Цель проекта- исследования:
- на примере русских народных сказок проанализировать эволюцию образа Бабы-Яги.
Задачи:
1. Выяснить историческое происхождение образа Бабы-Яги.
2. Описать облик и выяснить какой у неё характер.
3. Определить род ее занятий.
4. Выяснить в каких отношениях она находится с людьми.
5. Научиться давать подробную характеристику героям сказки с использованием исторических источников
Образ Бабы Яги в русских народных сказках.doc
Исследовательская работа по теме:
«Образ БабыЯги
в русских народных сказках»
Цель
:
на примере русских народных сказок проанализировать эволюцию образа
БабыЯги.
Задачи
:
1. Выяснить историческое происхождение образа БабыЯги.
2. Описать облик и выяснить какой у неё характер.
3. Определить род ее занятий.
4. Выяснить в каких отношениях она находится с людьми.
5. Научиться давать подробную характеристику героям сказки с
использованием исторических источников.
Объект исследования: БабаЯга.
Предмет исследования: русские народные сказки, славянские мифы и
легенды.
Гипотеза
русских народных сказок.
: предположим, что БабаЯга – это вымышленный персонаж
Методы исследования: чтение русских народных сказок, размышления,
изучение энциклопедической литературы, опрос, анализ результатов.
Практическое применение
использован на уроках литературного чтения.
: материал данной работы может быть С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Введение ..……………………… ………………………… ... 4 с.
2. Баба Яга в мифах и легендах ………………………… ..… 6 с.
3. Баба Яга в русских народных сказках …………………… 8 с.
4. Роль БабыЯги в сказках ……………………………… … ..11с.
5. Анализ результатов исследования……………………………13 с.
6. Заключение …………………………………………………..14 с.
7. Приложение…………………………………………………...15 с.
8. Список используемой литературы ………………………….20 с.
2 Введение.
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе
листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят
все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли ктонибудь над тем,
как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в
темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть,
Баба Яга – мифологическое существо? Я решила больше узнать об этом и найти ответы на
свои вопросы. Ведь БабаЯга – едва ли не самая популярная женщина из всех
многочисленных героинь русских народных сказок. Какая она: страшная, ужасная,
кровожадная. Внешность ее пугает. Вот вот прилетит она на ступе, схватит непослушного
мальчонку и унесет в свое логово избушку на курьих ножках, а там, поди, зажарит и съест
его. А может БабаЯга поможет Ивануцаревичу или другому богатырю вернуть
похищенную красавицу? Где тут правда, где вымысел? Кто она на самом деле? Добрая или
злая, коварная или наивная?
Согласно «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля: Яга
или ягабаба, бабаяга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух,
под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)?
Бабаяга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Кости у нее местами выходят наружу изпод тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за
человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим
страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем.
Ягишною зовут злую, бранчивую бабу. Бабаяга или Ягабаба, сказочное страшилище,
болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Бабаяга костяная нога: в ступе едет, пестом
погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без
опояски: то и другое — верх бесчиния.
3 По одним сведениям БабаЯга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали
детей. В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей
на очень высоких пнях с выглядывающими изпод земли корнями, похожими на куриные
ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в
противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на
гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было
увидеть только их ноги — отсюда и произошло выражение «БабаЯга костяная нога».
Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по
пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить
помощи.
По другим сведениям, БабаЯга у некоторых славянских племён — жрица,
руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц,
которых затем кидали в огонь.
Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабыяги, связываемая с ее
некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Яга, как правило, не ходит, а летает,
подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея" не является
исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом
„земля" — „ползающая по земле"».
В энциклопедии я нашла такое определение: Баба Яга – популярный персонаж
русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла,
выражение ненависти ко всему русскому.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом
из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги
живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее
советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе
(самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было
следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковромсамолетом, гуслямисамогудами,
мечомкладенцом, сапогамискороходами и многими другими.
