенциально может быть передано другому,
может стать достоянием других членов сообщества. В сфере творчества именно сознание
формулирует вопрос, подлежащий разрешению и ставит его перед познающим
действительность.
9 К сфере подсознания относят все то, что было осознаваемым ранее. Это хорошо
автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные
конфликты, тягостные для субъектов. Подсознание защищает сознание от излишней работы и
психических перегрузок.
Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) обнаруживается в виде первоначальных
этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей. Неосознаваемость этих
этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от
чрезмерного давления ранее накопленного опыта. За сознанием остается функция отбора этих
гипотез путем их логического анализа.
Трехуровневая структура сознания может рассматриваться как основной параметр
индивидуальности человека. У разных людей активность этих уровней выражена далеко не в
равной степени.[19]
Все уровни сознания развиваются, обогащаются и тренируются начиная с раннего
детства. Сверхсознание тренируется игрой, затем искусством. Оно не редко функционирует
в зоне конфликта между социальными и идеальными потребностями, между существующими
нормами и необходимостью их изменения. Сознание обогащается в процессе обучения, потом
образованием и мышлением. Подсознание наполняется посредством подражания, а позднее
практическим опытом, который контролируется сознанием. По мере взросления происходит
обогащение как сознания (вполне осознаваемого опыта), так и подсознания, т.е. совокупности
вторично неосознаваемых, автоматизированных навыков и умений. На определенном этапе у
сверхсознания (творческой интуиции) появляется возможность непосредственного
использования опыта, хранящегося в подсознании.
“Творческая личность, утверждает американский психолог Л.С. Кьюби, это такая,
которая некоторым, еще случайным образом сохраняет способность использовать свои
подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, может быть,
потенциально являются в равной мере одаренными”. [20]
Творчество процесс создания нового. Творческая деятельность как правило
многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека,
результат творчества. Это антропогенная среда. Признаком творческого характера
деятельности является созидание нового. Залогом творческой деятельности человека
является отбор необходимой (ценной) информации. Причем под ее ценностью понимают
степень вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) на основе полученного
сообщения.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений,
благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью,
уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения,
интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности
личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей
искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им подобным
состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
Техническое творчество. Существует две формы получения творческого результата
(решения):
изобретение;
рационализация.
Изобретение новое, обладающее существенными отличиями техническое решение
задачи в любой области хозяйственной деятельности, социальнокультурного строительства
или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный
эффект.
10 К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может
быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат
творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и
значимости.
Категории новизны.
Результат деятельности может характеризоваться с различных точек зрения. Различают:
принципиально новое (качественно);
новое во времени.
Принципиально новое это результат творческой деятельности, который создается или
возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем.
Новое во времени это результат творческой деятельности, созданию или
возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета.
Особенность наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет
представляет еще один, очередной экземпляр исходного.
Новизна это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и
выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту
деятельности).
По отношению к "творцу", новизна классифицируется:
1. Индивидуальная новизна. Результат деятельности "творца" для общества не является
новым. Такое новое является субъективным, ндивидуальным, психологически новым;
2. Локальноновая (групповая) новизна. Результат творческой деятельности является новым
для группы или коллектива людей;
3. Региональноновое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной
страны, государства или определенного региона;
4. Объективноновая (всемирная) новизна. Новизна определена для всего сообщества,
человечества, всего мира.
Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из
важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей,
творческой личности.
Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология
учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества,
историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения
изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты,
перехода на принципы фундаментализации и гуманитаризации образования. Из сказанного
вытекает, что обучение творчеству как специальной дисциплине должны проводить высоко
квалифицированные специалисты, творчески активные педагоги, отличающиеся наличием у
них в научноучебновоспитательной деятельности доминирующей потребности творчества.
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой
культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из
составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии
повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития,
степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового
характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Творческий потенциал студентов развивается в процессе деятельности при решении
различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в
творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.
Можно сказать, что творчество это решение творческих задач. При этом творческую
задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в
повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего
11 включающее мотивационноцелевой,
содержательный,
рефлексивнооценочный компоненты,
решения поиска новых методов и приемов, создания какогото нового принципа действия,
технологии.
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое
включает в себя природногенетический, социальноличностный и логический компоненты, в
совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности
преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках
общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере
деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности»
личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностнодеятельностное
образование,
операционно
деятельностный,
отражающие совокупность
личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков,
необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может
употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность
творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом
процессе творчества.
В основе современной педагогической науки лежит понимание о человеке как о
существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя
мира, творца новых технологий и идей. В обществе все чаще и чаще, в связи с проблемой
творчества, говорят о творческой личности, которую наделяют такими чертами, как
направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию,
мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить и т.д.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя,
рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться,
для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее
запрограммируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.
Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных
этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к
творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке,
вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления
и расцвета его одаренности.
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса.
Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она
может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную
деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению
проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к
развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации,
экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств
личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении
всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к
творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени
опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания
успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Однако творчество это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а
эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких
либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот
здесь то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение
сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и
составляет творческие способности.[5]
12 Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы все это в
совокупности и составляют творческие способности.
