Обобщение педагогического опыта по теме "Проблемно-эвристическое обучение как ресурс повышения качества образования обучающихся"
Оценка 4.9

Обобщение педагогического опыта по теме "Проблемно-эвристическое обучение как ресурс повышения качества образования обучающихся"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
история +1
Взрослым
29.05.2018
Обобщение педагогического опыта по теме "Проблемно-эвристическое обучение как ресурс повышения качества образования обучающихся"
Текстовое сопровождение педагогического опыта.docx
Текстовое сопровождение Презентация педагогического опыта 1 слайд Исторически   сложилась   такая   методика   использования   заданий   в обучении,   когда   учитель   демонстрирует   на   примерах   способы   решения   так называемых   типовых   учебных   задач,   а   затем   учащиеся   по   данным   образцам решают аналогичные задачи.  2 ­3 слайд  Однако,   многолетний   опыт   наших   школ   показывает,   что,   несмотря   на обилие решенных по образцам задач, подавляющее большинство учащихся так и не научаются самостоятельно решать незнакомые задачи. И это один из самых существенных недостатков школьного обучения на современном этапе развития педагогики.   Если   выпускник   школы   довольно   скоро   забудет   особые   способы решения   многочисленных   математических,   физических,   химических   и   иных школьных задач, то это не очень большая беда. Беда,­ если у него не выработано общего разумного подхода к любой житейской, технической или научной задаче, если он не овладел способностью к правильному, рациональному поиску нужной информации для решения задачи, способу ее решения. 4 слайд  Важно четко представлять для чего, с какой целью решается та или иная учебная   задача.   И   если   главная   цель   ­   это   развитие   личностных   качеств обучающихся,   то   самым   лучшим   является   проблемно­   эвристический   метод обучения. 5 слайд  Несколько   слов   об   организации   проблемно­эвристического образовательного процесса. Она может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель, в зависимости от выдвинутой проблемной задачи (по схеме)          6 слайд  Задачи: Осмысленное освоение новых знаний и способов деятельности, развитие познавательной   самостоятельности   и   творческих   способностей   учащихся, формирование научного мировоззрения.       7 слайд  В качестве  организационной  основы проблемно­эвристического процесса чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных   факторов,   побуждающих   учащихся   к   активности,   можно   назвать: познавательный   интерес;   продуктивный,   творческий   характер   деятельности; состязательность; игровой характер. 8 слайд  Функции  • Познавательная; • Ценностно­ ориентационная; • Коммуникативная; • Практическая; • • Критериально­ оценочная.  Функция гуманизации;     9 слайд  Осознанная самостоятельно, осуществлению принятых целей и свое поведение.   рациональная   саморегуляция  означает   умение   ученика   рационально   организовывать   свою   деятельность   по В   данном   процессе   большую   роль   играет   способность   ребенка   прилагать волевые усилия для достижения поставленных целей.  С.Л.Рубинштейн: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу,   нужно,   чтобы   задачи,   которые   перед   ним   ставятся   в   ходе   учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели  значимость  для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях». А эти задачи будут приняты учеником, если у него по отношению к ним будет соответствующая мотивация.  Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является  интерес, сильное стремление к определенной деятельности. Интерес­ потребность   в   определенных   эмоциональных   переживаниях   является   важным мотивом   деятельности.   Недаром   многие   педагоги   согласны   со   словами Л.С.Выготского о том, что «искусство обучения есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов» 10 слайд  Основу   процесса   возбуждения   интереса   составляет  проблемный   вопрос (вопросы). Проблемный   вопрос   может   охватывать   понятия   в   рамках   одного предметного направления. Например: Пример (история): Русский историк В.О.Ключевский писал об Иване IV: "Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец... Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих   современников,   чем   на   современный   ему   государственный   порядок". Согласны ли Вы с такой характеристикой Ивана IV? Свой ответ обоснуйте. Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер. Такой вопрос   стимулирует   процесс   многоаспектного   осмысления   явлений.   