Тема педагогического опыта
«Формирование творческой активности и развитие творческих способностей через использование проектной технологии на уроках изобразительного искусства»
«Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь» (китайская пословица)
Условия становления опыта
В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. Доказано, что успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству. В связи с этим, формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Практика доказывает, что творческие способности развиваются в деятельности, требующей проявления креативности, творчества. Творчество школьника выражается в открытии, создании субъективно нового, без опоры на образец.
Наблюдение, диагностика свидетельствуют, что творческое мышление, которому типичны оригинальность, полет фантазии, гибкость, может сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на заданиях, требующих переноса старых знаний и опыта в новую ситуацию.
Отлично учатся и посещают кружки преимущественно те учащиеся, у которых имеются врожденные способности и задатки к определенным видам деятельности. А как же быть с учащимися, которые без желания выполняют творческую работу? Как повысить мотивацию к предмету? Одним из способов реализации данного вопроса может выступить организация проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие творческих способностей учащихся, умений самостоятельно добывать информацию и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему.
Так возникла идея развивать творческие способности учащихся и их познавательную активность посредством проектной технологии на уроках изобразительного искусства.
Актуальность
Актуальность данного опыта определяется тем, что требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Чем больше ученик видел и слышал, чем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная проектная деятельность на уроке изобразительного искусства будет повышать у учащихся мотивацию к обучению, способствовать развитию творческих способностей и формированию познавательной активности. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение технологии проектного обучения на уроках изобразительного искусства позволяет повысить мотивацию учащихся, активизирует познавательную деятельность учащихся, что способствует развитию творческих способностей, повышает прочность и качество усвоения знаний учащихся.
Цель:
способствовать развитию творческих способностей через проектную технологию на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
1.Проанализировать психологическую, педагогическую, методологическую литературу по проблеме развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства посредством проектной технологии. 2. Создать систему уроков изобразительного искусства в проектной технологии.
Педагогическая целесообразность заключается в создании особой развивающей среды для развития творческих способностей учащихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств. Акцент переносится на воспитание личностных качеств, формирование у детей творческих способностей, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Педагогическая целесообразность проявляется и в том, что учащимися эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска.
Ожидаемые результаты:
Внедрение проектной технологии в систему уроков изобразительного искусства.
Повышение показателей творческих способностей учащихся.
Увеличение доли учащихся, участвующих в творческих проектах.
Основное содержание инновационного опыта
Изучая различные методики преподавания изобразительного искусства в школе, педагогические и образовательные технологии, пришла к тому, что в формировании современного гражданина передо мной стоит задача помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, пришла к выводу, что особое внимание надо уделять формированию положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию в процессе обучения на уроке проектной технологии.
Проект –(от латинского - брошенный вперед). В современном русском языке слово «проект» имеет несколько значений:
– совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
предварительный текст какого-либо документа;
какой-либо замысел или план.
Метод проектов (от греческого – путь исследования). Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Проектное обучение (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) - технология, цель которой заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизация учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.
Чем же привлёк меня метод проектов?
Метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения и развития творческих способностей.
ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно.
Иногда знания полученные учащимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.
Стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.
Проектная технология – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или другим способом. Внедрение проектного метода обеспечивает создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствует развитию творческих способностей.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания проектной технологии.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают исследовательские умения, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать;
развивают аналитическое мышление.
Суть проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.
Типология и классификация проектов
исследовательские
социальные
творческие
практико-ориентированные (прикладные)
ознакомительно-ориентировочные (информационные)
Мной на практике использовались следующие типы проектов:
- Творческие.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь интересам участников проекта. Учащиеся стремятся получить творческий продукт, главный акцент в котором делается на оформлении. Примеры реализованных проектов: , и др.
«Мой город»
«Народные праздники»
«Средневековый бал»
- Социальные.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Примеры реализованных проектов:
«Не играй с огнем»
«Берегите птиц»
«Сохраним природу»
- Ознакомительно-ориентировочные (информационные)
Данные проекты, направленны на сбор информации о каком-то объекте, явлении. При этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Примеры реализованных проектов:
«Толерантность»
«100-летие Великого Октября»
- Исследовательские
Данные проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости. Это проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике. Примеры реализованных проектов:
«Виртуальная экскурсия: Каирский музей Египта»
По продолжительности проекта:
краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
По результатам
доклад
презентация
путешествие
реферат
экскурсия
и другое
творческое изделие
выставка
Проект предполагает наличие определённых этапов и оценки результатов.
В ходе работы над проектом являюсь консультантом, источником информации, координатором и помощником. Помогаю в выборе способов работы, но не даю конкретных знаний. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Мною разработан пошаговый алгоритм проектной деятельности.
Мною разработан пошаговый алгоритм проектной деятельности.
1. Подготовка.
Определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
2. Планирование.
Определение источников информации;
определение способов сбора и анализа информации;
определение способа представления результатов (формы отчета);
установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
распределение задач (обязанностей) между членами команды.
Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы.
3. Исследование.
Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими.
4. Результаты и выводы.
Учащиеся анализируют собранную информацию, оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.
5. Представление результатов.
Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентация и т.п. Учитель, как и другие участники обсуждения, задает вопросы.
6. Оценка результата и процесса.
Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, а также активность учащихся во время дискуссии.
Использование технологии проектного обучения на уроках ИЗО дает хорошие результаты:
развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
наполнить уроки новым содержанием;
развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
идти в ногу со временем.
Считаю опыт своей работы «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства посредством проектной технологии» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, помогает развивать творческие способности учащихся, повысить эффективность урока.
Результативность опыта
Результативность по заявленной теме отслеживалась в течение четырех лет с января 2016 года по октябрь 2019 года. Достигнуты следующие промежуточные результаты:
Создана система уроков изобразительного искусства в проектной технологии.
Определён пошаговый алгоритм проектной деятельности на уроках изобразительного искусства.
Увеличилась доля учащихся, участвующих в творческих и исследовательских проектах
Результаты проектной деятельности на муниципальном уровне
2017 год
ПОБЕДИТЕЛЬ
Гургеношвили Нино
Тема проекта:
«История одного шедевра.
«Последний день Помпеи»
2017 год
ПОБЕДИТЕЛЬ
в двух номинациях
Исмаилова Влада
Тема проекта:
«История одного шедевра. «Пьета»
Результаты проектной деятельности на муниципальном уровне
2018 год
ПОБЕДИТЕЛЬ
в двух номинациях
Гургеношвили Нино
Тема проекта:
«История одного шедевра.
«Тройка»
2018 год
ПОБЕДИТЕЛЬ
Исмаилова Влада
Тема проекта:
«История одного шедевра.
«Венера Милосская»
Муниципальные конкурсы
2018 год
ПОБЕДИТЕЛИ
Макиева М., Биганова В., Авлохова А.
ПРИЗЕРЫ
Сидакова А., Дзабиева З.,Кониева Д.
Конкурс плакатов
«Выборы глазами детей»
2018 год
ПОБЕДИТЕЛЬ
Гогаева С., Авлохова А.
ПРИЗЕРЫ
Марзаева Д., Сидакова А., Сокаева Э.
Конкурс плакатов
«Славное имя твое, Комсомол!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.