На ЕГЭ по математике (профильный уровень) ученикам предлагаются для решения тригонометрические, показательные, логарифмические или комбинированные уравнения. Решение таких уравнений состоит их двух частей: непосредственно само решение и отбор корней принадлежащих заданному промежутку. Способы отбора корней представлены в данной работе. Данный материал можно использовать как учителям так и ученикам.
Решение комбинированных уравнений ( 13 задание, профильный уровень ЕГЭ) и
отбор корней принадлежащих данному промежутку.
Алгебраический способ:
Арифметический способ:
В последние годы на ЕГЭ по математике (профильный уровень) ученикам
предлагаются для решения тригонометрические, показательные, логарифмические или
комбинированные уравнения. Эти уравнения требуется: вопервых, решить, вовторых,
осуществить отбор корней, принадлежащих данному промежутку. При отборе корней в
процессе решения тригонометрических уравнений обычно используют один из
следующих способов:
●
непосредственная подстановка полученных корней в уравнение и имеющиеся
ограничения; перебор значений целочисленного параметра и вычисление корней.
●
решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и
вычисление корней; исследование уравнения с двумя целочисленными параметрами.
●
изображение корней на тригонометрической окружности с последующим отбором и
учетом имеющихся ограничений; изображение корней на числовой прямой с
последующим отбором и учетом имеющихся ограничений.
●
отбор корней с использованием графика простейшей тригонометрической функции.
Арифметический способ отбора корней.
Пример 1. Найдите все корни уравнения: sin2x=cosx, принадлежащие
промежутку[−π;3 /4π ].
а) Решение: sin2x=cosx
cos
Функциональнографический способ:
Геометрический способ:
sin2(
0
;
)1
x
x
cos
x
sin
x
,0
1
2
;
x
1. сosx=0,
;
Znn
.
2
Отбор корней произведем перебором значений целочисленного параметра и вычисления
корней:
Если n=0, то
x
Если n=1, то
x
Если n=1, то
x
Если n=2, то
x
3
2
.
,
2
2
3
2
,
;
3
4
;
2
2
,
3
2
3
2
,
.
3
4
3
4
3
4
.
.
;
;
2. sin x = 1/2, x =
/π 6+2 nπ или x = 5 /π 6+2 nπ ,n∈Z
если n=1, то
x
11
6
,
11
6
;
3
4
x
7
7
6
6
,
;
3
4
.
илиесли n= 0, то
если n= 1, то
x
x
6
6
,
;
3
4
x
или
5
6
5
6
,
;
3
4
.
13
6
13
6
,
;
3
4
x
или
17
6
17
6
,
;
3
4
.
Ответ: а) x =
/π 6+2 nπ или x = 5 /π 6+2 nπ ,n∈Z,
x
2
;
Znn
.
б) /π 2;
/π 2;
/π 6
Пример 2.
а) Решите уравнение:
б) Найдите все его на промежутке [ π;π¿
а) Решение.
Произведем отбор корней. Из полученных серий решений выбираем только те ответы,
которые принадлежат промежутку [ π;π¿ . Воспользуемся для этого методом
двойных неравенств, помним, что k и n — целые числа.
2)
Ответ:
а)
б)
Пример 2.
а) Решите уравнение:
7
cos2х
1
sin( 9π
2 +х)
6 = 0
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [−3π; /2π ]а) Решение:
Преобразуем исходное тригонометрическое уравнение, используя формулы
приведения и периодичность функции синус. Зная, что период синуса равен 2 . 9 /2 =
4 +π
sin(9 /2 + x) = sin( /2 + x). Далее воспользуемся
формулами приведения. Поэтому уравнение принимает вид:
/2. Отбрасываем 4 (2 круга).
π π
π
π
π
π
7
cos2х
1
cosх 6 = 0
Замена cosx = t, тогда уравнение преобразуется в следующее:
7
t2
1
t 6 = 0
Это уравнение дробнорациональное, избавимся от знаменателя, умножив обе части
уравнения на t² ≠0 . 6t² + t — 7 = 0
D = 169, больше нуля, значит уравнение имеет два корня: t1= 1 и t2= 7/6.
Делаем обратную замену: cosx = 1 и cosx = 7/6
Решим первое уравнение: cosx = 1, это частный случай, решение имеет следующий вид:
x = 2 n, nπ ∈Z.
Решим второе уравнение: cosx = 7/6. Это уравнение не имеет решений, так как 7/6 не
принадлежит промежутку [1;1]).
б) Выберем корни уравнения, принадлежащие промежутку [−3π; /2π ],
решив неравенство с нахождением n ∈ Z.
3 π ⩽ 2 nπ ⩽ /2 / : 2
π
π
1,5 ⩽ n ⩽ 0,25.
Единственное целое решение неравенства: n = 1. Подставляем это значение в общий
вид решения нашего уравнения и получаем корень из заданного промежутка x = 2 .π
Ответ: а) x = 2 n, n
π
∈ Z; б) 2 .π
Пример 3
а) Решите уравнение:
(1)
π .
б) Указать корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [7 /2; ]
а) Решение:
Найдем область допустимых значений уравнения (ОДЗ):
2cos x > 0, cos x > 0
πОДЗ:
Введем новую переменную:
Тогда уравнение (1) примет вид:
6a2 – 11a + 4 = 0
Решим квадратное уравнение:
D = 25
a1 = 4/3, a2 = 1/2
Вернемся к первоначальной переменной, получим 2 уравнения.
Решим 1 уравнение:
Уравнение не имеет решения, так как — 1 ≤ cosx ≤ 1.
Решим 2 уравнение:
Корни второго уравнения принадлежат ОДЗ.
