Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"
Оценка 4.6

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Оценка 4.6
Мероприятия +1
doc
география
5 кл—9 кл
02.03.2018
Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"
Внеурочная деятельность по географии - это составляющая часть преподавания предмета. С каждым годом внеурочной работе в школе уделяется все больше внимания. Интересы учащихся разнообразны и разносторонни. Можно предложить разные варианты внеурочной деятельности, а это экскурсии по родным местам, исследовательская деятельность, экологические походы, конкурсы, викторины и т.д.
Обобщение педагогического опыта Таразановой И.А..doc
Организация внеурочной деятельности по географии. «Школьное лесничество» Таразанова Ирина Александровна, учитель географии МБОУ «СШ №4 г. Онеги». Список ИПМ: ИПМ­1. Теоретическая интерпретация. ИПМ­2.Система работы. ИПМ­3. Тематические беседы. ИПМ­4. Экскурсии. ИПМ­5. Исследовательская деятельность Библиографический список Приложение №1  Учебно­исследовательская работа «Лесные пожары в Онежском районе» ИПМ­I  Теоретическая интерпретация. С каждым годом внеурочной работе в школе уделяется все больше внимания.  Интересы учащихся чрезвычайно разнообразны и разносторонни. Они выходят за рамки  учебной программы и потому не могут быть удовлетворены лишь работой на уроке. Как   правило,   интересную   внеурочную   работу   с   детьми   проводят   те   учителя, которые   сами   чем­то   увлекаются.   Если   учитель   любит   конструировать   приборы   и наглядные пособия по географии, то свое увлечение он передает детям и в школе создает географический кружок по изготовлению пособий. Мне, как учителю географии, близки походы,   изучение   флоры   и   фауны   Онежского   района.   Чтобы   заняться   экологическим воспитанием школьников, в школе было создано «Школьное лесничество».   Школьное лесничество – это активная форма трудового, патриотического, эколого­ биологического   воспитания   учащихся,   организованная   на   базе   общеобразовательной школы. Первые школьные лесничества образовались на базе юннатских кружков, «зеленых» и «голубых» патрулей, лесоводческих звеньев. В них реализовывался принцип соединения обучения с производительным  трудом. В сложные  90­е годы ряд школьных лесничеств перестали   функционировать.   На   сегодняшний   день   Департамент   лесного   хозяйства заинтересован в создании и функционировании школьных лесничеств. Актуальность выбранной  темы определяет ведущую педагогическую идею опыта: создание условий, которые бы сформировали активную, самостоятельную и инициативную позицию   учащегося,   развили   бы   исследовательские   и   самооценочные   навыки; сотрудничество учителя и учеников. Ведь только подлинное сотрудничество на уроке и во внеурочное время обеспечивает активную познавательную деятельность. Сущность опыта: В   основу   моего   педагогического   опыта   положена   одна   из   форм   внеурочной деятельности,   способствующая   экологическому   воспитанию   школьников.     Активное участие   обучающихся       в   работе     «Школьное   лесничество»,     позволит   им   понять, насколько экологическое состояние природы зависит от человека. Система непрерывного экологического образования, осуществляемая   на базе школьного лесничества, позволяет воспитать из детей любознательных, творческих личностей, любящих природу Родины и бережно относящихся к  ее богатствам. Новизна опыта состоит в использовании работы в школьном лесничестве как одной из форм воспитания экологической культуры   обучающихся в городской школе. Работа школьного лесничества в городской школе дает возможность сделать внеклассную работу с учениками более разнообразной. Она расширяет творческий потенциал  как учителя,  так и учеников,   способствует   частому   общению   городских   детей     с   природными   объектами, повышает мотивацию к обучению, а у некоторых и к осознанному выбору экологических и биологических профессий. Целью работы является обобщение собственного опыта организации внеурочной  деятельности по географии через «Школьное лесничество». Задачи: ­ Выделить основные этапы работы «Школьного лесничества». ­ Проанализировать результаты работы «Школьного лесничества». ­ Определить перспективы дальнейшей работы. Этапы реализации идеи, заложенной в данном опыте. Согласно приказу №127 от 28 октября 2008 года Департамента лесного комплекса Архангельской   области,   в   МБОУ   «Средняя     школа   №2г.   