Обособление определений с обстоятельственным значением
Оценка 5

Обособление определений с обстоятельственным значением

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
16.02.2020
Обособление определений с обстоятельственным значением
Тема урока: Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Цель урока: определять и обособлять на письме определения с обстоятельственным оттенком. Задачи урока: 1) образовательная: актуализировать знания обучающихся о согласованных обособленных определени-ях; дать представление об условиях обособления определений с обстоятельственным оттенком; научить правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях с обстоятельственным оттенком; дать представление о роли обособленных определений в речи. 2) развивающая: формировать и развивать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД че-рез содержание учебного материала: развивать письменную и устную речь обучающихся, навыки взаи-модействия с другими людьми, умение чётко формулировать свои мысли, умение аналитически мыс-лить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов; 3) воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес и любовь к русскому языку и чтению книг, личностные УУД. Средства обучения: презентация. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: литература. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА План урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся I. Организацион-ный момент. Психологический настрой учащихся на урок: Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность II. Мотивация к учебной деятельно-сти, к желанию изучать русский язык - Да будет же честь и слава нашему языку, ко-торый в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит неж-ным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Разве можно не согласиться со словами Нико-лая Михайловича Карамзина?! А чтобы поис-тине прославлять наш великий язык, нужно владеть им в совершенстве. И сегодняшний урок — это очередная ступень к тому, чтобы русский язык стал настоящим богатством каж-дого из нас. Установка на интерпретацию темы урока, установка на об-разовательную деятельность III. Актуализация опорных знаний. 1. Согласны ли вы с утверждениями? А) обособляются только определения, стоящие после определяемого слова? Б) обособленные определения выделяются на письме только запятыми? В) согласованное определение, выраженное причастным оборотом, обособляется не всегда? Г) обособленное согласованное определение может быть оторвано от определяемого слова другими членами предложения? 2. Соотнесите пункты столбцов (например, 1-А): 1. Определение, ко-торое относится к личному местоиме-нию. А) Ягоды, собран-ные детьми, были вкусные. 2.Согласованное рас-пространенное опре-деление, выраженное причастным оборо-том и стоящее после определяемого суще-ствительного. Б) Яков, в жилете и ситцевой рубахе, стоял у лавки. 3.Однородные согла-сованные определе-ния, стоящие после определяемого суще-ствительного. В) Дружившие с детства, они никогда не расставались 4.Несогласованное определение, стоящее после определяемого существительного собственного Г) Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу. Фронтальная. Дают ответы, со-глашаясь или опровергая вы-сказывание. Аргументируют. Выполняют на листах индиви-дуально. 1 –В 2- А 3- Г 4-Б IV.Постановка проблемного во-проса Чтобы узнать, как звучит наша тема, давайте обратимся к предложению. Размытая дождями, почва не годится для сева. - Почему определение размытая дождями обособлено? -Где стоит определяемое слово? Чем оно вы-ражено? Оторвано ли определение от опреде-ляемого слова другими словами? - Можем ли мы сделать из этого простого предложения сложное? Попробуем. Зададим вопрос от одной части предложения к другой. Какое значение имеет та часть, к которой мы задали вопрос? Какой второстепенный член предложения мо-жет иметь значение причины? - Можем ли мы сказать теперь, почему опре-деление размытая дождями обособлено? - Как звучит тема нашего урока? Обучающиеся отвечают на вопросы, приходят к выводу, что ни одно из условий не вы-полнено, а определение обо-соблено. Возникает вопрос: почему? Так как почва размыта дож-дями, она не годится для сева. Она не годится для сева поче-му? Так как размыта дождями. Причины. Обстоятельство. Да, оно имеет обстоятельст-венное значение. Обучающиеся называют тему урока: «Обособление опре-делений с обстоятельствен-ным оттенком » и записыва-ют её в тетради. V. Целеполагание - Каких целей нам нужно сегодня добиться, чтоб наш урок удался? Учитель корректирует цели, названные обу-чающимися и демонстрирует их на слайде. Ответы обучающихся: 1) разобрать обстоятельствен-ные оттенки обособленных определений; 2) научиться обособлять оп-ределения с обстоятельствен-ным оттенком; 3) закрепить полученные зна-ния на практике. VI. Изучение нового материала и первичное закреп-ление изученного материала - Для того чтобы познакомиться с обособлени-ем определений с обстоятельственным оттен-ком, рассмотрим примеры. Определить, в ка-ких примерах определения имеют добавочное обстоятельственное значение уступки и при-чины. А) Раненный осколком, капитан не покинул строя. Б) Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. В) Выросший в нищете, Иван не любил рос-кошь. Г) Недовольный приемом, господин все же ос-тался отвечать на вопросы. Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать правило обособления опреде-лений с обстоятельственным оттенком. Обучающиеся настраиваются на исследовательскую работу, знакомятся с заданием. Анализируют предложения и определяют оттенки опреде-лений. А, Г – уступки, Б, В – причины. Правило: определения, имеющие обстоятельственные оттенки, обособляются. VII. Физкульт-минутка Василий Александрович Сухомлинский, педа-гог-новатор, когда-то сказал, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Давайте, для того чтобы заставить работать наш мозг в пол-ную силу, выполним упражнение с кончиками пальцев. Обучающиеся производят смену деятельности: выпол-няют физические упражнения с кончиками пальцев: 5 щелчков, сыплем соль. IX. Проверка целе-полагания - Мы проделали важную работу, посвящённую теме «Обособление определений, имеющих обстоятельственное значение». Давайте вспом-ним, какие цели мы ставили в начале урока. Учитель демонстрирует цели на интерактивной доске. - Сумели ли мы добиться того, что планирова-ли? Посмотрите на отрывок из «Песни о Соколе» М.Горького. Море - огромное, лениво вздыхающее у бе-рега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебри-стое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Запишите эти предложения без обособленных определений. Какова роль обособленных определений в ре-чи? Обучающиеся называют цели, которые сами поставили в на-чале урока, и анализируют проделанную ими работу, со-поставляя её с тем, чему пла-нировали научиться. Море уснуло и неподвижно в дали. Оно слилось там с си-ним южным небом и крепко спит. Ученики делают вывод отно-сительно роли обособленных определений в речи. X. Подведение ито-гов урока - Давайте подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали? - Чему научились? - Всё ли было понятно? - Какая работа вызвала у вас затруднения? Учитель комментирует работу учеников и вы-ставляет оценки. - На следующем уроке мы продолжим знаком-ство с другими обособленными членами. Ученики анализируют мате-риал, с которым они познако-мились на уроке, делают вы-воды о том, насколько успеш-но они усвоили случаи обо-собления согласованных оп-ределений и т.д. Домашнее задание П.38. Написать сочинение-миниатюру по теме «Приход весны», используя обособленные оп-ределения. Записывают домашнее зада-ние. XI. Рефлексия Учитель предлагает обучающимся провести самоанализ своей работы на уроке. 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня пока-зался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока для меня был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / недоволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже сложным / несложным интересным / неинтересным В «рефлексивную шкатулку» кладут листки с информацией о том, чего достигли на уроке.
обособление.docx