π
б) Найдем корни уравнения, принадлежащие отрезку [7 /2; ]
Для первого корня:
π
Для второго корня:
Ответ:Геометрический способ отбора корней.
Пример 3.
а) Решите уравнение 3cos2x + 1 = sin( /π 2−x).
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [−11π2;−4π].
а) 3cos2x+1 = sin( /π 2−x);
Применим формулу приведения: sin( /π 2−x) = cosx, тогда
3cos2x + 1 = cosx; 3cos2x + 1− cosx = 0;
Для 3cos2x применим формулу косинуса двойного угла: 3(2cos2x − 1) + 1 − cosx = 0;
6cos2x − 3 + 1 − cosx = 0; 6cos2x – cosx – 2 = 0;
Пусть t = cosx, −1≤ t ≤ 1: 6t2 − t − 2 = 0;
D = b2 − 4ac = 1− 4⋅6 (−⋅ 2) = 49;
t = (1+7):12 = 2/3;
t = (1−7):12 = − 0,5.
При t = 2/3:
cosx = 2/3;
x = ± arccos(2/3) + 2 nπ , n∈Z;
При t = − 0,5:
cosx = − 1/2;
x = ± 2 /π 3 + 2 nπ , n∈Z.
б) Изобразим корни на тригонометрической окружности и произведем отбор корней на
промежутке [−11 /π 2;−4π].
Получились следующие корни: − 16 /π 3; − 14 /π 3; − 4 π – arccos (2/3)
Ответ: а) ±2 /π 3+2 nπ ; ±arccos (2/3) + 2 nπ , n∈Z
б) −16 /π 3; −14 /π 3; −4 π – arccos (2/3)
Пример 4.а) Решите уравнение (64sinx)cosx=8sinx
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [−3 /π 2;−5 /π 2]
а) (64sinx)cosx=8sinx
Это комбинированное уравнение решим сначала как показательное. Для этого приведем
всё к основанию 8, т.е. 64=82:
(82sinx)cosx=8sinx;
Т.к. мы привели правую и левую часть уравнения к общему основанию, то отбросим их
(основания) и воспользуемся свойством степени: (ab)n = abn
2sinxcosx=sinx;
2sinxcosx−sinx=0;
Вынесем за скобки sinx: sinx (2cosx−1)=0
Уравнение будет равно нулю, когда sinx =0, или (2cosx−1) =0.
Решим первое уравнение:
sinx=0;
x= nπ ,n∈Z.
Решим второе уравнение: 2cosx−1=0;
2cosx=1;
cosx=1/2;
x=± /π 3+2 nπ ,n∈Z.б) С помощью числовой окружности отберем корни, принадлежащие
промежутку [−3π2;−5π2].
Получились следующие корни: −2π;−5 /π 3;−7 /π 3
Ответ: а) nπ ; ± /π 3+2 nπ , n∈Z;
б) −2π; −5 /π 3; −7 /π 3.
Функциональнографический способ отбора корней.
Пример 5.
а) Решить уравнение: sinx+2sin(2x+ /π 6) = √3 sin2x +1;
б) Найти его корни на промежутке [0;2π]
а) Решение: sinx+2sin(2x+ /π 6) = √3 sin2x +1;
sinx+2sin2x∙cos
/π 6 + 2 cos 2x∙sin
/π 6 = √3 sin2x +1
sinx + √3 sin2x + cos 2x = √3 sin2x +1
sinx +1 2sin2x = 1, sinx 2sin2x = 0, sinx( 1 – sinx) = 0,
sinx = 0 или 1 – sinx = 0
х = πn, n ∈ z sinx = 1
х =
/π 6 + 2πn, n ∈ z; х = 5 /π 6 + 2πn, n ∈ z
б) Отберем корни, принадлежащие промежутку [0;2π] используя график простейшей
тригонометрической функции у = sinxБыло получено три семейства, в каждом из которых бесконечно много решений.
Необходимо выяснить, какие из них, находятся в заданном промежутке. Для этого строим
график функции у = sinx. Наносим корни трех семейств, пометив их красным цветом.
В указанном промежутке расположены четыре корня: 0; π; 5 /π 6; 2π.
Ответ: а) nπ ;
б) 0; π; 5 /π 6; 2π.
/π 6 + 2 nπ , 5 /π 6 + 2 nπ , n∈Z;
Пример 7.
2sin
x
sin2
x
cos
x
а) Решить уравнение:
б) Найти его корни на промежутке [2π;2π]
sin2
x
1
2
2
;0
а) Решение: применим формулу sin2x = 2sinx∙cosх
sin2
x
cos
x
sin2
x
cos
x
sin2
x
1
2
2
;0
(cos
x
sin2()
2
2
sin2
x
1
x
)1
;0
cos
x
sin
x
2
2
,
;
1
2
1
2
;
sin
x
sin
x
x
,2
Znn
;
4
1
2
./π 4+2 n, nπ
∈Z
Х =
б) Отберем корни, принадлежащие промежутку [2π;2π] с использованием графика
простейшей тригонометрической функции у = sinx.
В указанном промежутке расположены два корня:
/π 4; 7 /π 4
Ответ: а) Х =
/π 4+2 n, nπ
∈Z б) 7 /π 4,
/π 4
Ученикам нужно показать все методы отбора корней, а они сами решат какой
метод использовать при решении. Используя разные способы отбора корней, они смогут
проверять себя в правильности решения.
Литература
1. ЕГЭ 2018. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания. 14 вариантов
заданий. Под ред. Ященко И.В.
2. Решения 36 типовых экзаменационных вариантов Ященко, ЕГЭ2018, математика,
профильный уровень.