Можно привести   пример   проблемного   вопроса,   который   даст   возможность   ученикам увидеть проблему с разных точек зрения и понять, что для решения необходимы знания из разных научных областей. Например,   можно   предложить   такое   задание:   Как   могла   бы   сложиться жизнь Маши Мироновой, если бы Государыня Императрица не простила Петра Гринева? Задача учеников заключается в том, чтобы предложить свой вариант решения   и  обосновать   его.  Для   того,   чтобы   вариант   был   действительно обоснованным,   ученикам   понадобятся   знания   и   по   истории   (например,   каково было социальное положение женщины в России в те годы и т.п.) и по психологии (например,   какие   качества   определяют   волевой   потенциал   личности   и   т.п.),   а главное, безукоризненное знание текста произведения. Пример (литература, история): Является ли роман Л.Н. Толстого «Война и мир» историческим романом? 11 слайд  Длительность  Для каждого отдельного учащегося необходимо определять проблемное поле,   работая   над   которым     каждый   может     реализовать   себя,   добиться определённых   успехов   и   более   того,   реализуется   принцип   индивидуального подхода   в   обучении,   функция     гуманизации,   что   в   целом   решает   задачи развивающего обучения.     12 слайд  Характер оценивания Учитывая   специфику   предметов   истории   и   обществознания,   стараюсь оценивать учащихся не по результату решения учебной проблемы, а по активности в поисках решения.  13 слайд  Итак,   проблемный   вопрос   сформулирован.   Каков   дальнейший   путь   поиска решения?  Можно  «искать  наугад» и, перебирая   возможные  явления,  выяснять, влияют ли они ­ и если да, то насколько. Однако такой путь малопродуктивен. Как   правило,   предположительно   определяется   наиболее   вероятный   ­   с   точки зрения   имеющейся   информации,   теории   ­   ответ   на   поставленный   вопрос   и проверяется   правильность   предположения.  Такой  предположительный   ответ   на вопрос представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе является требование   ее   обоснованности,   доказательности,   проверяемости.   Вполне вероятно,   что   может   возникнуть   несколько   гипотез;   тогда   их   все   необходимо обосновать. Таким   образом,   проблемный   вопрос   предполагает  выдвижение гипотезы  для   его   разрешения   или   нескольких   гипотез,   а   также   процесса обоснования, доказательности. 14 слайд Мотивация  Часто   наблюдаю,   как   повышается   активность   ученика,   его   самооценка, если ему удаётся внести вклад в решение учебной задачи.          15 слайд  Реализуемые принципы и роль учителя П  • Практической направленности; • Активности; • Гуманизации; • Доступности; • Культуросообразности; • Природосообразности  У   Источник знаний  • • Скорее помощник, проводник в добывании знаний 16 слайд Характер взаимоотношений между учителем и учеником Я   именно   за   сотрудничество.   Авторитарные   формы   давно   отошли   в прошлое.   Сейчас   работают   установки   «давайте   подумаем   вместе»,   «поправьте меня, если я ошибаюсь», «расскажите мне, я это ещё не прочитала», «мне хочется, чтобы вы со мной поспорили».  17 слайд  Не просто определенный объем знаний должен выносить ученик из школы, но умение учиться.   18 слайд Реализация моего девиза «Единственный способ что­то узнать ­ это что­то делать»                                                                                    Б.Шоу  19 слайд Результативность в образовательных отношениях Стабильно высокое качество образования по преподаваемым предметам 20 слайд Благодарю за внимание!

Обобщение педагогического опыта по теме "Проблемно-эвристическое обучение как ресурс повышения качества образования обучающихся"

Обобщение педагогического опыта по теме "Проблемно-эвристическое обучение как ресурс повышения качества образования обучающихся"

Обобщение педагогического опыта по теме "Проблемно-эвристическое обучение как ресурс повышения качества образования обучающихся"

Обобщение педагогического опыта по теме "Проблемно-эвристическое обучение как ресурс повышения качества образования обучающихся"

Обобщение педагогического опыта по теме "Проблемно-эвристическое обучение как ресурс повышения качества образования обучающихся"

Обобщение педагогического опыта по теме "Проблемно-эвристическое обучение как ресурс повышения качества образования обучающихся"

Обобщение педагогического опыта по теме "Проблемно-эвристическое обучение как ресурс повышения качества образования обучающихся"

Обобщение педагогического опыта по теме "Проблемно-эвристическое обучение как ресурс повышения качества образования обучающихся"
Скачать файл