Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС»
Оценка 4.6

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
французский язык
Взрослым
18.05.2018
Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку  как инновационная составляющая ФГОС»
В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире. Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру.
внеурочная.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4»  г.Курчатова.   Обобщение опыта работы учителя французского языка высшей квалификационной категории Кубовой Натальи Васильевны  «Внеурочная деятельность по иностранному языку  как инновационная составляющая ФГОС»          В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий  личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в  роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется  задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как  средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.        Личностно­ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и  активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю  необходимо  включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать  процесс вхождения в культуру.        Сложность организации учебно­воспитательного процесса обучения иностранному  языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне  языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится  в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у  учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого  количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие  у ученика мотивации,  основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также  отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни    ограничивает  достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.        В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую  актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов  образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным  создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только  освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции  образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком  1 является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим  обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по  основным направлениям развития личности (спортивно­оздоровительное,  художественно­эстетическое, научно­познавательное, военно­патриотическое,  общественно полезная и проектная деятельность).  Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью  образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание данных занятий  должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и  осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы  обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,  школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные  исследования, общественно полезные практики и т. д. Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной  образовательной программы основного общего образования определяет образовательное  учреждение.(1+1) Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых  формируется индивидуальная траектория развития обучающегося.      Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностранному языку – это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства  общения, познания и социальной адаптации за пределами урока. Для решения данной  задачи могут быть использованы ресурсы учебно­исследовательской, проектной  деятельности, ориентированной на личность ученика, совместную деятельность и  сотрудничество субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.         Формы организации учебно­исследовательской деятельности на внеурочных занятиях  могут быть следующими: • исследовательская  практика обучающихся по иностранному языку; • образовательные культуроведческие экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко  обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными  формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную  образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; • факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение иностранного языка,  дают большие возможности для реализации на них учебно­исследовательской деятельности обучающихся; • ученическое научно­исследовательское общество — форма внеурочной деятельности по  иностранному языку, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями,  коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы,  организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных  защит, конференций и др., а также встречи с носителями иностранного языка,   2 представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования,  сотрудничество с ученическими научно­исследовательскими обществами других школ; • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по иностранным языкам, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах  предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных  мероприятий. Многообразие форм учебно­исследовательской деятельности по иностранному языку  позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности  обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. Стержнем этой  интеграции является системно­деятельностный подход как принцип организации  образовательного процесса в основной школе.  Ещё одной особенностью учебно­исследовательской деятельности является её связь с  проектной деятельностью обучающихся. Как было указано выше, одним из видов  учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт  проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование. При этом необходимо соблюдать ряд условий: • проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать  возрасту, способностям и возможностям обучающегося; • для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы,  мастерские, клубы, школьные научные общества; • обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных  исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного  исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для  успешной реализации выбранного вида проекта; • необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора  темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и  используемых методов (методическое руководство); • необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового  результата работы по проекту и индивидуального вклада • результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть  презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной  конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых  ресурсах Интернета для обсуждения.(презентация Символы Франции) В документах ФГОС подчеркивается, что внеурочная деятельность  ­ это  не  механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы  с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и  преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения  полноты и цельности образования. Поэтому важно помнить, что внеурочная деятельность  не должна сводиться к набору формальных мероприятий, что усиливает объективно  3 существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры не  только от взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как  содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а  разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников  основывать на видах деятельности. Так, например, внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована  по разным направлениям. ­ Научно­познавательная деятельность школьников может быть организована в форме  факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся,  интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад,  викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и  краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и дискуссий. ­ Художественно­эстетическое направление внеурочной деятельности может быть  представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок  декоративно­прикладного  и художественного искусства на иностранном языке,  функционированием клубов песни (на иностранном языке) ­ Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть  организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением  носителей языка – волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих  акциях возможна реализация социально значимых проектов.       