Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.8 класс
Цели урока:
научить узнавать предложения с уточняющими обособленными членами предложения, выделять уточняющие члены предложения запятыми.
Задание 1. Запомни правописание слов:
высший образец нравственной личности
строитель, архитектор
древнерусский воин, богатырь
должностное лицо силовых
структур, таких как вооруженные силы или полиция
- идеал
- зодчий
- витязь
- офицер
Задание 1. Запомни правописание слов:
последовательность событий
во времени
комический или сатирический
рисунок
общепризнанный деятель
искусства
- хронология
- карикатура
- классик
работник СМИ
конные войска
люди,
занимающиеся
умственным и
творческим трудом
-корреспондент
-кавалерия
-интеллигенция
Задание 2Расставьте знаки препинания, укажите, чем осложнено предложение. Задание выполните в тетради.
1.Орел с отдаленной поднявшись вершины парит неподвижно со мной наравне.
2.Вот север тучи нагоняя дохнул завыл и вот сама идет волшебница – зима.
3.Подъезжая к оврагу услышал я издали шум крики голос моего Савельича.
4.Городничий очень неглупый по-своему человек служит уже тридцать лет.
5.Человек общительный Николай Петрович имел много друзей.
Объяснение нового материала
1.Уточняющие члены выделяются интонацией в устной речи и запятыми, скобками, тире на письме.
Сравните:
Около дома мы встретились.
Около дома, на скамейке, сидели дети.
2. Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечают на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др.
Около дома, (где именно?) на скамейке, сидели дети.
3. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения.
Например: Поздно вечером , (когда именно?) часов в одиннадцать, мы собрались у костра. (Обстоятельство времени).
А там, (где именно?) наверху, сияло солнце. (Обстоятельство места).
4. Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.
5.Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:
а) с помощью союзов: то есть, а именно:
Я готовлюсь к заданию ОГЭ С1, то есть к сочинению.
2) с помощью слов: особенно, даже, в частности, главным образом:
Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.
Обособление уточняющих членов предложения:
1.Если они являются обстоятельствами места и времени, стоят после уточняемого слова.
Всюду, и вверху и внизу, пели жаворонки.
Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу.
2. Если они являются обстоятельствами или дополнениями с предлогами несмотря на, например, кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая,
наряду с, сверх и др.
В тёмной дали ничего не было, кроме сверкающих огней.
Тренировочное упражнение:определите, нужно ли обособлять заключенные в скобки обстоятельства места и времени (+ нужно обособлять; - не нужно обособлять)
1.(Однажды весной) я слышал в аромате почек благоухающую беседу березы с черемухой.
2.Напротив (через реку) поднималась совсем голая каменистая гряда.
3.Вокзал остался далеко в стороне (вправо).
4.Завтра (5 мая, в 12 часов) состоится встреча с писателем.
5.Одиноко (среди леса) ютилась маленькая станция.
6.Поворачиваются за солнцем ( в течение долгого дня) почти все цветы.
7. На исходе третьего часа (впереди) мелькнул просвет.
8.Напротив письменного стола (у самой стены) помещался низкий и широкий диван.
9.Однажды (после обеда) послышался грохот подъехавшего к дому грузовика.
10.Маленький домик стоял на горе (над рекой на самом краю города).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.