Образ луны в повести А.П. Чехова «Степь»
Оценка 4.6

Образ луны в повести А.П. Чехова «Степь»

Оценка 4.6
docx
22.12.2023
Образ луны в повести А.П. Чехова «Степь»
Zaytseva_E.D..docx

Образ луны в повести А.П. Чехова «Степь»

Зайцева Е.Д.,

студент факультета

социальных коммуникаций и филологии

ФГБОУ ВО «ГИПУ имени В.Г.Короленко» (г.Глазов)

 

Аннотация: В статье рассматриваются особенности образной системы в повести А.П. Чехова «Степь», взаимодействие пейзажа и героя. Обращается внимание на место в произведении образа луны, сопоставляются функции образа в различных произведениях русских писателей, выявляются художественные особенности чеховского ночного пейзажа.

Ключевые слова: образная система, пейзаж, внутренний мир героя, роль детали

 

The image of the moon in the story by A.P. Chekhov's "Steppe"

 

Zaitseva E.D.

 

Abstract: The article examines the features of the figurative system in the story by A.P. Chekhov's "The Steppe", the interaction of landscape and hero. Attention is drawn to the place of the image of the moon in the work, the functions of the image in various works of Russian writers are compared, and the artistic features of Chekhov's night landscape are revealed.

Key words: figurative system, landscape, the inner world of the hero, the role of detail

 

Произведение «Степь» А.П. Чехова привлекло немало внимания читателей, современников, а также критиков. Так, к примеру, отзывался о повести Л.П. Громов: «В повести создан многогранный образ степи, насыщенный глубоким содержанием. Степной пейзаж обогатился новыми качествами, новыми поэтическими красками. Чехов показывает разнообразные картины степной природы через восприятие Егорушки». [2,33].

Олицетворение степного пейзажа помогает нам не только увидеть степь, но и слиться с душевным миром Егорушки, с его детской непосредственной образностью. [1,38].

Отдельное место в произведении отводится образу луны. Луна – это ночное светило. Ночью человек, находится в одиночестве, остаётся наедине сo своими мыслями, и имеет возможность погрузиться в мир грёз и воспоминаний. В ночной тиши воспоминания дают возможность размышлять, опираясь на них, тем самым открывать путь к себе.

Также ночное время – это время теней, которые способны многое скрыть от человеческого глаза; ночь неотрывно связана с мистикой, всем сверхъестественным, непонятным и потусторонним. Луна же, способна усиливать мистические настроения одним своим присутствием, свысока проливая немного своего серебряного и холодного света на тайны ночи.

В литературных произведениях луна всегда имела важное значение и использовалась авторами для создания различных символов, мотивов, образов.

Лунный пейзаж объясняет место и время действия в любом произведении. Помимо функции фона, для передачи красоты пейзажа, образ луны в произведении может быть символичен, то есть может выражать различные переносные смыслы.

К примеру, на фоне прекрасной лунной ночи разворачиваются события в повести «Майская ночь, или Утопленница» Н.В. Гоголя. Ночной пейзаж не просто является красочным фоном и обрамляет действие. Благодаря, описанию природы здесь создается поэтический настрой произведения. Появляется возможность взглянуть на характеры героев с неожиданной стороны. Описание лунной ночи придает повести особый лиризм и обаяние.

Лунный пейзаж также может использоваться для создания особой атмосферы в произведении. Именно, такую роль лунный пейзаж играет в мистической повести И.С. Тургенева «Призраки».

Образ луны способен выполнять психологическую функцию – пояснение состояния и настроения героя с помощью противопоставления его с природой. Описание лунной ночи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» помогает взглянуть на внутренний мир персонажа. Наташа восхищается прекрасной лунной ночью и понимает, что каждый миг неповторим. Девушка тонко ощущает красоту, она полна любви к людям и ко всему миру вокруг. На это способен далеко не каждый.

Описание лунной ночи может выступать в качестве символа несчастной любви. Так, в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» полная луна предвещает главному герою и его возлюбленной разлуку.

Для А.П. Чехова образ луны – это одно из средств передачи ощущений героев. В повести «Степь» писатель изображает внутренний мир и переживания человека с помощью ночного светила.

Автор показал тесную связь между людьми и окружающим миром. Чехов находится на стороне тех, кто присматривается, а главное прислушивается к пейзажу, хочет приникнуть и окунуться во множество тайн и стать частью окружающего мира. Именно такие люди видят, наслаждаются и ценят красоты природы и поэтому получают удовольствие от каждого дня, проведенного в гармонии с окружающим миром.