Учащиеся обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила
их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно
воспринимать мир. Задача учителя технологии выявить и развить творческий потенциал в
доступной и интересной для учащихся деятельности.
Практика показывает, что развивать способности это, значит, вооружить учащегося
способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия
для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они
формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития
творческой деятельности необходимо создания определенных условий.
1. Раннее начало.
2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.
3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества
4. Мотивация задания.[10]
Работа классного руководителя не возможно без создания особой эмоциональной
атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности.
Она достигается с помощью живого слова преподавателя, его бесчисленных диалогов со
студентами, подготовки разнообразных мероприятий с использованием музыки, зрительных
образов, поэтического текста, игровых ситуаций.
Процесс творчества есть выход за пределы стереотипов. Исследователи убеждены в том,
что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком
творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и
убежденность.
Таким образом, у творческих людей можно выделить следующие черты:
независимость личностные стандарты важнее стандартов группы;
беспристрастность оценок и суждений;
открытость ума готовность поверить своим и чужим фантазиям;
восприимчивость к новому и необычному;
высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям;
конструктивная активность в этих ситуациях;
развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.[15]
Особую роль в развитии творческого потенциала студентов играет личность классного
руководителя, преподавателя. Именно на них ложится главная ответственность за выявление
потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения.
Техникум должен научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить
чувства.
Вопервых, задача классного руководителя заключается в том, чтобы повысить уровень
восприятия окружающей действительности студентов: в предметах, явлениях, поступках.
Научить обучающихся понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой,
громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, вовторых, нужно учить
не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были
деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога научить
творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человекатворца, человека
созидателя.
Профессиональнопедагогическая деятельность творчески работающих преподавателей
связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической,
прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской,
общественнополитической, аналитической.
13 Изучение готовности преподавателя к реализации указанных функций на творческом
уровне осуществлялось методом моделирования, наблюдения за реальным учебно
воспитательным процессом, проведением деловых игр различных модификаций, методом
экспертных оценок. Установлено, что, реализуя формирующую функцию, преподаватель
строит учебновоспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется
в современных психологопедагогических концепциях обучения и использует их как основу в
своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему
предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в
специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением,
испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и
методы учебновоспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует
самообразование и самовоспитание студентов; обеспечивает глубокие и прочные знания
обучающихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности
студентов.
Творчески работающий преподаватель, классный руководитель проявляет большой
интерес к диагностической деятельности. При изучении личности обучающегося и коллектива
он руководствуется методологическими принципами, использует различные методы и
конкретные методики, может всесторонне охарактеризовать личность и коллектив. Функция
прогнозирования реализуется на основе владения глубокими знаниями из области
закономерностей формирования личности и коллектива; классный руководитель так же как и
преподаватель, знает «зону ближайшего развития» каждого студента и на этой основе строит
свое взаимодействие с ним, подходит к нему с «оптимистической гипотезой»; строит учебно
воспитательный процесс с учетом диагностических данных и перспектив.
Учитель, реализующий на творческом уровне конструктивную функцию, обнаруживает
стремление к целевому комплексному планированию своей деятельности на основе знания
теории управления, психологических и дидактических основ построения учебно
воспитательного процесса.
Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые
развивают обучающегося.
1. Интересы студента, личные качества, навыки, склонности.
2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним
творческой задачи.
3. При выборе форм уроков, внеклассных мероприятий нужно учитывать то, что лучше всего
может увлечь обучающихся, а именно выбирать те занятия и мероприятия, где можно
пофантазировать, и насколько возможно окружить студента такой средой и такой системой
отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую
деятельность.
4. Как в игровых занятиях, так и в обычных, нужно учитывать то, что обучающийся начинает
самовыражаться, начиная с детства. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое
видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить
нестандартный подход.
Признание студента главной действенной фигурой учебновоспитательного процесса,
реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических
технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное
обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого
обучающегося. В науке и до сих пор дискутируется проблема, можно ли научиться
творчеству,
однако опыт работы экспериментальных
образовательных учреждений СПО дает возможность утвердительно отвечать на этот вопрос.
Главная цель этих учебных заведений преодоление отчуждения обучающегося от
окружающей среды и предоставления ему возможности самому активно осваивать его. Только
творческого мышления;
14 в процессе самостоятельной деятельности у студента могут быть сформированы навыки
непрерывного интеллектуального саморазвития.
1.2 Роль развития творческих способностей студентов в формировании
конкурентоспособного специалиста.
Постоянно изменяющиеся социальноэкономические условия в нашей стране приводят к
тому, что различные сферы требуют все более и более подготовленных специалистов,
обладающих «гибкостью», способностью к адаптации, творческим мышлением, способностью
к саморазвитию, восприятию чегото нового и необычного, способностью быстро и правильно
находить пути выхода из различных нестандартных жизненных ситуаций. Поэтому
становление у обучающихся в процессе обучения в СПО творческих качеств одна из важных
сторон профессиональной подготовки будущих конкурентоспособных специалистов. [9]
Основная проблема заключается в том, что изучение творчества, а тем более
становление творческих качеств является процессом субъективным и достаточно
углубленным. Традиционная система обучения не всегда способна развить творческое
мышление, поскольку основана на запоминании информации и накоплении фактов. Поэтому
считается необходимым ввести в процесс обучения специальные курсы, а также задания,
позволяющие развивать творческое мышление и использовать в дальнейшем творческие
способности не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в жизни.[16]
Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию
творческого мышления:
ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго
контролируемых;
создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей
деятельности;
стимулирование ответственности и независимости;
акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.
