учитель: Исмаилова С.М.
Тема: Образ главного героя рассказа.
Класс: 7
Технология: Технология продуктивного чтения.
Цель: создание условий для анализа образа главного героя рассказа, его поступков.
Задачи: 1. Развивать умение анализировать текст.
2. Развивать логические операции синтеза, сравнения.
3. Воспитывать любовь к языку и литературе.
4. Познакомить учащихся со способами характеристики героя.
5. Формировать понимание силы воздействия художественного слова на человека и общество.
6. Формировать умение контролировать и оценивать свою деятельность.
В процессе работы формируются УУД:
· регулятивные: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия.
· коммуникативные: умение работать в группах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других.
· познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы, поиск и выделение необходимой информации.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Наглядно – демонстрационный материал: презентация.
Основные понятия: пейзаж, интерьер, портрет, конфликт, кульминация.
Этап урока |
Действия и речь учителя по организации и управлению процессом обучения |
Ожидаемые действия и предполагаемая речь учащихся |
Этап I. До чтения. 1. Актуализация
2. Антиципация.
3. Постановка целей.
|
Здравствуйте, ребята. Я всех вас рада видеть и хочу начать наш сегодняшний урок с цитаты великого Конфуция: Человек, находящийся на самой вершине горы, не упал туда с неба. Как вы понимаете это высказывание?
Я думаю, мы с вами сегодня тоже хорошо поработаем и будем упорными в достижении наших целей. Посмотрите на портрет. Кто перед нами? (слайд 2) Что мы о нём знаем? Автор каких известных нам произведения? О ком он писал?
Как вы думаете, о ком мы будем читать сегодня? Откройте, пожалуйста, учебник на с. 214.
Прочитайте название рассказа. Кто такой Бирюк?
Какой вопрос возникает? Давайте попробуем сформулировать тему урока.
Давайте сформулируем цель нашего урока.
|
Для того чтобы чего-то достичь, надо трудиться, быть упорным. Тот, кто ничего не делает, ничего не имеет.
И.С. Тургенев «Муму», «Бежин луг», писал он о простых людях, о крестьянах. Вспоминают аннибалову клятву Тургенева бороться с крепостным правом (слайд 3). Предположения.
Волк-одиночка, нелюдимый, угрюмый человек (слайд 4). За что героя назвали Бирюком? Формулируют тему: Образ главного героя рассказа (Кто он? Какой он человек?) Знакомство с главным героем рассказа. |
Этап II. Перечитывание текста. Деление на части. Постановка вопросов.
|
О каком природном явлении говорится? Как автор её описывает? Какие художественные средства использует?
Как пейзаж связан с развитием действия?
Как появляется герой?
Какие черты характера раскрывает поведение Бирюка?
Как изба героя помогает нам понять его? (слайд 6).
В этом эпизоде мы с вами видим ещё одно средство социальной характеристики героя – интерьер.
В чём особенность портрета героя? Какие детали выделяем? (слайд 7).
Можем ли мы определить авторское отношение к герою?
Как относятся к нему крепостные?
Как вы думаете, случайно ли, что рассказчик знакомится с Бирюком именно в грозу?
Почему Бирюк такой? Может быть, он ненавидит крестьян?
Ребята, из каких эпизодов состоит эта часть? То есть мы видим сначала борьбу физическую. Кто побеждает? Почему? Прочитайте описание мужика. Что по нему можно сказать?
Как в произведении называется высшая точка развития действия? Что будет кульминацией в рассказе? Перечитайте описание мужика. Дополняется как-то его портрет?
Почему этот эпизод считаем кульминацией? У героя впервые именно в этом эпизоде появляется имя.
|
Читают 1 часть рассказа - описание природы. Пейзаж. О надвигающейся грозе
Называют эпитеты, олицетворения и метафоры: лиловая туча, ракиты лепетали, деревья бушевали, тени густели. Эти тропы помогают автору создать слуховые, осязательные и цветовые образы, что свидетельствует о мастерстве И.С. Тургенева при создании образов природы (слайд 5). Природа предупреждает нас о том, что в рассказе случится что-то неприятное. Именно из-за грозы встречается рассказчик и Бирюк. Читают 2 часть - появление Бирюка. Находят слова «фигура словно выросла из земли», неожиданно. Спокойный, сдержанный, его не пугает гроза. Читают 3 часть – описание интерьера. Бедность, убожество обстановки. Двое маленьких детей живут там, нам жалко их и Бирюка.
Читают 4 часть - портрет. Молодец, могучие мышцы, суровое и мужественное лицо; сросшиеся широкие брови. Рассказчик на него смотрит с любопытством, а автору симпатичен герой, несколько раз подчёркивается его сила. Читают 5 часть - крестьяне о Бирюке. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела; силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя; мужики боялись как огня. Нет, он гроза для крестьян; природное явление также выступает средством характеристики героя. Нет, он считает, что обязан беречь доверенное ему: «Должность свою справляю, — отвечал он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится». Он ответственный человек, хороший работник. Читают 6 часть - столкновение Бирюка с мужиком. Драка в лесу и словесная перепалка в избе.
Бирюк, он сильнее.
Мокрый, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой. Дрянная лошаденка у него; бедный мужик.
Кульминация. Борьба моральная (слайд 8).
«Испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…» Мы видим, что он многое в жизни пережил, жизнь нелёгкая. Читают по ролям со слов «Фома Кузьмич…» и до «Да смотри, в другой раз у меня!..» Происходят изменения в состоянии и поступках главного героя. |
Этап III . Концептуальная беседа по тексту. |
Ребята, запишите, пожалуйста, вопрос, на который мы должны дать ответ.
Кто прав в рассказе?
В чём правда Бирюка? Должен ли был он отпустить мужика?
Мы видим конфликт в душе героя: с одной стороны, чувство долга - он лесник, старается выполнять свою работу хорошо, должен ловить тех, кто незаконно вырубает лес. С другой стороны, чувство сострадания берет верх, ему жалко мужика. Он понимает, что тот не от хорошей жизни идёт воровать. В этом и трагедия героя. Ведь какое бы решение он ни принял, он нарушит закон. Отличаются ли герои по своему положению, достатку? Абсурдность ситуации в том, что Бирюк жалеет мужика, хотя еще неизвестно, кому из них хуже. Кто виноват в том, что Бирюк и мужик встретились? Известны
свидетельства современников И.С. Тургенева о том, что в решении Александра II освободить крестьян
«Записки охотника» сыграли большую роль (слайд 10). Сам писатель хотел, чтобы
на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга
послужила делу освобождения крестьян. Как вы думаете, как рассказ «Бирюк»
помог в решении отмены крепостного права? |
Почему Бирюк отпускает мужика? (слайд 9). Бирюк проявляет сочувствие, умеет сострадать.
Бирюк, неслучайно его именем назван рассказ. Нет, его работа – следить, чтобы лес не воровали.
Нет, Бирюк тоже беден.
Крепостное право.
В рассказе изображены нищие, бесправные обездоленные люди. Именно крепостное право делает их жестокими по отношению друг к другу. |
Рефлексия |
Закончите фразу и дополните её: Размышляя над этим уроком, я понял…… (слайд 11).
|
Записывают и заканчивают фразу. |
Оценивание. Домашнее задание. |
Оцените свою работу на уроке: «5» - я активно работал, выполнил все задания. «4» - я работал на уроке, но не всегда проявлял активность, все задания выполнил. «3» - я включался в работу класса периодически, задания выполнил не все.
Обложка или письменный ответ на вопрос.
|
Оценивают устно. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.