Онеги»   создано   школьное лесничество. Для работы школьного лесничества разработано Положение и программа развития   на 5 лет. В  программе развития было выделено три этапа: 1. Подготовительный. 2. Основной. 3. Анализ деятельности. Подготовительный этап. 1. Разработка положения о школьном лесничестве и программы развития школьного лесничества. 2. Выбор актива из числа членов лесничества. 3. Разработка плана мероприятий.   Основной этап . Проведение мероприятий: ­ просветительские беседы на темы о лесе; ­ экологические викторины в начальных классах и среднем звене; ­ написание учебно­исследовательских работ; ­ публикация учебно­исследовательских работ в журналах по охране природы; ­   разработка     плана   проведения   экологического   лагеря   на   территории   Онежского района; ­ сотрудничество с общественной организацией «Этас»; ­ выявление  и охрана редких деревьев, памятников природы; ­ постановка опытов по заданиям предприятий, научных учреждений; ­ выращивание посадочного материала, озеленение населенных пунктов; ­ посадка и посев леса, уход за лесопосадками и лесосеменными плантациями. Анализ деятельности (обобщение опыта)  ­ обобщение опыта работы на городском методическом объединение. Результативность, продуктивность опыта. Согласно   плану     школьное   лесничество   развивается   успешно,   выполняются   все поставленные задачи на текущий период, в работу школьного лесничества подключаются все новые учащиеся нашей школы.  Мероприятия проведенные в течение 2011­2012 учебного  года 1.   В   начале   года   (сентябре   2011)   руководитель   Онежского   лесничества М.Н.Чирцова провела беседы о лесовосстановлении в 6­х   и 8­х классах. Обучающиеся нашей школы внимательно выслушали выступление Марины Николаевны, задавали вопросы на интересующие их темы.  2. Учащиеся 6 «а» класса проводили экологические викторины во 2 «а» классе, где второклассники показали хорошие знания о природной зоне тайге. 3. 16 декабря 2011 года был организован семинар в г. Архангельске общественной экологической   организацией   «ЭТАС»   совместно   с   общественной   экологической   на   тему   «Экопотребление. организацией   из   Норвегии   «Природа   и   молодежь»,   Проектирование.   Фандрайзинг»,   в   нем     учащиеся   10   класса. Результатом   семинара   было   написание   проекта   на   тему   «Как   вырастить   лес».   Данный проект   был   отправлен   на   конкурс   в   Норвегию   и   получил   грант   на   создание   лесного питомника для выращивания саженцев. В мае 2012 года на территории школы №2 был заложен лесной питомник, который получил название «К 300­ летию М.В.Ломоносова» . Окончательное строительство запланировано на июль 2012 года.   принимали   участие   4. Проект «Как вырастить лес» был представлен на районной   конференции «Я­ исследователь», проект защищала ученица 8 «б» класса. 5. Членами  школьного лесничества  были  оформлены  заметки  в районную газету «Онега» на темы «Сделаем наш город лучше вместе». 6.   Учащиеся   нашей   школы   поучаствовали   в   конкурсе   эмблем   на   тему   «Лучшая эмблема школьного лесничества», которую проводила общественная организация охраны природы региональное отделение Архангельской области.   Школьники были награждены дипломами второй степени. 7.   Активную   работу   приняли   учащиеся   8   «б»   класса   в   семинарах,   проводимых руководителем «ЭТАС». Ребята поучаствовали в лесном семинаре, проходившем в МБОУ «СОШ №1 г Онеги», уборке территории берега реки и побережья моря   от мусора, в экопоездке на Кий­остров. Ученицы 10 класса подготовили презентацию и выступление на лесном семинаре по теме «Лесовосстановление» 8. С 3 по 9 августа был организован  экологический лагерь на Онежский полуостров с   представителями   от   нашей   школы     Сивковой   Кристиной   и   Савеловой   Светланой. Экологический   лагерь   проводили   организаторы   из   общественной   экологической организации «ЭТАС» 9.   Онежским   лесничеством   был   проведен   конкурс   рисунков   на   тему   «22   марта всемирный день воды». Лучшие работы были отмечены подарками. 10.   Руководителями   Онежского   лесничества   были   организованы   экскурсии   в авиаотряд и лесной питомник. Мероприятия проведенные в течение 2012­2013 учебного  года. 1.