ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ — 2017»
муниципальный этап
Презентация
педагогического опыта
Конкурсное
задание
Кондратьева Юлия
Сергеевна
учитель истории и
обществознания
МОУ Выровской СОШ
Проблемно-эвристическое
обучение на уроках истории
и обществознания как ресурс
повышения качества
образования обучающихся
Основная идея опыта
Формирование у обучающихся
общего разумного подхода к
любой учебной задаче, овладение
способностью к правильному,
рациональному поиску нужной
информации
Главная цель
Развитие личностных качеств
обучающихся
Сущность технологии
проблемно-
эвристического обучения
проблемных
Система
ситуаций
Особый вид
взаимодейств
ия учителя и
учащихся
Усвоение
новых знаний
и способов
действий
Учащиеся
самостоятель
но решают
учебную
проблему
Систематичес
кая учебно-
познавательн
деятельность
ая
учащихся
Задачи применения
технологии проблемно-
эвристического обучения
Осмысленное освоение новых знаний и способов
деятельности, развитие познавательной
самостоятельности и творческих способностей
учащихся, формирование научного
мировоззрения.
Реализуется принцип самостоятельного поиска
знаний через применение индуктивного или
дедуктивного методов.
Организационная основа
проблемно-
эвристического процесса
Совместная
деятельность
Групповой метод
обучения с
элементами
дискуссии,
обсуждения игры
Факторы
Познавательный
интерес
Творческий
характер
деятельности
Состязательность
Игровой характер
Функции
• Познавательная
• Ценностно- ориентационная
• Коммуникативная
• Практическая
• Функция гуманизации
• Критериально- оценочная
Объективность
выражения
Проблемный
проблемная
проблемное
вопрос,
задача,
задание
Рациональная
саморегуляци
я
Волевые усилия
Понятные,
внутренне
принятые
задачи
Мотивация
(интерес)
Проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное заданиеРациональная саморегуляция Волевые усилия Понятные, внутренне принятые задачи Мотивация (интерес)
Междисциплинарн
ый характер
Является ли роман Л.Н.
Толстого «Война и мир»
историческим романом?
Виды проблемных
заданий
Предметное
направление
"Царь Иван был
замечательный писатель,
пожалуй, даже бойкий
политический мыслитель, но
он не был государственный
делец... Грозный царь больше
задумывал, чем сделал,
сильнее подействовал на
воображение и нервы своих
современников, чем на
современный ему
государственный порядок".
Согласны ли Вы с такой
характеристикой Ивана IV?
Свой ответ обоснуйте.
Длительность
зависит от
сложности
проблемной
ситуации. Может
быть как элемент
урока, урок,
система занятий.
Временной фактор
(длительность
реализации)
Для каждого
отдельного
учащегося
необходимо
определять
проблемное поле,
работая над
которым каждый
может
реализовать себя,
добиться
определённых
успехов и более
того , реализуется
принцип
индивидуального
подхода в
обучении, функция
гуманизации, что в
Характер оценивания
Оценивается
результат
познавательно
й
деятельности
учащихся
Учитывая специфику
предметов
истории и
обществознания,
стараюсь
оценивать
учащихся не по
результату
решения учебной
проблемы, а по
активности в
поисках решения.
Этапы решения проблемы
• Осознание
проблемы,
противоречия
гипотезы
гипотезы
• Формулирование
• Доказательство
• Общий вывод
Стараюсь строить урок,
начиная с определения
проблемы, по возможности
самими учащимися. Затем
предлагаю сформулировать
рабочую гипотезу, т.е. то,
что мы должны получить в
ходе изучения темы. В ходе
урока рабочая гипотеза и
тема урока постоянно
обращают на себя
внимание, гипотеза
корректируется. В конце
урока, приходя к выводу,
мы либо подтверждаем
гипотезу, либо отрицаем её
и формулируем
окончательный вывод.
Мотивация учащихся
Радость творчества,
самовыражения,
самосовершенств
ование,
уверенность в
себе, приращение
знаний и умений
Часто наблюдаю,
как
повышается
активность
ученика, его
самооценка,
если ему
удаётся внести
вклад в
решение
учебной
задачи.
Принципы
Роль учителя
•
•
•
•
•
•
Практической
направленности
Активности
Гуманизации
Доступности
Культуросообразн
ости
Природосообразно
сти
• Источник знаний
• Скорее помощник,
проводник в
добывании знаний
Характер отношений
между учителем и
Я именно за
учеником
СОТРУДНИЧЕСТВО
сотрудничество.
Авторитарные
формы давно отошли
в прошлое. Сейчас
работают установки
«давайте подумаем
вместе», «поправьте
меня, если я
ошибаюсь»,
«расскажите мне, я
это ещё не
прочитала», «мне
хочется, чтобы вы со
мной поспорили».
Результат
Развитая творческая личность,
способная самостоятельно
приобретать знания и умения,
применять их в новой ситуации
Мой девиз
«Единственный способ что-то
узнать- это что-то делать».
Б.Шоу
Результаты применения
моего опыта
стабильно высокое качество
образования
ФИО
Кондратьев
а Юлия
Сергеевна
Учебный
предмет
История
Обществозн
ание
2013-2014
2014-2015
2015-2016
79%
73%
73%
78%
100%
70%
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ — 2017»
муниципальный этап
Презентация
педагогического опыта
Конкурсное
задание
Кондратьева Юлия
Сергеевна
учитель истории и
обществознания
МОУ Выровской СОШ