Обобщение педагогического опыта по теме: Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и отбор корней принадлежащих данному промежутку
Обобщение педагогического опыта по теме: Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и отбор корней принадлежащих данному промежутку
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
математика
10 кл—11 кл
21.02.2019
На ЕГЭ по математике (профильный уровень) ученикам предлагаются для решения тригонометрические, показательные, логарифмические или комбинированные уравнения. Решение таких уравнений состоит их двух частей: непосредственно само решение и отбор корней принадлежащих заданному промежутку. Способы отбора корней представлены в данной работе. Данный материал можно использовать как учителям так и ученикам.
решение комбинированных уравнений.docx
Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и
отбор корней принадлежащих данному промежутку.
Алгебраический способ:
Арифметический способ:
В последние годы на ЕГЭ по математике (профильный уровень) ученикам
предлагаются для решения тригонометрические, показательные, логарифмические или
комбинированные уравнения. Эти уравнения требуется: вопервых, решить, вовторых,
осуществить отбор корней, принадлежащих данному промежутку. При отборе корней в
процессе решения тригонометрических уравнений обычно используют один из
следующих способов:
●
непосредственная подстановка полученных корней в уравнение и имеющиеся
ограничения; перебор значений целочисленного параметра и вычисление корней.
●
решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и
вычисление корней; исследование уравнения с двумя целочисленными параметрами.
●
изображение корней на тригонометрической окружности с последующим отбором и
учетом имеющихся ограничений; изображение корней на числовой прямой с
последующим отбором и учетом имеющихся ограничений.
●
отбор корней с использованием графика простейшей тригонометрической функции.
Арифметический способ отбора корней.
Пример 1. Найдите все корни уравнения: sin2x=cosx, принадлежащие
промежутку[−π;3 /4π ].
а) Решение: sin2x=cosx
cos
Функциональнографический способ:
Геометрический способ:
sin2(
0
;
)1
x
x
cos
x
sin
x
,0
1
2
;
x
1. сosx=0,
;
Znn
.
2
Отбор корней произведем перебором значений целочисленного параметра и вычисления
корней:
Если n=0, то
x
Если n=1, то
x
Если n=1, то
x
Если n=2, то
x
3
2
.
,
2
2
3
2
,
;
3
4
;
2
2
,
3
2
3
2
,
.
3
4
3
4
3
4
.
.
;
;
2. sin x = 1/2, x =
/π 6+2 nπ или x = 5 /π 6+2 nπ ,n∈Z
если n=1, то
x
11
6
,
11
6
;
3
4
x
7
7
6
6
,
;
3
4
.
или если n= 0, то
если n= 1, то
x
x
6
6
,
;
3
4
x
или
5
6
5
6
,
;
3
4
.
13
6
13
6
,
;
3
4
x
или
17
6
17
6
,
;
3
4
.
Ответ: а) x =
/π 6+2 nπ или x = 5 /π 6+2 nπ ,n∈Z,
x
2
;
Znn
.
б) /π 2;
/π 2;
/π 6
Пример 2.
а) Решите уравнение:
б) Найдите все его на промежутке [ π;π¿
а) Решение.
Произведем отбор корней. Из полученных серий решений выбираем только те ответы,
которые принадлежат промежутку [ π;π¿ . Воспользуемся для этого методом
двойных неравенств, помним, что k и n — целые числа.
2)
Ответ:
а)
б)
Пример 2.
а) Решите уравнение:
7
cos2х
1
sin( 9π
2 +х)
6 = 0
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [−3π; /2π ] а) Решение:
Преобразуем исходное тригонометрическое уравнение, используя формулы
приведения и периодичность функции синус. Зная, что период синуса равен 2 . 9 /2 =
4 +π
sin(9 /2 + x) = sin( /2 + x). Далее воспользуемся
формулами приведения. Поэтому уравнение принимает вид:
/2. Отбрасываем 4 (2 круга).
π π
π
π
π
π
7
cos2х
1
cosх 6 = 0
Замена cosx = t, тогда уравнение преобразуется в следующее:
7
t2
1
t 6 = 0
Это уравнение дробнорациональное, избавимся от знаменателя, умножив обе части
уравнения на t² ≠0 . 6t² + t — 7 = 0
D = 169, больше нуля, значит уравнение имеет два корня: t1= 1 и t2= 7/6.