Преподаватель, классный руководитель направляющий обучающихся к развитию
креативности, должен стимулировать появление вопросов, новых идей, создать
благоприятное окружение, которое будет способствовать формированию творческого
отношения к окружающей действительности. Преподаватель должен стремиться к тому,
чтобы студенты проявляли всякую мотивацию и обладали личностной увлеченностью. Именно
эти факторы, по мнению многих исследователей, есть главные признаки творческой личности.
Преподавателю, классному руководителю следует помнить также о том, что огромную роль в
ходе профессионального становления личности играет образец личность профессионала
(«идеальный герой»), на которую ориентируется студент. Более того, педагог должен
обладать достаточными знаниями, необходимыми для развития творческого мышления и
креативности личности студента, способностью отказаться от стереотипов в мышлении, что
приобретает особую актуальность в современных условиях, способностью к самообразованию
и самосовершенствованию.
Развитие творческого мышления студентов, обучающихся в СПО, имеет определенное
своеобразие.
В процессе обучения в СПО практически отсутствуют задачи, которые способствовали
бы развитию всех мыслительных операций и характеристик мышления. В основном
преобладают задания, имеющие решение алгоритмического типа и однозначный ответ. И
студент, даже имея необходимые знания, критичность, гибкость и глубину мышления, не
всегда способен решать задачи, поскольку присутствует определенного рода стереотип все
15 задачи решаются с помощью определенно заданных схем и любое решение, выходящее за
рамки данной схемы, считается неверным.
Для повышения эффективности работы педагога, направленной на развитие творческого
мышления, процесс обучения в СПО должен включать в себя еще и такие компоненты, как:
формирование знаний о том, что такое творчество, творческое мышление, каковы
особенности развития творческого мышления, методы и формы выявления и в разных
условиях;
формирование личностного отношения к обучающемуся (как, впрочем, и к любому
человеку) не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту контролируемого
педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит развитие и обучение студента;
обучение основным организационным формам, психологическим и дидактическим методам
практической работы с учащимися в образовательных учреждениях разного типа.
Именно таковой должна быть специфика подготовки студентов, к профессиональной,
трудовой деятельности. В целом, подготовка таких специалистов позволит будущему
педагогу отказаться от стереотипов, строить учебные занятия в соответствии с требованиями,
предъявляемыми обществом, делать свои занятия не просто познавательными,
разнообразными, а главное эффективными в усвоении и последующем применении знаний.
Таким образом, для успешного профессионального становления личности педагогам
необходимо помнить о том, что одна из главных ролей в данном процессе принадлежит
творческому потенциалу, который необходимо не только развивать, но поощрять и
поддерживать у студентов в процессе обучения в СПО.
Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты
очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать
решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Поэтому, начиная с первого
курса обучения, нужно приучить обучающихся к самостоятельной работе, к поиску
нетрадиционных решений, к творческой работе. Если преподаватель не будет постоянно
заботиться о развитии мышления, поставляя “ пищу для ума”, то студенты не смогут
состояться как творческие личности. Главная задача преподавателя содействовать
творческому восприятию обучающихся учебного материала и их желанию
самосовершенствоваться. Работа классного руководителя при подготовки внеурочных
мероприятий обладает исключительными возможностями. Итак, развитие творческих
способностей обучающихся нужно начинать как можно раньше с учётом возможностей
творческого роста.
Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное
обучение. Принцип дифференцированного подхода к обучающимся предполагает
оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным
способностям каждого студента.
обусловливающей необходимость
дифференцированного обучения профессиональных предметов, являются объективно
существующие различия обучающихся в темпах овладения учебным материалом, а также в
способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.
Реальностью,
1.3 Психолого педагогические условия развития творческих
способностей обучающихся_____________________________________
Большое значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности
признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов,
данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют
предположить, что художественная деятельность подростка благотворно сказывается на
развитии определенных интеллектуальных и творческих способностей. Следовательно,
16 приобщение к искусству важно не само по себе, а в качестве предпосылки одного из мощных
средств воздействия на становление и развитие личности.
Специфическая роль искусства в формировании мировоззрения отмечалась Л.С.
Выготским, который считал, что именно посредством искусства самые интимные сферы
личности вовлекаются в процесс осуществления общественных целей и задач. Поскольку
искусство своеобразная модель человеческой культуры, концентрированное выражение
идеала эпохи, то приобщение к художественным ценностям способствует развитию
потребности в активной деятельности по законам красоты. И это последнее особенно важным
представляется в подростковом возрасте, когда на первый план выступает потребность в
практическом действии.
С детства активно осуществляется работа по формированию творческой личности,
ребята обращают внимание на красоту и художественные особенности произведений
искусства, побуждают высказывать свое мнение о том, какое произведение лучше, какая
музыка, по их мнению лучше и т.д. появляется потребность в приобщении к искусству.[14]
Развитие потребности, мотивационной сферы в области формирования творческой
личности учащихся на более высоком уровне продолжается и в студенческие годы.