Тема урока: Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

Цель урока: определять и обособлять на письме определения с обстоятельственным оттенком.

Задачи урока:

1) образовательная: актуализировать знания обучающихся о согласованных обособленных определениях; дать представление об условиях обособления определений с обстоятельственным оттенком; научить правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях с обстоятельственным оттенком; дать представление о роли обособленных определений в речи.

2) развивающая: формировать и развивать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД через содержание учебного материала: развивать письменную и устную речь обучающихся, навыки взаимодействия с другими людьми, умение чётко формулировать свои мысли, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов;

3) воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес и любовь к русскому языку и чтению книг, личностные УУД.

Средства обучения: презентация.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи: литература.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

План урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся на урок:

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

II. Мотивация к учебной деятельности, к желанию изучать русский язык

- Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

Разве можно не согласиться со словами Николая Михайловича Карамзина?! А чтобы поистине прославлять наш великий язык, нужно владеть им в совершенстве. И сегодняшний урок — это очередная ступень к тому, чтобы русский язык стал настоящим богатством каждого из нас.

Установка на интерпретацию темы урока, установка на образовательную деятельность

 

 

 

 

 

 

III. Актуализация  опорных знаний.

1. Согласны ли вы с утверждениями?

А) обособляются только определения, стоящие после определяемого слова?
Б) обособленные определения выделяются на письме только запятыми?
В) согласованное определение, выраженное причастным оборотом, обособляется не всегда?
Г) обособленное согласованное определение может быть оторвано от определяемого слова другими членами предложения?

2. Соотнесите пункты столбцов (например, 1-А):

1. Определение, которое относится к личному местоимению.

А) Ягоды, собранные детьми, были вкусные.

2.Согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого существительного.

Б) Яков, в жилете и ситцевой рубахе, стоял у лавки.

3.Однородные согласованные определения, стоящие после определяемого существительного.

В) Дружившие с детства, они никогда не расставались

4.Несогласованное определение, стоящее после определяемого существительного собственного

Г) Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

Фронтальная. Дают ответы, соглашаясь или опровергая высказывание. Аргументируют.

 

 

 

 

 

 

Выполняют на листах индивидуально.

1 –В

2- А

3- Г

4-Б

IV.Постановка проблемного вопроса

Чтобы узнать, как звучит наша тема, давайте обратимся к предложению.

Размытая дождями, почва не годится для сева.

- Почему определение размытая дождями обособлено?

-Где стоит определяемое слово? Чем оно выражено? Оторвано ли определение от определяемого слова другими словами?