4 БАБА ЯГА — первоначально — положительный персонаж древней русской
БабаЯга в мифах и легендах.
мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его
обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим
поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси
христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере
стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба Яга
трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с
деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с
растрепанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим аж через
грядку. («Сидит Баба Яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к
потолку прирос».) Пешком Баба Яга не ходит. Экипажем для ее передвижения служит,
ступа. В ступе Баба Яга летает, пестом ее погоняет, след помелом заметает. Эта старая,
злая и мощная колдунья, представляющая собою недобрый потусторонний мир, живет тем
не менее преимущественно на этом свете. Ее жилище — это избушка на курьих ножках,
стоящая к лесу передом, а к миру задом, что также служит выражением недоброго
характера образа Бабы Яги. Забор вокруг избушки — из человеческих костей, а на заборе
черепа висят. Ворота в заборе — рот с острыми зубами. Однако несмотря на весь ее
страшный облик, все ее колдовское могущество, несмотря на ее злые намерения, обещание
и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко
протопленную печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивануцаревичу,
и Ивану — крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст
5 путеводный клубок. (Ну чем не гостеприимная и заботливая бабушка?) Сказочному герою
Баба Яга подскажет, где и как найти завороженное богатырское оружие, как одолеть
Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена. Дети, попавшие к этой
страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых, казалось бы, безвыходных
положений. Все ее злое коварство идет прахом, и из похитительницы она превращается в
дарительницу. И никого она никогда не съедает, т. е. и в сложившейся после принятия
христианства трактовке образа Бабы Яги сохранилось влияние прежних представлений о
Бабеберегине.
Сказку всегда предваряет миф. Баба Яга (ЯгаЯгинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень
древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и
домашнего хозяйства.
Баба Яга (БуряЯга, Язя) – лесная старухаволшебница, ведьма, которой
подвластны вихри и вьюги.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая
стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше
верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину:
ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но всетаки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу,
который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между
миром мертвых и живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки»,
скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых
славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой
погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили
вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили
их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но
многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не
общаться с нечистой силой.
6 БабаЯга в русских народных сказках.
В некоторых южнославянских сказках БабаЯга выступает не как злая лесная
старуха, а как степная богатырша, иногда — мать, жена или сестра убитых богатырями
змеев. Царство ее находится «за тридевять земель в тридесятом царстве», «за огненной
рекой», часто — в подземном мире; дворец ее огорожен тыном, на котором торчат
человеческие головы. Она владеет стадами скота и табунами волшебных коней; в
некоторых сказках герой, чтобы получить такого коня, нанимается к Яге пастухом (при
этом в некоторых сказках она превращает в чудесных кобыл своих дочерей и заставляет
героя в порядке испытания пасти этот табун; искомым волшебным конем при этом
оказывается невзрачный конек, сын БабыЯги) или попросту крадет коня и спасается
бегством, а Яга преследует его только до пограничной реки, которую перейти не в силах.
Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она
выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от Змея, который
обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоголовости, является как бы
символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства. Ее «рать
сила несметная» наступает подобно грозе: «как бы облок катится по краю неба». Богатыри
7 побеждают войско Яги, и она проваливается в подземелье, куда за ней следует и герой
сказки. В подземелье кузнецы, швеи и ткачихи готовят для Яги новое войско, но богатырь
убивает их всех, а затем побеждает и саму бабуЯгу, которая при этом иногда обороняется
кузнечным молотом. Иногда упоминается еще, что в своем подземном царстве БабаЯга
враждует с какимто старым богатырем, которого она ослепила за потраву ее полей.