Значительно расширяется диапазон ознакомления обучающимися с различными видами и
жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно
эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в
приобщении к эстетическидуховному богатству общества. Студенты начинают осознавать, и
эмоционально переживать положение, что художественноэстетическое развитие является
существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом
направлении.
Что для современной молодежи искусство? Прежде всего, искусство исключительное
средство самовыражения: оно способствует, таким образом, самоутверждению и
пробуждению индивидуального мышления. Оно также согласуется с доминирующей ролью
воображения. К тому же эстетическое созерцание один из видов бескорыстно деятельности,
которая любима молодыми людьми. Она порождает в них огромную радость, так как
опирается на одно из основных их качеств: восхищение, которое позволяет индивиду
подняться «над собой» и открывает ему новые возможности.[11]
Студенты ценят красоту не только тела, произведений искусства или природы, но находят
ее и в тех областях, которым взрослые в ней отказывают, например в знаниях или движениях.
Бесспорно, что красивый жест или стройность доказательства никогда не оставляют молодого
человека равнодушным. Молодежь не представляет себе ни морали, ни истины вне эстетики.
Развитие художественноэстетических способностей и творческих задатков
обучающихся для становления конкурентоспособного специалиста,
быть
ограничено только рамками учебных занятий. Важную роль здесь играют организация
педагогического руководства самовоспитания студентов.[8]
не может
17 Глава 2 Система работы по развитию творческих способностей студента
ответственного работника,
2.1 Коллективное творчество как способ становления конкурентоспособного
специалиста. Опыт работы в КТТ.
Концепция модернизации российского образования на период до 2018 г. определила
цель профессионального образования, заключающуюся в подготовке квалифицированного,
компетентного,
готового к профессиональному
самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке
труда. Современные требования, предъявляемые к молодому специалисту, обусловлены
социальноэкономическими изменениями, происходящими в обществе.
Учитывая актуальность и перспективность развития этого опыта, в Кузоватовском
технологическом техникуме одним из ведущих направлений учебно воспитательной работы
является создание условий для формирования у студентов личностных качеств,
обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой
личности, умеющей адаптироваться в современных условиях.
Основная цель данного опыта обобщение результатов работы по воспитанию
конкурентоспособного специалиста, так в будущем, это не только компетентный и
высокопрофессиональный работник, а прежде всего личность, обладающая навыками
нестандартного, гибкого мышления, готовая к профессиональному постоянному росту,
способная к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации.
Необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста обусловила выделение
творческой деятельности студента в образовательном процессе, при организации которой
следует учитывать такие факторы, как взаимодействие педагога и студента, возрастные
особенности обучающихся.[18]
Каждый студент, безусловно, обладает индивидуальными личностными и деятельностными
особенностями: своеобразными задатками уникальными способностями, уровнем притязаний,
самооценки и работоспособностью. На наш взгляд, обучение только тогда является
эффективным, когда оно
выступает создателем развития. Творческая деятельность
предоставляет возможность развиваться, раскрываться, проявить свои таланты и творческий
потенциал.
В объективном, идеальном смысле творческая деятельность предстает как создание
нового, оригинального, неизвестного ранее. В данном вопросе следует придерживаться
следующей точки зрения: поскольку в применении к студентам под творчеством надо
понимать такую деятельность, в результате которой приобретается что то новое,
оригинальное, в той или иной мере выражающее индивидуальные склонности, способности и
индивидуальный опыт студента. Следовательно, при организации творческой деятельности
необходимо учитывать направленность, способности и опыт студента.
2.2 Этапы организации творческой деятельности студентов в Кузоватевском
технологическом техникуме.
18 Организация творческой деятельности осуществляется в три этапа:
1) диагностика творческих способностей студентов;
2) организации творческой деятельности в структуре образовательного процесса в
техникуме;
3) на уровне республики, региона.
2.2.1 Диагностика творческого мышления студентов
Первый этап организации творческой деятельности предполагает диагностику
творческого мышления студентов, с использованием определенных методик.
Полученные данные позволяют говорить об уровне развития творческого мышления, о
креативных способностях (беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть
проблемы, сопротивляться стереотипам), что содействует оптимальному выбору
образовательных технологий, которые обеспечивали бы максимальное и всестороннее
развитие личности студента, поскольку, как отмечает К. Фергюрсон, «Творческие
способности не создаются, а высвобождаются».
В Кузоватовском технологическом техникуме, для выявления творческих способностей
студентов практикуется методика коллективных творческих дел.
Коллективное творческое дело (КТД) это групповая деятельность, имеющая игровую
инструментовку, совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной
последовательности.
В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела уже на
протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика,
технология, прекрасно учитывающая психологию студенческого возраста действительно
способна творить чудеса. У каждого кто погружался в атмосферу коллективного творческого
дела, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые
чувства к своим товарищам.
