Обособление определений и приложений
Оценка 4.7

Обособление определений и приложений

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
19.06.2018
Обособление определений и приложений
Задачи: 1. Познавательные: - Объяснить лингвистическую сущность обособления. - Объяснить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями. - Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания при обособленных определениях и приложениях. 2. Практические: - Научить видеть в предложении определения и приложения. - Научить различать определения и приложения. - Отработать правильную постановку знаков препинания в предложениях с определениями и приложениями. - Научить преобразовывать синтаксические конструкции с обособленными определениями и приложениями в сложноподчиненные предложения. 3. Общепредметные: - Развивать логическое мышление в процессе изучения темы. - Приучать концентрировать внимание и активизировать память при Повторении ранее изученного материала.
Разработка урока по р.я. 8 кл..docx
Тема урока: Обособление определений и приложений. Задачи: 1. Познавательные: ­ Объяснить лингвистическую сущность обособления. ­ Объяснить правила постановки знаков препинания в предложениях с  обособленными определениями и приложениями. ­ Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания при  обособленных определениях и приложениях. 2. Практические: ­ Научить видеть в предложении определения и приложения. ­ Научить различать определения и приложения. ­ Отработать правильную постановку знаков препинания в предложениях с  определениями и приложениями. ­ Научить преобразовывать синтаксические конструкции с обособленными  определениями и приложениями в сложноподчиненные предложения. 3. Общепредметные: ­ Развивать логическое мышление в процессе изучения темы. ­ Приучать концентрировать внимание и активизировать память при Повторении ранее изученного материала. План урока: 1. Оргмомент (1 мин.). 2. Психологическая подготовка (слово учителя; 2 мин.). 3. Изучение нового материала (беседа; составление таблицы; 10 мин.). 4. Закрепление изученного материала (работа у доски и на местах; 30 мин.). 5. Итог урока (2 мин.). 6. Домашнее задание (1 мин.). I. Оргмомент. Ход урока: II. Психологическая подготовка к работе на уроке. Метод – слово учителя. Мы продолжаем изучать такой второстепенный член, как определение.  Запишите тему урока. III. Изучение нового материала: 1. Метод ­ беседа. Для начала давайте вспомним, Что такое определение? (Второстепенный  член предложения, обозначающий признак предмета). Чем чаще всего  бывает выражено определение? (Прилагательным и причастием). Если прилагательные и причастия имеют при себе зависимые слова, то Как  называется это синтаксическое явление? (адъективный и причастный  обороты). А что такое приложение? (ПРИЛОЖЕНИЕ ­ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ  ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, СОГЛАСУЮЩИМСЯ С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ В  ПАДЕЖЕ). В зависимости от позиции в предложении одиночные определения и  приложения, а также адъективные и причастные обороты, могут  обособляться. Обособление ­ смысловое и интонационное выделение второстепенных  членов с Целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в  предложении. Обособленные члены: ­ уточняют высказываемую мысль; ­ конкретизируют описание действия; ­ дают более углубленную характеристику лицу или предмету; ­ вносят в предложение экспрессивную окраску. Постановка знаков препинания при определениях и приложения особа. Чтобы  усвоить правило, составим таблицу: Обособление определений и приложений НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ 1. Если тесно связаны с  определяемым словом: Это привело к результатам  печальным и непоправимым. 2. Если входят в состав  сказуемого: Он пришел грустный и усталый. 3. При ИНВЕРСИИ в  поэтической речи: Лесом частым и дремучим ехал  всадник. 4. Если присоединяются к  определяемому слову с помощью  союза КАК в значении, В  КАЧЕСТВЕ: Его знали как хорошего учителя. ОБОСОБЛЯЮТСЯ 1.Согласованные определения и  одиночные приложения, если стоят  после определяемого слова: Паутинка, зацепившаяся за ветку,  блестит на солнце. На окне, серебряном от инея, за ночь  хризантемы расцвели. Ландыш, майский цветок, любит тень. Ночь, облачная и туманная, окутала  землю. 