При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие  между результатами и эффектами этой деятельности.  Результат – это то, что стало  непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, пройден маршрут (фактический результат), приобретение знаний о себе и окружающих, переживание  ценностей, приобретение опыта самостоятельного действия (воспитательный результат).  Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые  чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность,   способствовали формированию его компетентности, идентичности.       Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням. Остановимся на рассмотрении воспитательных результатов на примере внеурочной  деятельности «Клуба французского языка». Первый уровень результатов  ­ приобретение школьником социальных знаний, первичного  понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня  результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для  него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в  проблемно­тематической беседе на иностранном языке о толерантности ученик не только  воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого  педагога. 4 Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного  отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,  знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для  достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие  школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной  социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не  получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,  начинает их ценить (или отвергает). В связи с этим учителям рекомендуется инициировать и организовывать работу  школьников с иноязычной информацией  воспитательного характера (о героизме и  малодушии, нравственных и безнравственных поступках людей, классической и массовой  культуре, экономических, политических, социальных проблемах общества). При   исследовании  и обсуждении данных вопросов эффективны внутригрупповые дискуссии,  где приобретается опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, развивается умение  уважать иные точки зрения, соотносить их с своей собственной. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного  общественного действия. Именно в опыте самостоятельного общественного действия  приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо  существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения  данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с  социальными субъектами за пределами школы в открытой общественной среде. Так, например, участники «Клуба французского языка» могут организовать выездные  спектакли на иностранном языке по мотивам русских народных сказок «Колобок»,  «Репка», «Теремок» для воспитанников детских садов, во время общения подарить им  игрушки и книги.(фото «Красная шапочка» Знакомые и простые по лексическому содержанию сказки помогут малышам детского сада  не только посмотреть спектакль, но и запомнить несколько фраз на английском языке. . Использование ИКТ на уроках и во внеурочное время, виртуальные путешествия в страну  изучаемого языка являются без сомнения мощным стимулом в развитии познавательной  активности школьников, повышении мотивации к изучению такого “не популярного” на  данный момент французского языка.  Примером и результатом познавательной активности являются проекты – презентации  учащихся к урокам по изучаемым темам и просто по темам, которые заинтересовали ребят  и связаны с Францией и французским языком.(Ангелина) Презентации включают в себя развивающий и воспитательный аспекты. При работе над  презентацией у учащихся развивается воображение, творческое мышление,  самостоятельность и другие качества личности. Также участники создания презентации  при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду. У учащихся  воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации.  Ребята учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества,  взаимоподдержки, учатся осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных  стран. 5 Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения  иностранного языка, приводит к тому, что формируется широкая и разнообразная  творческая образовательная среда. У обучающихся с её помощью запускаются внутренние  механизмы развития личности.  .Учащиеся нашей школы в рамках внеурочной деятельности по иностранному языку  принимают активное участие в следующих мероприятиях:  неделя иностранного языка Так, в рамках недели иностранного языка 2018 г. учащиеся собирали материал и  оформляли презентации в программе Power Point по теме “Страна изучаемого языка”.  В этих презентациях они знакомили учеников школы с теми фактами, событиями, которые  их заинтересовали.  Это позволило расширить кругозор учащихся, познакомить их с  культурой европейских стран, их обычаями. 2017 г. – конкурс рождественских открыток и поделок. Познакомившись с традициями празднования Рождества, обычаями встречи этого  праздника, с оформлением поздравительной открытки ученики сами изготовили открытки  и написали текст поздравления. «День Святого Валентина» Проведено мероприятие на трёх языках. Обучающиеся нарисовали газеты и плакаты,  сделали своими руками Валентинки.(фото)  В качестве помощи для поиска необходимой информации были предложены не только  печатные издания, но и Интернет­ресурсы.  интеллектуальный марафон,   школьная и городская предметная олимпиада,   конкурс исследовательских работ, городские языковые конкурсы,  международный конкурс “Золотое руно”.  Мой опыт работы показывает, что применение ИКТ на уроках иностранного языка и во  внеурочное время значительно повышает мотивацию учащихся к изучению языка, повышает интерес к стране изучаемого языка, нравам и обычаям французов, позволяет  индивидуализировать процесс обучения. Заметно повышается самостоятельная активность  учащихся по поиску необходимой информации средствами Интернет, оформление её в  презентацию для дальнейшей демонстрации одноклассникам, участия в языковых  конкурсах. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию  личностных качеств обучаемых, способствует формированию социокультурной  компетенции. 6 7

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку  как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку  как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку  как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку  как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку  как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку  как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС»

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность по иностранному языку  как инновационная составляющая ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2018