Обогащение социального опыта дошкольников.
Оценка 4.8

Обогащение социального опыта дошкольников.

Оценка 4.8
docx
29.05.2021
Обогащение социального опыта дошкольников.
Статья.docx

Обогащение социального опыта дошкольников.

Степанова Виктория Михайловна,

воспитатель высшей  категории  

АНО ДО «Планета детства «Лада»

 д/с №157 «Светлячок»,

Самарская обл. г. Тольятти

 

Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.

 Реализуется через задачи:

Дать ребенку необходимые знания: познакомить с допустимыми правилами поведения в дошкольном учреждении и группе;

 Научить ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;

Помочь ребенку самоопределиться в рамках данного социума;

Помочь ребенку приобрести положительный опыт взаимодействия в саду с детьми и взрослыми

Поставленные задачи выполняются следующим образом: Создаются благоприятные условия для вовлечения дошкольника в социальное взаимодействие;

 Применяются специальные методы и приемы работы:        

- наблюдение;  

– анкетирование;

 – беседа,

 -разъяснение;

 – приучение,

   -тренировка;

– индивидуальная коррекционная работа;

– создание воспитывающих ситуаций;

– эмоциональное воздействие, поощрение

Основные направления и виды работы по социальному развитию в дошкольном учреждении

Детский сад дает возможность для социализации ребенка как в процессе его повседневного общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками, так и в рамках специально организованных занятий посредством специфических методов, форм и видов работ:

Вовлечение в социально полезную деятельность (трудотерапия). Слушание музыкальных произведений (музыкотерапия). Рисование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин (арт-терапия).

 Чтение педагогической литературы (сказки, детские стихи, рассказы).

 Сюжетно-ролевые игры

 Утренник в саду – выступление

 Утренник в саду — один из видов арт-терапии

Арт-терапия – эффективный метод формирования у дошкольника мировоззрения, социального самоопределения, адекватной самооценки. Используется, в первую очередь, на диагностическом этапе: по детскому рисунку можно определить психологический климат в семье, асоциальные и антисоциальные тенденции. Например, изображение преступника или полицейского является признаком отклонения в социальном развитии ребенка. На дальнейшем этапе посредством изобразительной деятельности дошкольник избавляется от скрытых негативных факторов, повышает самооценку, разрешает внутриличностные и межличностные конфликты.

 Работа педагога заключается в следующем: Создание доверительной и психологически комфортной обстановки для проведения занятия.

 Анализ детских работ (все исправления вносятся только на словах и в корректной форме).

Постановка перед ребенком посильных для выполнения задач, оказание необходимой помощи.

 Организация выставок детских работ в саду

 К данным занятиям для повышения их эффективности можно привлекать родителей.

 Совместная арт-терапия поможет наладить межличностные отношения и решить имеющиеся или назревающие проблемы в семье.

Сказкотерапия в социальном развитии – метод психологического воздействия на ребенка посредством чтения и анализа сказок. Уникальность и эффективность данного метода обусловлены яркими запоминающимися персонажами, наглядными примерами моделей поведения героев.

 В сказке прослеживается тесная связь социального и морально-нравственного: четкое разграничение добра и зла, что хорошо и что плохо, как можно поступать и как нельзя. Примерный список сказок для дошкольного чтения: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Кукушка», «Айога», «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого), «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «Двенадцать месяцев» (в обработке С.Маршака), «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен. Сюжетно-ролевая игра – один из основных и наиболее значимых инструментов осуществления социального развития дошкольников. По сути своей – это моделирование общественных взаимоотношений, в которых есть участники, совершающие конкретные совместные действия в рамках установленных правил для достижения определенных целей. Этот уникальный вид деятельности дает возможность ребенку получить положительный опыт социального взаимодействия в двух плоскостях: между участниками игры и между её персонажами. Играя, дошкольник: Овладевает нормами социального поведения и навыками общения. Учится выходить из той или иной жизненной ситуации (смоделированной в игровой форме). Реализует свою потребность в самоопределении в рамках детского общества. Повышает уровень самооценки. Систематическая сюжетно-ролевая игровая деятельность в ДОУ – залог успешной социализации ребенка в школе и в дальнейшей взрослой жизни. Примерная тематика игр: «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Идем в гости», «Дочки-матери», «В парикмахерской», «В магазине» и другое. Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в реализации социального развития ребенка Для повышения эффективности процесса социального развития дошкольника необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия.

 Совместная работа родителей и детей :

"Создание родового дерева" Совместная работа родителей и детей  хороший метод социального воспитания В рамках данного взаимодействия предусмотрено следующее:

 Совместная помощь ребенку, в период адаптации к дошкольному учреждению: соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной психологической обстановки в семье. Индивидуальная работа с родителями ребенка, имеющего сложности в успешном овладении нормами общественного поведения. В трудных педагогических случаях – привлечение к данной работе психолога. Оформление стендов с полезной информацией: рекомендованный список детской и педагогической литературы, тематика сюжетно-ролевых игр и совместной творческой деятельности в семье. Привлечение родителей к участию в досуговых мероприятиях: викторины, игры, эстафеты, утренники. Организация получения активной обратной связи. Умение жить в обществе – одно из важнейших составляющих полноценной, гармонично развитой личности. Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность осуществлять как естественный, так и специально организованный процесс социального развития своих воспитанников. Посредством занятий, с использованием педагогических методов и видов работ у ребенка формируется модель положительного и продуктивного взаимодействия с другими членами общества, сформировавшегося в условиях детского сада. Успешное овладение данной моделью в дошкольном возрасте — залог будущей интересной, яркой и счастливой жизни ребенка.


 

Обогащение социального опыта дошкольников

Обогащение социального опыта дошкольников

На дальнейшем этапе посредством изобразительной деятельности дошкольник избавляется от скрытых негативных факторов, повышает самооценку, разрешает внутриличностные и межличностные конфликты

На дальнейшем этапе посредством изобразительной деятельности дошкольник избавляется от скрытых негативных факторов, повышает самооценку, разрешает внутриличностные и межличностные конфликты

Совместная помощь ребенку, в период адаптации к дошкольному учреждению: соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной психологической обстановки в семье

Совместная помощь ребенку, в период адаптации к дошкольному учреждению: соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной психологической обстановки в семье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021