2. Если относятся к личному  местоимению: Он, мятежный, просит бури. Красавца, его замечали все. 3. Если имеет добавочное  обстоятельственное значение: Отягощенные плодами, ветви  ломались. Отличный рыбак, Васька знал толк в  рыбе. 4. Если отделены от определяемого  слова другими членами предложения: Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна. 4. Если присоединяются к  определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО,  БУДУЧИ, ТАК КАК. Отец, как человек осторожный, пока  молчал. Дефис при приложении: 1) Приложение и определяемое слово выражено нарицательными  существительными: Гора­великан возвышалась до неба. 2) Определяемое слово выражено именем собственным и стоит перед  одиночным нарицательным существительным: Над Волгой­рекой слышна песня. Таблица проецируется на экран. IV Закрепление изученного: 1) Работа у доски и на местах: 1. Вид работы: Объснительный диктант. 2. Задание к упражнению; «Выделить в предложениях определения и  приложения, обосновать их обособление и не­обособление, объяснить  расстановку знаков препинания». 3. Цель упражнения: Научить видеть одиночные определения и приложения и  обороты, отработать правильную постановку знаков препинания. 4.Выполнение упражнения: Дорога вошла в лес, мертвый и холодный от луны и росы. 2. Не всякая пачка  исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. 3. Худой и высокий, он  чем­то напоминал мне горестный образ Дон­Кихота. 4. Солнцем мартовским  пригретый, тает старый снег. 5. Бим был собакой доверчивой и  честной. 6. Егоровна, добрая старуха, теперь сделалась его нянькою. 7. Лакеи, временно находящиеся без места, от этого не становятся свободными  людьми. 8. В легкой капельке, свежей и чистой, отразился сверкающий  день. 9. Удачного слова часто бывает достаточно, чтобы остановить  обратившееся в бегство войско. 5. Три человека поочередно работают у доски, остальные дополняют с места. 2) Работа у доски и на местах. 1. Вид работы: Диктант с преобразованием синтаксических конструкций. 2. Задание к упражнению: «Преобразуйте простые предложения с  обособленными определениями и приложениями в сложноподчиненные  предложения». 3. Цель упражнения: Научить преобразовывать синтаксические конструкции с  обособленными определениями и приложениями в сложноподчиненные  предложения. 4. Выполнение упражнения: 1. Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина. Мать неотрывно  смотрела на Рыбина, потому что была ошеломлена. 2. Уверенный в  привязанности своей дочери, Троекуров никогда не мог добиться от нее  доверенности. Троекуров никогда не мог добиться доверенности своей  дочери, несмотря на ее привязанность. 3. Овеян вещею дремотой,  полураздетый лес грустит. Лес грустит, потому что овеян вещею дремотой. 4.  Усталый и побледневший, месяц все еще висел на огромном небе. Месяц все  еще висел на огромном небе, хотя устал и побледнел. 5. Вопросы к упражнению: Какими придаточными предложениями могут быть заменены обособленные определения и приложения? (Придаточными причины и уступки). 6. Два человека делают упражнение у доски, остальные работают в тетрадях,  дополняя с места. V Итог урока: Фронтальный опрос: Задаются вопросы по поводу случаев обособления и необособления. Выставляются оценки за работу у доски и за активную работу с места. VI. Домашнее задание: Написать пять предложений, используя как можно больше обособленных  определений и приложений. Тема: Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами Цели: 1) систематизация изученного материала по теме «Обособление  обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными  оборотами; 2) совершенствование умений: ­ находить обособленные обстоятельства в предложении; ­ правильно расставлять знаки препинания при обособленных  обстоятельствах; ­ производить пунктуационный разбор предложений с обособленными  обстоятельствами. Ход урока: I. Сообщение цели урока.   II. Индивидуальная работа по карточкам (два ученика у доски). Карточка № 1. Задание: расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор  предложения. Солнышко будто радуясь чему­то лучисто улыбается. Карточка № 2. Задание: Вставить пропущенные орфограммы. Найти обособленные  обстоятельства. Указать, что связывает союз И в предложениях. Объяснить  наличие или отсутствие запятой перед союзом И. Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущель.. свернувшись в узел и  глядя в море. Мать уп..раясь руками в ла..ку сидела и глядя на дверь ждала. III. Работа с классом. 