Мужских враждебных персонажей сказки такого типа, как правило, не знают (хотя в
группе подобных сказок БабаЯга стремится погубить богатырей в отместку за убийство ее
сыновейзмеев); зато совместно с БабойЯгой нередко действуют ее дочери или жены ее
сыновей, обычно числом 3 или 12. Так, например, в сказке о «бое на калиновом мосту»
змеиные жены пытаются расправиться с богатырями, превращаясь в различные
привлекательные предметы: в яблоневый сад с «духовитыми» яблоками, в колодец с
ключевой водой, в кровать с пуховой периной и т.п.; пользование всеми этими благами для
усталых от похода богатырей должно закончиться их погибелью, но богатыри избегают
соблазна и уничтожают змеих, после чего встречаются с главной опасностью — Змеихой
матерью, БабойЯгой. Она в подобных сказках бывает обычно обрисована космическими
чертами: обращается то в тучу, то в гору с пещерой, то в бесконечную стену; иногда,
«раззявив рот так, идо одна губа попид облаками, а друга по земли волочется», она
проглатывает богатырей с их конями. Во многих сказках она гонится за богатырем, но он
спасается от нее, сперва бросая ей в огромную пасть то пять пудов соли, то стог сена, то
поленницу дров, чтобы задержать ее, а потом прячась в железной кузнице; при этом он
часто ищет защиты от Яги у ковалей Кузьмы и Демьяна (иногда сливающихся в один образ
кузнеца Кузьмодемьяна). Прилетевшая к кузнице Яга вынуждена бывает пролизывать
дверь; но в тот момент, когда она достигает цели, кузнецы хватают ее за язык кузнечными
клещами и бьют молотом, т.е. поступают с ней так же, как со Змеем в схожем мифе. Но
если Змея после победы обязательно впрягали в плуг, то бабуЯгу обычно «перековывали
на кобылу», хотя в некоторых сказках также, как и Змея, впрягали в плуг и пропахивали
борозду «аж на сажень у вышки». «Перекованную» же Ягу отдавали богатырю; однако она,
согласно сказкам, в этом случае не удерживается у своего хозяина и скоро гибнет. В
основу подобных сказоклегенд о воинственной Ягебогатырше, обитающей гдето «за
степной рекой среди шелковых трав, у криничной воды возле моря», вероятно, легли
сказания о войнах с царством амазонок, живших у Меотиды. Так, например, описания
«подземного» царства Яги, среди которого нередко возвышаются горы, были, очевидно,
навеяны преданиями о какихто областях, расположенных за горами, с которых нужно
8 спуститься (как в подземелье) вниз, в долины, населенные воинственными и
многочисленными женщинамивсадницами (образ которых нередко замещает традиционный
образ Змея), возглавляемыми некой «ЦарьДевицей». Сказочные описания дороги в страну
Яги и самой страны очень напоминают сказочные же описания «Подсолнечного Девичьего
царства», которое находится «за тридевять земель, за тридевять морей», за «огненным
морем». В этих описаниях угадываются южные приморские области. Согласно сказкам, в
Девичьем царстве есть город, окруженный каменной стеной или железным тыном высотой
12 саженей; правит им сама Царьдевица, которая ездит на богатырском коне, под которым
гнутся мосты и в «ископыти» которого увязают обычные кони. В ее владении находится и
живая и мертвая вода, и молодильные яблоки, и прочие чудеса; за нимито и отправляются
смельчакигерои (например, три сына старого царя), хотя поездка эта небезопасная: в
подчинении у Царьдевицы находится целое войско «удалых полениц», с которыми она
«тешится в зеленых лугах»; богатыри, которые пытаются пробраться к этой воинственной
царице, обычно гибнут: «Много туда ехало разных богатырей, а ни один оттуда не
вернулся. Всето головушки ихни на тычинушках, а только одна тычинка стоит порожная
— не твоей ли головушки быть?». Впрочем, поездка главного героя сказки к Царьдевице
обычно бывает мирной и не носит характера военного похода: герой (ИванЦаревич)
добирается до Девичьего царства, застает Царьдевицу спящей в шатре и овладевает ею, а
она рождает сыновей и заставляет героя жениться на ней, угрожая, что иначе разрушит его
царство: «Я все царство побью, попленю, головнёй покачу». Повидимому, сказки о
царстве воинственной БабыЯги являлись вариантом мифа о чудесном «Девичьем
царстве». Предания же об этой чудесной стране, очевидно, отразили реальное пребывание
На то, что в основу сказок о Яге
на юге какихто «женоуправляемых» кочевников.