За июнь­июль 2012 года на территории школы был построен лесной питомник, в который были   посажены   многолетние   растения,   а   это   вишня,   сирень,   цветы.   Осенью   члены школьного лесничества посеяли  семена ели, а весной посадили  пять саженцев ели.  Ребята охотно работают в лесном питомнике, полют и поливают растения.  11 мая под руководством Е.М.Леонтьевой, мастером Кожского участкового лесничества Онежского района, были высажены саженцы ели на территории школы в количестве 30 штук. 2.На протяжении всего учебного года ведется и профилактическая работа   с учащимися школы.  В 7 «а» классе проведена беседа Е.М.Леонтьевой на тему «Воспроизводство лесов в   Онежском   районе».   Обучающиеся   нашей   школы   внимательно   слушали   выступление гостей, задавали вопросы на интересующие их темы.  3. Учащиеся 7 «а» класса участвовали в   экологической викторине, которую проводила руководитель   школьного   лесничества   Таразанова   И.А.,   и   показали   хорошие   знания   о природных  зонах России. 4.   В   этом   же   году   продолжили   сотрудничество   с   Архангельской     общественной экологической организацией «ЭТАС».   Учащиеся 9 «б» класса участвовали в реализации проекта «Волонтерские школы для сельской молодежи», в ходе которого прошли мастер – класс по   выполнению эко­сумок, уборка территории на побережье реки Онега и Белого моря, посадка саженцев на территории «СОШ№1 г. Онеги», семинар на тему «За и против создания национального парка «Онежское Поморье». 5. Членами школьного лесничества были оформлены заметки в районную газету «Онега». 6. Учащиеся нашей школы поучаствовали в конкурсе рисунков  на тему «Берегите лес от пожаров», который  проводило Онежское лесничество.  7.Мастером Кожского участкового лесничества Онежского района Е.М.Леонтьевой  была организована   экскурсия   в   Онежскую     авиагруппу   Единого   лесопожарного   центра,   где старшим   летчиком­наблюдателем   Фофановым   В.В.   была   проведена   беседа   о   причинах лесных пожаров; учащиеся 9 «б» класса ознакомились с оборудованием применяемым для тушения лесных пожаров.   Число и возраст обучающихся. Члены школьного лесничества представлены в таблице 1. Класс 6б 7б 8а 11 ИТОГО Кол­во уч­ся 2 6 12 3 23 Результативность работы школьного лесничества.   Наше школьное лесничество  достаточно молодое,  нам всего  пять лет, но за это время мы сделали достаточно много. Ведем активную деятельность  в разъяснительных работах с младшими  школьниками, участвуем в конкурсах, экологических лагерях, пишем заметки   в   районную   газету.   В   2009,   2010,   2013,   2015   году   участвовали   в   конкурсе исследовательских   работ   по   охране   природы   и   были   отмечены   благодарностью   от президиума   Архангельского   регионального   отделения   общественной   организации «Всероссийское общество охраны природы», а так же участвовали в районном конкурсе компьютерных   презентаций   «Человек   и   природа»   в   номинации   «Экологический   лагерь. Экологическая экспедиция», отмечены дипломом, в 2010 году стали призерами в районном конкурсе   компьютерных   презентаций   «Будущее   Поморья   в   руках   юных»   в   номинации «Экологический лагерь, экологическая экспедиция», в 2012 году стали победителями в районном конкурсе компьютерных презентаций в номинации «Школьное лесничество», а в области   заняли   призовое   место.   Участвовали   в   семинаре   в   рамках   программы «Совершенствование   систем   правоприменения   и   управления   в   лесном   секторе   стран восточного направления Европейской политики добрососедства  и России»,  проводимом АРМЭОО «Этас» г. Архангельск, в 2011 году получили грант в размере 15 тыс. руб. от Норвежской   общественной   организации   «   Природа   и   молодежь»,   для   строительства лесного питомника на территории школы, тесно сотрудничаем с Онежским лесничеством. Процент поступивших в профильные образовательные учреждения очень низок, т.к. только в этом году члены школьного лесничества будут заканчивать нашу школу, но в планах у выпускников   школы   есть   желание   поступать   на   профессии,   связанные   с   лесным комплексом, защитой окружающей среды.  Руководителем школьного лесничества разработан новый план мероприятий, работа по  экологическому   воспитанию   будет  продолжаться,   т.к.  она   приносит   положительный результат. ИПМ­2 Система работы Школьное лесничество Онежское лесничество Общественная организация «Этас» Классные часы Викторины Учебно­ исследовательские работы Волонтерская работа Виды деятельности Тематические беседы Викторины Практические занятия в  лесу Экскурсии Волонтерская работа Тематические лекции Конкурсы рисунков,  плакатов Экологические  экспедиции Волонтерская работа ИПМ­3. Тематические беседы. На   тематических   беседах   рассматриваются   или   обсуждаются   актуальные   для школьников   вопросы,   касающиеся   их   нравственного,   патриотического,   экологического воспитания. Основное усилие преподавателя должно быть направлено на организацию общения. От этого зависит эффективность бесед. Если школьникам будет скучно и неинтересно, они ничего   не   возьмут   для   себя   из   проведенных   встреч,   воспитательные   цели   не   будут достигнуты. В   общении   должно   происходить   осмысление   школьниками   собственных   качеств, ситуаций, проблем, а также размышление и самостоятельный поиск решений.  Беседы   со     школьниками   не   должны   носить   слишком   назидательный   характер.   Чтобы ученики   захотели   внутренне   измениться,   они   должны   сами   прийти   к   мысли   о необходимости таких изменений и самостоятельно принять решение. Жесткое навязывание этических   и   нравственных   норм   со   стороны   преподавателя   может   вызвать   реакцию сопротивления   и   привести   к   противоположным   результатам.   К   вечным   истинам   надо подводить   ребят   путем   совместного   размышления   о   смысле   жизни,   истине   и   т.   п. Школьники должны научиться сами решать возникающие в их жизни проблемы. Тематические беседы могут проходить в виде дискуссий. Дискуссия  представляет собой публичное обсуждение какого­нибудь спорного вопроса, проблемы. При этом каждая сторона должна аргументировать свою позицию. Дискуссии являются   наиболее   популярной   формой   общения   среди   школьников.   В   дискуссии   на заданную тему у классного руководителя должна быть своя собственная позиция. Он тоже должен подготовить аргументы по ее защите, а также изучить другие позиции. Во время дискуссии учитель преподносит свою позицию в качестве одной из возможных. При этом он может донести свое мнение до учеников, никак не навязывая его. Школьники как бы сами открывают истину. Несмотря   на   то,   что   дискуссия   проходит   в   более   свободной   форме   и непринужденной   обстановке,   она   требует   от   преподавателя   тщательной   подготовки. Эффективность обсуждения редко свойственна спонтанным рассуждениям. Преподаватель должен твердо знать материал, но при этом не надо чрезмерно полагаться на свои силы. Цель   дискуссии   —   побудить   школьников   серьезно   задуматься   о   существующих проблемах. При этом классный руководитель не обязан знать ответы на все вопросы или обладать всей информацией по данной теме. Он вправе сказать: «На этот вопрос я не могу сейчас ответить. Позвольте, я отвечу позже». Чтобы оценить эффективность дискуссии, можно задать себе следующие вопросы: ■ ■  Все ли ученики принимали участие в дискуссии?  На что дискуссия была больше похожа: беседу, обсуждение или просто лекцию? Не пытался ли кто­либо из учеников занять место ведущего во время обсуждения темы?  Привела ли дискуссия учеников к более глубокому пониманию обсуждаемой проблемы ■ ■ или рассматриваемой темы? ■  Нужны ли были вопросы для направления дискуссии? ■  Удалось ли придерживаться темы во время обсуждения? ■   Удалось   ли   подвести   итоги   и   сделать   нужные   выводы?   Во   время   дискуссии преподаватель   должен   как   можно   меньше   высказываться   сам,   предоставив   как   можно больше говорить ученикам.  Результат беседы На классном часе можно соединить разные виды дискуссий, например, разделить класс  на группы и  дать им на обсуждение  разные  фрагменты одной  темы. После  чего секретари   представляют   выводы,   сделанные   их   группой.   Затем   группа   «экспертов», избранная   заранее   и   не   участвовавшая   в   обсуждении   в   группах,   должна   высказать противоположное мнение (не обязательно собственное), хорошо его обосновав. Когда   дискуссия   будет   окончена,   можно   представить   школьникам   какую­нибудь конкретную жизненную ситуацию, которая может случиться с ними. Учитель предлагает обсудить   пути   решения   возникшей   проблемы   с   помощью   выводов,   которые старшеклассники сделали в ходе дискуссии. ИПМ­4. Экскурсии. Экскурсия – целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира. Цель: Формировать бережное отношение к природе.  