Делаем обратную замену: cosx = 1 и cosx = 7/6
Решим первое уравнение: cosx = 1, это частный случай, решение имеет следующий вид:
x = 2 n, nπ ∈Z.
Решим второе уравнение: cosx = 7/6. Это уравнение не имеет решений, так как 7/6 не
принадлежит промежутку [1;1]).
б) Выберем корни уравнения, принадлежащие промежутку [−3π; /2π ],
решив неравенство с нахождением n ∈ Z.
3 π ⩽ 2 nπ ⩽ /2 / : 2
π
π
1,5 ⩽ n ⩽ 0,25.
Единственное целое решение неравенства: n = 1. Подставляем это значение в общий
вид решения нашего уравнения и получаем корень из заданного промежутка x = 2 .π
Ответ: а) x = 2 n, n
π
∈ Z; б) 2 .π
Пример 3
а) Решите уравнение:
(1)
π .
б) Указать корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [7 /2; ]
а) Решение:
Найдем область допустимых значений уравнения (ОДЗ):
2cos x > 0, cos x > 0
π ОДЗ:
Введем новую переменную:
Тогда уравнение (1) примет вид:
6a2 – 11a + 4 = 0
Решим квадратное уравнение:
D = 25
a1 = 4/3, a2 = 1/2
Вернемся к первоначальной переменной, получим 2 уравнения.
Решим 1 уравнение:
Уравнение не имеет решения, так как — 1 ≤ cosx ≤ 1.
Решим 2 уравнение:
Корни второго уравнения принадлежат ОДЗ.
π
б) Найдем корни уравнения, принадлежащие отрезку [7 /2; ]
Для первого корня:
π
Для второго корня:
Ответ: Геометрический способ отбора корней.
Пример 3.
а) Решите уравнение 3cos2x + 1 = sin( /π 2−x).
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [−11π2;−4π].
а) 3cos2x+1 = sin( /π 2−x);
Применим формулу приведения: sin( /π 2−x) = cosx, тогда
3cos2x + 1 = cosx; 3cos2x + 1− cosx = 0;
Для 3cos2x применим формулу косинуса двойного угла: 3(2cos2x − 1) + 1 − cosx = 0;
6cos2x − 3 + 1 − cosx = 0; 6cos2x – cosx – 2 = 0;
Пусть t = cosx, −1≤ t ≤ 1: 6t2 − t − 2 = 0;
D = b2 − 4ac = 1− 4⋅6 (−⋅ 2) = 49;
t = (1+7):12 = 2/3;
t = (1−7):12 = − 0,5.
При t = 2/3:
cosx = 2/3;
x = ± arccos(2/3) + 2 nπ , n∈Z;
При t = − 0,5:
cosx = − 1/2;
x = ± 2 /π 3 + 2 nπ , n∈Z.
б) Изобразим корни на тригонометрической окружности и произведем отбор корней на
промежутке [−11 /π 2;−4π].
Получились следующие корни: − 16 /π 3; − 14 /π 3; − 4 π – arccos (2/3)
Ответ: а) ±2 /π 3+2 nπ ; ±arccos (2/3) + 2 nπ , n∈Z
б) −16 /π 3; −14 /π 3; −4 π – arccos (2/3)
Пример 4. а) Решите уравнение (64sinx)cosx=8sinx
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [−3 /π 2;−5 /π 2]
а) (64sinx)cosx=8sinx
Это комбинированное уравнение решим сначала как показательное. Для этого приведем
всё к основанию 8, т.е. 64=82:
(82sinx)cosx=8sinx;
Т.к. мы привели правую и левую часть уравнения к общему основанию, то отбросим их
(основания) и воспользуемся свойством степени: (ab)n = abn
2sinxcosx=sinx;
2sinxcosx−sinx=0;
Вынесем за скобки sinx: sinx (2cosx−1)=0
Уравнение будет равно нулю, когда sinx =0, или (2cosx−1) =0.
