Статья содержит опыт работы по экологическому образованию обучающихся через проектную деятельность. Новизна опыта заключается в использовании материалов ежегодной Всероссийской акции Птицы года. Описана суть акции. Приведены примеры детских проектов и их структура, цель, задачи, критерии эффективности реализации проекта, ожидаемый результат.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Златина Альбина Геннадьевна, учитель биологии и химии, МБОУ «Кебратская
Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры обучащихся ,
СОШ», Гайнский район, Пермский край
является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников,
способствующая активной и успешной социализации ребенка. Одним из инструментов
самостоятельной работы является проектная деятельность.
Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической ; науке и практике как за
рубежом, так и в нашей стране. Появившись в начале прошлого столетия для решения
актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В
современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать чтото интересное
самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это
деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу и показать публично достигнутый результат [1].
В нашей школе стало традицией принимать участие в акции Союза охраны птиц России
«Птица года». Требования для того, чтобы утвердить Птицу года, довольно просты: птица
должна быть распространена на всей или большей части территории нашей страны, она
должна быть легко узнаваема и нуждаться во внимании и помощи человека. Каждый
гражданин должен чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы. Это
является главным в решении принимать участие в этой акции.
В "свой" год выбранная птица оказывается в центре общего внимания. Идет сбор
данных о ее численности и распространении. Участники акции своим творчеством
пропагандируют красоту этой птицы и рассказывают об уязвимости живого мира [2]. Этому
были посвящены несколько проектов, разработанных и реализованных совместно с
обучающимися нашей школы: «Белая трясогузкаптица 2011 года», «Российский знаменосец»,
« Черный стриж птица 2014 года», «Горихвосткаптица 2015 года». Личное участие в таких
акциях почетно и обучающиеся с интересом принимают участие в их разработке и реализации.
Проекты были представлены на школьной конференции. В 2012 и 2015 годах обучающиеся
приняли участие в муниципальном конкурсе социальных и образовательных проектах, в 2012
году стали призерами конкурса.
Структура проекта:обоснование проблемы, ее актуальность и ожидаемый результат;
критерии эффективности реализации проекта;
материальнотехнические ресурсы, необходимые для выполнения проекта;
этапы работы;
бюджет;
дальнейшее развитие;
библиографический список.
Цель проектов: привлечь внимание детского и взрослого населения поселка Кебраты к птице
года и проблемам ее охраны.
Задачи:
1.Распространить знания об особенностях внешнего облика, гнездования и поведения птицы.
2.Провести наблюдение в природных биоценозах.
3. Содействовать формированию чувства ответственности за свои действия в природе.
Ожидаемый результат: повышение экологической грамотности различных слоев населения.
Разрабатываются критерии эффективности реализации проекта. Такими могут быть:
положительные отзывы о проведенных мероприятиях, сборник творческих работ
наблюдения за птицей в природных
обучающихся о птице года, наличие результатов
биоценозах (фотографии, рассказы и т.д.). Проект состоит из трех этапов: подготовительного,
этапе проводится распределение
основного, аналитического. На подготовительном
обязанностей внутри команды, изучение реальных возможностей, определяются необходимые
ресурсы и источники, партнеры. Основной этап представляет собой ряд мероприятий,
направленных на решение задач и реализацию цели проекта. Аналитический этап заключается
в обработке информации, полученной от детей и взрослых, оценке эффективности
реализации проекта по критериям. Проводится осмысление полученных результатов и опыта
своей деятельности.
Мы планируем, и в последующие годы проводить массовые мероприятия с разными
группами населения, посвященные ознакомлению граждан России с миром птиц, пропагандеидей его сохранения, привлечению людей к реальной помощи птицам. Дел хватит всем
присоединяйтесь!
Используемые источники:
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие
для учителей и студентов педагогических вузов.М .: Аркти, 2003.
2. Интернетсайт Союза охраны птиц России: http://www.rbcu.ru