всаднице и о девицахполяницах легли предания о борьбе славян (символизированных
одним или тремя героями) со степными кочевниками, южными народами,
«женоуправляемыми» сарматами или киммерийцами (символизируемыми многоголовыми
Змеями или Ягой с войском змеих), указывают и расположение страны у какихто гор с
ущельями и пропастями, близ моря или за морями, и постоянные упоминания о скоте,
пастбищах, табунах превосходных (волшебных) коней, и тесная связь самой Яги и ее
дочерей с конями (так, например, миф о дочерях Яги, оборачивающихся кобылицами, мог
возникнуть так же, как возник миф о кентаврах, — на основе наблюдений за умелыми
всадниками, каковыми являлись степнякикочевники), железная ступа БабыЯги
(напоминающая скифские или сарматские котлы на поддоне), в которой она в некоторых
9 сказках преследует героя, и крепости с высокими каменными стенами (в южных
причерноморских землях были десятки хорошо укрепленных греческих городов,
завоеванных кочевникамисарматами), и человеческие головы на «тычинах» вокруг города
Царьдевицы или дворца БабыЯги (о таком обычае сообщал Геродот, описывая быт тавров
Крымского полуострова: «У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве
потерпевших крушение мореходов... тело жертвы сбрасывают с утеса в море... голову же
прибивают к столбу...». В сказках с участием Яги, вероятно, нашли отражение и войны с
киммерийцами в «змеиной земле», и противостояние скифским наездам, и
полуновеллистические сказания о взаимоотношениях с сарматами и сарматками. БабаЯга
в этих сказках могла символизировать и Царьдевицу, повелительницу амазонок, но скорее
всего, подобно Змею, олицетворяла всю «степную силу» в целом. Конечно, такая конная
Яга, мать змеев и оборотнейкобылиц, — это не та традиционная русская сказочная Баба
Яга, которая живет в избушке на курьих ножках в дремучем непроходимом лесу. Хотя у
них имелись и общие черты: например, и та, и другая в сказках и поверьях неизменно
связывались со змеями.
Роль БабыЯги в сказках.
Сначала я решила провести опрос среди учащихся младших классов, так как мне
стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на
следующие вопросы:
1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит БабаЯга?
В опросе участвовали 25 учеников начальной школы. Сделав анализ, варианты их
ответов я отразила в диаграмме.
10 Далее я самостоятельно анализировала образ Бабы Яги. Для этого я прочитала
русские народные сказки, где говорилось о Бабе Яге.
Образ бабыяги в сказках слагается из разных деталей. Сказка знает три разные
формы яги:
Первый тип — встречающийся реже двух других, — ягадарительница, которая
принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня,
богатые дары, чудесные предметы (сапогискороходы, коверсамолет, меч кладенец и пр.)
и т. «Василиса Прекрасная, Марья Моревна»
Второй тип — ягапохитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить
(затем следует бегство и спасение). «Гусилебеди, Ивашко и ведьма»
Третий тип — ягавоительница, сражающаяся с героями и побеждающая многих из
них. Ягавоительница в сказках — это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в
ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины
ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением
богатырь. «БабаЯга, БабаЯга и Заморышек».
Образы ягипохитительницы и ягидарительницы состоящими в теснейшем
историческом родстве, связанными с комплексом посвящения и представлениями о
прибытии человека в царство мертвых. В сказочных сюжетах ягабаба — своеобразный
проводник в иной мир; она испытывает героев, нередко помогает тем, кто эти испытания
выдерживает. В основе северного образа БабыЯги, колдуньи и повелительницы зверей,
обитающей в лесной чаще и иногда похищающей и пожирающей детей, а иногда
помогающей герою советом и делом, как и в случае с южной Ягойвоительницей, лежали
древнейшие предания, воззрения и обычаи. Образ лесной Ягиколдуньи восходит, по
видимому, к древнейшим представлениям о Великой Матери мира — хозяйке зверей,
прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их
сверхъестественной силой.