Решим первое уравнение:
sinx=0;
x= nπ ,n∈Z.
Решим второе уравнение: 2cosx−1=0;
2cosx=1;
cosx=1/2;
x=± /π 3+2 nπ ,n∈Z. б) С помощью числовой окружности отберем корни, принадлежащие
промежутку [−3π2;−5π2].
Получились следующие корни: −2π;−5 /π 3;−7 /π 3
Ответ: а) nπ ; ± /π 3+2 nπ , n∈Z;
б) −2π; −5 /π 3; −7 /π 3.
Функциональнографический способ отбора корней.
Пример 5.
а) Решить уравнение: sinx+2sin(2x+ /π 6) = √3 sin2x +1;
б) Найти его корни на промежутке [0;2π]
а) Решение: sinx+2sin(2x+ /π 6) = √3 sin2x +1;
sinx+2sin2x∙cos
/π 6 + 2 cos 2x∙sin
/π 6 = √3 sin2x +1
sinx + √3 sin2x + cos 2x = √3 sin2x +1
sinx +1 2sin2x = 1, sinx 2sin2x = 0, sinx( 1 – sinx) = 0,
sinx = 0 или 1 – sinx = 0
х = πn, n ∈ z sinx = 1
х =
/π 6 + 2πn, n ∈ z; х = 5 /π 6 + 2πn, n ∈ z
б) Отберем корни, принадлежащие промежутку [0;2π] используя график простейшей
тригонометрической функции у = sinx Было получено три семейства, в каждом из которых бесконечно много решений.
Необходимо выяснить, какие из них, находятся в заданном промежутке. Для этого строим
график функции у = sinx. Наносим корни трех семейств, пометив их красным цветом.
В указанном промежутке расположены четыре корня: 0; π; 5 /π 6; 2π.
Ответ: а) nπ ;
б) 0; π; 5 /π 6; 2π.
/π 6 + 2 nπ , 5 /π 6 + 2 nπ , n∈Z;
Пример 7.
2sin
x
sin2
x
cos
x
а) Решить уравнение:
б) Найти его корни на промежутке [2π;2π]
sin2
x
1
2
2
;0
а) Решение: применим формулу sin2x = 2sinx∙cosх
sin2
x
cos
x
sin2
x
cos
x
sin2
x
1
2
2
;0
(cos
x
sin2()
2
2
sin2
x
1
x
)1
;0
cos
x
sin
x
2
2
,
;
1
2
1
2
;
sin
x
sin
x
x
,2
Znn
;
4
1
2
. /π 4+2 n, nπ
∈Z
Х =
б) Отберем корни, принадлежащие промежутку [2π;2π] с использованием графика
простейшей тригонометрической функции у = sinx.
В указанном промежутке расположены два корня:
/π 4; 7 /π 4
Ответ: а) Х =
/π 4+2 n, nπ
∈Z б) 7 /π 4,
/π 4
Ученикам нужно показать все методы отбора корней, а они сами решат какой
метод использовать при решении. Используя разные способы отбора корней, они смогут
проверять себя в правильности решения.
Литература
1. ЕГЭ 2018. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания. 14 вариантов
заданий. Под ред. Ященко И.В.
2. Решения 36 типовых экзаменационных вариантов Ященко, ЕГЭ2018, математика,
профильный уровень.
Обобщение педагогического опыта по теме: Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и отбор корней принадлежащих данному промежутку
Обобщение педагогического опыта по теме: Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и отбор корней принадлежащих данному промежутку
Обобщение педагогического опыта по теме: Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и отбор корней принадлежащих данному промежутку
Обобщение педагогического опыта по теме: Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и отбор корней принадлежащих данному промежутку
Обобщение педагогического опыта по теме: Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и отбор корней принадлежащих данному промежутку
Обобщение педагогического опыта по теме: Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и отбор корней принадлежащих данному промежутку
Обобщение педагогического опыта по теме: Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и отбор корней принадлежащих данному промежутку
Обобщение педагогического опыта по теме: Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и отбор корней принадлежащих данному промежутку
Обобщение педагогического опыта по теме: Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и отбор корней принадлежащих данному промежутку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.