Обособление уточняющих членов предложения

  • ppt
  • 27.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обособление уточняющих членов предложения.ppt

Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. 8 класс

Цели урока:

научить узнавать предложения с уточняющими обособленными членами предложения, выделять уточняющие члены предложения запятыми.

Задание 1. Запомни правописание слов:

высший образец нравственной личности

строитель, архитектор


древнерусский воин, богатырь


должностное лицо силовых
структур, таких как вооруженные силы или полиция

- идеал

- зодчий


- витязь


- офицер

Задание 1. Запомни правописание слов:

последовательность событий
во времени

комический или сатирический
рисунок

общепризнанный деятель
искусства


- хронология



- карикатура


- классик

работник СМИ

конные войска

люди,
занимающиеся
умственным и
творческим трудом

-корреспондент

-кавалерия

-интеллигенция

Задание 2 Расставьте знаки препинания, укажите, чем осложнено предложение. Задание выполните в тетради.

1.Орел с отдаленной поднявшись вершины парит неподвижно со мной наравне.
2.Вот север тучи нагоняя дохнул завыл и вот сама идет волшебница – зима.
3.Подъезжая к оврагу услышал я издали шум крики голос моего Савельича.
4.Городничий очень неглупый по-своему человек служит уже тридцать лет.
5.Человек общительный Николай Петрович имел много друзей.

Объяснение нового материала

1.Уточняющие члены выделяются интонацией в устной речи и запятыми, скобками, тире на письме.
Сравните:
Около дома мы встретились.
Около дома, на скамейке, сидели дети.

2. Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечают на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др.

Около дома, (где именно?) на скамейке, сидели дети.

3. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения.
Например: Поздно вечером , (когда именно?) часов в одиннадцать, мы собрались у костра. (Обстоятельство времени).
А там, (где именно?) наверху, сияло солнце. (Обстоятельство места).

4. Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.
5.Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:
а) с помощью союзов: то есть, а именно:
Я готовлюсь к заданию ОГЭ С1, то есть к сочинению.
2) с помощью слов: особенно, даже, в частности, главным образом:
Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.

Обособление уточняющих членов предложения:

1.Если они являются обстоятельствами места и времени, стоят после уточняемого слова.

Всюду, и вверху и внизу, пели жаворонки.
Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу.

2. Если они являются обстоятельствами или дополнениями с предлогами несмотря на, например, кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая,
наряду с, сверх и др.

В тёмной дали ничего не было, кроме сверкающих огней.

Тренировочное упражнение: определите, нужно ли обособлять заключенные в скобки обстоятельства места и времени (+ нужно обособлять; - не нужно обособлять)

1.(Однажды весной) я слышал в аромате почек благоухающую беседу березы с черемухой.
2.Напротив (через реку) поднималась совсем голая каменистая гряда.
3.Вокзал остался далеко в стороне (вправо).
4.Завтра (5 мая, в 12 часов) состоится встреча с писателем.
5.Одиноко (среди леса) ютилась маленькая станция.

6.Поворачиваются за солнцем ( в течение долгого дня) почти все цветы.
7. На исходе третьего часа (впереди) мелькнул просвет.
8.Напротив письменного стола (у самой стены) помещался низкий и широкий диван.
9.Однажды (после обеда) послышался грохот подъехавшего к дому грузовика.
10.Маленький домик стоял на горе (над рекой на самом краю города).

Спасибо за внимание!

Желаю удачи!