Коллективное творческое дело представляет собой поиск лучшего решения жизненно
важных задач, задумывается, организуется, творится, оценивается сообща. Подобные
мероприятия всегда выступают в разных вариантах, выявляют новые возможности, как
студентов, так и преподавателей. КТД отличаются друг от друга, прежде всего по характеру
общей практической деятельности, которая выступает на первый план: трудовая или
общественно политическая, познавательная или художественно эстетическая, спортивно
оздоровительная или организаторская. Каждое мероприятие выполняет ряд педагогических
задач,
происходит развитие коллективистских демократических основ жизни,
самостоятельности, инициативы студентов, самоуправления, активного, гражданского
отношения к людям и окружающему миру. Коллективные творческие дела , обогащают
коллектив социально ценным опытом, позволяют каждому проявлять и совершенствовать
лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и
духовно. КПД это удачный способ организации яркой, наполненный трудом и игрой,
творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизнью, в тоже время основное
воспитательное средство. При этом нужно помнить, что успех любого мероприятия и их
воспитательно развивающий эффект зависят от умелой организации дела, когда его
создателям и участником становится каждый. Сила каждого творческого дела в том, что оно
требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в
каждом из таких дел гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные
варианты творческого решения.
Значение коллективного творческого дела трудно переоценить:
19 стимулирует жизнь студенческого коллектива, система оценочных баллов стимулирует
чувство конкуренции;
позволяет сосредоточить внимание на главных вопросах жизнедеятельности техникума;
создает верное общественное мнение при подведении итогов.
В начале обучения классный руководитель должен выяснить, с какими творческими
способностями, пришли в техникум студенты. Проводится анкетирование первокурсников.
Вопросы анкеты направлены на определение степени творческой активности обучающихся за
время учебы в школе, ведущие мотивы их участия в коллективных творческих делах.
Анкета
1. В течении учебы в школе проходили коллективные творческие мероприятия, в какой
роли ты был(а) чаще всего?
1) участник;
2) зритель;
3) отсутствующий;
2. В каком качестве ты обычно принимал участие?
1) организатор;
2) докладчик;
3) автор (сценария, песен, стихов);
4) исполнитель роли, танцор, певец, чтец;
5) ведущий;
6) член команды;
7) оформитель;
8) костюмер;
3. Хотел бы ты участвовать в коллективных творческих мероприятиях в техникуме?
1) обязательно буду;
2) посмотрю по обстоятельствам;
3) не буду;
Анкетирование первокурсников 2015 2016 в сравнении с анкетированием проведенным
после первого курса учебы в технологическом техникуме 20172018 учебных годов показало,
что активность участников за период учебы в школе была достаточно высокой а за время
обучения в техникуме значительно повысилась.
Наименование
20152016 учебный
год
Активные участники70 %
Изменения
2017 2018 учебный
год
77%
+7%
Зрители
Отсутствующие
20%
10%
22%
1%
+2%
9%
20 Анализ качества участия так же показал хорошие результаты.
Наименование
Организатор
Докладчик
Автор (сценария, песен, стихов)
Исполнитель роли, танцор, певец,
чтец.
Ведущий
Член команды
Оформитель
Костюмер
20152016
учебный год
0%
20%
1%
28%
20172018
учебный год
1%
22%
1%
29%
0%
20%
1%
0%
1%
20%
2%
1%
Изменения
+1%
+2%
0%
+1%
+1%
0%
+1%
+1%
21 Анализ третьего вопроса анкеты выявил активное желание студентов участвовать в
общетехникумовских мероприятиях.
Наименование
Изменения
20152016
учебный год
20172018
учебный год
Обязательно буду
76%
Посмотрю по обстоятельствам 18%
Не буду
6%
78%
17%
5%
+2%
1%
1%
22 Работа с данными анкеты даёт возможность классному руководителю построить
запланированные коллективные творческие дела с учетом
уже сформировавшихся
способностей студентов за период обучения в школе. Подобрать индивидуальные
разнообразные ролевые позиции каждому обучающемуся, ведь известно, чем разнообразнее
ролевой набор, тем выше уровень развития личности.
Коллективные творческие дела планируются и проводятся в течение месяца. За последние
года в нашей группе прошли КТД: «День смеха», «Здоровый образ жизни», «День учителя»,
«КВН», «День студента» и многие другие. Их разнообразие позволяет студентам реализовать
свои интересы, потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности. Данная
система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе
коллективных дел.
Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего
участия и ответственности. КТД позволяет создать в техникуме широкое творческое поле,
которое заключается в том, что каждый участник творческого дела находится в ситуации
придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего то нового. Результатами
такого творчества становятся сценарии, стихи, песни и многое другое. На протяжении
нескольких лет наши студенты участвовали в районных и областных агитбригадах, с
авторскими разработками сценариев, составление которых представляло собой результат
совместного творчества педагога и обучающихся. Яркими и оригинальными были
23 выступления команды КВН техникума «Ассоциация талантливых студентов», с миниатюрами
и сценками из числа собственных разработок. Выставки и конкурсы стенгазет, регулярно
проводимые к праздничным датам в техникуме, демонстрируют широкий спектр творческих
работ прикладного характера. В моей группе пять девушек, увлечены рисованием и юноша с
хорошим каллиграфическим почерком, благодаря их умениям, наши стенгазеты постоянно
занимают призовые места во внутритехникумовских смотрах.
Одно из наиболее ярких направлений коллективных творческих дел самоуправление,
главное здесь деятельность направленная на совершенствование жизни коллектива. В
техникуме «День самоуправления» проводится ежегодно, и местная районная администрация
так же дает возможность нашим студентам попробовать свои силы в управлении во время
«Дня дублера», когда вся администрация района на один день замещается учениками школ и
нашими студентами.