В произведении Чехов приводит описание степи ночью: «Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась восходить луна. Даль была видна, как и днем, но уже ее нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле, как Дети Мойсея Мойсеича под одеялом…».  [3,119].

Для Чехова изображение ночного неба, а точнее восхода луны, является неким средством для более детального и метафоричного описания переживаний и размышлений героев повести. Автор искусно вносит в описание вечерней мглы потаённые смыслы и значения, которые могут направить читателя на решение этой загадки.

В повести вечернюю мглу Чехов описывается в начале пути героев, чем предсказывает начало новой жизни Егорушки в гимназии. Эта деталь помогает читателю глубже проникнуть в предстоящее изменение жизни главного героя и в связь его с окружающим миром.

Во время восхода луны «все небо над горизонтом было залито багровым заревом». Этот яркий и насыщенный цвет привлекает внимание, как читателей, так и самого автора.

Багровый цвет ассоциируется со многими значениями и образами. И один из них – это сила и энергия. Багровый цвет обладает особой глубиной, которая способна погрузить читателя в самые укромные и темные стороны души героя. Этот цвет может отразить внутреннюю силу и решительность, которая таится внутри человека.

Стоит отметить, у Чехова изображено «багровое зарево» на момент восхода луны, и поскольку зарево – это закат на небе или же отсвет пожара, пламени, возможно поэтому писатель проводит, довольно интересное сравнение между «восходом луны» и «пожаром».

Пожар обычно является символом конца, разрушения и гибели. Образ пожара может вызвать чувство опасности и страха. Но огонь имеет еще одно немаловажное значение. Яркое пламя огня, пламя пожара может говорить нам о его энергии и силе. Пожар, выступает как метафора предстоящих изменений в жизни человека, причем как внешних, так и внутренних. Сжигая прошлое, герой предстает в начале своего обновления путем роста и трансформации, он готов встретить грядущие перемены.

Но это – будущее. Сейчас на небе мы видим «нежную лиловую окраску» в дали, которая едва виднеется из-за вечерней мглы. Это то самое далекое будущее Егорушки, которое сейчас скрывается под «вечерней мглой». Будущее, которое сложно увидеть, потому что скрыто из-за чувства неуверенности, неопределённости, неясности и грусти. Оно прячется за посторонними мыслями и переживаниями, которые обычно приходят под вечер и затуманивают разум. Но нужно помнить лишь о том, что «вечерняя мгла» со временем исчезнет и откроется ясное ночное небо.

Весь этот необычайный пейзаж Егорушка воспринимал в то время, когда он был в полусонном состоянии и под впечатлением от встречи с графиней и разговорах о Варламове. В его голове были «только сказочные, фантастические образы» и он видел в вечерней мгле то «что-то неведомое и страшное», то «пожар», или «нежную лиловую» даль. Для Егорушки это путешествие означает перемены, грусть и неопределённость именно поэтому он видит такие насыщенные и яркие цвета.

Так, А.П. Чехову удается представить читателю внутренний мир героя, оказавшегося на пороге новой жизни: смутные чувства, надежды на будущее и страх перед неизвестностью, печаль о доме и новые впечатления – все это переплетается в подсознании Егорушки, «плывущему» на бричке под лунным светом к своему будущему.

 

Список литературы.

1.                 Бердников Г.П.  Чехов /  Г.П. Бердников. – Москва : Молодая гвардия, 1978. – 137 с.

2.                 Громов Л.П.  Реализм А.П. Чехова второй половины 80-х годов / Л.П. Громов. - Ростов - на –Дону : Ростовское книжное из-во, 1958. – 54 с.

3.                 Чехов А.П.  Дама с собачкой // Степь А.П. Чехов. – Москва : Эксмо, 2020. – 448 с.


 

Образ луны в повести А.П. Чехова «Степь»

Образ луны в повести А.П. Чехова «Степь»

Л.П. Громов: «В повести создан многогранный образ степи, насыщенный глубоким содержанием

Л.П. Громов: «В повести создан многогранный образ степи, насыщенный глубоким содержанием

Лунный пейзаж также может использоваться для создания особой атмосферы в произведении

Лунный пейзаж также может использоваться для создания особой атмосферы в произведении

Для Чехова изображение ночного неба, а точнее восхода луны, является неким средством для более детального и метафоричного описания переживаний и размышлений героев повести

Для Чехова изображение ночного неба, а точнее восхода луны, является неким средством для более детального и метафоричного описания переживаний и размышлений героев повести

Егорушки, которое сейчас скрывается под « вечерней мглой»

Егорушки, которое сейчас скрывается под « вечерней мглой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2023
Посмотрите также: