Сухой лист растения и сухое семя в пламени спиртовки обугливаются и сгорают. Из почвы, насыпанной в жестяную крышку и помещённой над пламенем спиртовки, вначале испаряется вода, а затем идёт дым. Это сгорают имеющиеся в ней остатки корешков и листьев растений, остатки насекомых и перегной. При этом ощущается неприятный запах. После сгорания перегноя, не сгнивших растительных и животных остатков почва становится светлее. Листья, стебли, корни и семена растений, гниющие остатки растений и животных состоят в основном из веществ, которые горят. Такие вещества называются органическими. Пере гной горит. Следовательно, он органическая часть почвы.
Тема: Обобщение по разделу «Растение целостностный организм».
Цели урока:
Формировать знания учащихся о почвах.
Задачи:
Расширить представления учащихся плодородии почвы.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Корригировать связную речь.
Оборудование: учебник, ИКТ
Словарная работа:
Ход урока
1. Организационный момент.
а) рапорт дежурного
б) упражнения на дыхание, упражнение на внимание
2. Повторение.
1. Что называют внешней средой?
2.
Назовите факторы внешней среды. (Что относится к внешней
среде?)
Физминутка.
Изза парты тихо встали
И на месте зашагали.
И на месте зашагали
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз – подняться,
потянуться,
Два – согнуться,
разогнуться,
Три – присесть,
четыре – встать,
пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Новая тема:
Сухой лист растения и сухое семя в пламени спиртовки обугливаются и
сгорают. Из почвы, насыпанной в жестяную крышку и помещённой над
пламенем спиртовки, вначале испаряется вода, а затем идёт дым. Это сгорают
имеющиеся в ней остатки корешков и листьев растений, остатки насекомых и
перегной. При этом ощущается неприятный запах. После сгорания перегноя,
не сгнивших растительных и животных остатков почва становится светлее.Листья, стебли, корни и семена растений, гниющие остатки растений и
животных состоят в основном из веществ, которые горят. Такие вещества
называются органическими. Пере гной горит. Следовательно, он органическая
часть почвы.
На Земле образовались разные почвы. Одни из них богаты перегноем
(гумусом), а другие бедны им. Толщина перегнойного слоя почвы может быть
от нескольких сантиметров до метра и более. Чем больше в почве перегноя,
тем она темнее.
Перегной склеивает частицы почвы в комочки, и она становится рыхлой.
Поэтому в богатую перегноем почву проникает много воздуха и воды. Чем
больше в почве перегноя, тем она плодороднее.
Во всех почвах наиболее богаты перегноем их верхние слои. В них находится
больше всего корней растений, которые после отмирания под влиянием
бактерий гниения и других микроскопических организмов превращаются в
перегной. Дождевые черви затаскивают в верхний слой почвы листья и стебли
растений, поедают их и удобряют почву непереваренными остатками пищи.
Здесь живут насекомые и их личинки, кроты. Они тоже способствуют
образованию перегноя.
На почвах, которые богаты перегноем, выращивают высокие урожаи пшеницы,
ржи, овса, кукурузы, картофеля и многих других растений.
Для улучшения плодородия почвы в неё вносят навоз, куриный помёт, торф И
другие органические удобрения. Они перегнивают и превращаются в
перегной.
Увеличению содержания перегноя в почве способствует запахивание
специально выращиваемых растений люпина, донника и других трав.
Пальчиковая гимнастика «Ребро, замок, ладонь»
Работа в тетрадях. Открыли тетради взяли в руки ручки записали число
тему урока.
Закрепление
V. Итог:
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам больше запомнилось?
VI. Домашнее задание I – II уровень, по тетради, дети III – IV уровня стр.
83.