В русских сказках ягабаба охраняет вход в иной мир, в царство мертвых,
одновременно она мать и «хозяйка» зверей: «...смерть на некоторой стадии мыслится как
превращение в животных. Вместе с тем, БабаЯга явно связывалась в народном
11 воображении не просто со смертью, но и с обрядами перерождения, с идеей умирания и
воскрешения. Так, например, в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их
в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка»,
совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали,
чтобы он возродился вновь уже другим человеком. Возможно даже, что сказки о «Яге
похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения
юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу. Обряд инициации
заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 1012 лет, на некоторое время
уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен
по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для
племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. Яга в сказках
выступает именно как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром
мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир
мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе
двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в
сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным
сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими
останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).
Итак, во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою
прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо
помогает, либо нет.
Результаты своего исследования по следующим сказкам я записала в таблице.
Анализ результатов исследования.
В результате исследования было установлено: образ Бабы – Яги в русских народных
сказках довольно противоречив. БабаЯга не всегда злая ведьма: она может быть разной –
доброй и злой, часто она помогает герою, спасает его, может быть веселой и смешной, а
иногда даже красавицей.
На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги
в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности. Баба Яга испытывает
12 людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые
способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный
облик). Служат ей дикие звери, служат ей гусилебеди, а значит, она повелительница
зверей и леса.
Баба Яга летает на ступе, ей служат гусилебеди, она поднимает ветер помелом,
свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она
повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей
(губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным,
подземным и домашним.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный
кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом
(«русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из
черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным
миром.
Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный
сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа
Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая
сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей
Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью,
Судьбой.
Мое предположение подтвердилось.
Заключение.
13 В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много
русских народных сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди
учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге.
По сказкам я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось
анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению
любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать
какиенибудь новые открытия.
Диаграмма
Результаты опроса учащихся
Приложение
14 1. Кто такая БабаЯга?
15 16 Таблица
Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Название
сказки
Место обитания
Внешний
Бабы Яги
вид
Волшебные
вещи в
сказках и
др. чудеса
Животн
ые,
служащи
е Бабе
Яге
Положительны
й или
отрицательный
персонаж
«Гусилебеди»
«…стоит
избушка на
курьей ножке, об
одном окошке,
кругом себя
поворачивается
…»
«…морда
жилиная,
нога
глиняная»
Золотые
яблочки
Мышка,
гуси
лебеди
Отрицательный,
так как похищает
детей, чтобы
съесть
«Царевна
лягушка»
«Стоит избушка
на курьих
ножках, кругом
себя
поворачивается»
«…зубы –
на полке, а
нос в
потолок
врос»
Клубок
–
Положительный,
так как дает
совет, как
одолеть
противника
(Кощея)
«Баба Яга»
«Стоит в лесу
хатка, а в ней
сидит Баба Яга»
Баба Яга –
костяная
нога
Гребешок,
полотенце
Кот,
собаки,
быки
Отрицательный,
так как хотела
съесть девочку
«Баба Яга и
Заморышек»
«Василиса
Прекрасная»
«За тридевять
земель на крутой
горе стоят
белокаменные
палаты, высокой
стеной обведены,
у ворот железные
столбы
поставлены»
«В дремучем
лесу избушка
ЯгиБабы; забор
вокруг избы из
человечьих
костей, на заборе
торчат черепа
людские с
глазами; вместо
дверей у ворот –
ноги человечьи,
вместо запоров –
Баба Яга –
костяная
нога (имеет
41 дочь)
Волшебный
платочек,
огненный
щит
«В ступе
едет,
пестом
погоняет,
помелом
след
заметает»
Куколка;
три
всадника
(белый,
красный,
черный);
три пары
рук
–
–
Отрицательный,
так как хотела
погубить всех
братьев
Положительный,
так как помогла
Василисе, дав ей
огонь (череп с
горящими
глазами)
17 руки, вместо
замка – рот с
острыми зубами»
«За тридевять
земель, в
тридесятом
царстве, за
огненной рекой
стоит дом Бабы
Яги, кругом дома
двенадцать
шестов, на
одиннадцати
шестах по
человечьей
голове, только
один незанятый»
«Прибежала к
глубокой
пропасти,
подняла
чугунную доску
и скрылась под
землею»
«Марья
Моревна»
«Иванцаревич
и Белый
Полянин»
«Поди туда –
не знаю куда,
принеси то –
не знаю что»
Избушка на
курьих ножках
«Заколдованна
я королевна»
«Финист –
ясный сокол»
Три Бабы Яги.