Технология использования данного компонента. Подготовительный этап. 1. Определяется тема и цель экскурсии. 2. Выбирается место экскурсии, прокладывается маршрут. 3. Разрабатывается путеводитель, в котором обучающиеся будут работать во время экскурсии. 4. Проводится вводная беседа о цели экскурсий и по вопросам техники безопасности. 5. Собирается необходимое оборудование и экскурсионное снаряжение (карта, лупа, папки   для   гербария,   письменные   принадлежности,   аптечка,   запас   питьевой   воды, фотоаппарат). Проведение экскурсии. 1. Вводная   беседа   учителя:   описание   природного   ландшафта,   времени   года, состояние   живой   и   неживой   природы.   Далее   учитель   конкретизирует   тему   и   задачи экскурсии. Выдаётся тетрадь для самостоятельного наблюдения. 2. Маршрут проходит через  следующие  точки: река Онега, луг, еловый  питомник Онежского лесничества, муравейник. Слушая рассказ экскурсовода (педагога или мастера Онежского лесничества),  используя карту, лупу, обучающиеся заполняют тетрадь.  3. Учащимся предлагается внимательно наблюдать за природными объектами:   куда течёт река,   какая в реке вода,   какие растения растут на берегу реки, а какие на лугу,  чем отличается еловый питомник от елового леса;  с какой целью создают еловые питомники? Организуется сбор материала для коллекции, гербария, поделок на конкурс (хвоя ели и   сосны,   шишки,   сучки,   мох…).   Собирать   материал   нужно   в   небольшом   количестве, соблюдая правила охраны природы. Необходимо   обратить   внимание   на   звуки   леса,   домашних   животных   на   лугу   и   в деревне. 4. Практическая работа. Огораживание муравейника. 5. Заканчиваем   экскурсию   проверкой   наличия   заполненных   тетрадей. Заключительное слово говорит учитель, вспоминает с какой цель  приехали на экскурсию. Подводим   итог:   справились   ли   с   поставленными   задачами,   достигли   цели?   Что   нужно сделать,   чтобы   сохранить   чистоту   рек   и   озер,   разнообразие   животных   и   растений? Обращаем внимание, как нужно вести себя на природе, нельзя:   ломать ветки деревьев и кустарников,   вырывать с корнями цветущие растения,  портить кору деревьев,   сбивать ногами грибы, даже если они несъедобны, ими могут питаться животные,   разгонять стаи птиц, опустившихся на землю,  шуметь в лесу в период гнездования и т.д. Подведение итогов и обработка материалов экскурсии. После возвращения ещё раз учитель обращает внимание на проведённую работу во время экскурсии.  Результат   экскурсии:   Из   собранного   материала   во   время   экскурсии   школьники изготавливают   гербарии   растений.   Оформление   компьютерной   презентации   «Мы   на природе»,   в   которой   рассказывают   об   экскурсии.   Презентацию   можно   использовать   на классных часах   в начальной школе, показать на родительском собрании и оставить на память в классном архиве. ИПМ­5. Исследовательская деятельность Цель: создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности. Задачи: 1. Познакомить учащихся с положением о районном конкурсе учебно­исследовательских  работ. 2. Выбрать тему для исследования. 3. Мотивировать на дальнейшую самостоятельную работу. Педагог: 1. Рассказывает учащимся об особенностях написания учебно­исследовательской работы. 2. Разбирает правильность поставленной актуальности, цели, задач, гипотезы. 3. Организует самостоятельную работу учащихся и координирует их деятельность. Результат: Учащиеся не только познакомились с правилами написания учебно­ исследовательской работы, но и научились презентовать свою работу для жюри. Библиографический список 1. Алексеев,   С.В.   Экологическое   образование   в   базовой   школе:   Методическое пособие./С.В. Алексеев, Н.В. Гузеева, Л.В. Симонова.   – СПб.: Специальная литература, 1999. 2. Аношин, Р. М. Практикум по лесоводству и дендрологии /           Р.М. Аношин и  др –  М.: Агропромиздат, 1986. 3. Велищанский,   В.М.   Рубки   ухода   за   лесом   /   В.М.     Велищанский.   (Библиотечка лесника). – М.: Лесн. пром­сть, 1976.  4. Гузеев,   В.В.   Методы   и   организационные   формы   обучения./   В.В.   Гузеев   ­   М.: Народное образование, 2001. 5. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков / Н.С. Дежникова. – М., 2001. 6. Долбовский, Е.Ю. Экология для любознательных или О чем не узнаешь на уроке / Е.Ю. Долбовский. – Ярославль, 1998. 7. Закин, Я.Х. Основы научного исследования / Я.Х. Закин,  Н. Рашидов. – Ташкент: Укитувчи, 1981. 8. Календарь   знаменательных   дат   лесной   отрасли.   Экологическая   культура   и общественное развитие.//сборник Научно­практическая секция «Экологическая культура как   условие   гармоничного   общественного   развития»   в   рамках   12   Международной конференции   «Устойчивый   мир:   на   пути   к   экологически   безопасному   гражданскому обществу». – М.: Лесн. пром­сть, 2006. 9. Школьный   экологический   мониторинг:   учебно­методическое   пособие   /   под   ред. Т.Я.Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. Приложение №1 Учебно­исследовательская работа «Лесные пожары в Онежском районе» Работу выполнила ученица 9 класса Паскаль Екатерина Оглавление Введение                                                                                        Классификация  лесных  пожаров  Основная часть                                                                            1 Лесные пожары в Онежском районе в 2011 году  2  Меры борьбы с лесными пожарами  Заключение                                                                                   Библиографический   список Введение Лесные пожары ­ одна из серьезнейших проблем человека. Ежегодно сгорает тысячи гектаров леса как по всей России, так  и за рубежом. Большинство пожаров возникают по вине человека. Причиной этого может стать  непотушенная сигарета  или непотушенный костёр.  Но не всегда причиной возникновения лесного пожара является человек. Нередко возгорание происходит   и от природных явлений ­   молнии. Нас заинтересовал вопрос: «Какие типы пожаров преобладают в нашем районе?  И как происходит защита лесов от пожаров »  Цель работы:  Выяснить, какие типы пожаров возникают в районе.  Способы защиты  лесов от них.  Задачи: 1. Познакомиться   с классификацией  типов  пожаров. 2. Дать характеристику лесных пожаров на территории Онежского района  3. Выяснить,  какие существуют меры защиты  лесов от пожаров 4. Провести анкетирование среди учащихся  Предмет исследования:  Виды лесных пожаров и  способы  защиты лесов от них. Объект:  Лесные пожары  Методы исследования:   Теоретический, эмпирический, социологический Гипотеза:  Возможно ли защитить леса от пожаров.      Классификация  лесных  пожаров     Лесные пожары  очень опасны. Они повышают в атмосфере количество углекислого газа, снижают уровень кислорода. Кислород тратится на процессы горения, а сгоревшие растения   не   участвуют   в   процессе   фотосинтеза.   Уничтожаются   животные   почвы   и подстилка. Корни растений тоже выгорают. Это приводит к смене сообществ. Поэтому проведение   работы   по   предотвращению   лесных   пожаров   актуально.     Но   известно,   что пожары  способствуют обновлению  и очистке лесов.  Сосняки,  как более  светолюбивые, быстрее осваивают эти территории  и позволяют расти ели.                Проанализировав  литературу,  мы  выяснили, что   существует классификация типов пожаров для лесных  хозяйств. Верховые (слабые, средние, сильные) Низовые (слабые, средние, сильные) Подземные и подстилочные (слабые, средние, сильные)  Лесные   пожары   могут   быть   беглыми   (при   высокой   скорости   ветра)   и   устойчивыми. Отдельно стоит рассматривать травяные пожары (сельскохозяйственные палы) Верховой пожар: При верховом пожаре горят кроны деревьев. Верховые пожары, так же как и низовые, подразделяется   на   беглые   и   устойчивые.   При   беглом   верховом   пожаре   огонь   быстро распространяется по кронам деревьев в направлении ветра, а при устойчивом (повальном) – огонь распространяется по всему древостою: от подстилки до крон. Горят отдельные деревья и куртины.  Возникновение   и   развитие   верховых   пожаров   происходит   от   перехода   огня   низовых пожаров на кроны хвойных древостоев с низкоопушенными ветвями, в многоярусных с обильным   подростом   насаждениях,   молодняках,   а   также   в   горных   лесах.   