Обогащение социального опыта дошкольников.
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.
Реализуется через задачи:
Дать ребенку необходимые знания: познакомить с допустимыми правилами поведения в дошкольном учреждении и группе;
Научить ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
Помочь ребенку самоопределиться в рамках данного социума;
Помочь ребенку приобрести положительный опыт взаимодействия в саду с детьми и взрослыми
Поставленные задачи выполняются следующим образом: Создаются благоприятные условия для вовлечения дошкольника в социальное взаимодействие;
Применяются специальные методы и приемы работы:
- наблюдение;
– анкетирование;
– беседа,
-разъяснение;
– приучение,
-тренировка;
– индивидуальная коррекционная работа;
– создание воспитывающих ситуаций;
– эмоциональное воздействие, поощрение
Основные направления и виды работы по социальному развитию в дошкольном учреждении
Детский сад дает возможность для социализации ребенка как в процессе его повседневного общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками, так и в рамках специально организованных занятий посредством специфических методов, форм и видов работ:
Вовлечение в социально полезную деятельность (трудотерапия). Слушание музыкальных произведений (музыкотерапия). Рисование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин (арт-терапия).
Чтение педагогической литературы (сказки, детские стихи, рассказы).
Сюжетно-ролевые игры
Утренник в саду – выступление
Утренник в саду — один из видов арт-терапии
Арт-терапия – эффективный метод формирования у дошкольника мировоззрения, социального самоопределения, адекватной самооценки. Используется, в первую очередь, на диагностическом этапе: по детскому рисунку можно определить психологический климат в семье, асоциальные и антисоциальные тенденции. Например, изображение преступника или полицейского является признаком отклонения в социальном развитии ребенка. На дальнейшем этапе посредством изобразительной деятельности дошкольник избавляется от скрытых негативных факторов, повышает самооценку, разрешает внутриличностные и межличностные конфликты.
Работа педагога заключается в следующем: Создание доверительной и психологически комфортной обстановки для проведения занятия.
Анализ детских работ (все исправления вносятся только на словах и в корректной форме).
Постановка перед ребенком посильных для выполнения задач, оказание необходимой помощи.
Организация выставок детских работ в саду
К данным занятиям для повышения их эффективности можно привлекать родителей.
Совместная арт-терапия поможет наладить межличностные отношения и решить имеющиеся или назревающие проблемы в семье.
Сказкотерапия в социальном развитии – метод психологического воздействия на ребенка посредством чтения и анализа сказок. Уникальность и эффективность данного метода обусловлены яркими запоминающимися персонажами, наглядными примерами моделей поведения героев.
В сказке прослеживается тесная связь социального и морально-нравственного: четкое разграничение добра и зла, что хорошо и что плохо, как можно поступать и как нельзя. Примерный список сказок для дошкольного чтения: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Кукушка», «Айога», «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого), «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «Двенадцать месяцев» (в обработке С.Маршака), «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен. Сюжетно-ролевая игра – один из основных и наиболее значимых инструментов осуществления социального развития дошкольников. По сути своей – это моделирование общественных взаимоотношений, в которых есть участники, совершающие конкретные совместные действия в рамках установленных правил для достижения определенных целей. Этот уникальный вид деятельности дает возможность ребенку получить положительный опыт социального взаимодействия в двух плоскостях: между участниками игры и между её персонажами. Играя, дошкольник: Овладевает нормами социального поведения и навыками общения. Учится выходить из той или иной жизненной ситуации (смоделированной в игровой форме). Реализует свою потребность в самоопределении в рамках детского общества. Повышает уровень самооценки. Систематическая сюжетно-ролевая игровая деятельность в ДОУ – залог успешной социализации ребенка в школе и в дальнейшей взрослой жизни. Примерная тематика игр: «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Идем в гости», «Дочки-матери», «В парикмахерской», «В магазине» и другое. Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в реализации социального развития ребенка Для повышения эффективности процесса социального развития дошкольника необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия.
Совместная работа родителей и детей :
"Создание родового дерева" Совместная работа родителей и детей хороший метод социального воспитания В рамках данного взаимодействия предусмотрено следующее:
Совместная помощь ребенку, в период адаптации к дошкольному учреждению: соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной психологической обстановки в семье. Индивидуальная работа с родителями ребенка, имеющего сложности в успешном овладении нормами общественного поведения. В трудных педагогических случаях – привлечение к данной работе психолога. Оформление стендов с полезной информацией: рекомендованный список детской и педагогической литературы, тематика сюжетно-ролевых игр и совместной творческой деятельности в семье. Привлечение родителей к участию в досуговых мероприятиях: викторины, игры, эстафеты, утренники. Организация получения активной обратной связи. Умение жить в обществе – одно из важнейших составляющих полноценной, гармонично развитой личности. Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность осуществлять как естественный, так и специально организованный процесс социального развития своих воспитанников. Посредством занятий, с использованием педагогических методов и видов работ у ребенка формируется модель положительного и продуктивного взаимодействия с другими членами общества, сформировавшегося в условиях детского сада. Успешное овладение данной моделью в дошкольном возрасте — залог будущей интересной, яркой и счастливой жизни ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.