Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как средство экологического образования"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 13.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья содержит опыт работы по экологическому образованию обучающихся через проектную деятельность. Новизна опыта заключается в использовании материалов ежегодной Всероссийской акции Птицы года. Описана суть акции. Приведены примеры детских проектов и их структура, цель, задачи, критерии эффективности реализации проекта, ожидаемый результат.
Иконка файла материала проектная деятельность как средство экологического образования.doc
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Златина Альбина Геннадьевна, учитель биологии и химии, МБОУ «Кебратская Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры  обучащихся , СОШ», Гайнский район, Пермский край является   направляемая   и   организуемая   взрослыми   самостоятельная   работа   школьников, способствующая   активной   и   успешной   социализации   ребенка.   Одним   из   инструментов самостоятельной работы является проектная деятельность. Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической ; науке и практике как за рубежом,   так   и   в   нашей   стране.   Появившись   в   начале   прошлого   столетия   для   решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать  что­то интересное самостоятельно,   в   группе   или   самому,   максимально   используя   свои   возможности;   это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат [1].  В нашей школе стало традицией принимать участие в акции Союза охраны птиц России «Птица года». Требования для того, чтобы утвердить Птицу года, довольно просты: птица должна   быть   распространена   на   всей   или   большей   части   территории   нашей   страны,   она должна   быть   легко   узнаваема   и   нуждаться   во   внимании   и   помощи   человека.   Каждый гражданин должен чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы. Это является главным в решении принимать участие в этой акции.   В   "свой"   год   выбранная   птица   оказывается   в   центре   общего   внимания.   Идет   сбор данных   о   ее   численности   и   распространении.   Участники   акции   своим   творчеством пропагандируют красоту этой птицы и рассказывают об уязвимости живого мира [2]. Этому были   посвящены       несколько   проектов,   разработанных   и   реализованных   совместно   с обучающимися нашей школы: «Белая трясогузка­птица 2011 года», «Российский знаменосец», « Черный стриж­ птица 2014 года»,  «Горихвостка­птица 2015 года». Личное участие в таких акциях почетно и обучающиеся с интересом принимают участие в их разработке и реализации. Проекты  были представлены на школьной конференции. В 2012 и 2015 годах обучающиеся приняли участие в муниципальном конкурсе социальных и образовательных проектах, в 2012 году стали призерами конкурса.  Структура проекта:­обоснование проблемы, ее актуальность и ожидаемый результат; ­критерии эффективности реализации проекта; ­материально­технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта; ­этапы работы; ­бюджет; ­дальнейшее развитие; ­библиографический список. Цель проектов: привлечь внимание детского и взрослого  населения поселка Кебраты к  птице года и проблемам ее охраны. Задачи: 1.Распространить знания об особенностях внешнего облика, гнездования и поведения птицы. 2.Провести наблюдение в природных биоценозах. 3. Содействовать формированию чувства ответственности за свои действия в природе. Ожидаемый результат: повышение экологической грамотности различных слоев населения. Разрабатываются   критерии   эффективности   реализации   проекта.   Такими   могут   быть: положительные   отзывы   о   проведенных   мероприятиях,   сборник   творческих   работ  наблюдения   за   птицей   в   природных обучающихся   о   птице   года,   наличие   результатов   биоценозах (фотографии, рассказы и т.д.). Проект состоит из трех этапов: подготовительного,   этапе   проводится   распределение основного,   аналитического.   На   подготовительном   обязанностей внутри команды, изучение реальных возможностей, определяются  необходимые ресурсы   и   источники,   партнеры.   Основной   этап   представляет   собой   ряд   мероприятий, направленных на решение задач и реализацию цели проекта. Аналитический этап заключается в     обработке   информации,   полученной   от   детей   и   взрослых,   оценке  эффективности реализации проекта по критериям. Проводится осмысление полученных результатов и  опыта своей деятельности. Мы планируем,   и в последующие годы проводить массовые мероприятия с разными группами населения,  посвященные ознакомлению граждан России с миром птиц, пропагандеидей  его  сохранения,  привлечению  людей   к реальной  помощи  птицам.  Дел  хватит   всем  ­ присоединяйтесь! Используемые источники: 1. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.­М .: Аркти, 2003. 2. Интернет­сайт Союза охраны птиц России: http://www.rbcu.ru