Скорость верховых пожаров: устойчивого – 300…1500 м/ч (5…25 м/мин), беглого – 4500 м/ч и более (75 м/мин и более). Верховым пожарам наиболее подвержены хвойные молодняки, заросли кедрового стланика и дуба кустарниковой формы (весной при наличии сухих прошлогодних листьев), в горных лесах   –   все   хвойные   насаждения   в   верхней   части   крутых   склонов   (более   25о)   и   на перевалах. Возникновению верховых пожаров в значительной степени способствуют засухи и сильные ветры. Низовой пожар. При низовом пожаре горит лесной  опад,  состоящий из мелких ветвей, коры, хвои, листьев, лесная подстилка, сухая трава.  Живой напочвенный покров из трав, мхов, мелкий подрост и кора в нижней части древесных стволов.   характеризуются как беглые и устойчивые.  По   скорости   распространения   огня   и   характеру   горения   низовые   пожары             Беглый низовой пожар развивается чаще всего в весенний период, когда подсыхает лишь   самый   верхний   слой   мелких   горючих   материалов   напочвенного   покрова   и прошлогодняя   травянистая   растительность.   Скорость   распространения   огня   довольно значительна – 180…300 м/ч (3…5 м/мин) и находится в прямой зависимости от скорости ветра   в   приземном   слое.   Лесная   подстилка   сгорает   на   2…3   см.   При   этом   участки   с повышенной влажностью напочвенного покрова остаются нетронутыми огнем и площадь, пройденная беглым огнем, имеет пятнистую форму. Устойчивый   низовой   пожар   характеризуется   полным   сгоранием   напочвенного покрова и лесной подстилки. Устойчивые низовые пожары развиваются в середине лета, когда   подстилка   просыхает   по   всей   толщине   залегания.   На   участках,   пройденных устойчивым пожаром, полностью сгорает лесная подстилка, подрост и подлесок. Обгорают корни и кора деревьев, в результате чего насаждение получает серьезные повреждения, а часть деревьев прекращает рост и гибнет. Скорость распространения огня при устойчивом низовом пожаре от нескольких метров в час до 180 м/ч (1…3 м/мин). По высоте пламени горения кромки низовые пожары характеризуются как слабые (высота пламени до 0.5 м), средние (высота пламени до 1.5 м) и сильные (высота пламени более 1.5 м).[1] Основная часть 1.  Лесные пожары в Онежском районе в 2011 году.  По   данным  Онежского лесхоза  в 2011 года, в районе действовало 12 лесных пожаров. Пять   —   на   территории   Кодинского   участкового   лесничества.   Тушением   огня   в окрестностях   поселков   Кодино   и   Сухая   Вычера   занимались     отряды   предприятий «Онегалес»   и   «Онежский   ЛДК».     Пожарная   часть   ИК   №   16   УФСИН.     Работники Онежского   лесхоза,   Кодинского   ЖКХ,   предприятия   котельных   и   тепловых   сетей, Онежского военкомата, индивидуальные предприниматели, пожарные и добровольцы.              Пожар в Малошуйском участковом лесничестве охватил площадь 120 га. Пламя находилось в 1,5 — 2 км от поселка Малошуйка.  Борьбу с огнём продолжили работники Малошуйского ЖКХ, предприятий «Малошуйкалес» и «Никольское», а также порядка 200 добровольцев.   Задействованы   в   тушении   леса   пожарная   машина,   два   экскаватора   и мотопомпа.   Общими   усилиями   удалось   расширить   минерализованную   полосу   вокруг посёлка.        Отряд арендаторов­лесозаготовителей из 10 человек тушил пожар в 10 км от поселка Шаста. Помимо ранцевых огнетушителей, в арсенале борцов с огнем находились:  трелёвочник и вездеход. Силами парашютистов и местных жителей ликвидирован пожар в 12 км от деревни Усть­Кожа.    Воздушный десант также был   задействован на тушении огня в Прилукском участковом лесничестве (10 км от деревни Турчасово). На территории этого же лесничества пламенем было охвачено около 100 гектаров лесных насаждений в 15 км от деревни Хачела.    Силами   работников   Онежского   лесничества   и   лесхоза,   индивидуальных предпринимателей и добровольцев из Онеги и села Порог ликвидировался  пожар в районе станции Грибаниха.. В зоне пожара постоянно работали  две бригады огнеборцев. Ещё два лесных   пожара   общей   площадью   34,5   га   действовали     в   западной   части   района   возле деревни Унежма.   авиапатрульной службы.  2011 год был неблагоприятным,  засушливым. Дождей не было все лето.  Как мы видим из данных   лесхоза, пожары происходили   на расстоянии до 5 км от населенных пунктов. Такие   пожары   в   основном   возникают   по   вине   людей,   собирающих   ягоды.   Пожары   на расстоянии до 10­15 км. по вине рыбаков, туристов или лесозаготовителей,  наблюдались возле рек и озер.   