Обобщение знаний по теме
“Материки южного полушария. Л. А. Кассиль ”Кондуит и Швамбрания””
Класс: 7
Соленкова Н. Н., учитель географии МБОУ «СОШ №33», Проститенко В. В., учитель литературы
Тип: урок-открытие. Интеграция литературы и географии
Цель: установление межпредметных связей география - литература.
Задачи:
Образовательные:
· Закрепление знаний о материках южного полушария на примере Швамбрании;
· Знакомство с произведением Л. А. Кассиля “Кондуит и Швамбрания”;
· Формирование умений обобщать и делать выводы, внимательно читать текст и озвучивать вопросы, возникающие по ходу чтения;
Развивающие:
· Развитие творческих способностей, их нравственно-эстетических потребностей на основе взаимодействия различных школьных предметов;
Воспитательные:
· Формирование интереса к родному краю, географии как науки в целом;
· Воспитание на примере героев произведений активной гражданской позиции обучающихся.
Эпиграф к уроку:
· Наконец я нашёл единственную страну на земле, где правит красота (Фрэнк Ллойд Райт, американский архитектор).
· Именно здесь… мы, возможно, сможем научиться любить и защищать места, взрастившие нас (Барри Лопес, полярный исследователь).
Рекомендации к уроку (география):
ü Учащиеся заранее получают задание найти географическое описание Швамбрании в указанной книге;
ü Затем учащиеся устанавливают, что Швамбрания имеет черты, присущие материкам Южного полушария;
ü Далее класс делится на группы (геологи, климатологи и т.д.), каждая из которых получает соответствующие задания (определить геологическое строение материка, климатические условия, распределить на территории Швамбрании природные зоны…);
ü Устанавливается, что основой материка является древняя платформа, а Кудыкины горы, где извергались вулканы, могут быть образованы лишь альпийской складчатостью, а жители расположенной здесь Кальдонии поступили необдуманно, построив в горах свою столицу.
Плоскогорья Северные и Южные Канделябры могут являться выступами древней платформы (как Ахаггар в Африке);
Далее, обобщая знания о материках Южного полушария, устанавливается, что пустыня Кор-и-Дор не может располагаться на восточном побережье материка, ибо это противоречит закономерностям расположения пустынь Намиб, Атакама, Большой пустыни Виктория;
Ход занятия:
1. Организация урока. Постановка целей и задач.
2. Основная часть.
Учитель литературы (УЛ): - 10 июля 2015 года нашему земляку, почётному гражданину города Энгельса, Льву Абрамовичу Кассилю исполнилось 115 лет со дня рождения.
Именно этой дате мы посвятим наше путешествие в страну Швамбранию, которую открыл для нас автор в книге “Кондуит и Швамбрания”.
Сегодняшнему уроку предшествовала пешеходная экскурсия по кассилевским местам в нашем городе, встреча с сотрудниками музея, из которой мы узнали много о жизни Льва Абрамовича; также вами были подготовлены кроссворды по прочитанной книге, а творческие группы создали к уроку общий кроссворд, чтобы мы смогли ещё раз окунуться в полюбившееся произведение.
Мы совершим путешествие в страну, которую впервые открыл для девчонок и мальчишек Лев Кассиль.
- Какие ещё страны были открыты для детей этим писателем? (Швамбрания, Синегория, Джунгахора).
- Каждая страна имеет точку отсчёта. Давайте представим, как была открыта Швамбрания (инсценировка отрывка “Открытие”).
- Колумб, путешествуя по свету, мечтал открыть новые земли. Для чего? А почему наши герои «открыли» свою страну? (дети ограждены от жизни взрослых, поэтому придумали страну, где могли бы делать всё, что угодно: воевать, гулять, дружить – стремление к самостоятельности и идеальному миру).
- Итак, страна открыта, получила своё название, и как любая другая страна должна иметь свою географию, климат, флору и фауну, население.
Учитель географии (УГ): - Напомните план характеристики материка (обучающиеся вспоминают план). В соответствии с планом и будем работать. Почему Швамбрания, несмотря на небольшие размеры – материк, а Гренландия – остров? (отличие в строении земной коры).
- Кто бы смог открыть Швамбранию раньше Льва Кассиля? (Дж. Кук во время кругосветной экспедиции).
- Покажите на карте материки Южного полушария в порядке их открытия (работа у демонстрационной карты).
- В чём особенности ГП Швамбрании? (Анализ физической карты). Каково происхождение швамбранских островов? (материковое)
-Каково должно быть строение земной коры и как оно влияет на формирование рельефа территории Швамбрании? (сравнительный анализ физической и карты строения земной коры). /Повторное обращение к эпиграфу урока №1/
- Какие полезные ископаемые должны быть в недрах Швамбрании и как они будут распределены?
Какие факторы влияют на распределение осадков и температур? В каких климатических поясах должна лежать Швамбрания?
-Какие виды внутренних вод присутствуют на этом материке?
- В каких природных зонах должна лежать Швамбрания? О каких природных зонах упоминает Лев Абрамович в тексте?
- Какие животные-эндемики упоминаются автором? Как бы они выглядели? (работа с рисунками ребят)
- Каковы основные виды хозяйственной деятельности будут развиты на этом материке? Почему? (влияние природы, истории). Где и почему размещены крупнейшие города?
- Каковы особенности политической карты Швамбрании? Какие народы заселяют материк? Каков половой состав населения? (преобладание мужского населения, следовательно, к проблемам добавляем дискриминацию женского населения).
УЛ: - Прозвучало слово «дискриминация». Что оно обозначает? (работа со словарём).
- В чём вы заметили ограничение прав гимназистов?
- Если всё же были нарушения, что происходило в гимназии? (запись в кондуит).
- Приведите примеры из книги, какие проступки в нём фиксировались? (работа с текстом).
- Нужен ли кондуит в современной школе? Почему?
Как вы относитесь к тому факту, что дети давали клички преподавателям гимназии? Какие клички? Почему они были не у всех? А каково ваше отношение к кличкам?
- Почему же перестала существовать Швамбрания? (дети выросли).
УГ: - А какие причины могли привести Швамбранию к гибели (аналогия с Атлантидой) /возвращение к эпиграфу №1/.
3. Итоги.
УГ: - Почему для обобщения мы взяли именно Швамбранию? (типичный материк Южного полушария) /возвращение к эпиграфу №2/.
4. Рефлексия. Выставление отметок.
Д/З:
- География: работа в контурной карте (обозначение Швамбрании на физической карте мира)
- Литература: внеклассное чтение А. Т. Твардовский “Дом у дороги”
5. Список используемых источников:
1. Л. А. Кассиль “Кондуит и Швамбрания” (любое издание)
2. Покровск: К 250-летию основания/ сост. Г. А. Мишин. – Сар.: Регион. Приволж. изд-во “Детская книга”, 1993. – 208 с.
3. Вардугин В. И. Хранители времени. Музеи Саратова и Саратовской области. Сар.: Прив. кн. изд-во, 2000.- 208 с., илл.
Инсценировка “Открытие” Карта Швамбрании
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.