Таким образом, коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают
в техникуме периоды повышенного эмоционального напряжения, положительной
направленности.
КТД дает возможность студенту: реализовать и развить свои способности, расширить
знания об окружающем мире, приобрести навыки проектирования, проявить организаторские
умения, закрепить коммуникативные навыки, формировать способности к анализу,
организаторские способности. Эти качества, несомненно, будут необходимы молодому
перспективному специалисту в трудовой деятельности.
Большое значение творческие дела имеют для преподавателей. Они выводят нас из
замкнутого мира преподавания одного предмета, приобщают к общим действиям со
студентами и с коллегами, открывают широкие возможности для взаимодействия,
взаимодополнения.
Идет интенсивный процесс не только совершенствования
профессионального мастерства, но и развития личности преподавателя. К тому же каждый
руководитель творческого мероприятия, в той или иной степени осуществляет процесс
мягкого, глубокого управления. Развивает свой творческий потенциал, совершенствует
организаторские способности, изучает коллектив группы, объединяет студентов, педагогов,
родителей, управляет процессом развития личности студента. Во время проведения открытых
уроков и мероприятий в техникуме приглашаются представители из числа родителей.
Например, во время проведения деловой игры «Экономика и жизнь», родители были членами
жюри и являлись капитанами студенческих команд, это стимулировало обучающихся и
осталось ярким воспоминанием как интересное и удачное мероприятие.
2.2.2 Организация творческой деятельности обучающихся в учебном процессе и
внеурочной деятельности
Второй этап – это организация творческой деятельности, интегрированный в учебный
процесс. Основной задачей при этом является активизация творческого процесса обучения.
Преподавателями с этой целью используются нетрадиционные формы уроков. В 2014 году на
уроке экономической теории был проведен брейн ринг, где студенты разделившись на две
команды провели интеллектуальную игру по вопросам развития экономических отношений в
России. Яркой получилась пресс конференция проведенная на уроке по анализу финансово
хозяйственной деятельности, где студенты представляли материалы по деятельности
предприятий Кузоватовского района. Они представили материалы анализа рентабельности и
развития хозяйств за последние два года. В учебной работе часто проводим заседание
«Круглого стола». По экономической тематике круглый стол проводился с использованием
информационных средств обучения, мультимедийных программ.
Важным звеном на при развитии творческих способностей становится самостоятельная
работа студентов, выступающая необходимым условием формирования потребности в
24 самореализации, самосовершенствовании будущего специалиста, способности решать
профессиональные задачи творческим путем. К характерным чертам самостоятельной работы
можно отнести:
-
-
наличие познавательной или практической задачи,
проявление осознанности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения
поставленных задач;
осуществление управления и самоуправления самостоятельной деятельностью.
-
В соответствии с этими характеристиками выделяются следующие виды самостоятельной
работы студентов:
репродуктивная деятельность (работы по образцу формируют самостоятельную
деятельность обучающегося);
-
-
аналитическая деятельность (анализ событий, явлений и фактов способствует развитию
внутренних мотивов к познанию);
поисковая деятельность (поиск информации формирует умения и навыки поиска ответа за
пределами известного образца);
исследовательская деятельность.
-
В связи с многоаспектностью последнего из названных видов деятельности необходимо
охарактеризовать его более подробно. Исследовательская деятельность студента
предполагает несколько самостоятельных этапов работы:
1) Подготовка студентов к исследовательской деятельности (совместно с преподавателями
или самостоятельно студенты работают с научной, публицистической литературой, с
архивными документами, анализируют научную информацию). Критерием оценки работы
на данном этапе является показатель самостоятельности в получении углубленных знаний
и навыков. Работа может быть представлена на уроках, семинарах, круглых столах, уроках
диспутах, уроках экскурсиях в виде эссе, сообщения, доклада, аналитической справки т.д.
Результатом этого этапа является сформированность культуры умственного труда и
самостоятельность в поиске, и приобретение новых знаний;
2) Создание творческой работы (написание курсовых работ, докладов, создание проекта).
Курсовые работы и доклады выполняются студентами первого второго курсов.
Особенность данного вида деятельности становится тесная, взаимная тематика курсовых
работ с программой курса. На первом курсе студенты выполняют курсовую работу по
бухгалтерскому учету. По заданной тематике студенту необходимо провести работу по
сбору информации на примере конкретного Кузоватовского предприятия, провести анализ
и сделать обобщающие выводы. На втором курсе проводится курсовая работа по предмету
«Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия». По заданной тематике
студенты проводят экономический анализ предприятия, и составляют выводы о работе,
предлагают собственные рекомендации по повышению рентабельности и
производительности данного предприятия. Следовательно, одна из главных задач
написания курсовых работ более глубокое изучение отдельных тем и проблем.
Затем задача усложняется: студентам надо освоить проблему, выходящую за рамки обучения.
Критерием оценки является новизна, и актуальность выбранной темы, умение изучит,
отобрать, проанализировать и представить информацию. Сделать выводы и определить
возможную перспективу дальнейшего исследования. Работы, выполненные на данном этапе
представляются на научно практических конференциях, круглых столах, семинарах на
уровне техникума, что способствует формированию у студентов навыков публичного
выступления, умения логично излагать материал, давать оценку изучаемой теме, а так же
подготавливает к следующему этапу;
3) Исследовательская деятельность в рамках производственной практики, и выпускная
квалификационная работы. Наши студенты составляют отчеты по трем видам практики:
25 учебной, технологической и стажировочной.