У старшей
«стоит избушка,
а дальше… одна
тьма кромешная,
ничего не
видать…»
Три Бабы Яги.
«Стоит избушка
на курьих
ножках –
вертится»
«Во весь
дух на
железной
ступе
скачет,
пестом
погоняет,
помелом
след
заметает»
Волшебный
платочек
Волшебн
ые кони
Отрицательный,
так как хотела
убить Ивана
царевича
Баба Яга –
золотая
нога
Волшебная
игла, шило
–
Отрицательный,
так как билась с
богатырями
Волшебный
клубок,
дубинка,
топор,
дудка.
Сват Наум
Ковер
самолет,
сапоги
скороходы,
шапка
невидимка
Серебряное
блюдечко и
золотое
яичко,
серебряные
пяльцы и
золотая
Сидит
седая
старуха,
прядет
кудель
Баба Яга –
костяная
нога,
старая,
беззубая
Ноги из
угла в угол,
губы на
грядке, а
нос к
потолку
прирос.
Третья –
Лягушка
Положительный,
так как помогла
Андреюстрелку
–
Положительный,
так как помогла
найти королевну
Кот,
собака,
Серый
волк
Положительный,
так как все трое
помогли найти
Марьюшку
18 иголочка,
серебряное
донце и
золотое
веретенце
Живая вода,
молодильны
е яблоки
Волшебн
ые кони
Положительный,
так как дала
совет, как найти
воду и яблоки
«сама
черная, а во
рту один
клык
торчит»
«…
шелковый
кудель
мечет, а
нитки через
грядки
бросает»
«Сказка о
молодильных
яблоках и
живой воде»
Три Бабы Яги
(сестры).
«Избушка на
курьей ножке, об
одном окошке»
Словарь терминов
Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха
Яга – язвить, причинять боль, мучить.
«Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных
дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».
Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы;
недостоверный рассказ, выдумка.
Мифология – совокупность мифов какогонибудь народа; наука, изучающая мифы.
Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чегонибудь в ступе.
Каменный, медный, деревянный пест.
Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно
фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут
пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая
летает в ступе и с метлой).
19 Список используемой литературы.
1. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит.,– 1992. – 245 с.
2. Любимые сказки. Сборник русских народных сказок / Сост. И.И. Комарова. – М.:
РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 512 с.
3. Бабушкины сказки. Сборник русских народных сказок / Сост. И.И. Комарова. – М.:
РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 608 с.
4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.
5. Толковый словарь живого великорусского языка. В. Даль – М.: Мир книги, 2002.
6.
http://www.zankovcom/litmet3.htm статьи по изучению нар. Сказок
7. http://ww.paganism.ru/babayagahtm о происхождении образа
8. http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml тематические статьи по теме
9. http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm картинки
10. http://myfhology.narod.ru/heroes/b/babayaga.htm о славянских мифах
11. http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm о суевериях и обрядах
20
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.