- Можем ли мы сделать из этого простого предложения сложное? Попробуем.

 

Зададим вопрос от одной части предложения к другой.

Какое значение имеет та часть, к которой мы задали вопрос?

Какой второстепенный член предложения может иметь значение причины?

 

- Можем ли мы сказать теперь, почему  определение размытая дождями обособлено?

 

- Как звучит тема нашего урока?

Обучающиеся отвечают на вопросы, приходят к выводу, что ни одно из условий не выполнено, а определение обособлено. Возникает вопрос: почему?

 

 

 

Так как почва размыта дождями, она не годится для сева.

Она не годится для сева почему? Так как размыта дождями.

Причины.

 

Обстоятельство.

 

 

Да, оно имеет обстоятельственное значение.

Обучающиеся называют тему урока: «Обособление определений с обстоятельственным оттенком » и записывают её в тетради.

V. Целеполагание

- Каких целей нам нужно сегодня добиться, чтоб наш урок удался?

Учитель корректирует цели, названные обучающимися и демонстрирует их на слайде.

Ответы обучающихся:

1) разобрать обстоятельственные оттенки обособленных определений;

2) научиться обособлять определения с обстоятельственным оттенком;

3) закрепить полученные знания на практике.

VI. Изучение нового материала и  первичное закрепление изученного материала

- Для того чтобы познакомиться с обособлением определений с обстоятельственным оттенком, рассмотрим примеры. Определить, в каких примерах  определения имеют добавочное обстоятельственное значение уступки и причины.

А) Раненный осколком, капитан не покинул строя.

Б) Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.

В)  Выросший в нищете, Иван не любил роскошь.

Г) Недовольный приемом, господин все же остался отвечать на вопросы.

Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать правило обособления определений с обстоятельственным оттенком.

Обучающиеся настраиваются на исследовательскую работу, знакомятся с заданием.

 

 

 

Анализируют предложения и определяют оттенки определений.

А, Г – уступки,

Б, В – причины.

Правило: определения, имеющие обстоятельственные оттенки, обособляются.

VII. Физкульт-минутка

Василий Александрович Сухомлинский, педагог-новатор, когда-то сказал, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Давайте, для того чтобы заставить работать наш мозг в полную силу, выполним упражнение с кончиками пальцев.

Обучающиеся производят смену деятельности: выполняют физические упражнения с кончиками пальцев:

5 щелчков, сыплем соль.

IX. Проверка целеполагания

- Мы проделали важную работу, посвящённую теме «Обособление определений, имеющих обстоятельственное значение». Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

Учитель демонстрирует цели на интерактивной доске.

- Сумели ли мы добиться того, что планировали?

Посмотрите на отрывок из «Песни о Соколе» М.Горького.

Море - огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.

Запишите эти предложения без обособленных определений.

Какова роль обособленных определений в речи?

Обучающиеся называют цели, которые сами поставили в начале урока, и анализируют проделанную ими работу, сопоставляя её с тем, чему планировали научиться.

 

 

 

 

Море уснуло и неподвижно в дали. Оно слилось там с синим южным небом и крепко спит. 

 

 

 

 

 

Ученики делают вывод относительно роли обособленных определений в речи.

X. Подведение итогов урока

- Давайте подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Всё ли было понятно?

- Какая работа вызвала у вас затруднения?

Учитель комментирует работу учеников и выставляет оценки.

- На следующем уроке мы продолжим знакомство с другими обособленными членами.

Ученики анализируют материал, с которым они познакомились на уроке, делают выводы о том, насколько успешно они усвоили случаи обособления согласованных определений и т.д.

Домашнее задание

П.38. Написать сочинение-миниатюру по теме «Приход весны», используя обособленные определения.

Записывают домашнее задание.

XI. Рефлексия

Учитель предлагает обучающимся провести самоанализ своей работы на уроке.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на

уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение

6.Материал урока для меня был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / недоволен

коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
сложным / несложным

интересным / неинтересным

В «рефлексивную шкатулку» кладут листки с информацией о том, чего достигли на уроке.


 

Доп.материал: Не видимый друзьями, он слушал их откровения.

Усталая, мать замолчала.

Еще прозрачные, леса как будто пухом зеленеют.

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ работы _______________________ на уроке

(выбери и подчеркни нужный вариант в каждом вопросе).

 

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / недоволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока для меня был

сложным / несложным

7.Домашнее задание мне кажется

интересным / неинтересным

 


 

Тема урока : Обособление определений с обстоятельственным оттенком

Тема урока : Обособление определений с обстоятельственным оттенком

Согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого существительного

Согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого существительного

VI. Изучение нового материала и первичное закрепление изученного материала -

VI. Изучение нового материала и первичное закрепление изученного материала -

X. Подведение итогов урока -

X. Подведение итогов урока -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2020