Особо сложным по содержанию и
составлению для студентов по специальности «экономика и бухгалтерский учет» является
отчет по стажировочной практике. Спецификой данного этапа является специализация,
т.е. подготовка или работа в конкретной предметной исследовательской области под
руководством преподавателей. Необходимо отметить сложность выполнения работы, так
как руководители предприятий Кузоватовского района считают экономическую
информацию по своему предприятию закрытой, неохотно представляют данные
практикантам стажерам, но, тем не менее, этот вид работ является наиболее интересным
и дает возможность будущим специалистам познать реалии бухгалтерской деятельности
предприятия, раскрывает профессиональные способности студентов.
Организация творческой деятельности на третьем этапе, основной задачей которого
является индивидуализация процесса обучения, дополняет учебный процесс и сопутствует
ему.
Содержание этого вида работ заключается в исследованиях прикладного характера.
Результаты демонстрируются как на научно практических студенческих конференциях на
уровне техникума, так и вне его. Наш технологический техникум участвовал в областной
тематической студенческой конференции, где моя студентка выступала с развернутым
докладом по экономике, в котором отразила динамику развития предприятий Кузоватовского
района за два года. Один из студентов второго курса защищал честь родного техникума на
областных экономических олимпиадах в течении двух лет занимал вторые места. Студенты
техникума вошли в программу «Российские интеллектуальные ресурсы». Задача этой
программы состояла в выявлении самых талантливых выпускников Ульяновской области
средних специальных учебных заведений по итогам обучения. Победители вошли в
справочник лучших выпускников 2013 года. Мои студенты специальности «Экономика и
бухгалтерский учет», так же стали победителями этой программы в номинациях «Лучший в
своей специальности», «Отличники», «Общественная деятельность».
Таким образом выстраивая образовательный процесс творческой деятельности студентов,
следует уделять ей значительное внимание , так как она направлена на формирование
необходимых для конкурентоспособного специалиста профессиональных и личностных
качеств, а именно: ответственность, способность к самоорганизации, самосовершенствованию,
самоактуализации, способность принимать нестандартные решения, адаптироваться в
современных сложных социально экономических и профессиональных реалиях. Творческая
деятельность создает условия
для успешного профессионального становления
конкурентоспособного коммуникабельного специалиста, востребованного на рынке труда.
2.3 Результаты внедрения опыты в практическую деятельность.
По сравнению с другими представленная технология является преимущественной, так как
может использоваться на любых стадиях обучения, не требует дорогостоящих материальных
вложений, несомненно пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности молодого
специалиста.
За годы внедрения данного опыта в практическую деятельность, можно отметить
определенные положительные результаты. Студенты, активно занимающиеся творческой
деятельностью более коммуникабельны, приспособлены к трудным жизненным рыночным
условиям, легче вливаются в коллектив, быстрее трудоустраиваются. В Кузоватовском
техникуме ведется ежегодная статистика трудоустройства выпускников.
Трудоустройство выпускников по специальности «Технология продукции общественного
питания за 2017 и 2018 года.
26 Наименование
Выпуск 2017 годаВыпуск 2018
Изменения
25%
56%
по
Продолжили обучение в ВУЗах
Трудоустроились
специальности
Трудоустроились по смежным
профессиям
Находятся в отпуске по уходу за
ребенком
Не трудоустроились
7%
7%
5%
года
27%
58%
8%
8%
3%
+2%
+2%
+1%
+1%
2%
Как видно из приведенных выше данных, процент не трудоустроившихся низкий,
отмечается положительная динамика и это в определенной степени результат участия
студентов в коллективных творческих мероприятиях. Практически все активисты,
принимающие активное участие в общественной жизни техникума, люди творческие и их
профессиональная деятельность складывается более удачно.
Внедряя данный опыт на протяжении длительного периода времени, нужно признать,
существующие трудности. Не понимание значимости развития творческих способностей
самих студентов. Неохотное желание участия в мероприятиях из за нехватки свободного
времени, недостаточное стимулирование активистов, неотлаженная система вознаграждений,
недостающее финансирование подобных мероприятий. Но, при желании все противоречия
можно устранить или постараться их свести к минимуму. Для этого нужно активно работать
с родителями студентов, приглашать их на открытые уроки и мероприятия, привлекать
спонсоров, использовать современную технику и музыкальное оборудование.
Становление данного опыта преподаватели считают перспективным и необходимым в
общеобразовательных учреждениях. Работу в направлении развития творческого потенциала
студентов при проведении коллективных творческих дел,
для становления
конкурентоспособных специалистов, необходимо активно продолжать и совершенствовать.
27 Заключение
28 Современные требования, предъявляемые к молодому специалисту, обусловлены
социальноэкономическими изменениями, происходящими в обществе. Учитывая это, в
Кузоватовском технологическом техникуме одним из ведущих направлений является
проведение коллективных творческих дел для формирования у студентов личностных
качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие
творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях. Преподаватели на
своих занятиях стараются раскрыть способности студентов, которые могут понадобиться ему
в последующей трудовой деятельности и стать конкурентоспособным специалистом.