Горели в основном сосняки, особенно вересково­лишайниковые, т.к. этому способствует подстилка.  Ельники горят реже, как более влажные.         По данным лесхоза пожары были низинные, затяжные. Но сильный ветер переводил их в более   опасные   ­   верховые,   быстро   перебрасывающиеся   на   новые   территории,   минуя заградительные полосы.  На   тушении   очагов   возгорания     были   задействованы   парашютисты­десантники             2.  Меры борьбы с лесными пожарами  Какие же способы защиты лесов от пожаров существуют? Имеется  много способов борьбы с лесными пожарами.  1. Создаются  добровольческие команды. 2.   До 97% лесных пожаров возникает по вине человека,   поэтому среди мер борьбы с пожарами важное место должна занимать противопожарная пропаганда среди населения. 3.В лесах создаются противопожарные лесосеки, полосы, рвы. 4.  Прокладываются дороги противопожарного назначения. 5.Проводятся чистки лесосек и санитарные рубки.  6.   В   лесных   районах   существует   дозорно­сторожевая   служба   для   обнаружения   очагов пожара.  7. При ликвидации лесных пожаров используют авиационные бригады, иногда на борьбу с пожарами мобилизуют воинские части и все население.   Мы провели анкетирование среди учащихся  6­9­х классов и получили следующие данные: 1. Тушили ли вы  лесной пожар ?                       Да ответили 20 человек .Нет 90 человек 2. Знаете ли вы виды лесных пожаров ?                    Да 40 человек .Нет 48 человек. Знаю,  но не помню 22 3. Предлагали ли вам стать членом добровольной пожарной команды?                   Да 3 человека. Нет 106 человек .Затрудняюсь ответить 1  4. Знаете ли вы, что в стране активно создаются подразделения добровольной пожарной охраны ?                    Да  72. Нет 37 .Затрудняюсь ответить 1 5. Из каких источников вы получаете информацию о лесных пожарах ?          1 ТВ, радио, газеты 84 человека. 2. Интернет 42 человека 3. Из других источников 23 6. Хотите ли вы стать членом добровольческой пожарной команды?                    Да 35. Нет 58. Затрудняюсь ответить 15  7. Какое противопожарное обучение вы прошли?                1 ОБЖ ­ 73. 2 Лекции ­17.Другое ­37 8. Знаете ли вы номер пожарной охраны ?                  Да 95 .Нет 15. Затрудняюсь ответить 0 9. Знаете ли вы причины возникновения лесного пожара?                   Да 102  Нет 6.Затрудняюсь ответить 0 10. Знаете ли вы чем можно затушить пожар?                    Да 104 .Нет 6.Затрудняюсь ответить 0 Из анкетирования мы сделали выводы,   что многие из учеников не знают   видов лесных пожаров.  Многие никогда не тушили лесной пожар. Анкета показала, что опрашиваемые не хотят вступать в добровольческие команды.   Все ученики прошли противопожарное обучение (в школе), многие знают номер пожарной охраны. Ребята получают достаточно информации о лесных пожарах. Заключение Из   нашей   работы   мы   выяснили,   что   на   территории   Онежского   района   самые распространенные  пожары низовые, так как они охватывают  лесной  опад,  состоящий из мелких ветвей, коры, хвои, листьев, сухой   травы, и огонь быстро распространяется на территории леса.  На территории Онежского района существуют добровольческие дружины .  Среди населения проводится  разъяснительная  работа о том, что в пожароопасный период   запрещено   посещать     лес,   так   как   неожиданно   для   вас   в   лесу   вы   можете столкнуться с огнём и пострадать или получить отравление угарным газом     разгорится снова . Если вы развели костёр, то, уходя, убедитесь,  что костер потушен и что огонь не Многие   люди   разводят     костер   в   местах   с   подсохшей   травой,   на   лесосеке   с порубочными остатками, под кронами деревьев, в старых горельниках .   Этого  ни в коем случае нельзя делать.  Основой пожара  может послужить осколок стекла, брошенный на солнечном месте, сфокусировав  солнечные лучи,  как зажигательная линза.    Брошенная горящая спичка, окурок – могут быть причиной пожара  Из всего этого следует,  что  можно и предупредить, и защитить леса от пожаров. Библиографический   список   1. Газета «Онега» Онежская типография август 2011 г. 2. Данные лесхоза.  3. http://www.dvinaland.ru/prcenter/release/22183/

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"

Обобщение педагогического опыта. Внеурочная деятельность по географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018