. Чистописание. 1 3 4 3
– Чтобы закрепить правильное написание букв, с какого этапа мы начинаем урок русского языка?
1. Предварительный анализ и рисование «бордюра».
– Рассмотрите рисунок на с. 16.
– Составьте три предложения. (Ранним утром отправились два гномика на рыбалку. Закинули удочки. Ждут гномики, у кого клюнет первая рыбка.)
– Из каких линий состоит рыбка? (Из наклонной линии, плавной дугообразной линии.)
– Нарисуйте две рыбки.
Сначала дети рисуют одну рыбку, затем сравнивают с образцом, пробуют безотрывно нарисовать вторую.
2. Прописывание букв и сочетаний.
– Какие буквы написаны на следующей строке?
– Чем похожи и чем различаются в написании буквы е и ё?
– Знаете ли вы, ребята, что буква ё – самая молодая буква в русском алфавите? Ей чуть больше 200 лет. Впервые её использовал писатель и историк Николай Михайлович Карамзин.
Русский язык
Урок 13.
Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь.
Цель:
– развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение;
– развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков;
– развитие умения определять, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.
Символы:
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Повторение.
– Откройте рабочую тетрадь на с. 16.
– Поставьте точку на верхней строке.
– Что мы запишем здесь? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Обведите слова «Классная работа».
.Ι Чистописание. 1 3 4 3
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию
в виде схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
1– Чтобы закрепить правильное написание букв, с какого этапа мы
начинаем урок русского языка?
1. Предварительный анализ и рисование «бордюра».
– Рассмотрите рисунок на с. 16.
– Составьте три предложения. (Ранним утром отправились два гномика
на рыбалку. Закинули удочки. Ждут гномики, у кого клюнет первая
рыбка.)
– Из каких линий состоит рыбка? (Из наклонной линии, плавной
дугообразной линии.)
– Нарисуйте две рыбки.
Сначала дети рисуют одну рыбку, затем сравнивают с образцом,
пробуют безотрывно нарисовать вторую.
2. Прописывание букв и сочетаний.
– Какие буквы написаны на следующей строке?
– Чем похожи и чем различаются в написании буквы е и ё?
– Знаете ли вы, ребята, что буква ё – самая молодая буква в русском
алфавите? Ей чуть больше 200 лет. Впервые её использовал писатель и
историк Николай Михайлович Карамзин.
– Прочитайте буквы, слоги, слова на второй строчке.
– Запишите их.
– Подчеркните слово, в котором две буквы, четыре звука. (Её.)
3. Чтение и запись слов.
– Прочитайте слова на третьей строчке.
– Кто такой егерь?
– Разделите вертикальной чертой слова на слоги.
– Диктуя себе по слогам, запишите слова.
– Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос: кто?
4) на основе анализа объектов
делать выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
2– Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Енот, ёлка.)
4. Упражнение для самоконтроля.
Рыбку ловят на пруду
Гномик Кре и гномик Ду.
Помогите им скорей
Наловить плотвы, ершей.
Сколько красивых букв написали,
Столько же гномики рыбок поймали.
Дети соединяют карандашом лучшие буквы е, ё с удочками гномиков и
считают «улов» гномиков.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
– Как назывался этот этап урока?
II. Словарная работа.
– Добавьте недостающие слоги, чтобы получились новые слова.
– Прочитайте слова, которые получились.
– Поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых надо
запомнить. (Картина, картон, тонна, сапоги.)
– Какое слово лишнее?
– Почему? (Тонна. В нём запоминаем удвоенную букву согласного.)
– Какие из этих слов могла бы каркнуть ворона? (Картина, картон.)
– Назовите ещё «вороньи» слова. (Картофель, карта.)
Формулирование темы и цели урока. 3
– Прочитайте слова
ден кон ки
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать
и понимать других;
2) строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в
устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
3II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
пен пал то
сол мал чик
мол угол ки
лос ал пинист
– Для чего в этих словах пишется буква ь? (Для обозначения на письме
мягкости согласных.)
– Назовите тему урока.
– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами.
2. Обозначение мягкости согласных на письме буквой ь.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
4ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
ТОУУ
1. Коллективная работа. 3 4
На доске: одежда, журавль, львята, вещи, горький.
– Прочитайте слова, записанные на доске.
– Спишите слова, подчеркните в них слоги, в которых есть мягкие
согласные звуки.
– Прочитайте слоги, которые подчеркнули.
– Как обозначена мягкость согласных звуков на письме?
Самооценка по алгоритму.
– Какой вывод можете сделать? (Вывод: мягкость согласных звуков на
письме может быть обозначена буквами гласных и, я, ю, е, ё и буквой
мягкий знак.)
2. Упр. 30, с. 28. 3 5 2
– Прочитайте задание.
– Как вы будете его выполнять?
Фронтальная работа: коллективное выписывание слов из 1го и 2го
предложения.
Самостоятельная работа: дети выписывают слова из оставшихся
предложений самостоятельно.
Фронтальная устная работа: задание после текста.
Необходимо уточнить, почему слово Машенька не записали в 1й
столбик. (Буква е не обозначает мягкость [ш], так как этот
согласный звук всегда твёрдый.)
Образец записи:
тёплые деньки
деньки школьном
5дворе только
ребята Машенька
грустит больна
не ходит
3. Запись предложений под диктовку с заданием.
1) Наступили апрельские деньки. Маленький мальчик пускал бумажные
кораблики.
2) – Поставьте под буквами, обозначающими мягкие согласные звуки,
зелёные точки.
Проверка.
– Подчеркните слово, в котором все согласные звуки мягкие.
Проверка.
– Что мы сейчас делали? 4 4
– Какие знания повторили?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
– Как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука?
– Где в слове пишется буква ь, если она обозначает мягкость согласного?
(На конце или в середине слова после буквы согласного.)
– Прочитайте вывод в тетради. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
ТООУ
6– За что?
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
1. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.
* Отметить учеников, которые аккуратно записывали буквы и предложения.
* Отметить учеников, которые правильно написали словарные слова.
2. Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания к упражнению.
* Отметить учеников, которые правильно записали предложения под диктовку.
7