1. Повторение теоретических сведений. ­ Закончите предложения  1) Обособленными называются члены предложения, … (выделяемые по  смыслу и интонационно). 2) Всегда обособляются обстоятельства, … (выраженные деепричастным  оборотом). 3) Если одиночные деепричастия стоят после сказуемого в конце  предложения и являются обстоятельством образа действия, то … (они не  обособляются). 4) Не обособляются одиночные деепричастия, близкие по функции к …  (наречиям). 5) Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические  обороты, … (не обособляются). 2. Проверяется работа по карточкам у доски. (Ученики задают дополнительные вопросы). 3. Анализ текста. (Текст на каждой парте). Погода стояла прохладная, вода ещё не нагрелась, и рыба клевала плохо.  Зато птицы вели себя шумно и суетливо. Над рекой с криком носились  чайки и крачки. Свистя крыльями и негромко покрякивая пролетели утки.  Где­то блеял бекас. Рядом с нами не обращая на нас внимания у самой  воды бегали и что­то искали две камышовые овсянки. На другом берегу  неторопливо прохаживаясь по болоту вороны клевали подснежную  клюкву. Задание: ­ Озаглавьте текст. Определите его стиль и тип речи. ­ Найдите предложения с обособленными обстоятельствами и объясните  постановку знаков препинания. ­ Почему не ставится запятая перед союзом И в 4­ом предложении? ­ Какую роль выполняют обособленные обстоятельства? (Обогащают нашу  речь, делают описание более конкретным). ­ Выписать 4­ое предложение, объяснить постановку знаков препинания. 4. Схематический диктант  Задание: составить схемы предложений (знаки препинания не расставлены). 1) Минуту глядели мы друг на друга выпучив глаза и удивлённо раскрыв рты. 2) Туча всё темнея и охватывая горизонт медленно надвигалась на нас. 3) Рыбаки сидели на берегу озера греясь у костра и не очень торопясь  вытаскивали рыбу из сетей. Вывод: ­ Когда ставится запятая перед союзом И, соединяющим обособленные  обстоятельства, а когда не ставится? 5. Взаимопроверка. Схемы предложений  6. Индивидуальная работа у доски (один ученик). Задание: Найти в предложениях обособленные обстоятельства, расставляя  знаки препинания. Объяснить пропущенные орфограммы. ­ Почему не выделяются запятыми слова ЛЁЖА и СТОЯ в предложениях 2­ ом и 3­ем? 1) Лёжа в густом кустарник.. ребята сл..дили за играми лисят. 2) Это г..мнастическое упражнение выполняют лёжа. 3) В..гон был переполнен – пришлось ехать стоя. 4) Стоя на Соборной площад.. Кремля чувству..шь красоту и мощь  русского зодчества. Вывод: наречия, связанные с деепричастиями только по своему  происхождению, не обособляются. 7. Устная работа с классом. ­ Если обстоятельства выражены фразеологизмами, обособляются они или  нет? ­ Составьте предложения с фразеологизмами. Объясните их значения. (Впереди ещё много работы, придётся трудиться засучив рукава. Трудился он не покладая рук. Не беги сломя голову, а то упадёшь. Вернулись наши рыбаки не солоно хлебавши.) 8. Самостоятельная работа (взаимопроверка) Задание: расставить запятые, объяснить графически их постановку. 1) Он закинул за спину винтовку и не оборачиваясь пошёл к выходу. 2) Снайпер застыл прижавшись к земле и не поворачивая головы  внимательно вглядывался в кусты. 3) Работал он не покладая рук. 4) Бойцы молча слушали разведчика. IV. Итоги урока. ­ Когда обособляются обстоятельства, когда не обособляются? V. Тестовая работа. I. Найдите предложение, в котором неправильно обособлен деепричастный  оборот. А. Распластав белые крылья, пролетает над тундрой сова. Б. Давно уже блистая белизной своих крыльев, улетели лебеди. В. Увалы, холмы, долины уходили вдаль, меняя цвета и оттенки. Г. Где­то глубоко под землёй сочилась, пробиваясь к озеру, вода. II. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное  деепричастие (знаки препинания не расставлены). А. Попривыкнув Поля успокоилась. Б. С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей. В. Я проснулся рано и полчаса лежал не шевелясь. Г. Петя задыхаясь бежал из гимназии домой. III. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором  последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам: а) б) в) г) р..ликвия е и е и ш..нель и е е и терр..тория и е е и вп..чатление е и е е Ответы: I. Б II. В III. а VI. Домашнее задание  Написать сочинение­миниатюру на тему «Весна пришла», используя  обособленные обстоятельства.

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений

Обособление определений и приложений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2018