Конкурентоспособный специалист – это не только компетентный и
высокопрофессиональный работник, а прежде всего личность, обладающая навыками
нестандартного, гибкого мышления, готовая к профессиональному постоянному росту,
способная к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации.
Необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста обусловила
выделение творческой деятельности студента в образовательном процессе, при организации
которой следует учитывать такие факторы, взаимодействие педагога и студента, возрастные
особенности обучающихся.
В объективном, идеальном смысле творческая деятельность предстает как создание
нового, оригинального, неизвестного ранее. Преподаватель придерживается в данном вопросе
следующей точки зрения: поскольку в применении к студентам под творчеством надо
понимать такую деятельность, в результате которой приобретается что то новое,
оригинальное, в той или иной мере выражающее индивидуальные склонности, способности и
индивидуальный опыт студента. Следовательно, при организации творческой деятельности
необходимо учитывать направленность, способности и опыт студента.
В заключение данной работы, хотелось бы отметить, что поставленная цель над работой
выполнена успешно.
Исследование показало, что для успешной деятельности по развитию творческих
способностей студентов для становления конкурентоспособного специалиста необходимо
создание следующих педагогических условий:
1. Применение технологии коллективных творческих дел;
2. Мониторинг формирование и развития творческих способностей студентов;
3. Организация вовлечения студентов в образовательный процесс и во внеурочные
мероприятия.
В первой главе показано, что творчество является необходимым компонентом для развития
личности в современном обществе. Рассмотрены теоретические основы формирования и
развития творческой личности у обучающихся СПО. Отмечена роль развития творческих
способностей студентов в формировании конкурентоспособного специалиста. Показана
важность эстетических ценностей для развития творческой личности обучающегося.
Во второй главе проведен детальный анализ практической работы Кузоватовского
технического техникума в данном направлении
При проведении уроков экономического цикла используются разнообразные формы
средств и методов обучения, дающие возможность получить прочные, разносторонние знания,
как по основным, так и по смежным предметам. Коллективные дела с использованием
творческой деятельности студентов, позволяют добиваться наиболее эффективного
становления конкурентоспособного специалиста.
В подготовке уроков и мероприятий преподаватели активизируют самостоятельную
творческую деятельность студентов, которая заключается в поисках интересной информации,
составлении программ творческого мероприятия, постановках музыкальных и танцевальных
композиций.
29 На протяжении всего обучения преподаватели находятся в тесном контакте со своими
студентами, работают над формированием личности, сплочением коллектива, стараются
организовать учебновоспитательный процесс на основе педагогики сотрудничества. Каждое
коллективное творческое дело направлено на сплочение коллектива группы. Студенты групп
техникума участвует во всех внутри техникумовских мероприятиях и занимают призовые
места.
Благодаря коллективным творческим делам посещаемость и успеваемость в группах
повысилась . Большинство студентов, занимаются в кружках и спортивных секциях. Случаи
правонарушений в группах заметно сократились.
Преподаватели занимают активную жизненную позицию, постоянно повышают свой
профессиональный и творческий уровень, стремятся к самосовершенствованию, данный опыт
признан удачным и результативным рекомендован другим преподавателям техникума.
Список литературы
30 1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы
педагогики творчества. Казань: Издво Казан. унта, 2010. 238 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития, книга 1. Казанский университет,
2012 г
3. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 2012
4. Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика: Монография. ч.1. М., 2013
5. Волков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. М.: «Педагогика», 2012. С. 101
140
6. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии: Философско
гносеологический анализ. М., 2011
7. Панина Т.С., Современные способы активизации обучения. –М.: ИЦ «Академия» 2006. –с.
176
8. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.
9. Давыдов В.В., Запорожец А.В. Психологический словарь. М., 2000. С. 178.
10. Карпова Г.Г. Игра как фактор активизации творческих способностей старшеклассников в
процессе изучения мировой художественной культуры // Феномен игры в культуре и
образовании. Курск, 2003. С. 220226.
11. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. М.: 2011
12. Левин В.И. Воспитание творчества Томск: Пеленг,2013
13. Малахова И.А. Развитие личности. Ч. 2. Художественнотворческая деятельность. Мн.,
2003
14. Меерович М. И. , Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практич. Пособие.
Мн. : Харвест, 2003
15. Основы психологии: Практикум / Ред. сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: “Феникс”,
2001
16. Пигров К.С. Творчество и современность. Л.: Знание, 2012
17. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 302 с.
18. Прищепа Т.А. Эвристическая деятельность как целостная система развития продуктивных
творческих способностей старшеклассников // Развитие региональной системы образования в
условиях модернизации : по материалам V Сиб. форума образования. Томск : Том. гос. унт,
2006. C. 331338.
19. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. пособие. И.И.
Прокопьев, Н.В. Михалкович. Мн.: ТетраСистемс, 2002
20. Просецкий П.А., Семиченко В.А. Психология творчества: Учебное пособие. М., 1988
21. Рындак, В.Г. Москвина А.В. Личность, творчество, развитие. М., 2001
22. Суворов В. В. Психологическая и онтологическая семантика креативности. // Одаренный
ребенок, №2 2005. С. 1315.
23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии –М Мастерство 2001
31 32
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей студентов как условие для становления конкурентоспособного специалиста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.